Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме "Движения"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Данный урок удобно проводить в конце изучения темы. Игра рассчитана на 40-45 минут и предполагает активную работу всех учеников либо за игровым столом, либо на рабочих местах. Специально подобранные вопросы способствуют не только демонстрации связи математики с жизнью и другими учебными предметами, но и развитию мышления учащихся, заставляют их выдвигать и обосновывать свои предположения, обобщать и делать выводы. Игра рассчитана на широкий круг учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizheniya_8_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

по теме «Движения»

(8 класс)

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма урока: игра «Что? Где? Когда?»

Цели урока:

- демонстрация применения полученных знаний для решения прикладных и практических задач;

- формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие познавательного интереса;

- воспитание эстетических качеств личности.

Оборудование: волчок, 12 конвертов с номерами вопросов, черный ящик, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация с вопросами и ответами.

Ход  урока

  1. Организационный этап (5 минут)

Правила игры. Игра идет до 6 очков. Из присутствующих учеников выбирается команда «знатоков» в количестве 6 человек. Они приглашаются за игровой стол, оборудованный как в соответствующей телепередаче (волчок, поле  с секторами, 12 вопросов). Выбирается капитан команды, именно он и только он после  обсуждения каждого вопроса имеет право дать ответ от лица всей команды. Время для обсуждения определяет заранее и озвучивает учитель, оно может быть разным для разных вопросов, поскольку уровень их сложности также различен.

В случае победы каждый ученик из команды награждается отличной отметкой.  Такое решение является вполне справедливым, поскольку победа свидетельствует не только о широком кругозоре учащихся, но и об умении рассуждать и применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Оставшаяся часть класса также активно принимает участие в игре. На столе у каждого ученика лежит несколько небольших чистых листочков бумаги, на которых они пишут ответы на вопросы, доставшиеся знатокам. Времени на размышления у них равно столько же, сколько у «знатоков». Перед тем как команда знатоков дает свой ответ, учитель собирает подписанные листочки у «зрителей» с ответами. Если ученик не знает ответ на вопрос и даже не имеет никаких предположений, он свой лист не сдает. Листы проверяет учитель после игры. Отметки озвучиваются на следующем уроке. Если ученик дал в течение игры 5 правильных ответов, его также можно поощрить отличной отметкой. При меньшем количестве правильных ответов или иных условиях проведения учитель может оценить работу на свое усмотрение.

 

  1. Применение знаний и умений (35 минут)

На столе конверты с 12 вопросами. Игроки крутят волчок.

  1. Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называется бордюром. Это может быть настенная роспись, чугунное литье, гипсовые барельефы. Как будет выглядеть бордюр, если к следующему элементу применить два вида движения: симметрию относительно горизонтальной прямой и параллельный перенос вдоль этой прямой?

  1. Как вы думаете, что в переводе с греческого языка означает термин «симметрия»?

  1. Одним из красивейших природных объектов является снежинка. С точки зрения математики она является также очень красивым и интересным объектом, обладающим свойством симметрии. Поворотная симметрия какого порядка «спрятана» в снежинке?

  1. Музыку можно рассматривать как в определенной мере и определенным образом упорядоченную во времени систему звуков – их высоты, длительности, громкости.  Как вы думаете, в чем проявляется симметрия песни? А в чем асимметрия песни?

  1. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Как вы думаете, какое отношение имеют стихи Пушкина к симметрии?

  1. Большинство красивейших архитектурных сооружений в мире обладают свойством осевой симметрии. Приведите примеры таких сооружений (не менее 5).

  1. Вспомните арабские цифры и назовите те, которые имеют ось симметрии. Есть ли среди них такие, которые имеют 2 оси симметрии?

  1. Поворотную симметрию 5 порядка называют симметрией жизни, поскольку она наиболее часто встречается в живой природе и никогда не встречается в неживой. Подтвердите это примерами из жизни.

  1. Что общего у бабочки, волка и кленового листа с математической точки зрения?

  1. Блиц. Приведите по одному примеру, иллюстрирующему следующие понятия.

Асимметрия – отсутствие симметрии.

Антисимметрия  - сохранение одного свойства объекта и замена другого свойства на противоположное.

Диссимметрия – частичное отсутствие симметрии.

  1. Амбиграмма – это надпись, читаемая в нормальном и перевернутом виде. Искусство симметричной надписи несимметричного слова.

           

Придумайте слово, которое одинаково читается в прямом и перевернутом виде.

  1. Винтовая симметрия – это симметрия, представляющая комбинацию двух преобразований – поворота и параллельного переноса вдоль оси поворота (например, молекула ДНК). Приведите известные вам примеры природных винтов.

  1. Резерв. Что в «черном ящике»? То, что лежит в черном ящике имеет

  1. центр симметрии,
  2. 6 осей поворота,
  3. в природе это встречается часто, в огромном количестве, но каждый объект уникален по-своему,
  4. в комнатных температурных условиях можно увидеть только модели этого объекта.


Ответы к игре по теме «Симметрия»

  1. Соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
  2. симметрия 6-го порядка
  3. Симметрия песни проявляется в ритме, определенном периодическим повторением высоты и длительности звучания (трансляционная симметрия). Могут использоваться ритмы, обращенные во времени (инверсия), параллелизм (одновременное исполнение песни двумя голосами), мелодии с повторениями (речитативы). Асимметрия проявляется в импровизации, вариации ритма, мелодии, созвучия.
  4. Симметрия проявляется в различной рифмовке строчек.
  5. Ответы могут быть любые – Эйфелева башня, Тадж-Махал, пирамиды, храмы и т.п.
  6. 0;8. При определенном написании 3 и 1.
  7. Цветки с 5 лепестками, морская звезда.
  8. Они все обладают свойством симметрии относительно прямой.
  9. Асимметрия – например, храм Василия Блаженного.

        Антисимметрия – проявленная фотопленка.

        Диссиметрия – объекты, содержищие и симметричные и асимметричные элементы.

  1. ОНО
  2. Рога барана, ракушка улитки, моллюска.
  3. Снежинка.

  1. Подведение итогов урока (5 минут)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...