Понятие многогранника. Призма. Пирамида.
план-конспект урока по геометрии (10 класс) по теме

Губарь Оксана Михайловна

Разработка урока в 10 классе по геометрии с использованием презентации Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока390.5 КБ
Office presentation icon Презентация617.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 10 классе по геометрии с использованием презентации Power Point.

Тема урока-лекции: «Понятие многогранника. Призма. Пирамида». (2 ч.)

Цели урока:

  1. ввести понятие многогранника, его элементов, понятие призмы, пирамиды;
  2. познакомиться с некоторыми видами многогранников
  3. показать изображение призмы и пирамиды;  
  4. дать определение прямой и правильной призмы, пирамиды, усеченной пирамиды;
  5. доказать теоремы о боковой поверхности прямой призмы, правильной пирамиды;
  6. способствовать развитию пространственного воображения учащихся.

Ход урока:

Актуализация знаний: 

Я приглашаю вас в «Мир многогранников». Мне хотелось бы начать со слов

Ле Корбюдзе 

1,2 слайды.    

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия»

Многогранники представляют собой  простейшие тела в пространстве, подобно тому, как многоугольники – простейшие фигуры на плоскости. Вспомните определение многоугольника, по аналогии дайте определение многогранника.

3 слайд.  

Многоугольником называется плоская фигура,

 ограниченная отрезками прямых.  

По аналогии, многогранник можно определить

как часть пространства, ограниченную плоскими

многоугольниками.

Вспомните понятие выпуклого многоугольника,

 по аналогии дайте понятие выпуклого многогранника

Изучение нового материала:

1. виды многогранников

4 слайд. Рассмотрим классификацию многогранников:

5 слайд.

Мы начинаем знакомство с правильных плоских и пространственных фигур. Название «правильные» идет от античных времен, когда стремились найти гармонию, правильность, совершенство в природе и человеке.       Правильными многогранниками называют выпуклые многогранники, все грани и углы которых равны, причём грани – правильные многоугольники одного типа

 До сих пор многоугольники нередко называют в науке по- гречески с окончанием «гон» : полигон –многоугольник, пентагон – пятиугольник (такой формы сверху здание Театра Российской Армии в Москве и Министерства обороны США в Вашингтоне), гексагон – шестиугольник ( ячейка пчелинных сот сверху) и т.д.

На следующих слайдах рассмотрим другие виды многогранников.

7-11 слайды.

 

2.Призма, пирамида и их элементы.

13 слайд. Введем понятие призмы, прямой призмы, рассмотрим с помощью слайда ее элементы:

14 слайд. Введем понятие пирамиды, рассмотрим с помощью слайда ее элементы:

15 слайд. Введем определение правильной пирамиды.

Все ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками

Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины, называется апофемой

  1. Изображение призмы, пирамиды на плоскости

16-17 слайды. Рассмотрим построение призмы и пирамиды на плоскости (с помощью анимации на слайдах можно рассмотреть пошаговое построение).

Изображение призмы с данным многоугольником в основании:

  1. провести из вершин многоугольника параллельные прямые
  2. отложить на них равные отрезки
  3. соединить их концы в той же последовательности, как и на заданном основании

Изображение  пирамиды:

  1. построить изображение основания пирамиды
  2. за изображение вершины можно принять любую                                                                                                 точку, не принадлежащую сторонам изображения основания

18 слайд.            В случае правильной пирамиды:

  1. высота изображается вертикальным отрезком
  2. основание высоты является центром окружности,                                                                                          описанной около основания

4. Площадь поверхности призмы

19 слайд. Вводится понятие площади полной и боковой поверхности призмы:

Площадью полной поверхности призмы называется сумма площадей всех ее граней,                        а площадью боковой поверхности призмы – сумма площадей ее боковых граней

Sполн =Sбок + 2Sосн

20 слайд. Докажем теорему о боковой поверхности прямой призмы.

Теорема: площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту.

Дано: прямая призма                                                                                                                                              h – высота   а12,…аn-стороны основания                                                                                                      P – периметр  основания

Доказать: Sбок =  P*h

Доказательство:

Sбок=S1+S2+……+Sn=

1*h+а2*h+…..=аn*h = P*h

21 слайд. Докажем теорему о боковой поверхности     правильной  пирамиды.                                                                                                                            

Дано:  правильная пирамида                                                                                                                               h – высота   а1,а2,…аn-стороны основания                                                                                                                                 P – периметр      основания     d-апофема                                                                                                  

Доказать: Sбок = 1\2 P*d

Доказательство:

Sбок=S1+S2+……+Sn                                                                                                =1\2а1*d+1\2а2*d+…..1\2аn*d = 1\2P*d

22 слайд. Рассмотрим определение усеченной пирамиды,  ее элементы, и площадь боковой поверхности.

Перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется высотой

Боковые грани усеченной пирамиды-трапеции

Sбок = 1\2 P1*P2*d                                         P1;P2-периметры оснований, d-апофема.

Докажите теорему самостоятельно.

Закрепление:

Решение задач из учебника №219, №230, №239.

Подведение итогов урока

многогранники

Однородные

 выпуклые

Однородные                                                                                      невыпуклые

Тела

 Платона

Тела

Архимеда

Выпуклые

призмы и

антипризмы

Тела

Кеплера-

Пуансо

Невыпуклы

 призмы и

антипризмы

Невыпуклые

полуправильные

однородные

многогранники

Тетраэдр

Гексаэдр

Икосаэдр

Октаэдр

Додекаэдр

тела Архимеда

Выпуклые призмы и антипризмы 

Невыпуклые полуправильные однородные многогранники

Тела Кеплера-Пуансо

Невыпуклые призмы и антипризмы 

основания

боковая грань

высота

боковое ребро

A1

An

A2

В1

Вn

В2

основание

боковая

грань

высота

боковое ребро

вершина

A1

An

A2

P

О

P

h

E

R

A1

An

A2

апофема

h

а1

а2

аn

h

d

а1

а2

аn

высота

основания

P

A1

An

A2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 10 классе «Понятие многогранника. Призма»

Урок, цель которого - организовать деятельность учащихся по формированию у них понятия «многогранник», представление об элементах многогранника, видах многогранника, понятия «призма», предс...

Урок геометрии 10 класс "Понятие многогранника. Призма"

К сожалению, пространственное мышление развито не у всех ребят в одинаковой мере. Поэтому, чтобы облегчить восприятие стереометрического материала, на помощь приходит компьютер со всеми своими возможн...

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Разработка урока по геометрии для 10 класса "Понятие многогранника. Призма"

Урок изучения новой темы. К уроку предлагается презентация....

Сценарий урока по геометрии в 10 классе с использованием информационных технологий «Понятие многогранника. Призма»

Тема: Понятие многогранника.ПризмаЦели урока:        - расширить знание уч-ся о многогранниках, рассмотрев понятия призма и их элементов...

Многогранники. Призма. Пирамида.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....