Загадочное путешествие по природным зонам
план-конспект занятия по географии (7 класс)

Природные зоны — это области на поверхности земли, которые характеризуются определёнными климатическими условиями, типами растительности, географическими особенностями и экосистемами.  

Природные зоны отличаются друг от друга такими факторами, как температура, влажность, высота над уровнем моря и географическое положение.  Немецкий путешественник и географ Александр Гумбольдт в начале ХIХ в. впервые указал на чередование ландшафтов на материках в долготном направлении, а российский геолог и почвовед Василий Васильевич Докучаев в 1899 г. описал основные закономерности формирования почв и распространения растительности по земной поверхности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадочное путешествие по природным зонам

Цели игры:

#1056;асширить кругозор и развить познавательные способности школьников;

#1056;азвить критическое мышление, память, воображение, творческие способности.

#1057;тимулировать формирование у обучающихся любовь к знаниям, развивать умение видеть в явлениях окружающей природы интересное и занимательное

4. Оказать содействие повышению эмоционального уровня учеников и морально – психологического климата в коллективе

#1042;оспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.

Задачи игры:

#1042;ыявление степени эрудированности учащихся по курсу географии

#1056;асширить кругозор учащихся

#1055;обудить желание работать со справочным материалом, энциклопедиями

#1059;крепить интерес к предмету

Оборудование:

4 игровых стола, конверты с заданиями , листы для выполнения заданий формата А 4, компьютер, интерактивная доска.

Предварительный этап: создание команд, подготовка каждой команды, выбрать и подготовить капитана.

Участники:

В игре принимают участие 4 команды по 6 игроков. Команды должны иметь своё название, девиз, эмблему.

Ребята! Сегодня нам предстоит совершить необычное и увлекательное путешествие в природные зоны.

Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире

В путешествие отправятся три команды. Давайте познакомимся с ними. (приветствие команд)

Ведущий. Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.

Разминка.

Ответить на вопросы:

1. Как по солнцу определить стороны горизонта?

#1050;ак определить стороны горизонта в пасмурную погоду?

#1063;то может заменить компас?

Ведущий. Итак, мы видим, что команды к путешествию готовы. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны они начинают путешествие.

1 ЗАДАНИЕ

БЫСТРО СОБРАТЬ КАРТУ МИРА

Вторая станция. Каждой команде вручается конверт – письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать это письмо, назвать природную зону.

Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 градусов, длится 8 – 9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. (тундра)

Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы, зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. ( степь)

Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 градусов и больше мороза. (пустыня)

3 ЗАДАНИЕ

Дом родной –

В этом конкурсе необходимо распределить географические объекты . название, растения и животный мир по материкам нахождения

Жираф

Амазонка,

Анды,

Собака Динго,

Кенгуру ,

Слон ,

Пекин

Енисей ,

Уссурийский тигр,

Канада ,

Медведь Гризли ,

Эверест

Секвоя

Панда

Лев

Крокодил

Саванна

Коала

Пиранья

Канадский бобр

Американский лось

Евразия

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Австралия

4 задания «Ботаническая»

Выходят по 1 участнику из каждой команды и садятся на стулья спиной друг к другу. Один из них получает карточку с изображением растения любой природной зоны. Другой должен догадаться, какое это растение. Чтобы узнать какое это растение, нужно задать ряд вопросов. Если команда правильно определила ответ, то получает 1 балл.

Например, учитель даёт карточку с изображением Арбуза. Елка, Слонвы

Вопросы могут быть такими:

1. Это растение произрастает в лесу? (Нет)

2. Растет в степях? (Да)

3. Его можно увидеть в поле? (Нет)

4. На бахче? (Да)

5. Зрелый плод имеет желтый цвет? (Нет)

6. Зеленый? (Да)

7. Это арбуз? (Да)

Учащиеся меняются местами. Теперь другой ученик пытается разгадать название растения.

5 задание

Выбери что лишнее:

  1. САВАННЫ, ПУСТЫНЯ , ЖИРАФ, СМЕШАННЫЙ ЛЕС
  2. ЖИРАФ, СЛОН, КРОКОДИЛ, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
  3. КЕНГУРУ, ПИНГВИН, СЕКВОЯ, СЛОН
  4. СЕКВОЯ, ДУБ, БЕРЕЗА , АНАКОНДА

6 задание «Отрасли хозяйства».

Перед вами карточки, где написаны отрасли сельского хозяйства разных природных зон.

Распределите эти отрасли по соответствующим природным зонам (карточки с названиями природных зон развешаны на стенах класса. Дети прикрепляют карточки с отраслями сельского хозяйства на скотч рядом с соответствующей природной зоной). (карточки см в приложении)

Перед вами отрасли сельского хозяйство разных природных зон. Распределите эти отрасли по соответствующим природным зонам

Природная зона написано на доске, учащиеся прикрепляют к природной зоне хозяйство скотчем.

  • Зона смешанных лесов. Выращивание зерновых культур (ржи, ячменя, овса, пшеницы), картофелеводство, молочное скотоводство. 3
  • Полупустыни и пустыни. Бахчеводство, виноград, садоводство, хлопководство, мясо-шерстное животноводство. 3 Земледелие здесь доступно при орошении и в долинах рек. 1
  • Субтропические леса. Цитрусовые (мандарины, лимоны), чайный куст. 3

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Ведущий. А сейчас – небольшой привал. Путешественники должны не только уметь ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать, петь песни.

Каждая команда приготовила по одной песне о природе. За ее исполнение команды получают по одному баллу.

- Но путешественники должны также знать, как вести себя на природе, чтобы не нанести ей вреда. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе знают наши игроки.

Дети:

-нельзя оставлять после себя мусор.

- все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведенные места, не оставлять в природе.

- нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

- нельзя разорять птичьи гнезда.

- нельзя рвать цветы и дикорастущие растения

Ведущий. Ребята, а знаете ли вы, что такое Красная книга?

Дети. Да.

Ведущий. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Ее обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно. Ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Надо их охранять, оберегать и помогать им!

В Красную книгу занесены такие животные, как синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр, краснозобая казарка, азиатский речной бобр, манул и многие другие. А каких животных, обитающих в природных зонах нашей страны и занесенных в Красную книгу, знаете вы?

станция «Исправь ошибки».

Каждой команде выдаётся по одному тексту. Попробуйте найти ошибки, если они есть, и исправьте их.

1. Это край плодовый садов, налитых тугим соком груш, ароматных слив, персиков. Здесь растет карликовая берёза и сладкий миндаль. Зона благоприятна для выращивания риса, чайного куста, цитрусовых. Лето влажное, а зима сухая. Вечнозеленые растения: магнолия, камелия, камфорный лавр – приспособились к зимней сухости.

2. Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется – нет ей конца, нет предела! Белки расселись на соснах. Шишки грызут. А сколько цветов! И какие разнообразные: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея. Растут берёзы, осины и ольха.

Географические анаграммы». Слайд

В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия. Слайд

Задания:

БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБА, САЛТА( по две анаграммы каждой команде)

Ответы: БРАЗИЛИЯ,АФРИКА,ТАЙГА ЕВРАЗИЯ,АВСТРАЛИЯ ,ТУНДРА

-Итог занятия:

Вот и закончилось наше путешествие по природным зонам . Подводя итог сегодняшнему путешествию, подсчитайте количество жетонов.

Поздравление победителей.

Мне понравилось…

Показалось трудным…..

Запомнилось…..

Шуточная география»

За каждый правильный ответ 1 балл

Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым)
Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный) ,
Каким озером любуются в театре (Лебединым озером) ,
Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения) ,
В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия) ,
Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный) ,
Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал) ,
Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка) ,
Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба) ,
Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь) ,
На каком фронте не воюют (на атмосферном) ,
Какое государство можно носить на голове (Панама) ,
Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Париж на реке Сена) ,

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

Ведущий. А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах.

Каждой команде предлагается по 3 загадки. За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 балл. Нужно назвать зону, в которой обитает животное.

Команда 1.

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!

Удрала, а хвост в руках.

(ящерица – степь)

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(олень – тундра)

Плывет по морю великан,

Пускает из воды фонтан.

(кит – Крайний Север)

Команда 2.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(верблюд – пустыня)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

(лось – лесная зона)

Белокрылые хозяйки

Над волной летают…

(чайки – Крайний Север)

Команда 3.

Из куста шипуля,

За ногу тянуля.

(змея – пустыня)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

(жаворонок – степь)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит…

(рысь – лесная зона)

1. Самый жаркий материк? (Африка)

2. Самые малорослые люди Земли? (Пигмеи)

3. Самый маленький по площади океан? (Индийский)

4. Океан, омывающий Антарктиду? (Северный Ледовитый океан)

Вопросы второй команде:

1. Какой континент не имеет рек? (Антарктида)

2. Самый большой по площади материк? (Евразия)

3. Какой южный континент был открыт позже других? (Антарктида)

4. Материк, в составе которого две части? (Евразия)

Вопросы третьей команде:

#1050;акое государство занимает целый материк? (Австралия)

#1053;а каком материке находятся самые высокие горы Гималаи? (Евразия)

#1050;ак называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)

#1057;толица Франции? (Париж)

Вопросы четвертой команде:

#1053;а каком материке водятся сумчатые? (Австралия)

#1053;а каком материке протекает самая длинная река? (Африка)

#1053;а каком материке располагается пустыня Сахара? (Африка)

#1052;есто, где река впадает в море или океан? (Устье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...