Разработка урока по геометрии в 11 классе "Метод координат при решении стереометрических задач"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

Обобщается метод координат для нахождения углов в пространстве. Рассматриваются различные подходы к решению некоторых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_koordinat_po_geometrii_11klass.rar734.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект урока  по геометрии в 11 классе

«Метод координат при решении стереометрических задач»

Подготовила: учитель математики

Уртюкова Мая Андреевна

г. Козьмодемьянск

2015г.


Метод координат при решении стереометрических задач

Цель урока: обобщить применение метода координат при решении различных задач; выработать умения рассматривать различные подходы к решению задач; развить пространственное мышление; показать эффективность использования этого метода на экзамене.

Форма занятия: урок-практикум 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщить тему урока, сформулировать цели.

Вводное слово учителя: Сегодня мы с вами должны повторить применение метода координат для нахождения углов. Метод координат -  весьма эффективный и универсальный способ  нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами.

  1. Актуализация знаний учащихся.

1)Сформулируйте определение  угла между скрещивающимися прямыми.

Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, соответственно параллельными данным скрещивающимся.

Алгоритм построения.

1.Выбрать одну из скрещивающихся прямых (удобную).

2.Для второй прямой найти параллельную    прямую, которая пересекает выбранную прямую.

3. Найти угол между полученными пересекающимися прямыми, который равен углу между скрещивающимися прямыми.

2)Обсудить устно метод решения следующей задачи:  Точка К – середина ребра  единичного куба . Найти угол между прямыми А1В и СК.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок1.png

1способ

Из треугольника ;

Из треугольника

Из треугольника :

По теореме косинусов из треугольника ;

2 способ.

; ; ; ;

;

3)Найдите координаты правильной четырехугольной пирамиды:

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\gbhvblf.png 

4)Сформулируйте определение угла между прямой и плоскостью. 

Угол между прямой и плоскостью равен углу между прямой и ее проекцией на эту плоскость.

Алгоритм построения.

1.Найти общую точку прямой и плоскости.

2.Выбрать удобную точку на прямой и спроектировать  ее на плоскость, получить  проекцию прямой на плоскость (иногда удобно проектировать на плоскость параллельную прямую исходной).

3.Найти угол между прямой и ее проекцией на плоскость.

5)Как найти угол между плоскостями? 

Углом между плоскостями называется двугранный угол.

Алгоритм построения двугранного угла .

1.Найти общую прямую пересекающихся плоскостей (ребро двугранного угла).

2.Провести два перпендикуляра к ребру двугранного угла, лежащих в гранях

 двугранного угла и имеющих на ребре общее начало.

Полученный угол называется линейным углом двугранного угла.

3.Найти величину полученного линейного угла.


III. Решение задач (методом координат).

  1. Дан прямоугольный параллелепипед ,   . Найдите угол между прямой  и плоскостью .

 Точки А, В1, С лежат на координатных осях. Тогда уравнение плоскости АВ1С имеет вид:

        ;  

x+y+2z -2 =0;   ;    

где  - направляющий вектор прямой АС1

-вектор, перпендикулярный плоскости АВ1С

.

2) В правильной четырехугольной призме АВСDA1B1C1D1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА1 = 3 : 2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD1.

1 способ (разобрать устно)Построим ребро двугранного угла. Для этого придется «выйти» за пределы призмы. Точки В и О лежат в одной плоскости АВС, значит, можно их соединить отрезком. ВО – след секущей плоскости на плоскости грани АВСD.     FP является наклонной к плоскости ABC, CP – проекция отрезка FP на плоскость ABC.     CP    BO по теореме о трёх перпендикулярах. FPC – линейный угол   двугранного угла FBOC. 

2 способ. Запишем формулу для нахождения угла между плоскостями.

Введём систему координат с началом в точке D. Используя координатный метод, найдем координаты направляющего вектора  ,{0; 0;5}, E(2;0;3), B(2;2;0), (0;0;5). Подставляя в общее уравнение плоскости поочерёдно координаты точек, получим систему уравнений для определения коэффициентов a,b,c,d уравнения плоскости ВЕ:

2a+3c+d=0                        a=c

5c+d=0                        d=-5c

2a+2b+d=0                        b=1,5c

Cx+1,5cy+cz-5c=0

2x+3y+2z-10=0                  , {2;3;2}


IV.Самостоятельная работа.

Задача: В кубе ABCDA1B1C1D1 найдите тангенс угла между прямой АА1 и плоскостью ВС1D.

1вариант- методом координат

2 вариант –используя определение угла  между прямой и плоскостью

 V. Подведение итогов.

Вывод: Координатный метод имеет преимущество перед другими способами тем, что основывается на применение формул, требует меньше стереометрических соображений. Надо поместить тело в прямоугольную систему координат, определить координаты точек и воспользоваться формулой. Знакомство с координатным методом помогает быстро решать задачи из ЕГЭ.

VI.Домашнее задание.

В кубе АВСDA1B1C1D1  найдите угол между плоскостями (А1С1D) и (BC1D).

Список  использованных источников.

1). Геометрия, 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

2) ЕГЭ-2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: Национальное образование, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе)

3)http://festival.1september.ru

4) http://uslide.ru

5) http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".

ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ       Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...

Примеры решения стереометрических задач методом координат.

Примеры решения стереометрических задач методом координат.                  При   нахождении  угла...

Метод координат в решении стереометрических задач

Методическая разработка "Метод координат в решении стереометрических задач" предназначена для учителей и учащихся 10-11 классов, испытывающих затруднения при решении геометрических задач на вычисление...

Методическая разработка по теме: "Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач"

    Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. ...

Методическая разработка по теме: "Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач"

    Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. ...

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: Решение генетических задач.

Открытый урок биологии в рамках семинара ЗДУВР....

Применение метода координат при решении стереометрических задач ЕГЭ

Очень часто задачи из курса стереометрии сложны и вызывают затруднения у учащихся. Некоторые виды задач рекомендую решать с помощью метода координат. Характерной особенностью метода координат явл...