Загадочное путешествие по природным зонам
план-конспект занятия по географии (7 класс)
Природные зоны — это области на поверхности земли, которые характеризуются определёнными климатическими условиями, типами растительности, географическими особенностями и экосистемами.
Природные зоны отличаются друг от друга такими факторами, как температура, влажность, высота над уровнем моря и географическое положение. Немецкий путешественник и географ Александр Гумбольдт в начале ХIХ в. впервые указал на чередование ландшафтов на материках в долготном направлении, а российский геолог и почвовед Василий Васильевич Докучаев в 1899 г. описал основные закономерности формирования почв и распространения растительности по земной поверхности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадочное путешествие по природным зонам
Цели игры:
#1056;асширить кругозор и развить познавательные способности школьников;
#1056;азвить критическое мышление, память, воображение, творческие способности.
#1057;тимулировать формирование у обучающихся любовь к знаниям, развивать умение видеть в явлениях окружающей природы интересное и занимательное
4. Оказать содействие повышению эмоционального уровня учеников и морально – психологического климата в коллективе
#1042;оспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.
Задачи игры:
#1042;ыявление степени эрудированности учащихся по курсу географии
#1056;асширить кругозор учащихся
#1055;обудить желание работать со справочным материалом, энциклопедиями
#1059;крепить интерес к предмету
Оборудование:
4 игровых стола, конверты с заданиями , листы для выполнения заданий формата А 4, компьютер, интерактивная доска.
Предварительный этап: создание команд, подготовка каждой команды, выбрать и подготовить капитана.
Участники:
В игре принимают участие 4 команды по 6 игроков. Команды должны иметь своё название, девиз, эмблему.
Ребята! Сегодня нам предстоит совершить необычное и увлекательное путешествие в природные зоны.
Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире
В путешествие отправятся три команды. Давайте познакомимся с ними. (приветствие команд)
Ведущий. Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.
Разминка.
Ответить на вопросы:
1. Как по солнцу определить стороны горизонта?
#1050;ак определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
#1063;то может заменить компас?
Ведущий. Итак, мы видим, что команды к путешествию готовы. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны они начинают путешествие.
1 ЗАДАНИЕ
БЫСТРО СОБРАТЬ КАРТУ МИРА
Вторая станция. Каждой команде вручается конверт – письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать это письмо, назвать природную зону.
Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 градусов, длится 8 – 9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. (тундра)
Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы, зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. ( степь)
Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 градусов и больше мороза. (пустыня)
3 ЗАДАНИЕ
Дом родной –
В этом конкурсе необходимо распределить географические объекты . название, растения и животный мир по материкам нахождения
Жираф
Амазонка,
Анды,
Собака Динго,
Кенгуру ,
Слон ,
Пекин
Енисей ,
Уссурийский тигр,
Канада ,
Медведь Гризли ,
Эверест
Секвоя
Панда
Лев
Крокодил
Саванна
Коала
Пиранья
Канадский бобр
Американский лось
Евразия
Северная Америка
Южная Америка
Африка
Австралия
4 задания «Ботаническая»
Выходят по 1 участнику из каждой команды и садятся на стулья спиной друг к другу. Один из них получает карточку с изображением растения любой природной зоны. Другой должен догадаться, какое это растение. Чтобы узнать какое это растение, нужно задать ряд вопросов. Если команда правильно определила ответ, то получает 1 балл.
Например, учитель даёт карточку с изображением Арбуза. Елка, Слонвы
Вопросы могут быть такими:
1. Это растение произрастает в лесу? (Нет)
2. Растет в степях? (Да)
3. Его можно увидеть в поле? (Нет)
4. На бахче? (Да)
5. Зрелый плод имеет желтый цвет? (Нет)
6. Зеленый? (Да)
7. Это арбуз? (Да)
Учащиеся меняются местами. Теперь другой ученик пытается разгадать название растения.
5 задание
Выбери что лишнее:
- САВАННЫ, ПУСТЫНЯ , ЖИРАФ, СМЕШАННЫЙ ЛЕС
- ЖИРАФ, СЛОН, КРОКОДИЛ, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
- КЕНГУРУ, ПИНГВИН, СЕКВОЯ, СЛОН
- СЕКВОЯ, ДУБ, БЕРЕЗА , АНАКОНДА
6 задание «Отрасли хозяйства».
Перед вами карточки, где написаны отрасли сельского хозяйства разных природных зон.
Распределите эти отрасли по соответствующим природным зонам (карточки с названиями природных зон развешаны на стенах класса. Дети прикрепляют карточки с отраслями сельского хозяйства на скотч рядом с соответствующей природной зоной). (карточки см в приложении)
Перед вами отрасли сельского хозяйство разных природных зон. Распределите эти отрасли по соответствующим природным зонам
Природная зона написано на доске, учащиеся прикрепляют к природной зоне хозяйство скотчем.
- Зона смешанных лесов. Выращивание зерновых культур (ржи, ячменя, овса, пшеницы), картофелеводство, молочное скотоводство. 3
- Полупустыни и пустыни. Бахчеводство, виноград, садоводство, хлопководство, мясо-шерстное животноводство. 3 Земледелие здесь доступно при орошении и в долинах рек. 1
- Субтропические леса. Цитрусовые (мандарины, лимоны), чайный куст. 3
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Ведущий. А сейчас – небольшой привал. Путешественники должны не только уметь ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать, петь песни.
Каждая команда приготовила по одной песне о природе. За ее исполнение команды получают по одному баллу.
- Но путешественники должны также знать, как вести себя на природе, чтобы не нанести ей вреда. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе знают наши игроки.
Дети:
-нельзя оставлять после себя мусор.
- все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведенные места, не оставлять в природе.
- нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
- нельзя разорять птичьи гнезда.
- нельзя рвать цветы и дикорастущие растения
Ведущий. Ребята, а знаете ли вы, что такое Красная книга?
Дети. Да.
Ведущий. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Ее обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно. Ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Надо их охранять, оберегать и помогать им!
В Красную книгу занесены такие животные, как синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр, краснозобая казарка, азиатский речной бобр, манул и многие другие. А каких животных, обитающих в природных зонах нашей страны и занесенных в Красную книгу, знаете вы?
станция «Исправь ошибки».
Каждой команде выдаётся по одному тексту. Попробуйте найти ошибки, если они есть, и исправьте их.
1. Это край плодовый садов, налитых тугим соком груш, ароматных слив, персиков. Здесь растет карликовая берёза и сладкий миндаль. Зона благоприятна для выращивания риса, чайного куста, цитрусовых. Лето влажное, а зима сухая. Вечнозеленые растения: магнолия, камелия, камфорный лавр – приспособились к зимней сухости.
2. Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется – нет ей конца, нет предела! Белки расселись на соснах. Шишки грызут. А сколько цветов! И какие разнообразные: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея. Растут берёзы, осины и ольха.
Географические анаграммы». Слайд
В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия. Слайд
Задания:
БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБА, САЛТА( по две анаграммы каждой команде)
Ответы: БРАЗИЛИЯ,АФРИКА,ТАЙГА ЕВРАЗИЯ,АВСТРАЛИЯ ,ТУНДРА
-Итог занятия:
Вот и закончилось наше путешествие по природным зонам . Подводя итог сегодняшнему путешествию, подсчитайте количество жетонов.
Поздравление победителей.
Мне понравилось…
Показалось трудным…..
Запомнилось…..
Шуточная география»
За каждый правильный ответ 1 балл
Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым)
Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный) ,
Каким озером любуются в театре (Лебединым озером) ,
Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения) ,
В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия) ,
Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный) ,
Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал) ,
Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка) ,
Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба) ,
Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь) ,
На каком фронте не воюют (на атмосферном) ,
Какое государство можно носить на голове (Панама) ,
Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Париж на реке Сена) ,
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
Ведущий. А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах.
Каждой команде предлагается по 3 загадки. За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 балл. Нужно назвать зону, в которой обитает животное.
Команда 1.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках.
(ящерица – степь)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(олень – тундра)
Плывет по морю великан,
Пускает из воды фонтан.
(кит – Крайний Север)
Команда 2.
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(верблюд – пустыня)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
(лось – лесная зона)
Белокрылые хозяйки
Над волной летают…
(чайки – Крайний Север)
Команда 3.
Из куста шипуля,
За ногу тянуля.
(змея – пустыня)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
(жаворонок – степь)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит…
(рысь – лесная зона)
1. Самый жаркий материк? (Африка)
2. Самые малорослые люди Земли? (Пигмеи)
3. Самый маленький по площади океан? (Индийский)
4. Океан, омывающий Антарктиду? (Северный Ледовитый океан)
Вопросы второй команде:
1. Какой континент не имеет рек? (Антарктида)
2. Самый большой по площади материк? (Евразия)
3. Какой южный континент был открыт позже других? (Антарктида)
4. Материк, в составе которого две части? (Евразия)
Вопросы третьей команде:
#1050;акое государство занимает целый материк? (Австралия)
#1053;а каком материке находятся самые высокие горы Гималаи? (Евразия)
#1050;ак называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)
#1057;толица Франции? (Париж)
Вопросы четвертой команде:
#1053;а каком материке водятся сумчатые? (Австралия)
#1053;а каком материке протекает самая длинная река? (Африка)
#1053;а каком материке располагается пустыня Сахара? (Африка)
#1052;есто, где река впадает в море или океан? (Устье)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Белгородской области»
Урок посвящен изучению природы Белгородской области....
Природные зоны России. Лесные зоны России
Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам
Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...
