Рабочая программа по учебному курсу "Многоугольники" 9 класс
элективный курс по геометрии (9 класс) по теме

 

Адаптированная программа учебного курса для учащихся 9 классов «Многоугольники» способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся, совершенствованию математической культуры. Курс рассчитан на 34 часа.

Актуальность и практическая значимость такого курса весьма высока, так как она позволяет не только углубить знания учащихся в предметной области, но и способствовать развитию их пространственного воображения и логического мышления, являющихся неотъемлемыми компонентами математической культуры личности. Соприкосновение с геометрией, ее изучение носят познавательный, воспитательный, развивающий и вдохновляющий характер.

Программа составлена в соответствии с требованиями: имеет пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методических средств обучения.

Программа является целостной, в ней обозначены цели и задачи курса. Обучение по адаптированной программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. Программа имеет практическую направленность. В результате занятий по адаптированной программе курса «Многоугольники» обучающиеся приобретут глубокие и прочные знания по геометрии, выработают умения и навыки, необходимые для успешного продолжения образования,

Данная адаптированная программа учебного курса «Многоугольники» может быть рекомендована для общеобразовательных учреждений Губкинского городского округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpm9.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/____________/

                                             ФИО

Протокол № _______

от «____»___________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Боброводворская СОШ »

_____________/Дронова Е.В./

                                                 ФИО

«__»____________2012___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Боброводворская СОШ »

___________/Филиппова И.Н./

                                             ФИО

Приказ № ___

от «___» ____________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Покутневой Натальи Ивановны

первой квалификационной категории

по учебному курсу «Многоугольники» 9 класс

2012-  - 2013_ учебный год

 Пояснительная записка

Основная задача обучения математики в школе - это обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения специального образования, развить у учащихся познавательную активность и любознательность, логическое мышление и пространственное воображение.

 Значительный вклад в решении обозначенных задач вносит геометрия как учебный предмет.

Целью современного геометрического образования является развитие высокой математической культуры, достижение полного развития тех математических (разумеется, и других) способностей личности, которые востребованы ею и обществом.

Школьная геометрия - предмет общекультурного человеческого познания. Суть обучения геометрии состоит не только в формировании специальных геометрических знаний, но и в общем развитии личности, ее умении логически мыслить и доказательно обосновывать истинность или ложность

Соприкосновение с геометрией, ее изучение носят познавательный, воспитательный, развивающий и вдохновляющий характер. Хорошее геометрическое образование, пространственное воображение и логическое мышление, являющиеся неотъемлемыми компонентами математической культуры личности, необходимы не только математику, но и инженеру, и экономисту, и дизайнеру, и юристу, и программисту, а также специалистам многих и многих других профессий

. Многоугольники составляют основу геометрии. От того, насколько хорошо освоено это понятие, во многом зависит успешность изучения всей геометрии.

Цель: рассмотреть свойства многоугольников, изучение которых выходит за рамки школьной программы, расширить и углубить геометрические представления учащихся

Главная задача курса: приобретение глубоких и прочных знаний по геометрии, становление творческой личности, востребованной в любой сфере интеллектуальной деятельности.

Программа составлена на основе программы курса по выбору « Многоугольники» авторов И. М, Смирновой , В.А. Смирнова 9 класс М.: Мнемозина 2007 г.рассчитана на 24 часа. Но с учетом того, что данный курс рассматривает такой материал который не изучается в курсе геометрии основной школы, для прочного усвоения материала добавляется 8часов: 2 часа на тему « Сумма углов многоугольника»,2 часа на тему «Замечательные точки и линии в треугольнике» ,по 1 часу на темы «Теорема Менелая и Чевы», « Вписанные и описанные многоугольники», «Равносоставленность и задачи на разрезание», « Многоугольники и оптимальное управление». Добавлена тема « Треугольник Паскаля»

Количество учебных часов:34 (1 час в неделю )

  1. Учебно— тематическое  планирование

Пункт

Содержание

Количество часов

1

Общие свойства многоугольников

2

2

Сумма углов многоугольника

4

3

Замечательные точки и линии в треугольнике

4

4

Теорема Менелая и Чевы

3

5

Построение многоугольников

2

6

Вписанные и описанные многоугольники

3

7

Теорема Эйлера

2

8

Проблема четырёх красок

2

9

Паркеты

2

10

Равносоставленность и задачи на разрезание

3

11

Многоугольники и оптимальное управление

3

12

Использование графического редактора «Adobe IIIustrator»

2

13

Зачет

2

14

Итого

34

Содержание курса

Общие свойства многоугольников

Определение многоугольника как фигуры, ограниченной простой замкнутой линией, теорема Жордана о том, что всякая простая замкнутая ломаная разбивает плоскость на две области — внутреннюю и внешнюю.

Сумма углов многоугольника

Теорема о сумме углов многоугольника, доказываемая в основном курсе для выпуклых многоугольников, здесь распространяется на случай невыпуклых и звездчатых многоугольников.

Замечательные точки и линии в треугольнике. Теорема  Менелая и Чевы. Построение многоугольников

Рассматриваются замечательные точки и линии, связанные с треугольником, среди которых: окружность девяти точек, прямые Эйлера и Симсона, точка Торричелли.

Устанавливается, в каком случае три точки, лежащие на сторонах треугольника или их продолжениях, принадлежат одной прямой (теорема Менелая), а также в каком случае три прямые, проходящие через вершины треугольника и противоположные им стороны треугольника, пересекаются в одной точке (теорема Чевы)

Вписанные и описанные многоугольники

Доказываются характеристические свойства вписанных и описанных четырехугольников.

Современные направления развития геометрии и их приложения

Теорема Эйлера, задача Эйлера о трех домиках и трех колодцах, положившие начало теории графов и топологии, проблема четырех красок, паркеты, равносоставленность и задачи на разрезание, оптимальное управление.

 использования графического редактора «Adobe Illustrator» для изображения геометрических фигур и решения задач. понимания статистических утверждений.

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Уметь применять свойства многоугольников для решения задач

2.Уметь доказывать теорему о сумме углов произвольного многоугольника. Уметь применять эту теорему для решения задач

3. Изучить замечательные точи и линии в треугольнике. Уметь решать задачи по теме

4Знать характеристические свойства вписанных и описанных многоугольников

5.Знать современные направления развития геометрии и их приложения

6.Уметь строить многоугольники

Формы и методы контроля Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Текст зачета.

Вопросы к зачету

  1. Определение ломаной, звенья ломаной, вершины ломаной.
  2. Определение многоугольника, вершины многоугольника,  стороны, углы многоугольника. Выпуклый многоугольник, диагональ многоугольника.
  3. Сумма углов многоугольника. Степень многоугольника.
  4. Замечательные точки и линии в треугольнике.
  5. Вписанные многоугольники
  6.  Описанные многоугольники
  7. Теорема Менелая
  8. Теорема Чевы
  9. Паркеты. Определение, виды паркетов
  10.  Многоугольники и оптимальное управление. Аналитическое задание многоугольника

Задачи к зачету

  1. Простая ломаная имеет 8 вершин. Сколько у нее сторон?
  2. Нарисуйте выпуклый и невыпуклый четырехугольник. Используя линейку, найдите периметры этих фигур.
  3. Сумма углов выпуклого многоугольника равна 7200.Вычислите число его сторон.
  4. Углы выпуклого четырехугольника пропорциональны числам 1,2,3,4. Найдите их.
  5. Можно ли описать окружность около а) прямоугольника б) ромба?
  6. Окружность, построенная на катете прямоугольного треугольника, как на диаметре, делит гипотенузу в отношении 1:3. Определите углы треугольника.
  7. Впишите в окружность правильный восьмиугольник.
  8. Опишите около окружности правильный шестиугольник.
  9. Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если каждый из внутренних углов которого равен 1500.
  10. Может ли замкнутая ломаная иметь звенья длиной 1м, 3м, 2м, 4м, 11м?

Зачет считается сдан, если выполнено   50% заданий.

Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Текст зачета смотри в приложении.

Литература

Учебное пособие « Многоугольники» И.М. Смирнова, В.А. Смирнов  Мнемозина М 2007


Календарно-тематическое планирование

№ Урока

Содержание

Дата проведения

Примечание

1

Общие свойства многоугольников

03.09

2

Общие свойства многоугольников

10.09

3

Сумма углов многоугольника

17.09

4

Сумма углов многоугольника

24.09

5

Сумма углов многоугольника

01.10

6

Сумма углов многоугольника

08.10

7

Замечательные точки и линии в треугольнике

15.10

8

Замечательные точки и линии в треугольнике

22.10

9

Замечательные точки и линии в треугольнике

29.10

10

Замечательные точки и линии в треугольнике

12.11

11

Теорема Менелая и Чевы

19.11

12

Теорема Менелая и Чевы

26.11

13

Теорема Менелая и Чевы

03.12

14

Построение многоугольников

10.12

15

Построение многоугольников

17.12

16

Вписанные и описанные многоугольники

24.12

17

Вписанные и описанные многоугольники

14.01

18

Вписанные и описанные многоугольники

21.01

19

Теорема Эйлера

28.01

20

Теорема Эйлера

04.02

21

Проблема четырёх красок

11.02

22

Проблема четырёх красок

18.02

23

Паркеты

25.02

24

Паркеты

04.03

25

Равносоставленностьи задачи на разрезание

11.03

26

Равносоставленностьи задачи на разрезание

18.03

27

Равносоставленностьи задачи на разрезание

01.04

28

Многоугольники и оптимальное управление

08.04

29

Многоугольники и оптимальное управление

15.04

30

Многоугольники и оптимальное управление

22.04

31

Использование графического редактора «Adobe IIIustrator»

29.04.

32

Использование графического редактора «Adobe IIIustrator»

06.05

33

Зачет

13.05

34

Зачет

20.05

Итого

34

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...