Внеурочное занятие по географии
материал по географии
Внеурочное занятие по географии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по географии «Природные символы Курского края»
Тема урока: «Природные символы Курского края» (слайд 1)
Цели:
- воспитывать у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и убежденность в необходимости изучения и охраны природы своего края.
Задачи:
- обобщить и расширить знания обучающихся о природе Курского края;
- углубить и обобщить представления о взаимосвязях между различными обитателями природных сообществ Курского края;
- воспитывать у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и убежденность в необходимости изучения и охраны природы своего края;
- воспитывать чувство гордости за родной край, развивать желание познавать природу родного края.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Мотивация к деятельности.
Учитель: И вширь, и вдаль легла земля родная,
Где каждый уголок ее хорош;
Но нет в судьбе милей родного края,
В котором ты родился и живешь. (Слайд 2)
Вы догадались, о чём будем говорить сегодня? ( О родном Курском крае.)
Учитель: Курская область была создана от 13 июня 1934 года. Город Курск стал областным центром и центром воссозданного Курского района. Эта дата считается днем образования Курской области. Наш Мантуровский раоон расположен в юго- восточной части Курской области. (Слайд 3-карта админтстративная Курской обл)
Учитель : Ребята, послушайте песню « Наш Курский край» в исполнении Олеси Олейниковой и убедитесь в том, что наш Курский край уникален и неповторим, он хранит в себе много тайн и загадок (Видео)
Ребята, напомню вам о том, что Курская область расположена в средних широтах умеренного пояса, в центре Восточно - Европейской равнины, на юго – западных склонах Среднерусской возвышенности, в пределах лесостепной зоны и входит в состав Черноземного Центра.( Слайд 4. –физическая карта Курской области)
- Актуализация знаний.
Учитель: В мире существует 7 чудес света. На Курской земле есть свои природные чудеса. (Слайд 5- Написать, перечислить их.)
1. Курский соловей
2.Курская антоновка
3.Курский чернозём
4. Курская Магнитная Аномалия (КМА)
5. Многовековые дубы
6. Центрально-Черноземный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина
7.Марьино – имение князей Барятинских
Учитель: О каком чуде Курского края мы подробно поговорим сейчас, вы скажете сами, отгадав загадку.
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица,
На берёзке средь ветвей
Трель заводит...
Ученики: СОЛОВЕЙ. (Появляется изображение соловья. (Слайд 6)
Учитель: Мы попробуем раскрыть понятие «соловей» с научной, литературной и исторической точек зрения.
Соловей– это небольшая птичка семейства воробьиных.Соловей давно считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций.Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе… И.С. Тургенев в письме к С.Т. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет».Российским орнитологам Г.Н. Симкину и М.В. Штейнбаху, который изучал соловьев на Стрелецком участке Центрально-Черноземного заповедника, принадлежит первенство в изучении песенных диалектов соловья. Пение соловья знают и любят многие куряне – это важная эстетическая составляющая окружающей среды. В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная – бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней
Учитель:
Об этой удивительной птице люди сочинили загадки, пословицы, поговорки.
Многие были наслышаны о знаменитом курском соловье, его удивительном пении. «Про соловья все слыхали, да не каждый слышал соловья». Поэтому многие приезжали послушать эту птицу, а кто и купить. Вот тут-то и получило свою популярность ремесло «соловьятников», которые безжалостно отлавливали лучших певцов и продавали их по 150 рублей и больше (за эту сумму в середине XIX века можно было купить две коровы и две лошади!).
На девятой неделе после Пасхи тысячи людей со всех концов государства Российского съезжались в Коренную пустынь, чтобы пройти крестным ходом по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды чудодейственной. Приезжали люди и на знаменитую Ярмарку – продать или купить товар, повеселиться.
После царского указа от 3 февраля 1892 года о запрете отлавливания птиц в период весеннего гнездования курские умельцы стали лепить глиняных соловьёв и продавать их на ярмарках. Мужиков, продававших свистульки с соловьиной трелью, стали называть «курскими соловьями». Так и повелось. Соловей стал живым символом Курского края!
Учитель: 4 июня 2007 года, в Соловьиный день по русскому народному календарю в Курске был создан музей «Курский соловей». Открыт он был при Курском Областном Центре детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий.
В музее более 200 единиц подлинников различных документов, более 800 ксерокопий стихов, песен, сказок, рассказов про соловья и других документов и экспонатов. Музей «Курский соловей» - первый в России музей, посвящённый одной-единственной птичке.
А 24 сентября 2016 года ко Дню города по праву был установлен памятник соловью как живому символу Курской области. Поющую бронзовую птицу, сидящую на полукруглом лавровом венце, установили на улице Карла Маркса рядом с торговым центром Гринн.
(Слайд 7- Памятник соловью на улице Карла Маркса)
Учитель: Ребята, отгадайте еще одну загадку и узнаете еще об одном природном чуде нашего края.
Не на грядке, не в теплице, а на дереве растет. И на ветке не сидится, скоро-скоро упадет. (Яблоко)
(Слайд 8- Антоновка)
Одной из достопримечательностей Курской области является антоновка.
Ее издавна считают национальным русским яблоком, и интерес к ней всегда был особенный. Точных данных о том, когда же появилась яблоня сорта Антоновка, до сих пор нет. Известно лишь, что многие годы и даже столетия антоновка существовала на русской земле, но в каждой местности её называли по-своему. Первые письменные упоминания об антоновке относятся к 1848 году.
Считается, что впервые антоновка появилась в Курской и Тульской губерниях, откуда и распространилась впоследствии по средней России. Антоновка была очень популярна в дореволюционной России, доставлялась даже к царскому двору.
Антоновские яблоки можно было встретить в каждом саду. Яблоня хорошо переносила суровые русские зимы, а яблоки долго хранились и использовались как для домашних заготовок, так и в промышленном производстве.
Эти замечательные российские фрукты являлись для людей не только пищей телесной, но и духовной, вдохновляя на творчество. Антоновку изображали на картинах, предметах быта, о них писали литературные произведения.
В социалистической России садами с антоновкой были засажены немалые земли коллективных хозяйств, дававшие огромные урожаи яблок. Антоновка с её душистыми живительными плодами до сих пор почитаема нами, и вряд ли когда-то уйдёт из российских садов.
Учитель: Следующий символ нашей области - курский чернозём. В нашей области распространены самые плодородные почвы на земле – это чернозёмы. Большие площади земель распаханы. Люди занимаются земледелием и получают высокие урожаи сельскохозяйственных культур.
Кормилец славный чернозём,
Три урожая в год на нём:
Пуды зерна, не счесть всего
А надо ль, нам ещё чего?
(З.Олефир.) ( Слайд 9- чернозёмные почвы)
«Как известно, наши русские черноземные степи по характеру климата, рельефу местности, растительности и животным, а отчасти также по грунтам и почвам, составляют неразрывную часть того великого степного пояса, который почти сплошь опоясывает все северное полушарие…», - писал учёный-почвовед Василий Васильевич Докучаев.
Учитель: Ребята, наша область богата различными полезными ископаемыми, как рудными, так и нерудными.
Территория области занимает центральную часть Курской магнитной аномалии (КМА)- крупнейшего железорудного бассейна мира. Площадь КМА составляет 160 тыс. кв.км.
Железные руды КМА представлены двумя типами: богатыми и бедными. Самым крупным месторождением в области является Михайловское, открытое в 1950 году.
Железные руды залегают здесь на глубине 27-150 м от поверхности и представлены богатыми рудами.(Слайды 10,11,12,13 -про Кма)
Учитель: Природа Курской области удивительно красива и разнообразна. Располагаясь в пределах лесостепной зоны созданы благоприятные условия для произрастания как лесной, так и степной растительности.
Дубравы являются основным типом лесов области.
Куряне, в рамках конкурса «Аллея России», который организован Министерством природных ресурсов страны назвали растения- символы области – это дубы, берёзы, розы.
В регионе встречаются дубы с богатой столетней историей. Например, в городском парке Льгова растет дуб, возраст которого около 450-ти лет! Дерево-рекордсмен внесено в специальный Реестр. Дуб получил соответствующий сертификат, был запеленгован специальным спутником и теперь его бдительно охраняют.
(Слайд 14 – фото дуба, растущего во Льгове))
Первыми деревьями-памятниками живой природы от Курской области стали два черешчатых дуба из санатория «Марьино» Рыльского района. В реестр их внёс в 2012 году местный житель Дмитрий Барсуков, а в 2013 они получили свой высокий статус.
Оба дуба-великана достопримечательность дворцово-паркового комплекса князей Барятинских, построенного в начале XIX века. По легенде возраст одного из деревьев – около 600 лет!
Увы, реальность прозаичнее. В 2015 году специалисты московского Центра древесных экспертиз НПСА Здоровый лес провели исследование и вынесли вердикт – одному дереву 212 лет, другому – 237. При учёте, что самому дворцовому комплексу около 200 лет, они застали его возведение и «помнят» всех проживающих здесь Барятинских .(Слайд 15 – фото дубов в Рыльске)
Учитель: (Слайд 16 – заповедник)
Ещё одним природным символом области является Центрально - Чернозёмный заповедник им. профессора В.В.Алёхина, созданный в 1935 году для сохранения эталонных целинных черноземов и последних участков девственных степей с богатейшим видовым разнообразием травянистой растительности. В 1979 году по инициативе ЮНЕСКО он был включён в мировую сеть биосферных резерватов. Удаленные на расстоянии до 120 километров друг от друга и расположенных в разных районах Курской области: в Курском районе - Стрелецкий участок (2046 га), в Медвенском - Казацкий (1638 га), в Мантуровском - Букреевы Бармы (259 га), в Горшеченском - Баркаловка (368 га), в Обоянском - Зоринский (495.1 га), в Пристенском и Обоянском - Пойма Псла (481.3 га).На территории заповедника представлены следующие экосистемы: степные и луговые – 49 %, лесные – 38 %, водно-болотные – 8 % и прочие – 7 % площади.(Слайды растений 4 шт, растущие в заповеднике , растение и название).
Учитель: Ребята, у нас в 2001 году создана Красная книга Курской области, а нормативный акт, окончательно утвердивший её статус, был оформлен в 2005 году.
В Красную книгу внесены:
194 вида растений;
40 видов мохообразных;
31 вид лишайников;
14 видов грибов;
Растения: ландыш, пион тонколистный, ковыль перистый, колокольчик (Слайды 17-20 -фото растений и название)
Виды птиц: аист чёрный, сапсан, подорлик большой (слайды 21,22,23 – фото птиц и название)
Животные: норка европейская, сурок степной, черепаха болотная (Слайды 24,25,26 – фото животных и название)
Учитель: Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Учитель: Удивительный уголок -«МАРЬИНО» - УСАДЬБА КНЯЗЕЙ БАРЯТИНСКИХ. (слайды 27-28-Марьино)
Род Барятинских – это русские офицеры, дипломаты, верой и правдой служившие Отечеству своему России. Дворцово-парковый комплекс создан в 1810-20-е годы князем И.И. Барятинским. Имение названо в честь жены князя Марии.
В октябре 1952 года имение князей Барятинских превращено в санаторий управления ЦК КПСС.
Сегодня является одним из лучших здравниц управления делами Президента Российской Федерации.
(Слайд 29 – спасибо за внимание!)
Закрепление материала
Вопросы экологической викторины.
1.Птицы-великаны (Страус)
2.Живой обед аиста (Лягушка)
3.У какой хищной птицы «кошачьи» привычки?
(У совы, которая по ночам охотится на мышей и другую мелкую живность)
4.К какой гадалке в живой природе обращаются люди за советом?(К кукушке)
5.Пингвины – это птицы или звери? (Птицы)
6.Откуда появляются и мальки, и головастики? (Из икры)
7.Самый «солнечный» цветок.(Подсолнух)
8.Что является зимним кормом для жабы?
(Ничего – она спит до тепла (находится в анабиозе)
9.Кто такой «тихий охотник»? (Грибник)
10.Какие деревья воспевают за их красоту и считают российскими символами? (Берёзы)
11.Какую «жалящую» траву употребляют в пищу.(Крапиву)
12. Что является лучшим лакомством для косули и лося? (Соль)
Итог урока.
Учитель: Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Внеурочное занятие по географии "Как помочь девочке найти братца?"
Данное занятие является практическим. Оно направлено на совершенствование умений составлятьплан местности с заранее заданными условиями....
Внеурочное занятие по географии
Турнир по географии "Кругосветное путешествие" позволит вызвать интерес учащихся к предмету, а учителю проверить качество знаний учеников по предмету...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях по географии»
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях по географии» Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровь...
Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии
Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе
Горный хрусталь — разновидность кварца, наиболее распространенный микроэлемент Земли. Связь географии и истории ХМАО-Югры....

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....
