Урок геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Якушина Елена Вячеславовна

Конспект урока в 8 классе "Теорема Пифагора" с использованием ЭОР ( урок ознакомления с новым материалом). В презентации представлен материал о теореме Пифагора, а также о самом великом ученом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx46.88 КБ
Файл prezentatsiya_pifagor.pptx409.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:
Теорема Пифагора

Якушина Елена Вячеславовна

Место работы: МБОУ Красноборская СОШ

Должность: учитель

Предмет: геометрия  

Класс: 8

Тема урока: Площадь, 10  урок в теме.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Базовый учебник: Геометрия 7 – 9 кл., авторы Л.С. Атанасян и др.

  1. Цель и задачи урока

Цель: открытие учениками, совместно с учителем, теоремы Пифагора, ее доказательства, приобретение  навыка применения новых знаний  при решении задач.

Задачи:

- обучающие:

  1. познакомить учащихся с теоремой Пифагора, многообразием способов ее доказательства, применением при решении задач;
  2.  повторить изученный ранее материал (площадь треугольника, квадрата);
  3. приобрести умения применять теоретический материал для решения задач и доказательства теоремы;
  4. закрепить полученные знания при решении практических задач.

-развивающие:

  1. развивать умения обнаруживать способ доказательства нового математического утверждения и выполнять его;
  2. развивать мышление, память, навыки аргументированной речи, навыки доказательного воспроизведения в процессе деятельности.

-воспитательные:

  1. воспитывать познавательную активность;
  2. повышать интерес к изучению математики, показывая красоту математических доказательств, их стройность, логичность.
  1. Тип урока: урок изучения нового материала.
  2. Формы работы учащихся: беседа, рассказ, коллективная форма работы (фронтальный опрос, устная работа), индивидуальная работа, самостоятельная работа поисковая работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, компьютеры (5 штук), авторская презентация, ЭОР.
  4. Структура и ход  урока
  1.  Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3.  Мотивация.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Историческая справка (индивидуальное домашнее задание).
  6. Физкультминутка.
  7. Первичное закрепление материала.
  8. Закрепление.
  9.  Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Этап урока

Название используе-мых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организаци-

онный момент

Здравствуйте, ребята.  Однажды И. Кеплер сказал : «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора…». Сегодня мы изучим одну из самых известных геометрических теорем древности, называемую теоремой Пифагора. Ее и сейчас знают практически все, кто когда-либо изучал планиметрию. Теорема Пифагора одна из главных теорем планиметрии. Значение ее состоит в том, что с ее помощью можно доказать многие другие теоремы и решить множество задач.

Учащиеся записывают в тетрадях дату,  тему урока – «Теорема Пифагора».

2 мин.

2

Актуализа-ция

Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты:

• Что такое треугольник?

• Какой треугольник называется прямоугольным?

• Как называются его стороны?

• Что такое гипотенуза?

• Что такое катет?

• Как найти площадь прямоугольного треугольника?

• Катеты прямоугольного треугольника равны 16 см и 10 см. Чему равна его площадь?

• Что такое квадрат?

• Как найти площадь квадрата?

• Сторона квадрата 8 см. Найдите его площадь.

• Сторона квадрата равна  а + b. Чему равна его площадь?

Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не принадлежащих одной прямой, соединенных отрезками.

• Треугольник, у которого один угол прямой называется прямоугольным.

• Гипотенуза и катеты.

• Гипотенузой называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла.

• Катетами называются стороны, образующие прямой угол в прямоугольном треугольнике

• Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.

• 16 ·10 : 2 = 80 см2

• Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.

• Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

• 82 = 64 см2

• (а + b)2 = а2 + 2аb + b2  кв. ед.

4 мин.

3

Мотивация

Ребята, ответьте на вопрос:  Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м , другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формулируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам

4 мин.

4

Объяснение нового материала

доказательство теоремы Пифагора

Доказательство теоремы (демонстрация)                        

Вывод: Мы установили связь между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. Это и есть теорема Пифагора.

В современных учебниках теорема сформулирована так: "В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».

Шуточная формулировка:

Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим
И таким простым путём
К результату мы придём.

Учащиеся повторяют формулировку теоремы: «Квадрат гипотенузы равен суме квадратов катетов».

Конспектируют доказательство теоремы в тетрадь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

10 мин.

5

Историчес-кая справка

(индивиду-альное домашнее задание)

Авторская презентация

Предлагаю просмотреть подготовленную учащимся (Ф. И. учащегося)  презентацию о Пифагоре.

Учащиеся просматривают презентацию

6 мин.

6

Физкульт-минутка для глаз

Ребята слушаем и выполняем!

(набор команд)

Учащиеся выполняют команды

1 мин.

7

Первичное закрепление

Первичное закрепление (сцена первая)

Какие задачи можно решать, применяя эту теорему?

 Ребята давайте решим исходную задачу и все-таки ответим на вопрос – хватит 50 метров троса или нет.

Демонстрация.

Можно найти гипотенузу треугольника, зная его катеты.
• Можно, зная один катет и гипотенузу, найти другой катет.

      с =

       a =

       b = , где  а и b – катеты, с – гипотенуза

Решение задачи: 144+25=169 нужно 4 троса, значит 13*4=52(метра).

Ответ: 50 метров не хватит.

 Учащиеся делают записи в тетрадях и на доске.

Учащиеся устно решают задачу.

3 мин.

8

Закрепление

Задачи 

Ребята, мы решаем задачи в последовательности 3, 1, 2.

Учащиеся записывают краткое решение задач

10 мин.

9

Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с одной из главных теорем геометрии – теоремой Пифагора. Значение теоремы Пифагора состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач.

Выставление отметок.

 Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

 

Учащиеся продолжают фразы.

3 мин.

10                                                                                                      

Домашнее задание

http://www.fcior.edu.ru/card/11310/teorema-pifagora-i-sledstviya-iz-nee-k2.html

А домашнее задание, ребята, у нас будет следующее:

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Теорема Пифагора

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Доазательство теоремы Пифагора

Информаци                                                                                                                                                                                                                                                         онный                                                                                                                                        

Анимированный ролик со звуком

Доказательство теоремы Пифагора.oms

2

Авторская презентация

Информационный

презентация

презентация Пифагор.pptx

3

Первичное закрепление

Контролирующий

Контрольное задание из 4  сцен

Первичное закрепление.oms

4

Задачи

Контролирующий

Контрольное задание из 5  сцен

Задачи.oms

5

Теорема Пифагора и следствия из нее. К 2

Контролирующий

тест

http://www.fcior.edu.ru/card/11310/teorema-pifagora-i-sledstviya-iz-nee-k2.html

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уважение к Пифагору доходило до поклонения»

Слайд 2

Пифагор Родился в 576 г. до н.э. Умер в 496 г. до н.э. Прожил 80 лет

Слайд 3

Пифагор родился на острове Самос , расположенном в Эгейском море. 33 года он набирался мудрости в Египте. Потом более 10 лет жил в Вавилоне, где изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Затем переселился в Италию.

Слайд 4

Пифагор – это не имя, а прозвище «Пифагор» значит «убеждающий речью» После первой лекции Пифагор приобрел 2000 учеников , и в г.Кротоне образовал школу философов и математиков, в основу которой были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди. Вот некоторые из них: Делай лишь то, что впоследствии не омрачит тебя и не заставит раскаиваться. Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать. Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания.

Слайд 5

Главным пифагорейским символом здоровья и опознавательным знаком была пентаграмма или пифагорейская звезда. Звездчатый пятиугольник содержит все пропорции, известные пифагорейцам: арифметическую, геометрическую и золотую.

Слайд 6

В школе Пифагора занимались изучением чисел и их свойств. Пифагор является основателем мистического учения о числах. «Где нет числа и меры – там хаос и химеры» «Самое мудрое – это число» «Числа управляют миром» Пифагорейцы разбили числа на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, нечетные женскими. Число 4 считалось священным числом. 6 и 28 совершенными числами. 220 и 284 символом дружбы

Слайд 7

В настоящее время установлено, что это важнейшая теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Египетский треугольник 5²=3²+4² Веревочным треугольником со сторонами 3,4 и 5 единиц пользовались еще в Древнем Египте для построения прямых углов на местности.

Слайд 8

Особый интерес представляет задача отыскания «целочисленных» прямых треугольников, т.е. таких троек чисел, что a ² +b ² =c ² . Их можно найти по формулам: b=(a ² -1):2 c=(a ² +1):2 a 3 5 6 7 9 11 13 15 17 19 b 4 12 8 24 40 60 84 112 144 180 c 5 1 3 10 25 41 61 85 113 145 181 Это Пифагоровы тройки. 5²+12²=13² 25+144=169 6²+8²=10² 36+64=100

Слайд 9

Египтяне придумали задачу о лотосе «На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем. Определите, на какое расстояние цветок может отклониться от вертикали, проходящий через точку крепления стебля ко дну» √13²-12²= √ 25=5

Слайд 10

Теоремой Пифагора и пифагорейской школой восхищаются человечество на протяжении всей истории. Художник Ф.А.Бронников (1827-1902) нарисовал картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»

Слайд 11

В Греции была выпущена марка по случаю переименования острова Самос в остров Пифагорейон . На марке надпись: «Теорема Пифагора.Эллас.350 драхм.» Это единственная марка, на которой изображен математический факт

Слайд 12

Еще одни замечательные открытия Пифагора: 1.Теорема о сумме углов в треугольнике. 2.Задача о делении плоскости на правильные многогранники. 3.Геометрический способ решения квадратных уравнений.

Слайд 13

В пифагорейской школе много внимания уделялось музыке, живописи, физическому развитию. Известно, что Пифагор был дважды Олимпийским чемпионом. Вся его жизнь – это легенда. Существует несколько версий смерти ученого. По одной из них он скончался в храме после 40-дневнего голодания, по другой убит в уличной драке.

Слайд 14

После смерти его ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, поэтому правду установить невозможно…

Слайд 15

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии 8 класс по теме:" Теорема Пифагора".

Разработан урок по геометрии в 8 классе по теме: "Теорема Пифагора" с презентацией....

Разработка урока геометрии "Теорема Пифагора"

Урок разработала для оказания методической помощи молодым учителям...

Урок геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"

Представлен конспект урока по геометрии "Теорема Пифагора"...

Урок геометрия 8 класс "Теорема Пифагора"

Доказательство теоремы Пифагора....

Урок геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

Урок с элементами проектной деятельности и с использованием мультимедиа....

УРОК ПО ТЕМЕ: «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА» Геометрия 8 класс. Учебник: Геометрия 7-9 кл.

Цели урока: Дидактические- повторение сведений о прямоугольном треугольнике- изучение теоремы Пифагора- применение теоремы для решения задачРазвивающие  - развитие познавательного интереса ч...

Урок геометрии в 8 классе по теме "Площади.Теорема Пифагора".Урок с использованием ИКТ

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Площади. Теорема Пифагора". Урок с использованием ИКТ....