Урок по геометрии в 7 классе "Признаки параллельности прямых"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Касимова Ольга Алексеевна

Касимова Ольга Алексеевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ№6 г.Пыть-Яха

Предмет: Геометрия

Класс:  7а

УМК: по учебнику «Геометрия 7-9», Москва «Просвещение», 2014

Авторы УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов

Тема урока:  Признаки параллельности двух прямых

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Технологии:

•        Информационно-коммуникационные технологии;

•        Технология развития «критического мышления»;

•        Исследование в обучении;

•        Игровые технологии: обучающие игры;

•        Обучение в сотрудничестве (в парах);

Материалы  и  оборудование: Компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран,   презентация   в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями).

Цели урока: Формирование понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Вывод признаков параллельности двух прямых. Отработка навыков нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.

Задачи:

Обучающие:

повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; сформировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; вывести признаки параллельности двух прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.

Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;

 Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Актуальность использования ИКТ: Использование ИКТ обеспечивает максимальную наглядность на уроке, сокращает время, которое затрачивает учитель (на выполнение построений и записи на доске), позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать их интерес.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по геометрии «Признаки параллельности прямых»

Касимова Ольга Алексеевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ№6 г.Пыть-Яха

Предмет: Геометрия

Класс:  7а

УМК: по учебнику «Геометрия 7-9», Москва «Просвещение», 2014

Авторы УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов

Тема урока:  Признаки параллельности двух прямых

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Технологии:

•         Информационно-коммуникационные технологии;

•        Технология развития «критического мышления»;

•        Исследование в обучении;

•        Игровые технологии: обучающие игры;

•        Обучение в сотрудничестве (в парах);

Материалы  и  оборудование: Компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран,   презентация   в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями).

Цели урока: Формирование понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Вывод признаков параллельности двух прямых. Отработка навыков нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.

Задачи:

Обучающие:

повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; сформировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; вывести признаки параллельности двух прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.

Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;

 Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Актуальность использования ИКТ: Использование ИКТ обеспечивает максимальную наглядность на уроке, сокращает время, которое затрачивает учитель (на выполнение построений и записи на доске), позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать их интерес.

Структура урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

2

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация

2. Этап постановки цели  урока .

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к новой учебной деятельности

Попросить решить учеников ребус

Сообщение цели и задач урока.

Решают ребус.

Осмысляют задачи и цели урока.

2

 Регулятивные: целепологание, планирование;

Личностные: смысло-образование.

3. Этап  предъявления  проблемной ситуации

Подготовка мышления учащихся к новой учебной деятельности;

Добиться от учащихся обобщения и систематизации, классификации знаний, развитие  умения реализации алгоритма, развитие умения делать выводы и записывать их в схематичной форме.

 Организация систематизации  знаний по теме: «Взаимное расположение 2-х прямых на плоскости» с использованием алгоритма в задании № 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

Формулировка проблемной ситуации и темы урока.

Работают с раздаточным материалом: Работа №8.

Выполняют задание № 1. Составляют информационную схему и записывают её в теоретическую тетрадь.

5

Познавательные: прогнозирование будущих событий;  развитие умения делать умозаключения и выводы; составление информационной схемы.

Коммуникативные: аргументировать  своё мнение и координировать его с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

4.Этап введения и осмысления нового материала

Введение новых знаний.

                                                                                                                                 

Организация осмысленного введения новых понятий с использованием  приёма «подведение к понятию». Организация осмысленного введения новых понятий.

На основе решения учебной проблемы формулируют определение параллельных прямых, параллельных отрезков, виды углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых секущей. Повторяют определения, виды углов с поясняющим  рисунком. Слушают  и записывают в теоретическую тетрадь первый признак параллельности прямых.

Второй и третий только формулировки записывают в тетрадь (доказываем устно)

12

Познавательные: делать умозаключения и выводы;

классифицировать геометрические объекты; запись определения понятия,

делать умозаключения и выводы; составление схемы доказательства теоремы , выполнение записи  доказательства теоремы.

5. Этап проверки первичного понимания.

Установить, усвоили ли или нет учащиеся

содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

                                             

Организация решения базовых задач.

Решают базовые задачи, решение  с определением видов углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых третьей.

5

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию геометрических объектов.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологовой формой речи.

6. Физминутка

2

7. Этап проверки первичного понимания.

Установить, усвоили ли или нет учащиеся

содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

                             

Организация решения базовых задач, а также организация выполнения теста.

Решают базовые задачи

(задача№1-8)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Выполняют тест по вариантам с взаимопроверкой.

13

Познавательные: делать умозаключения и выводы;

Личностные: смысло-образование.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологовой формой речи.

8. Этап  определения домашнего задания.

Обеспечить  понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Личностные УУД (нравственный аспект поведения).

9. Рефлексия по образовательным результатам        

Самоанализ деятельности на уроке

Рассказывает притчу.

Поднимают руки

2

Познавательные: делать умозаключения и выводы;

Регулятивные: оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи).

Личностные: нравственно- этическая ориентация, смыслообразование.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

 Приветствие «Ладошки».

Учитель:

 Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.

Эпиграф к уроку.

Включаются в деловой ритм урока

2. Этап постановки цели  урока.

Сообщение цели и задач урока, после выполнения ребуса.

Учитель:

Посмотрите на экран и подумайте, что здесь зашифровано:

Сегодня на уроке мы будем говорить о прямых.

Осмысляют задачи и цели урока.

3. Этап  предъявления  проблемной ситуации

 Организация систематизации  знаний по теме:  «Взаимное расположение 2-х прямых на плоскости» с использованием алгоритма.

Запись в тетрадь с пояснительным чертежом:

  • Имеют  1 общую точку - пересекаются под острым углом или прямым углом (перпендикулярные);
  • Имеют более одной общей точки- совпадают;
  • Не имеют общих точек – не пересекаются.

Не пересекающиеся прямые на плоскости имеют специальное название и обозначение. Наш урок и будет посвящён изучению таких прямых. ОПР. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых ( обозначение и чертёж).

Вспомним  углы, которые образуются при пересечении 2-х прямых секущей.

Термин «параллельность» происходит от греческого слова «параллелой», что в переводе означает «рядом идущие». Для обозначения параллельности двух прямых древнегреческие математики использовали знак «=». Но после того, как этот знак в конце XVIII века стали использовать как знак равенства, параллельность стали обозначать с помощью знака ║ Второй вопрос для рассмотрения на уроке: Как определить, что данные прямые не пересекаются, какие условия должны для этого выполняться ? Как называется условие в ГЕОМЕТРИИ при выполнении которого мы можем утверждать некоторое свойство? (ПРИЗНАК)

Таким образом тема нашего урока: Признаки параллельных двух  прямых. 

(запись в тетрадь) Задача нашего сегодняшнего урока, выяснить, по каким признакам мы можем определять параллельны ли данные прямые на плоскости.

Работают с раздаточным материалом: Выполняют задание № 1. Составляют информационную схему и записывают её в теоретическую тетрадь. На основе решения учебной проблемы формулируют определение параллельных прямых , параллельных отрезков.

4.Этап введения и осмысления нового материала

Рассмотреть рисунок и найти градусную меру каждого угла, изображенного на чертеже. Вспомнить определения вертикальных и смежных углов, а также их свойства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

На основе решения учебной проблемы формулируют виды углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых секущей . Записывают в теоретическую тетрадь определения , виды углов с поясняющим  рисунком.

5. Этап проверки первичного понимания.

Рассмотреть рисунок и запишите пары углов. (Накрест лежащие, соответственные, односторонние)

Решают базовую задачу  с определением видов углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых третьей.

6.Этап введения и осмысления нового материала

Вернёмся к решению второго вопроса нашего урока: Как определить, что данные прямые не пересекаются, какие условия должны для этого выполняться?

Прослушивание доказательства первого признака параллельности прямых. Запись доказательства в   тетрадь. Доказательство второго и третьего признака самостоятельно.

Слушают  и записывают в  тетрадь первый признак параллельности прямых с доказательством, второй и третий признак только формулировки.

7.Физкультминутка

Представьте, что ваши руки – модели отрезков.

Расположите их  пересекающимися, параллельными, перпендикулярными.

Класс выполняет задания.

8. Этап проверки первичного понимания.

Организация решения базовых задачах  устно совместно, а также решают базовые задачи (задача№1-8) в парах

9ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.)

Выполняют тест по вариантам с взаимопроверкой (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)

Решают базовые задачи с доски устно

В тетрадь записывают решение задачи № 1-8    

(работа в парах). Выполнение теста. Взаимопровека

9. Этап  определения домашнего задания.

П.24,25 №№ 186, 187.

Учащиеся записывают в дневники задание.

10. Рефлексия по образовательным результатам        Самоанализ деятельности на уроке

Рассказывает притчу, просит поднять руку в соответствие со своей работой.

Притча

Шел мудрец, а на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

-Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

-Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Поднимают руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок зачет по геометрии по теме: «Параллельные прямые»

Урок зачет по геометрии по теме: «Параллельные прямые»Время: 2 урокаКласс: 7Количество учащихся: 18Учитель: В.П.ХаритоноваТехнологии: групповые...

Обобщающий урок по геометрии на тему "Параллельные прямые" 7 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Параллельные прямые". Урок-игра "звездный час"...

Технологическая карта урока геометрии по теме: "Параллельные прямые" в 7 классе

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту урока обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме: "Параллельные прямые"....

Уроки модульной технологии по теме: "Параллельные прямые." Геометрия 7 класс.

Параллельные прямые.Комплексная дидактическая цель:В результате овладения всех модулей учащиеся должны: Знать определение параллельных прямых; знать виды углов, образованных при пересечении двух ...

Урок повторение по геометрии 7 класс "Параллельные прямые"

Проводится в форме устного опроса. Решение задач по готовым чертежам. Решение кросворда. Тестирование. Самостоятельная работа. Все этапы сразу проверяются и выставляется оценка....

Геометрия. Решение задач Параллельность прямых и плоскостей. Взаимное расположение прямых в пространстве

Цели урока:  а) образовательные: повторить теоретический материал по теме «Параллельность прямых и плоскостей. Взаимное расположение прямых в пространстве»;Закрепить умения: решать за...

Конспект урока по геометрии 10 класс "Параллельность прямой и плоскости"

Конспект урока по геометрии 10 класс "Параллельность прямой и плоскости"...