Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Коршикова Наталья Григорьевна

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoint 2003

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh_v_stranu_treug_7_kl.rar107.3 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТРЕУГОЛЬНИКОВ

7 класс

Тема: Треугольники

Цели:

- научить выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков;

- научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы;

- развивать геометрическую интуицию;

- повысить мотивацию к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, разноцветные палочки, раздаточный материал, денежная единица (триангл), презентация в Power Point/

План урока:

  1. Организационный момент, инициализация урока (2 мин).
  2. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин).
  3. Практическая работа (исследовательского характера) (15 мин).
  4. Первичное закрепление изученного материала (12 мин).
  5. Домашнее задание (3 мин).
  6. Итоги урока (3 мин).
  7. Рефлексия учащихся (4 мин).
  8. Резерв (3 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент, инициализация урока (объявление темы, определение целей деятельности).

У ч и т е л ь (приветствие учащихся). Сегодня мы с вами путешествуем в Страну треугольников, где существует своя денежная единица «триангл», которую каждый из вас может заработать за правильный ответ. Накопив семь трианглов, вы сможете получить отличную оценку. В этом путешествии мы откроем и узнаем много нового и интересного.

А сейчас мы  вытащим из тайников памяти кое-что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые пригодятся нам сегодня на уроке, а для этого проведем маленький устный опрос.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

- Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на прошлом уроке. (О треугольнике.)

Показ первого слайда.

- По какому признаку мы выделим с вами группу треугольников? (В зависимости от величины угла.)

Показ второго слайда.

- Какие виды треугольников входят в эту группу? (Прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.)

На экране появляется третий слайд.

ТРЕУГОЛЬНИКИ

В зависимости от величины угла

тупоугольный          остроугольный         прямоугольный

- Какой треугольник называется прямоугольным? (Треугольник, у которого один из углов прямой.)

- Какой треугольник называется тупоугольным? (Треугольник, у которого один из углов тупой.)

- Какой треугольник называется остроугольным? (Треугольник, у которого все углы острые.)

III. Практическая работа (исследовательского характера)

- Познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку ее можно выделить. Перед вами карточки с изображение различных треугольников.

(На столе у учащихся карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника.)

             N

 M  R

             B

 А C

E  

                        K

       F

- Ваша задача выполнить следующие действия.

(На экране появляется слайд с алгоритмом действия.)

  1. Возьми одну из карточек.
  2. Измерь стороны треугольников.
  3. Запиши результаты измерения в тетрадь.
  4. Повтори команды с 1 по 3 для всех видов треугольников.
  5. Сделай выводы.

- Что интересного вы видите?

- Давайте попробуем дать названия этим треугольникам.

- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний.)

- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны разные? (Разносторонний.)

- Как можно назвать треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)

- У нас появилась еще одна группа. По какому признаку она определилась? (По числу равных сторон.)

- Теперь все большое семейство треугольников можно разделить на две группы.

Показ слайдов на экране.

                                                        ТРЕУГОЛЬНИКИ

В зависимости от величины угла                                   в зависимости от числа равных сторон

Тупо-              остро-         прямо-                               равносто-            равнобед-                разносто-

угольный       угольный     угольный                          ронний                 ренный                    ронний

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

- А как вы думаете, из любых трех палочек можно сложить треугольник?

(На столах у учащихся находятся  палочки красного цвета, длиной 4см, 2см, 7см и синего цвета длиной 4см, 3см, 5см.)

- Возьмите в руки палочки красного цвета и попробуйте из них сложить треугольник.

        

- Получилось? (Нет)

- А теперь попробуйте сложить треугольник из палочек синего цвета.

- Получилось? (Да)

- Почему же не получился треугольник из палочек красного цвета?

6. Измерьте длины красных палочек.

7. Запишите результат:

а) короткая палочка ……

б) длинная палочка ……

в) средняя палочка ……

8. Сравните:

а) сумму короткой и средней палочек с длинной;

б) сумму короткой и длинной со средней;

в) сумму длинной и средней с короткой.

9. Проделайте то же самое с синими палочками.

10. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

- Итак: сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны.

Показ на экране слайда.

- Теперь вы можете объяснить, почему не получилось собрать треугольник из красных палочек?

IV. Первичное закрепление изученного материала

- Молодцы, все хорошо поработали! Сейчас мы немного отдохнем (физминутка) и послушаем сказку-вопрос.

Текст сказки перед каждым учащимся на столе.

Сказка-вопрос

     Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тез, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

В о п р о с ы:

  1. Кто стал королем?
  2. Кто был основным соперником?
  3. Кто первым вышел из соревнования?

З а д а н и е 1. Периметр равностороннего треугольника АВС – 156 см. Найдите все стороны.

З а д а н и е  2.  Существует ли треугольник, длины сторон которого равны 5дм, 2дм и 70см?

З а д а н и е  3. Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?

        

Задание оформлено в виде карточек, каждый ученик работает индивидуально. Затем задания обсуждаются вместе с классом.

V. Домашнее задание

- Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о Стране треугольников или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.

Учитель может показать изображение различных видов рисунков, созданных из треугольников.

VI. Итоги урока

- Итак, давайте подведем итог нашего путешествия по стране треугольников.

- По какому признаку мы выделили новую группу треугольников?

- Какие треугольники входят в эту группу?

- Всегда ли существует треугольник?

Выставляются отличные оценки учащимся, набравшим 7 трианглов, по желанию за 5 трианглов выставляется оценка «4».

VII. Рефлексия учащихся

- Что больше всего заинтересовало вас на уроке, что удивило?

- Что понравилось больше всего?

Сказка-вопрос

     Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тез, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

В о п р о с ы:

  1. Кто стал королем?
  2. Кто был основным соперником?
  3. Кто первым вышел из соревнования?

Сказка-вопрос

     Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тез, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

В о п р о с ы:

  1. Кто стал королем?
  2. Кто был основным соперником?
  3. Кто первым вышел из соревнования?

   

   Е

                                        К

                F

   

   Е

                                        К

                F

   

   Е

                                        К

                F

   

   Е

                                        К

                F

                   N

  M  R

                   N

  M  R

                   N

  M  R

                   N

  M  R

   

                   B

 А C

   

                   B

 А C

   

                   B

 А C

   

                   B

 А C

   

   Е

                                        К

                F

                   N

  M  R

   

                   B

 А C


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по математике 5 класс

урок математики по теме: Формулы. Площадь прямоугольника....

Методическая разработка открытого урока по математике "Противоположные числа" (ФГОС)

Методическая разработка открытого урока по математике  "Противоположные числа" (ФГОС) соответствует ФГОС основного общего образования.Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных...

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"

Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...