Конспект внеурочного занятия "Ундоровские источники- жемчужина Ульяновского края"
план-конспект по географии

Разработка содержит презентацию и может использоваться как в начальной, так и в средней школе на уроках и внеурочных занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие на тему «Жемчужина Ульяновского края  - Ундоровские источники»

 Цель занятия: Формирование первичного представления о  воде  Ундоровских источников, её составе и свойствах.

Задачи:

1. Образовательные:

Исследовать  свойство растворимости  воды;

Сформировать представление об образовании и использовании минеральной  воды .

2. Развивающие:

Формировать и развивать навыки исследовательской деятельности:

- умение ставить цели и задачи;

- наблюдение;

- рассуждение;

- умение делать выводы;

- структурировать материал.

Развивать интерес к естественно- научным знаниям;

Развивать творческую и познавательную активность;

Сформировать интерес к исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью;

Формировать коммуникативные способности.

Оборудование: Компьютер, телевизор, лабораторное оборудование.

соль, стаканы, ложки, палочки, песок, глина, таблицы, вода из ундоровских источников

Формирование УУД

1. личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-  объяснять правила поведения в различных ситуациях, оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей, моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие  организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательные  универсальные учебные действиявключающие общеучебные,  логические действия постановки и решения проблем:

-  находить и пользоваться учебной и справочной литературой, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ульяновской области, карту курортного района Ундоры и этикетки с бутылок  как источник информации;

-  проводить индивидуальные и групповые наблюдения и опыты; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и образование осадочных пород,  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Этап

Действия учителя

Деятельность групп

I Оргмомент Создание проблемной ситуации.

Добрый день!

Я вижу ваши улыбки, значит сегодня хороший день. Надеюсь, что в течение нашего занятия ваше настроение не поменяется, а наоборот добавит позитив и положительный настрой.

Я предлагаю вам сегодня изучить на занятии вещество, о котором вы узнаете из загадки:

 Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Перед вами на столах стоят бутылочки. Что это за вода? Почему она так называется? А где выпускается «Волжанка»?

В Ундорах есть источники ,из которых и вытекает удивительная вода. О ней знают далеко за пределами нашей Ульяновской области. Вода имеет лечебные свойства, поэтому здесь построены санатории – Имени Ленина и Дубки, Дом отдыха и детский летний лагерь «Волжанка».

Из всего услышанного и увиденного нужно определить тему нашего занятия.

А что такое источник? Ребята, давайте выясним с помощью  толкового словаря, что такое источник.

Вы обратили внимание, что этикетки на бутылках с водой разные. Имеются различия в  названии воды. Есть вода с названием «Волжанка» Минеральная вода, а также «Волжанка» Питьевая вода.

Почему вода такая разная? В чём особенности воды Ундоровских источников? Это проблема, которую нам предстоит с вами решить. Какую цель мы поставим?

 Как достигнуть цели?

Дети называют  отгадку. Это вода.

Дети отвечают на вопросы

Дети называют тему занятия.

Работа с толковым словарём С.И. Ожегова и азбукой юного Ульяновского школьника.

1. Источник – водная струя, выходящая на поверхность из под земли. Целебный и горячий источник. Источник минеральной воды.

2.То, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Источник света. Источник всех зол. Сведения из верного источника.

Дети ищут различия.

Дети формулируют цель: изучение состава и свойств воды Ундоровских источников .

Вооружиться картами, Азбукой юного ульяновского школьника, также оборудованием для экспериментов, провести исследование.

II. Актуализация знаний.

 Начнём мы с самого главного. Главный – это название

источника №1. Источник выходит из пластов горючих сланцев на левом склоне Малинового оврага в 1,5 км от берега Волги. Вода этого источника по химическому составу относится к гидрокарбонатно-сульфатному кальциево-магниевому типу с. Вода является аналогом известной воды «Нафтуся» курорта Трускавец. Дебит источника свыше 125000 л в сутки. Данная минеральная вода разливается в бутылки под названием «Волжанка». 

Просмотр фрагмента фильма.

Вопросы.

Что нам оставило после себя Юрское море?

Как же образуются источники (родники)?

Вода после дождя, или при таянии снега, просачивается сквозь горные пород. Хорошо пропускает воду такая рыхлая порода, как песок. Почти не пропускает воду глина. Над слоем глины образуется слой песка, насыщенный водой. На склонах оврагов или берегах рек эта вода вытекает из земли в виде источника.

В Ундорах обычная вода под землёй, протекая через сланцевую плиту Юрского периода насыщается минеральными целебными свойствами.  

Что мы знаем об открытии ундоровских источников? Кто в начале ХIХ обратил внимание на лечебное действие местных родниковых вод.

Официально документированная санаторно-курортная история региона началась в 1820 году, когда адъютант фельдмаршала Александра Суворова генерал-майор Петр Ивашев, выйдя в отставку, обратил внимание на лечебное действие местных родниковых вод. По просьбе генерала профессора Казанского университета Вагнер и Владимирский исследовали воду и признали ее целебной. После чего он на одном из источников в Малиновом овраге построил домашнюю водолечебницу с холодными и тёплыми ваннами. 
Вскоре «Домашний курорт» Ивашевых стал известен далеко за пределами губернии. Кроме того, П.Н. Ивашев открыл в Ундорах больницу, школу для крестьянских детей, поставил сахарный, стекольный, винокуренный заводы, суконную и полотняную фабрики.

Сохранились воспоминания вице-президента Императорской Академии художеств Александра Федоровича Лабзина о лечении на ундоровских источниках в 1824 г. Страдая заболеваниями печени, сердца, фурункулезом, он благодаря регулярному приему ванн и питья минеральной воды поправил свое здоровье. 

После Октябрьской революции и гражданской войны о курорте и вовсе забыли.

Кто и когда провёл анализ воды и дал воде название «Волжанка»?

Уже в середине ХХ века полезными свойствами ундоровской воды заинтересовался Ульяновский врач Евгений Чучкалов. Родился 5 февраля 1919 г. в Челябинске. Окончил ускоренный курс Куйбышевской военно-медицинской академии (1941), участник Великой Отечественной войны. Завершив обучение в Челябинском медицинском институте (1948), переехал в Ульяновск.

Когда  ульяновский врач Е.М.Чучкалов в 1960 году (55 лет назад) заинтересовался полезными свойствами ундоровской  воды, ему на глаза попало письмо завлабораторией Института курортологии, которая, отдыхая в Ундорах, взяла пробу воды из источника в Малиновом овраге: «Ваша вода уникальна, в ней много серебра».

Неоценима заслуга Е.М. Чучкалова в исследовании свойств и разработке методик применения Ундоровской минеральной воды. Он один из активных организаторов Ундоровской курортной зоны. По его предложению в области были построены: реабилитационный центр для ветеранов войны и труда, завод по розливу минеральной воды.

Ребята, мы узнали об открытии целебных источников, а много ли их  в Ундоровской курортной зоне?

Отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопрос.

В Азбуке юного ульяновского школьника (на стр. 92 )дети находят информацию о том, кто первым обратил внимание на лечебное действие местных родниковых вод.

Дети отвечают на вопрос с помощью Азбуки юного ульяновского школьника (на стр. 92 )

Отвечают на вопросы с помощью Азбуки юного ульяновского школьника (на стр. 92 )

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

IV. первичное закрепление

Приступаем к исследованию свойств воды Ундоровских источников.

Учитель раздаёт маршрутные листы с заданиями.

Изучение свойства растворимости.

Вода- прекрасный растворитель. Все мы с вами пили сладкий чай, разводили краски. Сахар растворялся в воде. Вода растворяла сухие акварельные краски.

Задание 1

Проведём опыт

1.Налейте в стакан воду из бутылки и опустите туда половину ложки пищевой  соли, перемешайте.

 Что произошло с солью?

Задание 2

1. Выясните с помощью этикеток и таблицы на слайде, что растворено в ваших бутылочках с водой?

3. Как можно использовать воду?

Почему мы не видим вещества, о которых написано на этикетке?

Какие вещества и в каком количестве содержатся в минеральной  в питьевой воде

« Волжанка»?

Питьевая вода «Волжанка» добывается из артезианской скважины с глубины 50 метров.

Какая вода самая полезная?

Чем она полезна?

О том, какой состав и свойства минеральной воды «Волжанка» , мы более подробно узнаем из фильма.

Просмотр фрагмента фильма о  составе  минеральной воды

 « Волжанка»

Что мы сделали, чтобы выяснить состав воды Ундоровских источников?

В какой же воде растворено больше веществ?

Что же делает минеральную воду целебной?

А кальций и магний, который содержится и в минеральной, и в питьевой воде «Волжанка»  укрепляют организм, особенно кости и зубы.

Релаксация . Вслушайтесь в этот звук (журчание воды).  Это журчание ручья, который вытекает из источника.  Звук журчащего ручья успокаивает.

Ундоровские источники объявлены памятником природы и на них распространяется закон о соблюдении режима санитарной охраны курорта. Здесь запрещено:

- бросать мусор вблизи родников

-сбрасывать неочищенные сточные воды

- проживать и разводить костры .

Почему нужно охранять подземные воды?

Вместе с детьми проводим опыт по очистке и фильтрации воды.

В воде ещё раньше были растворены песок и глина.

Эту воду разделили на 2стакана . В первом стакане частички песка и глины постепенно оседали (способ очистки методом отстоя). Воду из второго стакана пропускаем через фильтр. (очистка способом фильтрации)

 Мы научились очищать воду разными способами. Она вновь стала чистой.  

Какие 2 способа очистки воды мы использовали?

Какой способ  мы используем дома при очистке воды с помощью бытового фильтра?

 

Что является фильтром для воды Ундоровских источников?

Отвечают на вопросы

Проводят опыт

Дети рассматривают этикетки с бутылок и таблицы на слайде . из которых видно, что в обеих бутылках присутствует кальций и магний, только в минеральной воде этих веществ больше.

Кроме того в минеральной воде растворены гидрокарбонаты, сульфаты и органические вещества.

Мы не видим этих веществ потому, что вода их растворила.

2 группа изучает питьевую воду  «Волжанка» (негазированную),

Она соответствует требованиям, предъявляемым к воде для детского питания, рекомендована к использованию детям с первого года жизни, в т. ч. для восстановления сухих смесей.

3 группа изучает напиток с содержанием сока

 «Гранат». В его составе концентрат гранатового сока, ароматизаторы, лимонная кислота, подсластители, консервант.

Мы посмотрели фрагмент фильма, выяснили, что написано на этикетках.

Растворённые вещества делают минеральную воду целебной.

Вода является хорошим растворителем и  растворяет в том числе и вредные, опасные для здоровья вещества.

Опыт по очистке и фильтрации воды.

Озвучивают результаты работы.

Способ фильтрации

Таким фильтром является  почва, где вода растворяет разные минеральные вещества и становится полезной.

V. Итог урока

Вывод: Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Где в реальной жизни вам пригодятся полученные знания? Что вы уже знали? Какие знания вам пригодились на занятии?

Дети отвечают на вопросы.

Все вместе делают вывод.

Изучая родной край на занятии кружка мы узнали много нового о воде Ундоровских источников с названием  «Волжанка»:

- мы  изучили её состав и свойства ;

-провели исследование и выяснили, почему вода может содержать в себе много разных веществ;

-узнали, как используется вода для оздоровления людей;

- исследовав воду, мы узнали, что лучше всего пить  минеральную воду «Волжанка», для здоровья она самая полезная;

-мы научились очищать воду;

-наше здоровье зависит от того, какую воду мы пьём.

VI.  Рефлексия

А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды,

Если вы активно работали, узнали много нового и интересного и считаете, что это пригодится вам в вашей жизни -поместите ваши капельки на доску, где из источника течёт ручеёк, который благодаря вашим капелькам он станет больше и зажурчит ещё сильнее. И вода в нём делает нас здоровыми и сильными потому, что называется «Волжанка»

Занятие окончено!!! Еще раз всем большое спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жемчужины Тверского края

Презентация по музыкальному краеведению...

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

внеклассное мероприятие "Ульяновский край - живи и процветай"

Внеклассное мероприятие по географии, посвященное 70 летию Ульяновской области...

Великие люди Симбирско-Ульяновского края

Великие люди Симбирско-Ульяновского края...

Познавательная игра "Байкал-жемчужина нашего края"

Познавательная игра "Байкал - жемчужина нашего края" предназначена для проведения воспитательных мероприятий в объединениях  дополнительного образования и общеобразовательных школах по краеведени...

Презентация по географии на тему: "Жемчужины Астраханского края"

В данной презентации представлен кроссворд, который поможет легче усвоить и запомнить изучаемый материал....

Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению "История Симбирско-ульяновского края"

Данная рабочая программа  внеурочной деятельности по историческому краеведению разработана для обучающихся 6 -х классов....