Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

Морозова Наталия Алексеевна

Рабочая программа по геометрии 8 класса  коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка и И.И.Юдиной.   Примерная программа для общеобразовательных школ предусматривает  2 часа  в неделю за 3 года (7-9 класс).  Эта же программа в школе V вида осваивается 4 года (7-10класс), так как основным контингентом школ являются учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, у которых возникают определенные трудности в усвоении программы. В пояснительной записке представлено распределение часов геометрии  с 7 по 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.zip52.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по геометрии 8 класса  коррекционной школы V вида (далее 8 класс) к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка и И.И.Юдиной   составлена на основе следующих документов:    

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Выбор данной программы обусловлен ее реализацией в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений. Для данной группы детей характерно общее недоразвитие речи II-III уровня речевого развития или лексико-грамматическое недоразвитие речи, которые, как правило, сочетаются с неполноценным развитием или функционированием сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций, что не позволяет этой группе учащихся осваивать программу основного общего образования в общеобразовательной школе.

Недостаточная языковая компетентность проявляется в виде несовершенства смыслового и звукового оформления речевого высказывания, бедности словарного запаса, частых замен и смешений слов из-за неправильного понимания их значений. Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы. Стойким, типичным элементом недоразвития речи являются проблемы самостоятельного оформления связной речи, в том числе на письме.

Учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи отличает низкая наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию языкового материала, трудности переключения внимания, недостаточный уровень самоконтроля, повышенная психическая  истощаемость, неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности, а также низкий уровень произвольной деятельности в целом. Вследствие этого у детей данной категории отмечается недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя, трудности овладения учебными понятиями, терминами, проблемы формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.

Данная программа наиболее полно соответствует особым образовательным потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также позволяет подстраивать отдельные разделы программы, содержание и порядок изучения представленного в них материала, методы преподавания и систему оценки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой и степенью выраженности нарушения развития, исходя из результатов психолого-медико-педагогической диагностики.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
  5. развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  1. введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  2. развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигурация;
  3. совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  4. формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
  5. развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  6. формирование умения применять свойства параллельных прямых, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;  
  7. совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  8. отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  9. расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках;
  10. развитие речи и    коррекция ее недостатков, т.к. именно овладение речью способствует развитию и совершенствованию мыслительных процессов.

Место предмета

На изучение предмета в 8 классе отводится 2 часа в неделю,  итого 70 часов за учебный год.   Примерная программа для общеобразовательных школ предусматривает  2 часа  в неделю за 3 года (7-9 класс).  Эта же программа в школе V вида осваивается 4 года, так как основным контингентом школ являются учащиеся, у которых возникают определенные трудности в усвоении программы.

 У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое  мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности, зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие, а также обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее, существенное. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводят к трудностям овладения многими предметами, в частности геометрией.  В связи с вышеизложенным для изучения базового курса в речевой школе отводится дополнительный год обучения, что позволяет, учитывая особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи, предусмотреть создание условий для восприятия нового материала, углубление, систематизацию, обобщение ранее пройденного.  

Расширение программы происходит за счет увеличения часов практически всех изучаемых тем 8 класса в среднем на 2-4 часа.  Дополнительные часы позволяют больше внимания уделять перцептивно-смысловой обработке текстов учебника, что способствует лучшему пониманию и усвоению сложного и объемного материала.

Содержание обучения

Рабочая программа  курса включает полностью все разделы и темы базовой программы.

классы

Распределение тем по классам

Распределение часов

базовой программы

рабочей программы

по базовой программе

по рабочей программе

КР

7 класс



7 класс

Начальные геометрические сведения.

10

20

1

Треугольники.

17

20

1

Параллельные прямые.

13

8

1

Повторение

2

8 класс

Параллельные прямые.

8

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

21

2

Повторение. Решение задач.

10

8 класс

Четырехугольники.

14

18

1

Площадь.

14

16

1

Повторение.

5

9 класс

Подобные треугольники.

19

28

2

Окружность.

17

17

1

Векторы.

12

13

1

Повторение.

6

9класс

Метод координат

12

4

Повторение

6

10 класс

Метод координат

14

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

17

21

2

Длина окружности и площадь круга.

12

14

1

Движения.

12

10

1

Об аксиомах планиметрии.

2

Повторение.

11

7

Итого

220

252

Коррекционная работа

Специфика образовательного учреждения приводит к необходимости проводить коррекционную работу.

В процессе изучения геометрии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специальная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого недоразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического мышления учащихся. Это оправдывает  дополнительное время, которое предусмотрено рабочей программой.

  1.   Необходимо осуществлять психологическую  коррекцию произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма.  
  2. Обеспечение единства обучения, развития и коррекции нарушений психического и речевого развития школьников с нарушениями речи.
  3.    С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках геометрии, наряду с постоянным требованием нормативного оформления учащимися самостоятельных высказываний, следует особое внимание уделять словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий, определений. Учащиеся должны развивать память путем усвоения и неоднократного повторения определений, понятий, при этом накапливать словарь, который может использоваться не только на уроках геометрии, но и на уроках биологии, географии, физики, химии, черчения и др.
  4.    Развивать интеллектуальные способности и логическое мышление  в процессе решения геометрических задач.
  5.     Развитие речи и    коррекция ее недостатков, так как именно овладение речью способствует развитию и совершенствованию мыслительных процессов.
  6.    Формировать умения ставить вопросы, связанные с выявлением различного рода закономерностей; уметь находить существенные признаки;  уметь сравнивать, обобщать материал. 
  7.   Формировать умение на основе рассуждения — умозаключения подводить неизвестное под уже известное; находить причинно-следственные связи, использовать факты как аргумент в ходе доказательства.
  8.   Необходимо научить работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект,  владеть языком предмета. Развивать у учащихся логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности.  
  9.    Изучение геометрии помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие и аккуратность; дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и довести ее до конца.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать и уметь:

Знать:

  1. основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  2. формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

Уметь:

  1. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  4. решать  задачи на вычисления геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  5. решать геометрические задачи,  опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  6. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя   известные   теоремы и обнаруживая   возможности  их применения;
  7. решать простейшие планиметрические задачи на плоскости;

использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  3. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  4. владения практическими навыками использования фигур, а также нахождения длин отрезков и величин;
  5. владеть алгоритмами решения простейших основных задач на построение.

Межпредметные связи

Курс геометрии опирается в большей степени на знание курса  математики  начальной школы, а также курса математики  5-6 классов. Программа реализует идею межпредметных связей большей частью с предметами: физика, черчение, информатика, химия, алгебра, биология, география, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Психологическая характеристика 8а и 8б классов

Рабочая программа по геометрии  составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8а и 8б класса.  В 8а классе обучаются 8 учащихся.  В 8б классе –  12 учащихся.

            Между обучающимися  8б класса достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Учащиеся   не замкнуты, общительны, отличаются средним  темпом деятельности, легко вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, не стесняются давать ответы в устной форме, трудолюбивы, организованы, всегда дружелюбны и стараются помогать друг другу. По типу темперамента в классе больше сангвиников.  3 учащихся очень активны  (2мальчика и 1 девочка), требуют повышенного к себе внимания и частую смену деятельности, что приводит к необходимости использовать разнообразные методы и приемы ведения занятий, а также применять дифференцированные задания. Учащиеся  трудолюбивы, вежливы, стараются выполнять домашние задания.

            Между обучающимися 8а класса достаточно сложные отношения, часто  конфликтные. Учащиеся  очень активны, эмоциональны, часто раздражительны, не терпят монотонной работы, общительны, отличаются низким темпом деятельности, легко вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу,  но быстро теряют ко всему интерес,  не стесняются давать ответы в устной форме, не трудолюбивы и  к сожалению  часто не организованы, забывают выполнять домашние задания. По типу темперамента в 8а  классе больше холериков, 2 меланхолика и 2 флегматика. Все учащиеся любят принимать участие в различных проекта и  легче всего усваивают материал во время игровых занятий.

  В целом обучающиеся 8а и 8б класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента.  Учащиеся 8а  имеют низкий  уровень мотивации к учению, а учащиеся 8 б выше среднего. Это обусловило необходимость использования с  учащимися 8а и 8б класса разнообразных форм и методов работы. 

     Для реализации поставленных целей особое внимание уделяется коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. На уроках осуществляется выбор оптимальных технологий, методов и приёмов обучения ребёнка  с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Осуществляется психологическая  коррекция произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма.  Уделяется внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий и определений. Учащиеся развивают память путем усвоения и неоднократного повторения определений, понятий, при этом накапливают словарь, который может использоваться не только на уроках алгебры.

Формируются умения ставить вопросы, связанные с выявлением различного рода закономерностей; умение сравнивать предметы и величины. Проводится работа с текстами учебника, чтобы лучше овладеть языком предмета.         

Выбранные технологии обучения:  

Технология проблемного обучения:  создание проблемных ситуаций в теоретических и практических вопросах, в решении которых предполагается самостоятельная поисковая деятельность учащегося.

ИКТ: использование на уроках разнообразных форм представления теоретического материала: презентации, видеоряд, фильм.

Здоровье-сберегающая технология: соблюдение  санитарно-гигиенических норм, проведение 5 минуток в течение занятия, во время проветривать помещение, соблюдение ПТБ.

Технология развивающего обучения: включение заданий на рассуждение, проведения аналогий.

Технологии личностно-ориентированного обучения: учет  индивидуальных особенностей каждого учащегося, внимательное отношение к отстающим.

Технология разноуровнего  обучения: использование разнообразных по уровню сложности заданий.

Игровые технологии: включение учащихся в игру, с целью получения и закрепления новых знаний через игровую деятельность. Применение игровых технологий предполагается не более одного раза в четверть.

Работа в группах и в парах: данная технология включается в себя сотрудничество учащихся, учит высказывать свое мнение и уважительно относится к другим, контролировать и оценивать  свою деятельность и деятельность других учащихся.

Также предполагается применение  некоторых приемов технологии развития критического мышления: парная мозговая атака, инсерт, ключевые слова, вопросы «Верите ли Вы, что…?», перепутанные логические цепочки.

Методическое обеспечение:

Для учителя:

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010

Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.- М.: Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2012

Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебн.:Книга для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.    М.:Просвещение, 2009

Гаврилова Н.Ф.   Поурочные разработки по геометрии 7 кл .:В помощь школьному учителю.  М.: ВАКО, 2004

Гаврилова Н.Ф.   Поурочные разработки по геометрии 8 кл.: В помощь школьному учителю.- М.: ВАКО, 2004

Дидактические материалы по геометрии 7 кл., /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер.-М.: Просвещение, 2007

Дидактические материалы по геометрии  8 кл. /Б.Г.Зив, В.М.Мейлер   М.: Просвещение, 2007

Для учащихся:

Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010

Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.- М.: Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2012.

Интернет источники.  

  1. Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru
  2. http://methmath.chat.ru  Методика преподавания математики 
  3. http://www.allmath.ru -  Allmath.ru — вся математика в одном месте
  4. http://www.internetUrok.ru/ru
  5. http://school-collection.edu.ru
  6. http://mon.gov.ru
  7. http://mega.km.ru  Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для школ I вида 9 класс

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса среднего (полного) общего образования разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 5-9 классов....

Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по технологии для школ VIII вида составлена на основе программы для коррекционных учебных заведений, содержит пояснительную записку, требования к результатам обучения, основное содер...

Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....