Технологическая карта урока " Лесная промышленность: проблемы и пути решения"
методическая разработка по географии (9 класс)

Бурлакова Светлана Васильевна

 Технологическая карта урока " Лесная промышленность:проблемы и пути решения". Урок в 9 классе в разделе "Отрасли хозяйства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока " Лесная промышленность:

проблемы и пути решения"

Учитель: Бурлакова Светлана Васильевна

Класс: 9

Цель урока: выделить проблемы лесной промышленности, являющиеся одной из главных проблем Иркутской области и России, заинтересовав обучающихся изучением данной темы.

Задачи:

Образовательная: формирование понятия «черные лесорубы», «черные санитары», их роль в развитии проблем лесной промышленности

Развивающая: развитие познавательного интереса к изучению проблем своей местности, стремление к самостоятельному поиску знаний и путей решения данный проблем.

Воспитательная: реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью, пробуждать неравнодушное отношение к проблемам своего края, воспитывать любовь к своей «Малой Родине», дисциплинированность, интерес к предмету.

Учебная задача: установить связь между существующими проблемами лесной промышленности и жизнью (социальными проблемами человека).

Виды познавательной деятельности учащихся на уроке :

•        информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);

•        коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

•        рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Вид урока: комбинированный

Форма урока: групповая и индивидуальная работа.

Технология обучения: кейс-технология, приёмы практико-ориентируемые, исследовательские.

Планируемые результаты:

Личностные: ценностное отношение к умению воспринимать речь учителя, одноклассников,  оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, ответственность, причину неудач, выражать положительное отношение к процессу познания; осознание значимости данного умения считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, применять правила делового сотрудничества; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

Предметные: на основе имеющихся умений работать с разными источниками географической информации, ученик научится понимать основные географические понятия и термины;

Метапредметные: развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью информационных технологий; умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, группу, вести дискуссию.

Средства обучения: атласы, обучающие кейсы для развития познавательной деятельности учащихся на уроке.

План урока:

1. Организационный и мотивационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Определение темы и целепологания.

4. Работа с кейсом

I этап. Погружение в совместную деятельность.

II этап. Организация деятельности по решению проблемы в малых группах

III этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности.

5. Подведение итогов.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя. Дидактические задачи.

Деятельность учащихся. Методические рекомендации

I. Организационный и мотивационный момент. (3 минут)

Цель и задачи этапа: Подготовка к уроку. Психологический настрой.                         Формирование мотивации к совместной деятельности:

На доске написаны слова: Лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, лесная химия.

Вопросы: Каким одним словом можно объединить данные слова? Какие отрасли в значительной мере зависят от развития изучаемой отрасли промышленности?

Самоорганизация.

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, обосновывают ответы.

II. Актуализация опорных знаний.

 (5 минут)

Цель и задачи этапа: систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Что такое лесная промышленность?

 Совокупность отраслей промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. Одна из старейших отраслей хозяйства.

Что могут означать цифры: 

771,1 млн га, 80%

Задание: Расставьте лесистые районы России в порядке убывания. Объясните от чего это зависит.

Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Европейский Север, Дальний восток. 

Какие отрасли лесной промышленности развиты в нашем городе (Братске)?

 Все отрасли лесной промышленности (перечислить).

Какие проблемы существуют в нашем городе, связанные с лесной промышленностью?

 Сведение лесов, отходы лесной промышленности, лесные пожары, экологическое загрязнение.

Обсуждают задание в группе, принимают решение, высказывают и обосновываю своё мнение.

Проверка и коррекция знаний.

III. Определение темы и целепологания. Стадия вызова.

(5 минут)

Люди всегда относились к природе прагматично. Именно этот подход привел к тому что, во второй половине, а особенно к концу ХХ века произошли глобальные изменения, которые привели к появлению глобальных проблем, сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества.

 Отрасли, входящие в лесопромышленный комплекс, в составе промышленного производства РФ находятся на седьмом месте по объемам производимой продукции и пятое по объемам экспорта товаров. Наиболее значимую роль лесная промышленность играет в хозяйствах Европейского Севера страны, на обширных территориях Восточной и Западной Сибири, а также Дальнего Востока.

Сегодня мы постараемся выделить проблемы, связанные с развитием лесной промышленности.

Определяют тему урока, цели и задачи.

IV. Этапы работы с кейсом (20 минут)

I этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;

II этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах

III этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.

Чтение кейсов: Топор лесной войны,  «Черные лесорубы»,   «Черные санитары», «Черная дыра», Огонь, Вода.

Приложение 1.

В каждой группе выбирают спикера, который представляет решение, секретаря, фиксирующего ход обсуждения, и хранителя времени, который следит за временем работы.

Приложение 2. Работа в группе:

Смысловое чтение.  Поиск  проблемы. Определение путей решения  проблемы Подготовка представления решения группы. в различных формах

Приложение 3.

Представление итогов работы. Отчет группы.

Ответы на вопросы учащихся из других групп или уточняющие  вопросы учителя

V. Подведение итогов, выводы (5 минут)

 

Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

Оценка собственной деятельности, выявление эмоционально – личностного отношения к уроку.

Приложение 4.

Домашнее задание                 (2 минуты)

Анализ статьи, выводы записать в тетради

Выбирают на свое усмотрение одну из проблем.

Пояснительная записка урока

 Класс делится на шесть групп по 4-5 человек. Каждый учащийся группы выбирает себе роль, которую он будет выполнять. (Приложение 2). Каждая группа выбирает себе кейс наугад, все группы имеют разные кейсы. Кроме кейса каждая группа получает две таблицы, одна с результатами обсуждения, в котором в неправильном порядке записаны проблемы, проявления проблемы и пути их решения. Вторая таблица пустая, которую нужно заполнить в течение урока, выписав из первой таблицы проблему, рассмотренную в их кейсе, и подобрав к ней проявление проблемы и пути решения. Кроме заполнение таблицы каждая группа готовит краткое выступление по своей проблеме в соответствии с критериями оценки работы учащихся (Приложение 4). По окончании работы каждая группа представляет результаты своей работы классу. Остальные группы внимательно слушают выступление и участвуют в обсуждении, задают вопросы. В завершении учащиеся оценивают свою деятельность, заполняют оценочный лист в соответствии с критериями (Приложение 5).

Приложение

Приложение 1.

Кейс №1. Топор лесной войны.  

На совести «черных лесорубов» масса бед: от страшных лесных пожаров и сгоревших деревень до обмеления Байкала. Но и сами они — ​заложники российской бедности
Жители пограничных районов Сибири и Дальнего Востока уже давно живут в виртуальной реальности. Компьютерные технологии здесь ни при чем, нереальность происходящего создана с помощью бензопил, топоров, а также стараниями местных чиновников. Огромные территории на границе с Китаем, которые сейчас больше напоминают степи, во всех отчетах и даже на государственных картах официально покрыты лесом. Порой даже заповедным, а в некоторых местах — ​реликтовым… Так и было на самом деле… только лет двадцать назад. До тех пор, пока не набрали силу «черные лесорубы» — ​поставщики нелегально вырубленной российской древесины в Китай. Их деятельность приводит к потерям десятков миллиардов бюджетных рублей, страшным пожарам и угрожает национальному достоянию — ​озеру Байкал.
 Лес незаконно валят по всей России — ​от Кавказа и Карелии до Бурятии и Приморья. Но все-таки основный «ареал» обитания «черных лесорубов» — ​таежные леса Сибирского федерального округа и приграничные с Китаем территории.

По словам главы Министерства природных ресурсов Сергея Донского, за один только 2016 год размер ущерба, причиненный незаконными вырубками, превысил 11 миллиардов рублей. И 77% от общего числа незаконных вырубок (1,3 миллиона кубометров) приходится на СФО.

Как следует из ответа Федерального агентства по лесному хозяйству на официальный запрос «Новой газеты», «около 74% от общего объема незаконно срубленной древесины приходится на Сибирский федеральный округ, в том числе 65% — ​на Иркутскую область». Серьезные объемы незаконной рубки зафиксированы и в соседней Бурятии, Забайкалье, Красноярском крае, а также в Вологодской области, Пермском крае, Свердловской области.

Даже к этим цифрам специалисты в лесной отрасли относятся весьма скептически. К примеру, эксперты из Федерального агентства лесного хозяйства считают, что 70% преступлений такого рода остаются не выявленными. До правоохранительных органов доходит лишь до трети всех случаев незаконных вырубок леса. Тем не менее, согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в первом полугодии 2017 года по статье 260 УК РФ («Незаконная вырубка лесных насаждений») были приняты решения по 3076 лицам, из которых 2217 были осуждены и лишь один оправдан, остальные дела были прекращены по тем или иным причинам.

Руслан Хисанов

Новая газета.19 февраля 2018.

Кейс №2. «Черные лесорубы»

Зловещее прозвище мало в чем соответствует реальности. Есть классический вариант «черного лесоруба» — ​это местные жители, которые, взяв бензопилы и топоры, уходят в ближайшие леса.

Это проблема Сибири, — ​говорит Николай Шматков. — ​Особенно в регионах, которые граничат с Китаем. Там в любой сельской местности есть незаконные рубки, которые производятся местным населением. Все потому, что работников лесоохраны там можно встретить гораздо реже, чем лося или медведя.

Люди массово уходят рубить лес не потому, что хотят сшибить большую деньгу или легко заработать. Труд лесоруба легального или «черного» тяжел и опасен. У местных жителей просто нет иного выбора. В этом уверен Иван Логинов, председатель общественного экологического движения «Новая энергия» в Бурятии.

— Я проехался по всем прибайкальским территориям. Разговаривал с жителями двенадцати поселков. Люди в один голос говорят, что лес сейчас — ​одна большая проблема. Несмотря на то что они живут на Байкале, у них нет доступа к рыбным ресурсам. Даже вылов омуля, чем занимались многие поколения местных жителей, и то запретили.

Люди там живут на грани социальной катастрофы. И единственное, что у них остается, — ​это заготовка леса. Есть три основных района, где идет массовая вырубка: Прибайкальский, Баргузинский и Кабанский. Там рядом практически со всеми поселками — ​везде — ​проводятся лесозаготовки. Ведь Лесной кодекс разрешает использовать прилегающие к этим районам места для делян.

Что там говорить, если даже в относительно малонаселенной «черными лесорубами» Бурятии, как сообщила «Новой» пресс-секретарь Республиканского агентства лесного хозяйства Екатерина Иванчикова, по данным МВД, в прошлом году было возбуждено 916 уголовных дел по 260-й статье.

Также определенные участки выставляются на торги для вырубки. Порой под топор попадают значительно большие площади: где-то по «недосмотру», где-то по сговору с местными чиновниками.

Объем таких рубок, по данным Рослесхоза, оценивается примерно в миллион кубометров, — ​поясняет Николай Шматков. — ​Цифра пугающая, особенно если представить ее в товарных вагонах. Бывает, что предприятие по-честному увеличивает площадь вырубки из-за ошибки в координатах или неточности карт. А чаще — ​надеются кого-то купить или думают, что контролирующие органы просто не будут этим заниматься.

Схема, по которой работают «классические черные лесорубы», достаточно проста. Бригада граждан с бензопилами выходит в лес, как правило, недалеко от дорог или населенных пунктов, валит деревья. Проводит на месте первичную обработку, далее стволы попадают на лесозаготовительный пункт, откуда уже доставляются на ближайший полустанок, где нелегальная продукция грузится в эшелоны и в большинстве случаев движется в сторону государственной границы с Китаем.

Руслан Хисанов

Новая газета.19 февраля 2018.

Кейс №3. «Черные санитары»

Есть категория незаконных вырубок, на которую эксперты крайне настоятельно рекомендуют обратить внимание. Это воровство леса по полулегальным схемам через санитарные рубки.

Данный «тренд» нас особенно тревожит, — ​говорит Николай Шматков. — ​Схема проста. «Бизнесмены» вступают в сговор (тому подтверждение масса уголовных дел) с фитопатологами — ​специалистами, которые могут дать заключение о гибели или болезни леса. В результате та или иная фирма получает возможность через санитарные рубки заготавливать лес практически любой категории, вне зависимости от его защищенности. Даже в некоторых особо охраняемых территориях, зонах и заповедниках.

В большинстве случаев лес, отданный под «санитаров», вырубается не полностью. Заготовителей интересуют в основном дорогие породы деревьев, причем только наиболее ценные нижние части стволов, все остальное оставляют прямо на делянках.

Конечно, сейчас видны позитивные подвижки в направлении по борьбе с черными санитарными вырубками, — ​продолжает Николай Шматков. — ​С нашим участием сейчас публикуются в интернете планы по проведению таких рубок. Любой активист, любой представитель правительственной организации может проверить в десятидневный срок состояние того или иного участка: действительно там больной лес или же, напротив, — ​стоят здоровые деревья.

Мы создали сайт, где собрали всю эту информацию по всем субъектам Российской Федерации. Сами проверяем некоторые такие санитарные рубки и выявляем среди них «полузаконные». Затем направляем соответствующие сведения в прокуратуру и в управление лесами, где идет сейчас разбор полетов по этим вопросам.

По словам Шматкова, Иркутская область — ​самая больная тема. Плюс Кавказ, Хабаровский и Приморский края. Там дорогие породы деревьев, среди которых дуб монгольский, ясень маньчжурский и другие. Они заготавливается по серым схемам в весьма серьезных объемах.

Руслан Хисанов

Новая газета.19 февраля 2018.

Кейс №4. «Черная дыра»

Катастрофические масштабы воровства леса (не так давно Россию сравнили с Камеруном по объему нелегальных вырубок) были бы невозможны без двух составляющих: зарабатывающих на этом чиновниках, вплоть до руководства регионов, и спроса на продукцию «черных лесорубов». Основной потребитель российского леса — ​Китай.

Поднебесная в последние годы весьма озабочена вопросами собственной экологии. В стране практически запрещена вырубка лесов, мало того, запущена программа по их восстановлению. А нехватку древесного сырья компенсирует Россия. Только по официальным данным, 64% (почти 13 миллионов кубометров) легально произведенной в 2016 году древесины было поставлено на экспорт в Китай.

Основной бизнес предприимчивые китайцы делают на переработке российской древесины. Свидетельство тому — ​огромное количество лесопилок, расположенных в пятидесятикилометровой приграничной зоне, естественно, не с нашей стороны. Попав с эшелонов на эти деревообрабатывающие предприятия, российский лес прибавляет в цене более чем в десять раз и реализуется потом на японских или американских биржах.

На всей территории Иркутской области работают полулегальные лесопилки, которые скупают ворованный лес, — ​поясняет Николай Шматков. — ​Потом этот лес транспортируется в Китай. Это же огромный рынок сбыта.

Китайские дельцы, уже не стесняясь, осваивают приграничные российские территории. Под их контролем находится большинство так называемых пунктов приема древесины. Ее китайские предприниматели скупают за наличный расчет. Трудно себе представить, чтобы такие масштабы воровства проходили незамеченными мимо сотрудников лесоохраны, чиновников на местах и выше, вплоть до руководителей регионов, полиции, сотрудников таможни, госконтроля. Даже бдительные гибэдэдэшники почему-то не замечают тысячи лесовозов, пылящих по дорогам в сторону железнодорожных станций с черным лесом.

Главе МПР Сергею Донскому остается лишь грустно констатировать, что за «последние три года ущерб от незаконной вырубки составил 30,8 миллиарда рублей. Всего зарегистрировано 52,4 тысячи случаев незаконной вырубки леса…».

В правительстве масштаб проблем с незаконными вырубками оценили. И, похоже, решили подойти к проблеме «черных лесорубов» комплексно.

«Опорные направления, или три «кита», на базе которых мы должны и дальше строить свою работу, — ​это использование современных технологий, активная помощь граждан и жесткий контроль над лесопользователями.

Иркутская область — ​самая проблемная по масштабам незаконных рубок. И поэтому именно здесь весь прошедший год применялся комплекс мер борьбы с «черными» лесорубами, объединенный в пилотный проект».

Некоторые детали Рослесхоз раскрыл в ответе на запрос «Новой газеты»: «…проектом предусмотрено внедрение специальных идентификационных карт с радиоэлектронным чипом. Эти карты привязаны к конкретному лесозаготовителю и содержат информацию о месте, допустимых объемах заготовки и сопровождают каждую партию древесины до пункта ее приема, отгрузки или переработки. Одним словом, «черных лесорубов» предполагается победить с помощью новых технологий. При этом в правительстве совсем не говорят о том, как решить главную проблему: беспросветную бедность регионов, где население пополняет ряды «черных лесорубов». И это вопрос не только к федеральному центру, но и к главам регионов, к их социальной политике и созданию рабочих мест. Ведь если человек может прокормить себя только топором, то он все равно возьмет его в руки, несмотря ни на какие запреты.                                            

Руслан Хисанов

  Новая газета.19 февраля 2018.    

Кейс №5. Огонь

Через несколько месяцев в тайге начнет сходить снег. И обнаружатся уже далеко не финансовые составляющие последствия работы «черных лесорубов».

Такие, что их заметят на самом высоком уровне. «Черные лесорубы» работают быстро и не задумываются о том, что после себя оставляют. Как следствие, на делянках остаются так называемые «лесные кладбища» — ​отходы после рубки деревьев: сучья, щепа, кора. И это один из источников лесных пожаров, в результате которых ежегодно выгорают тысячи и тысячи гектаров леса. И сгоревшая дотла деревня Бубновка в Керенском районе Иркутской области, в которой проживало около 500 человек, тоже могла оказаться жертвой «черных лесорубов».

О масштабах пожаров не так давно рассказывал вице-премьер Александр Хлопонин на совещании об итогах пожароопасного сезона: «В текущем году в Лесфонде зафиксировано 9,2 тысячи пожаров. Площадь лесных пожаров в России составила 1,4 миллиона гектаров…»

Николай Шматков считает, что в таком количестве возгораний есть большая заслуга и «черных лесорубов»: «Лесные кладбища — ​одна из причин возникновения пожаров. Отрицать это невозможно. Нахождение людей в лесу уже пожароопасно. А тут «черные лесорубы», которые мало о чем задумываются. Искренне боюсь ошибиться в цифрах, но это очень существенный фактор. Если грубо — ​то оцениваю до 30 процентов».

С ним согласен и Иван Логинов: «На делянках остаются лесные кладбища. Бурятия — ​один самых неблагополучных регионов по числу пожаров. Потому что куча мусора, опилок, веток, отработанный материал — ​все это остается на местах. Все это сохнет: влаги же нет! Достаточно искры или разбитой бутылкой, которая, как линза, — ​и огонь быстро занимается, и пошел пожар. И потом с ним героически борются. В позапрошлом году даже в самом Улан-Уде было нечем дышать: вокруг были пожары. От таких пожаров загораются торфяники, а это уже отдельная история. Нынешние технологии не в состоянии их потушить. Это одна из важнейших проблем, которая беспокоит население».

Руслан Хисанов

Новая газета.19 февраля 2018.

Кейс №6. Вода

Последствия работы «черных лесорубов» угрожают и водным ресурсам страны. А если задуматься, то и всей планете.

Основная функция леса, по отношению к водным ресурсам — ​это недопущение обмеления рек за счет предотвращения выноса мелких частиц почвы, песка в русла рек, — ​поясняет Николай Шматков. — ​Если лес исчезает по берегам рек и ручьев, то это напрямую означает вынос грунта и их обмеление.

Кроме того, лес переводит поверхностный сток воды в почву. Это предотвращает водную эрозию берегов рек и способствует удержанию влаги в почве — ​и это крайне важно. Лес способствует регулированию водного баланса.

Иван Логинов более конкретен и считает, что именно «черные лесорубы» и лесные пожары во многом виновны в обмелении главного хранилища пресной воды на планете — ​озера Байкал:

У озера маловодный период — ​20 лет. Все жители в один голос говорят: в озеро Байкал впадают более 300 рек и ручейков. Вот река Инна уменьшилась в два раза, река Баргузин тоже потеряла свою водность. Бесчисленное количество маленьких ручьев, которые питали Байкал, исчезли. Мы едем по мостикам — ​и видно, что под ними сухо. Если мы проходим в верховья этих речушек, то там обязательно будут вырубки, деляны. А лес — ​это аккумулятор влаги. Происходит опустынивание.

Байкал способен к самоочищению. Но восстановить лес вокруг себя он сам не сможет. Даже крупные промышленные предприятия наносят ему гораздо меньший вред, нежели люди с пилой и топором. К промпредприятиям законодательство относится достаточно строго. Есть определенные нормативы, следят за выбросами отходов, фильтрацией воды.

Что касается пилы и топора… Есть же разница, когда 10 человек рубят лес и когда почти все население выходит на деляну. Это просто трагически влияет на ситуацию с Великим морем, как мы называем Байкал.

Озеро, конечно, нас переживет. Но, может быть, все-таки стоит попытаться решить проблему «черных лесорубов» не только какими-то карательными мерами? А задуматься над социальной составляющей регионов, где валят лес на радость тем же китайцам? Может, не с помощью ГЛОНАСС следить за уходящими в Поднебесную грузовиками и эшелонами, а просто дать людям нормальную работу? Перестать врать себе и ссылаться на виртуальные бумажные карты, а просто посмотреть на съемки исчезнувших лесов из того же космоса?

На них прекрасно видно, как наша страна, ее самый богатый, благодатный край превращается в пустыню. А людям в пустыне делать нечего. Это замкнутый цикл, ловушка, в которую загоняет Сибирь равнодушие федерального центра и алчность руководителей на местах. «Черные лесорубы», конечно, беда, но безлюдная, брошенная территория — ​беда еще большая.

О проблеме «черных лесорубов» было сказано еще в «Повести временных лет»: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет». Кажется, в XXI веке этот порядок пора бы уже навести. И первым делом — ​запретить экспорт кругляка в Китай, создать для отечественного бизнеса элементарные стимулы к тому, чтобы он вкладывал деньги в глубокую переработку древесины в нашей стране, зарабатывал, создавал рабочие места, платил налоги. Тогда люди не будет слоняться по тайге с топором, тайга — ​гореть, а реки и озера — ​пересыхать.

Руслан Хисанов

 Новая газета.19 февраля 2018.

Приложение 2.

Основные роли в группах:

Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.

Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы.

Третья роль – спикер группы – тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!

Четвертая роль – «хранитель времени» это человек, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.

Пятая роль – человек, который будет оформлять отчёт

Приложение 3.

Результаты обсуждения

Проблемы

Проявления проблемы

Пути решения проблем

Идеальный, на ваш взгляд, вариант

Незаконная вырубка леса

Исчезновение мелких рек, уменьшение уровня воды в Байкале и уровня грунтовых вод

Безотходное производство лесных ресурсов

Отсутствие работы и постоянного заработка населения в регионах Сибири

Уменьшение площади лесов

Переработка древесины на Российских заводах и экспорт готовой продукции лесной промышленности

Ложные санитарные рубки

Способствование местных руководителей нелегальной вырубке леса

Разработка и активное использование во всех отраслях альтернативных материалов заменяющих древесину

Китайский рынок сбыта леса

Увеличение территорий ложных санитарных зон

Жесткий контроль за вырубкой леса в Сибири и Дальнем Востоке

Лесные пожары

Увеличение числа «черных лесорубов»

Восстановление лесных ресурсов путем лесопосадок

Обмеление рек и озера Байкал

Уничтожение лесов территории заповедников

Решение социальной проблемы трудоустройства местного населения Сибири и Дальнего Востока

Приложение 4.

Технологическая карта

Тема кейса:     ___________________________________________________

Состав группы:  _________________________________________________

                             _________________________________________________

Проблемы

Проявления проблемы

Пути решения проблем

Идеальный, на ваш взгляд, вариант

Приложение 5.

Критерии оценок работы по этапам занятия

Оцените, пожалуйста, по  10-балльной системе:

 Наименование критерия

Максимальный балл

Самооценка группы

Оценка учителя

Средний балл

  Активность работы всех членов группы

10

 

 Быстрота выполнения заданий

10

 

 Краткость и четкость изложения    

10

 

Умение сформулировать и обосновать проблемы

10

 Умение предложить способы их решения

10

 

Этика ведения дискуссии

10

 Отбор информации

10

 

 Итого:

70

 

70-63 балла - Оценка "5"

62-49 балла - Оценка "4"

48-35 балла - Оценка "3"

Приложение 6.

Статья для домашнего задания

За чёрных лесорубов «взялись»

Чёрным лесорубам в Приангарье теперь приходится совсем не сладко. В этом году за ними организовали пристальный контроль со стороны всех надзорных ведомств. 
Эффект поразительный!
С начала года специалисты министерства лесного комплекса и лесничеств провели уже почти 17 тысяч проверок по фактам незаконных рубок. В результате возбудили больше тысячи уголовных дел, их фигурантами стали 322 человека. 
Эта работа моментально отразилась на статистике - показатели незаконных лесозаготовок в регионе снизились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А на участках арендаторов и вовсе до 70%. Эти цифры озвучили 20 августа на заседании областной межведомственной комиссии 
под председательством врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. 
- Мы смогли добиться такой положительной динамики путём систематического проведения проверок, в том числе с привлечением сотрудников правоохранительных органов. Но нам нельзя останавливаться на достигнутом. Наша задача - полностью навести порядок в лесу и добиться стопроцентной отдачи от лесного комплекса, – подчеркнул глава региона. 
Для этого планируется и дальше развивать систему дистанционного мониторинга лесов. Под наблюдением спутников в Иркутской области будет находится 43,7 млн га в 34 лесничествах. Сейчас с помощью этих технологий выявляют почти 72% чёрных лесорубов. 
Поскольку половина фактов нелегальной заготовки древесины происходит на арендованных участках, то предлагается создать на лесных дорогах посты с камерами видеонаблюдения, фиксирующими, сколько машин заезжает и выезжает с делян, какой объём древесины они вывозят. 

Более тысячи уголовных дел возбудили по фактам нелегальных рубок.


Ещё одна мера - лицензирование деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины. По словам и.о. министра лесного комплекса Иркутской области Дмитрия Петренева, это предложение поддержали в Совете Федерации ФС РФ. Если инициативу закрепят законодательно, это позволит устранить недобросовестных приёмщиков и снизить объёмы незаконного оборота древесины. Этому будет способствовать и дальнейшая цифровизация лесной отрасли.
Кроме того, сейчас обсуждается предложение по реализации изъятой в виде вещественного доказательства древесины, а также имущества нарушителей лесного законодательства. В частности, конфискат может пойти на нужды муниципалитетов, сельхозтоваропроизводителей и добросовестных арендаторов.
Игорь Кобзев поручил также подготовить предложения по взыскиванию с арендаторов компенсационных выплат за пользования автомобильными дорогами регионального и муниципального значения. Глава области отметил, что лично проехал по многим из них и увидел, во что их превращают лесовозы. Главное - работать по правилам 

Еженедельник «Аргументы и факты» №35 «АиФ в Восточной Сибири» 26.08.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...

Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе

Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе Прочность и уверенное воспроизведение полученных знаний, умение решать логарифмические уравнения, прим...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»

В данной разработке представлен урок  в 5 классе по теме:  "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....

Технологическая карта урока по информатике и 7 классе "Решение задач с помощью кругов Эйлера"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Дзлиева Залина ХасанбековнаМесто работы: МБОУ СОШ №1 с.ОктябрьскоеДолжность: учитель информатикиПредмет: информатикаТема: «Решение задач с помощью кругов Эйлера...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока по физической культуре "ГТО - путь к здоровью"

При подготовке урока необходимо учитывать индивидуальные, физиологические, психологические и возрастные особенности классного коллектива.Данный урок имеет преимущество в том, что его можно использоват...