" Электронное пособие по математике для 5-ых классов"
план-конспект занятия по геометрии (5 класс) на тему

Филатова Наталья Евгеньевна
Электронное пособие для 5-ых классов по математике. Дополнительные главы к разделу "Наглядная геометрия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 2 городского округа Самара

Создание электронного учебного пособия

по геометрии для 5 класса средствами программного обеспечения OpenOffice.org"

Выполнила:

Филатова Наталья Евгеньевна

2012 год.

Введение

Актуальность исследования. Разработка электронного учебного пособия в настоящее время является актуальным направлением в развитии информационных технологий, направленных на помощь преподавателю и ученику в образовательном процессе.

Сейчас можно констатировать факт, что «всестороннее развитие человека нашей эпохи не может совершаться вне формирования познавательных интересов» и актуальности проблемы преподавания новых информационных технологий в современном образовании, а также внедрение электронного учебного курса.

Таким образом, в информационной сфере в учебных заведениях сложилось противоречие между все более расширяющейся сферой применения электронных учебных материалов как средств обучения в школе и отсутствием выявленной специфики подобных материалов, использование которых обеспечивает активизацию учебно-позновательной деятельности учеников.

Одно из возможных направлений разрешения противоречия может обеспечить подход, в котором использование электронных учебных материалов при изучении предмета «Наглядная геометрия» будет носить системный характер.

Цель работы состоит в проектировании и разработке электронного учебного пособия по предмету «Наглядная геометрия в 5- 6 классах».

Задачи работы:

  • Создание справочных материалов по курсу «Наглядная геометрия»
  • Создание систем тренировочных упражнений
  • Создание средствами OpenOfficeCalc заданий, осуществляющих контроль знаний
  • Создание практических заданий, позволяющих анализировать, систематизировать и применять полученные знания на практике.

Элементы учебного пособия представлены в презентации, выполненой средствами OpenOfficeImpress.

Электронное пособие снабжено удобным навигатором, позволяющим без затруднений теремещаться по документу. В нем есть активные ссылки, позволяющие осуществлять переход на другие дополнительные документы, а также на интернет-ресурсы.

Одной из актуальных задач в современных условиях является внедрение информационных технологий на всех уровнях образовательной системы и информационное наполнение компьютерных сетей системы образования.

Опыт широкого использования компьютерных технологий в обучении математике позволяет выделить, по крайней мере, два направления повышения роли наглядности в формировании многих математических понятий. Первое – это непосредственное использование компьютера как специального средства, реализующего принцип наглядности. Второе – опосредованное формирование математических понятий в процессе обучения информатике, через призму ее собственных понятий и приемов работы с компьютером. В последнем случае необходимо еще специально акцентировать внимание на межпредметных связях курсов информатики и математики.

Работа преподавателя с выбранными компьютерными программами не предполагает следование четкой инструкции их использования. Преподаватель волен в своем творчестве.

Основу компьютеризации обучения составляют два направления:

- овладение компьютерной грамотностью;

- применение компьютера, как средства обучения.

Компьютеризация по второму направлению призвана повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает обучение.

Место компьютера в учебном процессе во многом определяется типом обучающей программы. Некоторые предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Место таких программ определить не трудно: их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной методики обучения.

Другие программы ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Большинство их обладает относительно ограниченными дидактическими возможностями. Компьютер здесь используется как средство программированного обучения, несколько более совершенное, чем простейшее обучение.

Применение компьютера на данном этапе эффективно, потому что:

1. Во- первых, любая информация, представленная на компьютере воспринимается учащимися с огромным интересом. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Во- вторых, объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого учащегося. При желании он может вернуться на несколько шагов назад и просмотреть объяснение заново.

3. При чтении электронного учебного пособия встречаются термины, понятия, выделенные цветом, так называемые гиперссылки. Гиперссылки – это прямая связь между различными частями информационного ресурса. Если ученик встретил незнакомое понятие, термин, теорему, то ему не нужно обращаться к справочнику или к дополнительной литературе, достаточно щёлкнуть кнопкой «мыши» на выделенном фрагменте. При этом происходит открытие того раздела учебника или справочника, в котором эти понятия даются более широко. Этот механизм является самым важным отличием электронных изданий от полиграфических.

4. Во многих электронных учебных пособия присутствует анимация (интерактивная модель). Она представляет собой картинку, которая «оживает» при нажатии на соответствующую кнопку мыши. Анимация позволяет более наглядно продемонстрировать теорему, понятие, свойство. Она дает возможность ученику увидеть то, что без компьютера он мог только представить, вообразить.

Очевидно, что компьютер обеспечивает разгрузку учителя от рутинных операций, создает реальные возможности для сосредоточения на творческих аспектах деятельности. Учитель, избавленный от необходимости контролировать каждый шаг в решении разнообразных учебных задач и в то же время получивший доступ к данным, которые раскрывают историю обучения каждого ученика, может больше внимания уделить индивидуальной работе с учащимися – как с отстающими, так и с особо одаренными, а также воспитательной работе.

Но на сегоднешний день сложилась проблема материального характера ( лецензионное програмное обеспечение Microsoft Office стоит приличных денежных средств). Да и ежегодное продление лицензии создает определенные трудности. Поэтому стоит проблема поиска алтернативных программных продуктов.

Отличным бесплатным аналогом программного пакета Microsoft Office является OpenOffice (или же OpenOffice.org)- он позволяет полностью от него отказаться, получив в свое распоряжение практически идентичный как по функциональности, так и по внешнему виду продукт. Этот пакет программ позволяет создавать файлы не только в своих собственных форматах, но и в форматах Microsoft Office, а также открывать и редактировать документы, созданные в Word, Excel, Powerpoint и т.д.

 Сфера применения OpenOffice очень широка - он может стать отличным рабочим инструментом как для частных пользователей, использоваться в образовательных . Данный комплекс программ обеспечивает высокую функциональность, безопасность и отличную совместимость. При этом пользоваться этими программами можно даже на чужих компьютерах, используя портативные носители.

 OpenOffice включает в себя такие программы, как:

 1. Writer (заменяет Microsoft Word ) - текстовый и визуальный HTML-редактор

 2. Calc (вместо Microsoft Excel) - работа с электронными таблицами

 3. Draw (Microsoft Paint) - графический редактор для векторных изображений

 4. Impress (Microsoft PowerPoint) - создание презентаций

 5. Base (Microsoft Access) - работа с базами данных (СУБД)

 6. Math - программа для редактирования математических формул

  Учитывая доступноть в использовании OpenOffice его можно примнять без затруднений при создании электронных учебных пособий по различным разделам школьного курса математики.

Так , например, в данной работе представлено учебное пособие по теме « Задачи на построение в курсе наглядной геометрии 5-6 класса» .

Рассмотрим на примере как работает это пособие: 

После изучения основных геометрических понятий учитель предлагает выполнить кроссворд ( выполненый с использование OpenOfficCalc) из элетроного пособия.

Потом ученики приступаю к выполнению первых практических работ поискового характера.

Они учаться находить середину отрезка различными методами:

  • с помощью линейки ( измерить и разделить отрезок попалам),
  • строя серединный перпендикуляр а такж
  • применяя теорему Фалеса.

В представленном учебном пособии имеющиеся знания обобщены и систематизированы ( выстроены по логике изучения; собраны в таблице, представлены в виде схем) .

Научившись находить середину отрезка ученики применяют свои знания на практике, рассматривая середину гипотенузы прямоугольного треугольника как центр описанной вокруг него окружности.

А представленная в электронном учебном пособии практическая работа позволяет не только выполнить построения, но и отконтролировать свои действия, а при необходимости и откорректировать.

Заметив как располагается центр описанной окружности у прямоугольного треугольника, ученик проецирует свои знания на другие виды треугольников (остроугольные и тупоугольные).

В учебном пособии представлен тест позволяющий проверить теоретические и практические знания по этой теме.

Подводя итог вышесказанному, очевидны преимущества использования компьютерных средств в обучении.

Во-первых, это способствует увеличению скорости передачи информации, что очень важно в условиях постоянного увеличения объема информации, передаваемой обучающимся в процессе образования;

во-вторых, это автоматизация рутинной работы учителя по обслуживанию процесса обучения, такой как передача информации по организации и сопровождению учебного процесса, учет, контроль и анализ знаний учащихся;

в-третьих, это демонстрация и моделирование различных процессов и объектов, которые невозможно воспроизвести в реальных условиях, активизация интереса к процессу обучения, что улучшает его качество за счет повышения уровня восприятия учащимися изучаемого материала и добавления нового средства в дидактический процесс, который изменяет традиционную схему обучения по отдельному предмету "ученики - учебник - учитель" на "ученики - учебник - компьютерные средства (КС) - учитель". Новый элемент в цепочке традиционного обучения является вспомогательным ресурсом.

И в заключение, это организация самостоятельной работы учащегося при самоподготовке и выполнении домашних заданий. В этом случае компьютерные средства дополняют функции учебника и выполняют роль компьютерных средств обучения (КСО). Используемые в КСО дидактика и методическое обеспечение учебного процесса должны и могут способствовать более эффективному и мотивированному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными (печатными) изданиями. Компьютерные средства обучения должны формировать активную познавательную деятельность, развивать позитивное отношение к обучению и предоставлять рациональный поэтапный контроль усвоения изученного.

Список используемой литературы

  1. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: Кн. для учителя [Текст]/ Е.И. Машбиц. – М.: Просвещение, 1988.
  1. Клековкин, Г.А. Геометрия. 5-6 класс [Текст]: Программа экспериментального пропедевтического курса / Г.А. Клековкин, Л.Н. Евелина.- М.: Русское слово – РС,2005. – 46 с.
  2. Клековкин, Г.А. Геометрия. 5 класс [Текст]: Учебное пособие / Г.А. Клековкин, Л.Н. Евелина.- М.: Русское слово – РС, 2001.
  3. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия [Текст]: Учебное пособие для учащихся V-VI кл / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: МИРОС, 2005.
  4. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия [Текст] / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Егранжиева.- М.: Дрофа, 1998.
  5. Хахаев И. А., Машков В. В., Губкина Г. Е. и др. OpenOffice.org/ теория и практика. - М.: Биномю Лаборатория знаний, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Основа математики - теория, 5-6 класс"

- чтобы изучение математики было успешным, чтобы учиться было интересно, нужно быть внимательным и сообразительным, уметь хорошо и быстро запоминать, обладать сильной волей. Эти качества можно р...

Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе

Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе состоит из 2 разделов:1) дидактический материал учителю, 2)раздаточный материал к урокам....

Электронное пособие к обобщающему уроку физики в 8 классе по теме "Магнитное поле".

Материал к уроку включает в себя презентацию,  подборку вуидеосюжеитов, а также текстовые документы ....

Электронное пособие по алгебре для учеников 7 класса по теме "Степень и ее свойства"

Данная работа предназначена для учеников 7 класса для лучшего понимания и осваивания материала по теме «Степень и ее свойства».       Целью работы является создание элект...

Электронное пособие "Тесты по алгебре для 7 класса"

Тесты по всем темам алгебры 7 класса, выполненные в программе MS Excel....

Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"

     Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение».  В нём охватывается изучение теоретических  сведений и практическая работа, что по...

Пособие по математике для учащихся 6 класса "Любимые шпаргалки".

Данное пособие предназначенов помощь учащимся 6 класса на уроках математики....