Мировые природные ресурсы 10 класс технологическая карта
план-конспект урока по географии (10 класс)

Технологическая карта География 10 класс Мировые природные ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovye_prirodnye_resursy.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

География, 10 класс

Тема: Мировые природные ресурсы

Этап урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Оргмомент

Ф

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление

V. Итоги

VI. Д/з

Ф

П

Ф

Ф

И

Ф

И

Ф

И

Ф

И

Ф

И

Ф

Ф

На прошлом уроке мы вспомнили понятие «Природные ресурсы» и их классификации. Давайте еще раз вспомним, что такое природные ресурсы и на какие группы и по каким признакам они делятся. В парах проговорите друг другу ответы на вопросы. Сначала вопросы задает I вариант.

Давайте проверим ваши ответы. Что такое природные ресурсы?

Так же остальные вопросы.

Сегодня на уроке мы более подробно знакомимся с минеральными ресурсами или полезными ископаемыми. В предыдущих курсах мы уже изучали полезные ископаемые. Вспомните, что это такое.

В чем заключаются геологические особенности залегания полезных ископаемых? Ответ найдите в учебнике.

Проверка.

Как определить, насколько тот или иной регион обеспечен разными типами полезных ископаемых? Для этого рассчитывают показатель ресурсообеспеченности. Как вы понимаете это слово?

Это – запасы . Что еще нужно знать, чтобы понять, обеспечен ли регион?

Сделайте вывод.

Сравните свой вывод с определением на стр. 28.

Что нужно сделать, чтобы рассчитать ресурсообеспеченность?

Давайте рассчитаем обеспеченность мира нефтью.

500 млрд т / 3590 млн т = 500000 млн т / 3590 млн т = 140 лет – по общегеологическим запасам.

Рассчитайте ресурсообеспеченность газом – I вариант, углем – II вариант.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте расчеты.

Сделайте вывод, каким топливным ископаемым мир обеспечен лучше.

Теперь нам нужно выяснить, как изменялась добыча полезных ископаемых с течением времени.

Для этого нужно объемы добычи разделить на численность населения планеты в данный период времени.

1900 г.

12 млрд т / 1656 млн чел = 12000 млн т / 1656 млн чел = 7,2 т/чел

К каким последствиям может привести такая тенденция? Что нужно делать, чтобы избежать этого?

А сейчас давайте выясним, какие страны мира обладают наибольшими запасами топливных полезных ископаемых. Назовите по пятерке стран для каждого типа.

Проверка.

Рассчитайте ресурсообеспеченность мира железной рудой.

Проверка по слайду

Стр. 28 – 36.

Отвечают друг другу на вопросы.

1. Природные ресурсы – объекты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

2. Лесные, водные, биологические, минеральные, земельные.

3. Неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые).

4. Для промышленности: топливные, металлургические, химическое сырье; для с/х: почвенные, агроклиматические.

Один учащийся отвечает. Если неверно или неточно, другие поправляют.

Дают определение полезных ископаемых.

Ищут ответ в учебнике.

Один из учащихся отвечает.

Отвечают: сколько данного полезного ископаемого находится на территории.

Сколько его добывают.

Ресурсообеспеченность – отношение запасов к добыче.

Отвечают:

Нужно 1. Найти величину запасов (в статистических материалах); 2. Найти объемы добычи; 3. Привести к одной единице измерения; 4. Разделить запасы на добычу.

По разведанным запасам один учащийся считает у доски, другие записывают в тетрадях.

140 млрд т / 3590 млн т = 140000 млн т / 3590 т = 35, 4 года – по разведанным запасам.

Считают.

Газ

400 трлн м3 / 2420 млрд м3 = 400000 млрд м3 / 2420 млрд м3 = 165 лет – по общегеолгическим запасам;

150 трлн м3 / 2420 млрд м3 = 150000 млрд м3 / 2420 млрд м3 = 62 года – по разведанным запасам.

Уголь

5500 млрд т / 4950 млн т = 5500000 млн т / 4950 млн т = 1111 лет – по общегеологическим запасам;

1750 млрд т / 4950 млн т = 1750000 млн т / 4950 млн т = 353,5 года – по разведанным запасам.

Меняются тетрадями, проверяют расчеты.

Делают вывод – углем.

Рассчитывают показатели для:

1980 г.

120 млрд т / 4420 млн чел = 120000 млн т / 4420 млн чел = 27,1 т/чел;

2000 г.

3000 млрд т / 6091 млн чел = 300000 млн т / 6091 млн чел = 49,2 т/чел.

Делают вывод: в течение XX в. объемы минерального сырья, извлекаемого из недр, на душу населения постоянно увеличивались.

Ископаемые закончатся.

Экономно расходовать, комплексно использовать.

Работают с таблицами. Нефть: Венесуэла, Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Кувейт, ОАЭ. Газ: Россия, Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия. Уголь: США, Китай, Россия, ЮАР, Австралия.

Отвечают по одному человеку для каждого типа Полезных ископаемых.

Рассчитывают.

600 млрд т / 1060 млн т = 600000 млн т / 1060 млн т = 566 лет – по общегеологическим запасам;

200 млрд т / 1060 млн т = 200000 млн т / 1060 млн т = 189 лет – по разведанным запасам.

Проверяют.

Вопросы (на слайде)

Iвариант

1. Что такое природные ресурсы?

2. Какие типы природных ресурсов выделяют по происхождению?

II вариант

1. Какие типы природных ресурсов выделяют по исчерпаемости?

2. Какие типы природных ресурсов выделяют по их применению?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.

Слайд. Топливные ископаемые – стр. 30, 1 столбик; рудные ископаемые – стр. 30, 2 столбик.

Страница 28.

Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Выражается количеством лет, на которые хватит данного ресурса.

Задание 1. (Слайд)

Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических запасов природного газа и угля при современных масштабах добычи. Запасы – таблица 1, стр. 29; добыча – таблица 4, стр. 126.

Слайд с расчетами.

Задание 2. (Слайд)

Рассчитайте количество минерального сырья, извлеченного из недр Земли в 1900, 1980, 2000 гг. Сравните показатели, установите тенденцию.

Объемы добычи – рис. 4, стр. 29; численность населения – таблица 2, стр. 62.

Задание3. (Слайд)

Назовите страны – лидеры по запасам нефти, природного газа и угля. Используйте таблицы 3, 4, 5, стр. 383 – 384.

Задание (Слайд)

Рассчитайте ресурсообеспеченность железной рудой. Запасы – таблица 1, стр. 29; добыча – таблица 20, стр. 391.

Слайд с расчетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по географии 10 класс Мировые природные ресурсы

Два варианта тестовых заданий в  форме ЕГЭ  для 10 класса по теме " Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды"...

географический диктант по терминам тем "Современная политическая карта мира", "География мировых природных ресурсов"

Диктант составлен по материалам учебника "География мира. 10 класс" Максаковский В.П....

Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции

Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...

География мировых природных ресурсов. 10 класс

1.Взаимодействие общества и природы.2. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.3. Минеральные ресурсы....

тест в 10 классе по теме география мировых природных ресурсов

Итоговый тест  по  теме: География  мировых  природных  ресурсов 10  класс...

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»...

Презентация "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды."

Комплект презентаций "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды" состоит из 3 частей и предназначен для изучения экономической и социально...