Изучаем географию в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)

Воронкова Галина Яковлевна

Раскрыть особенности содержания курса географии  Материков и океанов в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_7_klasse.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка   урока и презентационные материалы   по теме:

«Изучаем  географию в 7 классе»

Тема урока: Как мы будем изучать географию в 7 классе.

Цель  урока:  раскрыть особенности содержания курса географии  «Стран и континентов» в 7 классе.

Задачи:
 Познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.
 Продолжить формирование умений работать с картой и учебником, с текстом         раздаточного материала.

Учить описывать  особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки)  по плану.

Формировать  экологические  представления о ценности природы и правилах поведения в ней.

Обоснование и особенности используемых приёмов/методов обучения, педагогических технологий.  Ведущая технология данного урока -  развивающее обучение. В рамках данной технологии использованы активные методы обучения (АМО):  словесные – проблемное изложение нового материала, беседа; наглядные - презентационный материал:  Сочинский заказник, Баргузинский заповедник,  Йелоустонский национальный парк;  практические - описание особо охраняемой территории по плану;  игровые -  для актуализации знаний « Подвижная географическая викторина – игра    «Знаток географии».

Планируемые результаты: предметные – усвоение  алгоритма  описания особо охраняемых  природных территорий (заповедники, заказники, национальные парки); метапредметные - поиск и отбор информации в учебнике, в Интернете,  справочном пособии о роли географии в жизни общества; личностные – формирование системы ценностного отношения к окружающему миру, развитие коммуникативных умений.   (умений участвовать в коллективном обсуждении проблемы).

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас и контурные карты, учебник, рабочая тетрадь, дополнительный раздаточный материал «Заповедники России», презентационный материал:  Сочинский заказник, Баргузинский заповедник,  Йелоустонский национальный парк, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: Урок  изучения нового материала.

Структура урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Практикум №1.
  4. Домашнее задание.
  5. Выставление оценок.
  6. Рефлексия.

Содержание этапов урока

  I. Актуализация знаний.  Игра « Подвижная географическая викторина – игра    «Знаток географии».

          Материал игры даёт возможность вспомнить материал 6 класса.  Пространство перед доской делю на 3 части и рисую красивые  цифры 1, 2, 3.  В начале  игры  учащиеся первого ряда выходят к доске.   Далее читаю  вопрос с тремя  вариантами ответа, а ученики «голосуют ногами», т.е. становятся  к одной из цифр (1, 2, 3), т.е.  к номеру  правильного, по их мнению, ответа. Учитель зачитывает правильный ответ, дети,  стоящие  у « правильной цифры» остаются, остальные выходят и садятся за парту. Дальнейшая игра идет с участниками «правильной цифры». Учитель снова зачитывает вопросы, дети снова распределяются по  «правильным цифрам»  и так далее. После нескольких вопросов у  «правильной»  цифры  остается только один человек – победитель 1-ого ряда. Далее игра продолжается с ребятами 2-ого ряда, выявляется победитель 2-ого ряда.  Далее игра продолжается с ребятами 3-его ряда, выявляется победитель 3-ого ряда снова. Затем играют победители рядов. Выявляется «Знаток географии».  Всем победителям и «Знатоку» выставляю  оценки.  

Вопросы для подвижной географической викторины - игры   «Знаток географии».

1. Самый большой океан? (Тихий, Атлантический,  Индийский ).                              

2. Самое солёное море?  (Красное, Каспийское, Чёрное).

 3. Кто изучает вулканы? ( Океанологи, гидрологи, вулканологи).  

4. Прибор для определения атмосферного давления? (Барометр, термометр, гигрометр).

 5. Какие облака несут ливневые дожди и грозы? (Слоистые, кучевые, перистые).      

  6.Углубление на вершине вулкана? (Кратер, воронка, конус).

 7. Какой океан омывает три материка? (Южный, Индийский, Атлантический).        

  8. Создатель первого глобуса? (Пржевальский, Бехайм, Пифагор).

 9. Самые высокие в мире горы? (Памир, Саяны, Гималаи).                                 

  10. Самая большая географическая широта? (90°, 80°, 70°).

   11. Озеро, из которого вытекает река? (Бессточное, сточное, солёное).  

 12. В каком слое сосредоточено 80% массы воздуха? (Тропосфера, стратосфера, ионосфера)

13. Кто совершил первое кругосветное плавание? (Марко Поло, Магеллан, Колумб, )

 14. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан, параллель, экватор )

 15. Самый маленький океан? ( Индийский, Тихий,  Северный Ледовитый)

 16. Специалисты, предсказывающие погоду? (, гидрологи, биологи,  метеорологи).

17. Скопление пресного льда на суше? (Валун, ледник, айсберг).

18. При какой температуре замерзает океаническая вода?, - (–4°С , –5°С, –9°С).

19. Волна разрушительной силы, возникающая в результате подводного землетрясения? (тайфун, Цунами, прибой).

 20. Природное углубление на суше, заполненное водой? (Море, залив,  Озеро).

21. Самая протяжённая река на Земле? (Нил, Волга, Енисей ).                      

22. Самый большой остров на Земле? ( Исландия, Гренландия,  Ирландия)

 23. Горы в Евразии, естественная граница между Европой и Азией? (Алтай, Саяны,  Урал).

24. Самый большой полуостров на Земле? (Аравийский п-ов, п-ов Сомали, п-ов Индостан).

25. Высочайшая горная вершина Земли? (Народная,   Джомолунгма, Памир)  

26. Самое глубокое озеро на Земле? (Байкал, Сарезское, Каспийское

27. 3алив и новогодние огни имеют одно название? (Бенгальский залив.)

28. Пролив между Огненной Землёй и Южной Америкой? (Гибралтарский, Берингов,  Магелланов пролив).

29. «Интернациональная» река Европы, протекающая через 9 европейских государств? (Днепр, Дунай, Днестр).

30. Какой материк омывают все океаны? (Африка, Евразия,  Антарктида)  

31. Прибор для определения сторон горизонта? (Термометр, барометр,  компас).

32. Ледяная глыба, плавающая в океане? (Атолл, айсберг,   торос).

33. Ветер на восточном побережье  России ( Тайфун, муссон, пассат)

34. Река Нил впадает (в Красное море, в Тихий океан,  в Средиземное море)
35. Где холоднее?  (на Северном полюсе, 
на Южном полюсе, в  Арктике).

36. Какое море не имеет берегов? (Саргассово, Мраморное, Азовское).
37. Как называется воздушная оболочка Земли? (Гидросфера, 
атмосфера, литосфера).

38.  Ветер,  два раз в год меняющий своё направление: (Сезам,   бриз,  муссон).

  II.   Изучение нового материала:

1. Фронтальная беседа.

- Что мы изучали в курсе географии 6 класса?

Сообщаю, что  предстоит  учащимся узнать в 7 классе.
      География материков и океанов является частью физической географии, изучающей природу Земли, а также воздействие на нее человека. Основными задачами курса являются:
      1. Изучение природы материков и океанов Земли, выявление взаимосвязей природных процессов и закономерностей их развития.
      2. Изучение влияния человека на природу, прогнозирование дальнейшего ее развития и изменения естественным путем, а также под воздействием человека.
      3. Разработка рекомендаций по наиболее рациональному использованию природы Земли, а также ее охране.
      С целью повышения интереса к изучению курса подчеркиваю  практическое значение знаний о природе материков и океанов, наиболее крупных государствах мира, природных комплексах, географической оболочке, являющейся средой обитания человека.

2.  Знакомство с учебником, атласом  и требованиями к уроку географии.  

Обращаю  внимание на новые виды параграфов: параграфы-практикумы под общим названием «Учимся с „Полярной звездой“»; «параграфы-путешествия» для каждого материка; параграфы, посвященные конкретной стране. В двух последних видах параграфов использован описательный текст (в отличие от большинства параграфов, основанных на использовании текста-рассуждения). Эти параграфы ориентированы на выработку умения самостоятельно обобщать информацию и делать выводы.
 В конце большинства параграфов имеется рубрика «Запомните», в которой выделены основные термины, географические названия. Географические названия необходимо знать и уметь находить на карте.
      Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик: «Откройте атлас», «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно».
       Обращаю внимание на карты, помещенные в конце учебника и атласе, раскрываю  их роль и назначение.          

3. Фронтальная беседа

Обсуждение  познавательного  вопроса: почему необходима охрана природы?

                  Отмечаю, что увеличение использования природных ресурсов человеком нередко ведет к нарушению экологического равновесия. В связи с этим резко возрастает необходимость специальной охраны отдельных уголков дикой природы. Формы охраны разнообразны (заповедники, заказники, национальные парки), и выбираются они исходя из конкретны задач. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняют с помощью учителя таблицу «Особо охраняемые природные территории».

                Показ и комментирование слайдов: Сочинский заказник, Баргузинский заповедник,  Йелоустонский национальный парк.

         Особо охраняемые природные территории

Форма охраны

Характер охранной

деятельности

Примеры

Заказник

Под охраной находится не весь природный комплекс, а лишь отдельные его компоненты

Сочинский (Россия)

Заповедник

Под охраной находится  весь природный комплекс. Любая хозяйственная деятельность  исключена

Баргузинский (Россия)

Национальный парк

Сочетает задачи охраны природы со строго контролируемым использованием для кратковременного отдыха людей и познавательного туризма

Йеллоустонский  ( США)

III. Практикум №1

            Описать одну из форм особоохраняемых территорий  по плану:

Ответы

а) название;

Баргузинский заповедник

б) географическое положение

в) год создания;

г) объект охраны (кто или что находится под охраной);

д) уникальность объекта или вида;

е) меры, принимаемые заповедником  для сохранения объекта или вида.

Учащиеся получают дополнительный раздаточный материал «Заповедники России»,  где находят материал:  «Баргузинский заповедник”. Читают и заполняют таблицу.

Проверка работы.

 IY.  Домашнее задание: 1) изучить § 1; 2) выполнить задания №1 и №2; 3. Описать любой                                      заповедник  России (Найти В Интернете, энциклопедии) по плану в тетради.

Y. Выставление и комментирование  оценок.

 YI. Рефлексия.

Учащимся раздаю индивидуальные карточки,  в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

урок географии в 6 классе "Что изучает география"

Материал урока дает  представление  учащимся о географии как о науке, раскрывает значение географических знаний для человека.Знакомит с имена  ученых- исследователей и их  вклад ...

Урок географии "Что изучает география?"

Презентация вводного урока в 6 классе...

Урок географии в 8 классе во теме "Что изучает география России. Географический взгляд на Россию".

Вводный урок географии в 8 классе "Что изучает география России. Географический взгляд на Россию"....

Конспект к уроку географии "Как мы будем изучать географию", 7 класс

Задачи урока:Познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.Продолжить формирование умений работать с картой и учебником, с текстом раздаточного материала.Учить описывать особ...