Тренажёры для отработки геометрических формул
методическая разработка (геометрия, 8 класс) на тему

 

В программу курса геометрии 8 класса входит большое количество формул: формулы площадей многоугольников, теорема Пифагора, определения синуса, косинуса и тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике. Важно знать эти формулы и определения, знать, как по ним работать, то есть быть компетентными в этой области геометрии. Для отработки первичного навыка использования этих формул я применяю таблицы-тренажёры. Однако начинаю применять такие таблицы уже в 7-х классах.

В разработке предоставлены пояснения и таблички, с помощью которых дети могут быстро усвоить и запомнить, а учитель проверить компетенции учащихся в работе с элементами треугольников, со свойствами площадей, с формулами площадей прямоугольника, параллелограмма, трапеции и треугольника, с применением теоремы Пифагора.

Так же материал может пригодиться при подготовке к экзаменам в 9 и 11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №1048 «Новокосино» г. Москвы

Тренажёры для отработки геометрических формул.

Медиана, биссектриса, высота. Площади многоугольников. Теорема Пифагора.

Чаплоуская Любовь Геннадьевна

2013


В программу курса геометрии 8 класса входит большое количество формул: формулы площадей многоугольников, теорема Пифагора, определения синуса, косинуса и тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике. Важно знать эти формулы, знать, как по ним работать. Для отработки первичного навыка использования этих формул я применяю таблицы-тренажёры. Однако начинаю применять такие таблицы уже в 7-х классах.

Также выполнение заданий пригодится 10 и 11-классникам при подготовке к ЕГЭ по математике.

Далее я привожу примеры таких таблиц и примеры их применения.

  1. Табличка-тренажёр «Найди медиану, биссектрису и высоту». Табличка используется на втором уроке изучения темы по геометрии 7 класса «Медиана, биссектриса, высота» (чертёж 1)

Задание: Из треугольников вбрать те, на которых начерчена медиана, выделить её зелёным цветом. Потом найти биссектрисы, выделить жёлтым цветом, высоты в треугольниках выделить красным цветом. Дополнительное задание: В треугольниках внизу таблицы начертить высоты из вершины А и вершины М.

На чертеже 2 показано выполнение работы ученицей 7Б Кондрашовой Ольгой.

Чертёж 1

Чертёж 2

               

     

  1. Табличка тренажёр для отработки темы 8 класса «Свойства площадей» (чертёж 3).

Задание: принимая площадь одной клетки за единицу, расчитать площади предоставленных в таблице фигур.

 На чертеже 4 показано, как используя свойства площадей, ученица 8Б класса Позднякова Алина находила площади предоставленных фигур. Пример фигура 2: Разбиваем фигуру на два треугольника и прямоугольник. Площадь прямоугольника находим считая количество клточек (8), каждый треугольник достраиваем до прямоугольника, в данном случае до квадрата, площадь одного квадрата 16 клеточек, а треугольник составляет половину квадрата, значит 8 клеточек. Складываем площади трёх частей фигуры, получаем 8+8+8=24 кв. ед. Аналогичное задание встречается в заданиях ЕГЭ по математике.

Чертёж 3

Чертёж 4

   

  1. Тренажёр на отработку формулы площади прямоугольника - чертёж 5.

 

Задание: по формуле площади прямоугольника, посчитав по клеточкам длины сторон, найти площади прямоугольников. За единицу площади опять берём площадь одной клетки.

Особого внимания требует квадрат №7. Считая количество клеточек, узнаём его площадь 2 кв.ед. Обращаясь к урокам алгебры, выясним длину его стороны – . Теперь можно обратиться к прямоугольнику №8: его стороны равны  и 4. Площадь равна х  4 = 4 х  х  = 4 х 2 = 8 (кв.ед)

На повторение свойств площадей – дополнительное задание.

Чертёж 5.

  1. На чертеже 6 даны задания для нахождения площадей параллелограмма и треугольника.

Задание: выделить в каждой фигуре сторону и высоту к ней, взяв за единицу длины длину стороны одной клетки, посчитать их длины, и, используя соответствующие формулы, найти площади фигур.

На чертеже 7 показан вариант выполнения задания ученицей 8Б класса Ивановой Ириной.

Чертёж 6

Чертёж 7

                                                                                                                                             

  1. На чертеже 8 находятся задачи на отработку площади трапеции.

 В отличие от предыдущих тренажёров, эти задачи более сложные, затрагивающие применение свойств прямоугольных треугольников.

Задача №6 - дополнительная. С помощью этой задачи выводится формула площади для произвольного четырёхугольника с перпендикулярными диагоналями.

Чертёж 8

  1. На чертеже 9 предоставлены треугольники для отработки формулы теоремы Пифагора.

Попутно вспоминаются темы:

  1. Нахождение длины отрезка на координатной прямой;
  2. Число
  3. Возведение квадратного корня в степень;
  4. Решение уравнения х2 = а.

Чертёж 9

©Чаплоуская Любовь Геннадьевна, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....

Задачи на отработку геометрических формул 8 класс

Восемь задач, при решении каждой из которых необходимы знания теоремы Пифагора, формулы площади треугольника, свойств точки пересечения медиан треугольника.Отдельно в таблице предоставлены ответы к за...

Тренажёр для отработки навыков устного счета.

Отработка навыков устного счета. Тренажёр на все действия с рациональными числами....

учебно-тренировочный тренажёр для отработки навыков орфографической зоркости.

Данные набор заданий, тестов-упражнений по орфографии русского языка может быть использован на любом этапе урока (обучение, закрепление, контроль). Задания направлены на выработку грамотного исьма, чт...

Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики через опытное обоснование геометрических формул

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. В насто...