Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Перкова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках географии как достижение метапредметных результатов

                                             Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

                                                                                                               /Д. Дидро/

    «Как хорошо уметь читать!» Можно немного перефразировать эту известную с детства крылатую фразу и добавить: «Как хорошо любить читать!»   Действительно, книга — это лучший собеседник, учитель того, кто желает и умеет с ней работать.  Человек, не узнавший, не понявший радости общения с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией.

     К сожалению, в век современных скоростей и компьютерных технологий чтение  перестает быть популярным занятием, особенно в молодежной среде.

     Говорить о чтении книг принято больше на уроках литературы. Но и учитель географии, вооружая учеников знаниями, умениями, навыками, старается привить детям не только географическую, но и общечеловеческую культуру. Воспитать эстетически грамотных людей, научить любить, ценить и понимать окружающий мир, быть всесторонне развитыми личностями.        

Каждый учитель, стремясь дать школьникам глубокие и прочные знания, старается как можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. Одним из средств к достижению этой цели является использование в преподавании научно-популярной, научно-художественной и художественной литературы.

        Исключительно большую роль художественной и научно-популярной литературы на уроках географии объясняется многими причинами:

  • География как наука, имеющая дело с объектами и явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно на уроке;
  • Создание образов объектов;
  • Характер школьных учебников, в которых материал изложен сжато, конспективно;
  • Широкое использование литературы связано с вопросами современности.

Использование научно-популярной литературы на уроках географии позволяет широко показать учащимся практическую значимость программного материала, учит применять получаемые знания в жизни, обогащает речь учащихся. Прививает любовь к внеклассному чтению.

        Многие выдающиеся писатели, ученые, педагоги указывали на важность использования в преподавании  географии художественной литературы:

*Н. В. Гоголь писал о необходимости использования учителем произведений путешественников;

*Н. А. Добролюбов – придавал значение яркому занимательному изложению материала;

* Д.И. Писарев, Э.Ю. Петри считали, это одно из средств лучшего запоминания учениками фактического материала.

        В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии. Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.        

        Ученики, умеющие и любящие читать, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам,  конференциям.                                  

    Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • - Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
  • - Составление плана текста.  Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
  • - Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.
  • - Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
  • - Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
  • -Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения  к  прочитанному.
  • - Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
  • - Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.
  • - Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
  • - Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

          География – это наука романтиков и мечтателей! Кто из нас не мечтал о дальних удивительных путешествиях и приключениях, читая романы известных писателей? Но, к большому всеобщему сожалению современные школьники редко засиживаются за чтением художественной литературы. Когда на уроке я спрашиваю у  ребят, кто читал книгу «Дети Капитана Гранта» и вижу только одну поднятую руку, мне становится очень обидно за них.  Здесь нельзя  не согласиться с О.В.Крыловой,  в том, что если ребенок в детстве  не прочитает:   Ж.Верна, М.Рида, М.Пришвина, К.Паустовского, то он,  скорее всего,  не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги.

Приведу приемы работы с детьми, которые прививают интерес к чтению:

  1. Использование стихотворений:

- «Мороз и солнце

День чудесный…» А С Пушкина (антициклон)

- Там мыс. Игольный, мыс Альмади,

Сухие русла рек там, вади.

Там реки быстро протекают

И в разные моря впадают

Там есть вулкан Килиманджаро,

Наделал много он пожара.  Е Меньщикова (Африка)

Использую сама произведения литературы, также ребята сами находят стихотворения на определенные темы. Например, при изучении темы «Урал опорный край державы» изучаем на анализе стихотворений.

  1. Географию можно изучать а классе, в музее, походе, и даже в  супермаркете. Класс делим на группы, у каждой группы на столе лежат: энциклопедия, художественные книги по теме урока, описание объектов, описание с иллюстрациями. Обучающие находят ответы на поставленные вопросы. Например:  «Растительный мир материков», дать описание экзотических фруктов, растений которые на карточках. Такую работу можно проводить при любой теме. Ребята увлекаются, с интересом читают описание, находят главные моменты.
  2.  Урок – ярмарка. Это отличный мотивационный и познавательный урок, на которой самостоятельная деятельность – чтения занимает ведущую роль.
  3. Часто использую занимательные задания по географии: письмо с ошибками. Даю заранее приготовленный текст с ошибками. При изучении темы обучающиеся должны исправить ошибки.
  4. Составить пересказ по инструкционной карте. Читая параграф обучающие заполняют карту по опорным словам.
  5. Синквейн на уроках помогает закрепить пройденный материал, обобщить знания, сформировать географический образ. Работа над синквейном – это развитие языковой культуры, формирование познавательного интереса.

Горы

Прекрасные, опасные

Восхищают, манят, пугают.

Труден путь к вершине.

Преодоление

  1. Географические диктанты расчитаны на сильного ученика. Так как расшифровка субъектов в диктанте дело сложное. , трудоемкое, требующее от школьников не только свободного времени, но и наличие умений читать и оперативно работать с словарем, атласом.
  2. Например: Жили бабка да старик. Он ловит у залива рыбу, рядом на берегу варит у печи, рада, уху и чай баба. И правда, улов иной раз убог: ни рыбки нет. И сеть тащил у залива дедушка усталый. Пустая она, как море – океан. Снова и снова старина бродил и поймал! Чудесная рыба и добрая поймана: мы сказку Пушкина читали. И я у Лукоморья вас уж собирал.  В диктанте 66 географических названий. Найдите их.

География – естественно-научный  предмет, задача учителя – научить ученика говорить, размышлять, делать выводы, а без чтения мы этого не добьёмся.

        География – одна из наиболее продуктивных дисциплин в контексте обозначенной темы. Значит. Наряду с планированием работы по достижению предметных результатов, учителю следует продумывать такую систему заданий и вопросов, чтобы средствами учебного предмета обеспечивалось развитие метапредметных результатов. Частью которых являются умения читать, владение всеми видами речевой деятельности.

         Хочу закончить словами античного автора. «Учиться нетрудно, если у тебя добросовестные наставники и ты сам умеешь учиться», - утверждал Цицерон в 55 г. до н.э.

Список литературы:

Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М., «Московский лицей» 1996

Соломович М. А. Художественная и научно-популярная литература на уроках географии.- М. 1961

Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.

Крылова О.В. Интересный урок географии -  М., «Просвещение», 1989.

Теоретический и научно-методический журнал «География в школе» №2, 2012г.



Предварительный просмотр:

Институт развития образования Свердловской области приглашает к участию в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»

Информация о материале

 Опубликовано: 15 ноября 2023

Изображение_WhatsApp_2023-11-15_в_11.14.23_7d42f2ed.jpg

30 ноября - 01 декабря 2023 г. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» проводит научно-практическую конференцию по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»

На конференции предполагается обсуждение следующих вопросов:

  1. Формирование читательской грамотности обучающихся: содержание, механизмы, практика реализации. Требования ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности.
  2. Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках литературы. Требования ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности.
  3. Роль современной литературы в формировании ценностных предпочтений и нравственных установок обучающихся. Формирование круга чтения современных школьников.
  4. Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка. Проблемы восприятия учебно-научной информации.
  5. Значение внеурочной деятельности в решении проблемы актуализации интереса к чтению у подростков. Организация продуктивного взаимодействия школы с музеями, библиотеками и другими организациями и учреждениями.
  6. Литература в эпоху цифровизации. Использование дистанционных образовательных технологий для формирования интереса к чтению. Визуальный контент: цели, жанры, проблемы и их решения.
  7. Техники и практики формирования успешного читателя (из опыта реализации проекта «Урал-территория чтения»).
  8. Современные технологии литературного развития дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО.

Программа конференции включает пленарное заседание, работу секций и проведение мастер-классов.

Конференция будет проводиться в онлайн формате. Ссылку на подключение Вы сможете получить после подачи заявки.

Заявки на участие принимаются до 22 ноября 2023 года по ссылке

Участие в Конференции бесплатное. По итогам проводится рассылка электронных сертификатов, подтверждающих участие в конференции в качестве слушателя или выступившего с докладом.

Контактная информация: г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16, ИРО, кафедра филологического образования, каб. 337, тел. 8 (343) 369-29-86 (доп. 157), e-mail: iro-kfo@mail.ru.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках географии как достижение метапредметных результатов Перкова Наталья Викторовна Учитель географии г.о. Дегтярск МАОУ СОШ №16

Слайд 2

Большую роль художественной и научно-популярной литературы на уроках географии объясняется многими причинами: География как наука, имеющая дело с объектами и явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно на уроке; Создание образов объектов; Характер школьных учебников, в которых материал изложен сжато, конспективно; Широкое использование литературы связано с вопросами современности.

Слайд 3

Многие выдающиеся писатели, ученые, педагоги указывали на важность использования в преподавании географии художественной литературы: *Н. В. Гоголь писал о необходимости использования учителем произведений путешественников; *Н. А. Добролюбов – придавал значение яркому занимательному изложению материала; * Д.И. Писарев, Э.Ю. Петри считали, это одно из средств лучшего запоминания учениками фактического материала. Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.

Слайд 4

Ученики, умеющие и любящие читать, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам, конференциям. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками: - Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. - Составление плана текста. Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть. - Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста. - Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). - Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. -Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному. - Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д. - Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного. - Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. - Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Слайд 5

Приемы работы с детьми, которые прививают интерес к чтению: Использование приемов педагогической техники является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является требованием ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности .

Слайд 6

Стихотворения -- «Мороз и солнце День чудесный…» А С Пушкина (антициклон) - Там мыс. Игольный, мыс Альмади, Сухие русла рек там, вади. Там реки быстро протекают И в разные моря впадают Там есть вулкан Килиманджаро, Наделал много он пожара. Е Меньщикова (Африка) Использую сама произведения литературы, также ребята сами находят стихотворения на определенные темы. Например, при изучении темы «Урал опорный край державы» изучаем на анализе стихотворений. Географию можно изучать а классе, в музее, походе, и даже в супермаркете. Класс делим на группы, у каждой группы на столе лежат: энциклопедия, художественные книги по теме урока, описание объектов, описание с иллюстрациями. Обучающие находят ответы на поставленные вопросы. Например: «Растительный мир материков», дать описание экзотических фруктов, растений которые на карточках. Такую работу можно проводить при любой теме. Ребята увлекаются, с интересом читают описание, находят главные моменты. Урок – ярмарка. Это отличный мотивационный и познавательный урок, на которой самостоятельная деятельность – чтения занимает ведущую роль. Уроки – конференции

Слайд 7

Занимательные задания по географии: письмо с ошибками. Даю заранее приготовленный текст с ошибками. При изучении любой темы обучающиеся должны исправить ошибки. Франция-страна удивительная. И хотя по площади она невелика(в Европе множество государств гораздо крупнее)-пересечь её за один день никак нельзя. Если, конечно, путешествуешь не на самолёте. В стране много минеральных богатств(особенно топлива), поэтому Францию часто называют «кладовой мира». Она не только имеет всё, необходимое для собственной промышленности, но и помогает «по-соседски» странам, граничащим с нею-Италии, Испании, Португалии, Греции. Когда Франция входила входила в состав Евросоюза, круг стран, получавших от неё помощь топливом и промышленным сырьем, был гораздо шире. Он включал даже бывших партнёров по ЕС Турцию, Россию и Канаду, лежащих за пределами Европы! Климат страны тоже хорош. Правда, сейчас, зимой, как и у нас в Приморье ,сказывается влияние зимнего муссона :холодно, ветрено ,малоснежно. При температуре 20 градусов ниже нуля я старался на улице бывать поменьше . Эти морозные мне и дома надоели! Не забыли, что Франция – это не только суженная Юго-восточная часть континентальной Европы, но и многочисленные острова? Корсика, Сардиниа, Сицилия – самые крупные из них. И хотя они довольно сильно удалены от материковой части страны, всюду кипит жизнь! В основном, конечно, процветает, индустрия туризма.

Слайд 8

Географические диктанты рассчитаны на сильного ученика. Так как расшифровка субъектов в диктанте дело сложное. , трудоемкое, требующее от школьников не только свободного времени, но и наличие умений читать и оперативно работать с словарем, атласом. Жили бабка да старик. Он ловит у залива рыбу, рядом на берегу варит у печи, рада, уху и чай баба. И правда, улов иной раз убог: ни рыбки нет. И сеть тащил у залива дедушка усталый. Пустая она, как море – океан. Снова и снова старина бродил и поймал! Чудесная рыба и добрая поймана: мы сказку Пушкина читали. И я у Лукоморья вас уж собирал. В диктанте 66 географических названий. Найдите их. ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ: Жили-н.п.Беларусь Пушкин-н.п.Ленинградская обл. Бабка-река бассейна Камы Ал-река в бассейне Удской губы Лови-река в Хабаровском крае Ку-горы в Казахстане Рыбки-н.п.,Смоленская обл. Икон-река на п-ове Таймыр Дедушка-порог на Подкаменной Тунгуске Море-н.п.Латвия Дастар-гора,Казахстан Океан-н.п.Куйбышевская обл. Ары-н.п. в Якутии

Слайд 9

Составить пересказ по инструкционной карте. Читая параграф обучающие заполняют карту по опорным словам. Синквейн на уроках помогает закрепить пройденный материал, обобщить знания, сформировать географический образ. Работа над синквейном – это развитие языковой культуры, формирование познавательного интереса. Горы Прекрасные, опасные Восхищают, манят, пугают. Труден путь к вершине. Преодоление

Слайд 10

География – одна из наиболее продуктивных дисциплин в контексте обозначенной темы. Значит, наряду с планированием работы по достижению предметных результатов, учителю следует продумывать такую систему заданий и вопросов, чтобы средствами учебного предмета обеспечивалось развитие метапредметных результатов. Частью которых являются умения читать, владение всеми видами речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты участия в научно-практических конференциях

Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной группы «Ульгэр» в 2007 году. В работе данной школы принимают участие члены фольклорной группы, а также те, кто интересуется исто...

Участие в научно-практических конференциях

Грамота за участие в окружной НПК по литературе "Духовно-нравственные истоки русской литературы"Грамота за лучшую творческую работу учащейся в рамках окружной  НПК по литературе "Память русской д...

Участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Учителю необходимо постоянно пополнять свои знания и обновлять свой опыт. Участие в разного рода конференциях, "круглых столах", семинарах даёт возможность почерпнуть новое, поделиться своим...

2016Районное методическое объединение. Участие в научно-практической конференции-конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку 2016». Справка об участии

2016Районное методическое объединение. Участие в научно-практической конференции-конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку 2016». Справка об участии...

УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (с 2017 по 2021 гг.)

УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ2021 годIII ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПАНО...