Исследовательский проект на тему: «История глобуса»
проект по географии (7 класс)

Шафигуллина Наталья Рамильевна

Проект "История глобуса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_globusa.docx832.75 КБ

Предварительный просмотр:


 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательский проект на тему:

«История глобуса»

Автор проекта: Сулейманова Ангелина, обучающаяся 7 Б класса

МБОУ «СОШ № 9» г. Троицк

Наставник проекта: Шафигуллина Наталья Рамильевна,

учитель географии

г.Троицк, 2021г.


Содержание

Аннатация наставника

Введение

1.  Понятие глобус

1.2 История создания глобуса

1.3 Как устроен глобус

1.4 Виды глобусов

2.Практическая часть

Заключение

Используемая литература

Введение

Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше, чтоб знать.
 И.Агеева

География – это один из самых интересных предметов в школе. Мы только начали изучать географию, но уже много узнали о том, как устроена наша планета Земля. Мы познакомились с самыми выдающимися открытиями людей, узнали много о великих путешественниках и первооткрывателях.

Очень интересно изучать нашу планету, если смотреть на глобус. Если покрутить глобус на нем мы увидим континенты, моря и океаны, северный и южный полюса. Можно измерить расстояние до любой точки планеты.

Изучая тему «Изображение земной поверхности и модели Земли» мне захотелось больше узнать о глобусе: где и когда он был создан, какие глобусы бывают! Поэтому тема моего проекта называется «Глобус - удивительное изобретение».

С древних времён у человека была потребность передавать другим людям информацию о том, где он был и что видел. Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они — маленькие модели окружающего нас мира.

Актуальность: В настоящее время наиболее актуально для детей изучение предметов в виде моделей.

Гипотеза: Глобус это не случайное изобретение. Глобус – это модель Земли, выполненная исследователями и изобретателями различных эпох, которые вложили в нее свои знания и творчество.

Цели:

  • Обогатить знания мои и одноклассников о глобусе, как о информационной модели для изучения земли
  • Доказать, что глобус интересен и в прошлом и настоящем, а так же имеет полезные функции применения и изучения
  • Создать модель Земли своими руками.

Задачи:

  • Найти и изучить научную литературу и другие информационные источники по данному вопросу
  • Познакомить одноклассников с изученными материалами
  • Изготовить модель Земли.

Объект исследования: глобусы разных видов

Методы исследовательской работы:

Наблюдение, изучение, рассматривание, сбор информации и изготовление модели (моделирование).

Введение

Изображения земной поверхности появились раньше, чем письменность. Древний человек использовал бивень мамонта, камень или дерево для первых зарисовок местности. В Древнем мире изображения делали на папирусе и ткани, а позднее — на пергаменте.

Древние греки впервые доказали, что Земля имеет форму шара. Чтобы правильно отобразить форму Земли, был придуман глобус. Глобус (от латинского слова globe — шар) — это объёмная модель планеты, уменьшенной по много миллионов раз. На глобусе нет искажений поверхности, поэтому с его помощью получают правильное представление о расположении материков, морей, океанов, островов. Но глобус намного меньше Земли, и на нём невозможно показать какую-либо местность подробно.

Прогресс в авиации и космонавтике позволил человеку фотографировать Землю. Аэрофотоснимки и космические снимки дают подробное изображение всех деталей местности. Но географические объекты на них имеют непривычный для нас вид. Распознавание изображений на снимках называют дешифрированием.

Основные виды географического изображения Земли - глобус, модели реальной действительности и одновременно мощнейшие средства познания в науках о Земле. Поэтому, их изучение, как и их создание остаются актуальны и по сей день.

1.Понятие о глобусе

Глобус — это уменьшенная модель Земли или планеты. Глобус с латинского языка (globus) означает «шар». Когда люди поняли, что Земля шарообразная, они начали создавать её модели — глобусы. Обычно на глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города. С помощью глобуса можно представить форму нашей планеты, уменьшенную в несколько миллионов раз. Глобус (обычных размеров) имеет мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно. Кроме глобусов Земли, существуют глобусы небесной сферы, Луны и других планет. Очертания природных объектов на глобусе передаются довольно точно и измерения можно производить, не вводя поправок, кроме масштабных пересчетов.

1.2 История создания глобуса

Изобретение глобуса – одно из величайших географических открытий. С его помощью легче запоминаются расположения материков и океанов, островов и морей, тропических лесов и ледяных пустынь. Этот предмет, создавался и усовершенствовался многими учеными по всему свету. У него есть своя история, интересная и очень древняя. Одним из самых великих открытий в географии является изобретение глобуса, с помощью которого легче запомнить расположение океанов, морей, материков, островов, лесов тропических, ледяных пустынь и пр. Впоследствии этот удивительный предмет усовершенствовался многочисленными учеными всего света. Есть у него своя древняя и довольно увлекательная история. 


Первый глобус возник еще до нашей эры (II- век), причем создан он одним изобретателем, очень любившим поэзию. Это был ученый филолог-философ по имени КратесМалосский. Сутками он мог слушать поэму «Одиссеи», и часто после ее прослушивания он прокладывал на карте все те маршруты, по которым ходил главный герой. А в то время уже было известно о шарообразной форме земли, поэтому он и раскрашивал шар.
hello_html_6d9a2f51.jpghello_html_65d119e6.jpg

Хоть и соответствовал этот предмет уровню знаний тех времен, но это был настоящий глобус. Современниками он был прекрасно оценен, но в течение нескольких веков, о том, кто автор первого глобуса, было забыто.

В 1492 году в г. Нюрнберге (Германия) был создан еще один глобус с целью наглядного изображения географических открытий португальских моряков. Таким образом, ученый Мартин Бехайм получил звание первого изобретателя глобуса. Тот глобус был назван «Земным яблоком». Он представлял шар, выполненный из металла, размером в диаметре не больше 50 см. Следует отметить, что континент Америка еще на нем отсутствовал, в связи с его открытием Колумбом в более позднее время. Также на глобусе еще не было никаких широт и долгот, однако были и тропики и меридианы, и было короткое описание стран. Сейчас первый глобус (1492 год) хранится в Нюрнбергском музее.

Постепенно конструкция глобуса усложнялась. В XVI—XVIII веках стали использовать часовой механизм, с помощью которого глобус вращался вокруг оси и можно было определять время в любом месте земного шара. Иногда к такому глобусу присоединялась движущаяся вокруг него модель Луны, и тогда он служил не только универсальными часами, но и календарем. Многие монархи Европы считали обязательным иметь у себя в рабочем кабинете глобусы, причем довольно внушительных размеров, сложные и богато украшенные.

В Санкт-Петербурге хранится уникальный глобус диаметром около 3 метров, который одновременно служит и планетарием. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, на внутренней — звездного неба. Интересна история этого глобуса. В 1713 году Петр I путешествовал по Шлезвиг-Голштейнскому герцогству (ныне территория Германии). Во время путешествия он посетил Готторпский замок. Там его поразил глобус необычных размеров — И футов в диаметре (3 метра 19 сантиметров). Утверждали, что глобус сделан под руководством известнейшего путешественника и географа Адама Олеария. В благодарность за оказанную Петром I военную помощь опекун малолетнего герцога подарил диковинку русскому императору. Этот огромный глобус везли в Петербург, прорубая лесные просеки. Впоследствии он был помещен в здании только что построенной Кунсткамеры, и после ее открытия в 1719 году множество людей приходило посмотреть на удивительный экспонат.

В 1747 году в Кунсткамере вспыхнул пожар, и среди экспонатов, пострадавших от огня, оказался и подарок герцога. От глобуса остались лишь обгоревшие металлические конструкции. Желая скрыть от царского двора истинные размеры понесенного ущерба, академия решила своими силами «соорудить другой, одинаковой величины с первым шар». Было сделано несколько предложений, в том числе известным механиком-изобретателем Андреем Константиновичем Нартовым. В 1748 году по его проекту начали работу «компасных дел мастер» Бенджамен Скотт и его помощник Ф. Н. Тирютин. На работу ушло 7 лет, зато, по свидетельству современников, новый глобус оказался «наилучше прежнего искусством». Карта его вплоть до конца XVIII века продолжала пополняться новейшими данными, связанными с географическими открытиями. Шар укрепили на металлической оси, внутри установили стол и скамью, на которой могли расположиться 10—12 человек для наблюдения за движением небесных светил, как в планетарии (на внутренней поверхности глобуса была выполнена карта звездного неба).

В России один из первых оригинальных глобусов был сделан в конце XVIII — начале XIX века псковским дьяконом Карпом Максимовым. Сооружение имело диаметр около 90 сантиметров. Вероятно, этот глобус передали в подарок русскому императору, так как до 1793 года он хранился в «Кабинете Петра Великого» в Кунсткамере. Большое внимание изготовлению глобусов уделял М. В. Ломоносов, стоявший во главе Географического департамента Академии наук.

Как утверждают специалисты, самым большим в мире считается глобус, изготовленный для Парижской выставки 1899 года. Его диаметр — 13 метров, а длина нанесенного меридиана — 40 метров, каждый миллиметр соответствует примерно километру земной поверхности. Вес глобуса составлял почти 10 тонн (столько весит современный автобус)! Глобус вращался вокруг своей оси со скоростью, соответствующей действительной скорости вращения Земли. На нем были нанесены рельеф земной коры, границы стран, морские пути, железные дороги, маршруты известных путешественников и даже обозначены залежи полезных ископаемых.

Глобус гораздо меньших размеров, но тоже очень большой, хранится в Дании. Первоначально это был шарообразный резервуар для природного газа, но лет 50 назад один художник решил для привлечения туристов нанести на внешнюю поверхность металлического шара характерные для нашей планеты географические условные обозначения. Получился громадный глобус.

Глобус-великан создан и в нашей стране. Он стоит на астрономической площадке Московского планетария. Модель земного шара, диаметром в два с половиной метра, выполнена из особых, специально для этой цели разработанных долговечных материалов — стекловолокна и полимеров, разрисована красками, не боящимися атмосферных осадков (долины — зелеными, моря — синими, реки — голубыми). В 70 метрах от глобуса, на крыше соседнего с астрономической площадкой здания, установлен второй шар — это макет Луны. Его диаметр — 70 сантиметров. Такие размеры выбраны не случайно. Получилась настоящая макетная система Земля — Луна, она меньше реальной «всего» в 5 миллионов раз.

Выпускаются самые разнообразные модели Земли. Наиболее распространены политические, отображающие современный территориальный раздел мира, и физические, показывающие физико-географическое устройство Земли. Особенно своеобразны так называемые рельефные глобусы с лепкой, выпуклой поверхностью гор и возвышенностей. И наверное, еще долго будут служить людям эти маленькие шары, показывающие нашу планету такой, какой ее видят только космонавты.

1.3 Как устроен глобус.

Глобус — модель Земли. Он показывает, какую форму имеет Земля, ее вращение и что находится на ее поверхности. На глобусе суша изображена – зелёным, коричневым, жёлтым цветом. Вода – синим цветом. Снега и ледники – белым цветом. Стержень глобуса показывает, где проходит земная ось — линия, вокруг которой вращается Земля. В действительности наша планета такой видимой оси, как на глобусе, не имеет. Её можно лишь представить. Точки, где земная ось входит и выходит из глобуса-Земли (пересекается с земной поверхностью), называют полюсами. Полюса — это воображаемые точки пересечения земной оси с земной поверхностью. Верхняя точка — Северный полюс, нижняя — Южный полюс. На одинаковом расстоянии от полюсов, то есть посередине, глобус опоясывает синяя линия — экватор. Слово экватор  это воображаемая линия (окружность), которая проходит на одинаковом расстоянии от полюсов и делит земной шар на два полушария — Северное и Южное. Экватор – это линия, кривая, ярко – синяя действительно делит земной шар на два полушария: Северное (на глобусе — сверху) и Южное (внизу). На поверхности Земли ни полюса, ни линия экватора никак не обозначены. Если вы внимательно посмотрите на глобус, то увидите линии, нанесённые в определённом порядке. Это параллели и меридианы. Параллели — линии, которые параллельны экватору. Меридианы — самые короткие линии, которые проведены от одного полюса к другому. Эти линии, как и земная ось, условные. Они нанесены на глобусы для того, чтобы легко находить географические объекты.hello_html_m319124ea.jpg

1.4 Виды глобусов


Изучив информационные материалы, я пришла к выводу, что глобусы бывают разные.hello_html_3379515.jpg

Географический глобус

Самый популярный. Пользователь, просматривая такой глобус, сможет увидеть расположение материков, рек, озер, гор, океанов и других объектов физического плана. В ряде случаев на поверхность наносятся названия крупных городов и столиц. Географическая модель является самой точной миниатюрной моделью планеты Земля.

Она дает четкое представление не только о месторасположении материков и океанов, но и о строении поверхности Земли.

hello_html_m2adfa3f2.jpg

Политический глобус

Глобус показывает политическое устройство планеты. На нем указаны границы стран, столицы, города, важные морские и сухопутные пути, а также многое другое. Главное удобство такой модели - это точные картографические данные: меридианы, параллели, полярные круги, тропики. Для удобства просмотра страны выкрашены в разные цветовые оттенки.

hello_html_m1c0ebea8.jpg

Рельефный глобус

Благодаря такой конструкции, мы можем изучать рельеф поверхности планеты (горы и другие физические объекты). Как известно, на стандартных физических глобусах высоты принято выделять цветом и, чем темнее и насыщеннее тона в определенном месте, тем выше та или иная точка на поверхности Земли. Рельефный глобус появился для наибольшего удобства и превосходит своего "предшественника", демонстрируя нам структуру поверхности планеты еще более наглядно.

Звездный глобус.hello_html_m67beb89f.jpg

Его еще называют  небеснымИспользуется астрономами для изучения звездного неба - расположения созвездий, крупных планет и других объектов космического пространства. Расположение каждого объекта происходит в том месте глобуса, где этот объект можно увидеть с Земли.

hello_html_m1095c99f.jpg

Глобус-моряк .

Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.

Глобус- щеголь .hello_html_591be94b.jpg

Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

hello_html_m691bb4fe.png

Глобус-космонавт.

Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

1.5.Современные глобусы

Музей глобусов  — единственное в мире публичное собрание глобусов. Расположен в Вене, во дворце Клари – Альдрингенов, в одном здании с  Австрийской национальной библиотекой.

Современные глобусы бывают разных видов и размеров.

Самый масштабный глобус в мире

Гигантский глобус с названием – Эрта. Его диаметр составляет 12,6 метра, что сравнимо с четырехэтажным домом. Находится это творение в США, в городе Ярмут.

Глобус состоит из 792 фрагментов карты. Все они закреплены скрытыми болтами на огромном каркасе, сооруженном из 6 тысяч алюминиевых труб. Но его изюминка не только в масштабах. Он размещен в стеклянном здании, по ночам его подсвечивают изнутри – это поистине запоминающееся зрелище.

В рабочие дни, каждый желающий, может запечатлеть себя на фоне огромнейшей карты мира. К тому же шедевр занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Старейший глобус Америки

Ученые установили, что глобус изготовлен из двух половинок страусиного яйца, склеенных между собой. Карта вырезана на яичной скорлупе, а сама резьба, покрыта, синей краской. Точно установить создателя не удалось, на предмете не оказалось никаких подписей. Исследователи предполагают, что глобус имеет отношение к мастерской Леонардо да Винчи. Присутствуют зарисовки, которые напоминают его работы. На нем изображены: материки, подписанные на латыни, различные животные и даже моряк потерпевший крушение.

Коллекционер карт и филолог – Доктор Миссине, датирует находку 1504 годом. И по его словам, этот глобус первый из тех, на котором была отмечена Америка, и который сохранился до нашего времени.

Глобус Маппариум

В Бостонской библиотеке Мерри Бейкер Эдди есть гигантский трех этажный полый стеклянный шар называемый Маппариумом. По сути Маппариум представляет из себя огромный глобус, на внутренней поверхности которого нанесена политическая карта мира по состоянию на середину 30-х годов прошлого века. Именно тогда была создана эта удивительная комната-глобус.

Карта состоит из стеклянных панелей, которые были привезены из Англии в Нью-Йорк, где их потом расписывали. Для того, чтобы панели приобрели нужную, уникальную форму, их обжигали в специальных формах. Вся работа длилась 8 месяцев. В неделю делали по пятьдесят панелей. Готовые панели были закреплены в специальных бронзовых рамках, которые и удерживали всю структуру вместе. Для подсветки, снаружи были установлены 300 электрических лампочек.

2.Практическая часть

В своем исследовании я провела анкетирование. Анкета состояла из 4 вопросов

Анкета

1.Что такое глобус?

2. Кто изобрел первый глобус?

3. Есть ли у вас дома глобус?

4.Актуально ли использование глобуса в наше время?

Выводы по анкете:

1.У большинства учащихся нет дома глобусов.

2.Очень мало учащихся знают, кому принадлежит создание первого

глобуса.

3.Часть опрошенных считают, что использование глобуса

в наше время актуально.

Глобус – этот предмет не только полезный, но еще и может быть отличным дополнением к интересному интерьеру. Глобус в интерьере задает атмосферу приключений, тайн и новых открытий. Оказывается, эту нужную вещь можно сделать своими руками. Я решила попробовать изготовить модель Земли своими собственными руками. Сделать глобус мне помогала мама.

Изготовление глобуса

Для изготовления глобуса нам понадобилось:

1. Воздушный шар - 1 шт.

2. Газета

3.Клей

4.Атлас

5. Голубая краска

6. Кисточка

Этапы изготовления

1. Надули шарик.

2. Обклеили шар кусками газеты в несколько слоёв.

3. Покрасили голубой краской и дождались высыхания.

4. Вырезали из атласа материки и приклеили их на шар.

Заключение

В ходе работы над проектом я выяснила, что первый сохранившийся глобус создан в 1492 году немецким географом Мартином Бехаймом.

Существует множество разновидностей глобуса: и политический, географический ,звёздный, рельефный, глобус внутреннего строения земли и даже глобус-фонтан, светильник и пазл!

Изобретение глобуса – одно из величайших географических открытий. С его помощью легче запоминаются расположения материков и океанов, островов и морей, тропических лесов и ледяных пустынь. Этот предмет, создавался и усовершенствовался многими учеными по всему свету. У него есть своя история, интересная и очень древняя.

В настоящее время глобус  очень популярный и широко применяющийся символ знаний. В заключение хочу сказать. Что наша планета Земля – самая уникальная и такая прекрасная. Берегите ее!

Используемая литература

  1. «Всемирная география в школе и дома», Москва, «Росмен», 1997;
  2. Дронов В.П. География. Землеведение 5 – 6 кл. учебник ООО Дрофа, 2014.
  3. Энциклопедия для детей. География. Москва. “Аванта+”. 1997
  4. Энциклопедия для детей. Т.8. – 2-е изд., испр. /Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.
  5. http://fb.ru/article/200776/chto-takoe-globus-istoriya-i-sovremennoe-ispolzovanie-globusov
  6. http://travelflights.ru/avstriya/muzej-globusov-v-vene
  7. https://interesnie-fakti.net
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Глобус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "История происхождения названий джинсов в современном мире"

Исследовательская работа участвовала в конкурсе "Открытие мира" секция Лингвистика. Английский язык. 3 место....

Исследовательская работа по теме:"История моего поселка."

Целью данной работы является обобщение собранных материалов по истории посёлка Орловка, данных о судьбах замечательных людей, их жизни и деятельности.Для того чтобы хронологически восстановить события...

Исследовательская работа по теме "История моей школы"

Первое сентября.  Первый звонок. Каждый из нас помнит эти прекрасные минуты своего детства. Каждый год сотни учащихся спешат в родную Хлевенскую школу. Наверное, всех нас интересовал вопрос,...

Научно-исследовательская работа по теме: "История в новогодней игрушке!"

Научно-исследовательская работа по теме "История в новогодней игрушке", выполнена ученицами 7 класса Бояркиной Анной и Фефеловой Екатериной. В этой работе отражен интересный материал о новогодних игру...

Исследовательская работа по теме: "История села Козловка"

Исследовательская работа "История села Козловка" основана на архивных документах. Центром исследования является село Козловка Балашовского уезда. В документе есть сравнительные таблицы развития образо...

научно-исследовательская работа по теме "История образования и заселения аула Шарахалсун"

Исследовательский проект разработан ученицей 7 класса Туреевой Алтыной . Рассматривает вопросы образования, этапы заселения аула, происхождение этимологии слова "шарахалсун"....

Исследовательская работа на тему : «История моего рода»

Исследовательская работа на тему : «История моего рода»...