Применение ТРИЗ для развития творческого потенциала личности на уроках математики
презентация к уроку по геометрии (7 класс) на тему

В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики.

Включение в образовательный процесс инструментов ТРИЗ-педагогики способствует:

1. развитию креативности мышления;

2. развитию систематичности мышления:

3. повышает эффективность обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_fantazirovaniya_sdelat_naoborot.pptx119.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера ) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики. Включение в образовательный процесс инструментов ТРИЗ-педагогики способствует: 1. развитию креативности мышления; 2. развитию систематичности мышления: 3. повышает эффективность обучения. Рассмотрим методы ТРИЗ при обучении школьников математики.

Слайд 2

Метод проб и ошибок. Метод заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всех возможных идей, вариантов решения задачи. При этом неудачная идея выбрасывается и рассматривается следующая. Пример . Необходимо найти признаки деления на 2; 5 и 10. Способ решение этой задачи также может быть основан на методе проб и ошибок . Однако этот метод достаточно трудоемкий и решения найденные с его помощью совсем не обязательно являются оптимальными и единственными.

Слайд 3

Метод морфологического анализа. Данный метод позволяет осуществлять поиск новой идеи путем систематического перебора возможных вариантов, используется при решении логических задач. Пример. Скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из них имеет белые, один – черные и один – рыжие волосы, но ни у кого нет волос того цвета, на который указывает его фамилия, - заметил черноволосый» «Ты прав»,-сказал Белов. Какой цвет волос у художника. Для решения задачи можно воспользоваться морфологическим анализом и составить таблицу (морфологический ящик), используя которую удается простым и наглядным способом найти решение. Друзья Цвет волос белые рыжие черные Белов ─ + ─ Рыжов ─ ─ + Чернов + ─ ─

Слайд 4

Использование анаграмм в ТРИЗ- педагогике В последние годы в программу по математике введены элементы комбинаторики. В связи с этим представляется интересным использование для развития комбинаторных способностей учащихся анаграммы и словесные головоломки на их основе. Анаграммы Анаграмма в переводе с греческого означает – слово, полученное из другого слова путем перестановки букв. Задания: найдите анаграммы к заданному слову. Переставьте буквы в слове так, чтобы МАТЕРИЯ превратилась в геометрическое тело (СУКНО – КОНУС). Переставьте буквы в слове так, чтобы старинное средство передвижения превратилось в самое современное (КАРЕТА-РАКЕТА).

Слайд 5

Мегаграммы или цепочки слов Мегаграммы это слова, которые получаются из исходного слова за несколько шагов при замене на каждом шаге только одной буквы в слове (буквы местами менять нельзя). Задания можно сформулировать так: Превратите ЧАС в ВЕК ( ЧАС-БАС-БЕС-ВЕС-ВЕК) Превратите ЧАС в ГОД (ЧАС – БАС –БАЛ-ВАЛ – ВОЛ – ГОЛ –ГОД ); Превратите НОЛЬ в МУТЬ (НОЛЬ - СОЛЬ – СЕЛЬ – СЕТЬ – СУТЬ – МУТЬ ); Превратите УРОК в МРАК (УРОК – УРОН – ТРОН – ТРОС –ТРУС – БРУС – БРАК-МРАК ).

Слайд 6

Логогрифм В переводе с греческого означает – загадка. Логогрифы - это такие слова, которые получаются из исходного путем добавления или отбрасывания буквы или слога. РАВНЕНИЕ – У-РАВНЕНИЕ, С-РАВНЕНИЕ ПОРЦИЯ – ПРО-ПОРЦИЯ. В задание можно включить подсказку :Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них вписались ЗА _ _ _ _ _ (Процесс заострения предмета) ВЫ _ _ _ _ _(Конструктивный элемент одежды) ФОР _ _ _ _ _ (часть окна ) ЛАС _ _ _ _ _ (птица) КИС _ _ _ _ _ (инструмент художника )

Слайд 7

Слова в словах (начала и концы) Предлагается найти такое слово, которое служило бы концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади. МАС ИСТ (ШТАБ, штаб, штабист) ВО Я (СЕМЬ, восемь, семья)

Слайд 8

Заключение В заключение нужно сказать, что использование элементов ТРИЗ не только помогает лучшему усвоению основного содержания математического материала, развивает мышление, способствует развитию интеллекта, но и вносит творческое начало в процесс обучения, что несомненно повышает интерес учащихся к изучению математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными  изменениями потребнос...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...

«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»

Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачет...

«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...

«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...