Плоскость. Прямая. Луч.
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Грешнова Светлана Николаевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плоскость. Прямая. Луч. ( Дата 19.09  Класс 5а )

Тип урока:  изучение нового материала

Цели:

Предметные

- познакомить учащихся с геометрическими фигурами : плоскость. прямая. луч ;

- научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире - объекты, для которых плоскость. прямая. луч являются моделями.

Личностные

-  проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные

-  формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые результаты: учащиеся научаться распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость. прямая. луч.

Основные понятия: плоскость. прямая. луч.

Организационная структура урока.

  1. Организационный этап.

Ну-ка, проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка…

Проверили? Вот здорово!

К уроку всё готово!

2 Активизация знаний обучающихся.  

Верным помощником на уроке у нас будет самая маленькая геометрическая фигура  

 "Весёлая точка".

№1 Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003(фронтально)

№2  Какое число нужно вписать в последнюю клетку?(индивидуально по цепочке)

   


№3 Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м. (фронтально)

Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.

3. Мотивация урока. Анаграммы. Просмотр презентации.

Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС,  МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ.

-Это слова"плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки».

-Все ли расшифрованные слова вам знакомы?

-А где вы с ними встречались?

(На уроке математики, а нитки на уроке труда).

-Какое слово лишнее?

(Нитки. Они не относятся к уроку математики).

-Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.

Сообщение темы и цели урока.

-Рассмотрите фигуры на доске.

- Какую из этих фигур вы уже знаете?(отрезок)

- В какие группы фигуры можно объединить?

(В ходе рассуждения можно разбить на 3 группы: мы рассмотрим  «отрезки»  )

-Но возникает проблема: куда можно отнести фигуры 1, 3 и 4?        

4. Изучение нового материала.

- понятие плоскости (с. 27-28 рассмотреть на окружающих примерах)

- Сравните фигуры с уже известными нам отрезком

-Что можно сказать?

-Можно ли эту фигуры назвать отрезком? Почему?

-Тогда давайте выполним одну операцию.

-В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны.

-Что заметили?

(Это прямая линия, только в воздухе)

-Можно ли её продолжить в обоих направлениях?

-А эту прямую можно изобразить на доске?

(Чертим на доске, а дети в тетради).

                                                                              А

        а

                                               В

Без начала и без края линия прямая,

Хоть 100 лет по ней идти,

Не найдёшь конца пути.

(Эта геометрическая фигура - прямая)

- У людей есть имена, у животных клички.

-А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.

- Предложите имя прямой линии.

Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.

Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить.

-Наша Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией.

-Поставьте точку, проведите через неё прямую линию.

-Можно ещё провести линию через эту точку?

-Сколько прямых линий можно провести через одну точку?

-Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести?

                            А                                      К

Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только одну.

-Теперь нашу прямую линию я разрежу.

(К месту разреза прикреплю Солнышко).

-Что получилось?

-На что похоже?

(Луч солнца)

           О новой фигуре разносится весть

           Конца пусть в ней нет,

           Начало-то есть!

           И солнце, тихонько взойдя из-за туч,

           Сказало: «Друзья, назовём его луч!»

-Можно ли продолжить луч со стороны разреза?

(Нет, мешает круг и нечего продолжать)

-А с другой стороны?

(Можно продолжить до бесконечности)

СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию.

 (Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало)

-Начертите луч на доске и в тетради                                                                                                                    

-Луч обозначается двумя прописными буквами.

На первом месте всегда указывается начало луча.

-Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё…

-Какие лучи бывают?

(Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д.)

Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

-У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку.

-Что получилось?

(Отрезок)

-Линия, ограниченная с двух сторон.

СРАВНИТЕ: Луч и отрезок.

-У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

-Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?

          Точки две поставь в тетради,

          Чтоб потом нарисовать между ними

          Под линеечку – прямую,

          И окажется, мой друг,

          Что отрезок вышел вдруг,

          Только точкам имена дать ты

          Не забудь!

-Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.

Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

-Что нового узнали об этих фигурах?

Вывод: Луч, прямая  – это геометрические фигуры.

Работа с учебником $ 4  с.17-28.

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,-

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим,

Раз – подняться,  потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Первичное закрепление нового материала.

(На доске изображены геометрические фигуры)

-Найдите отрезок, луч, прямую.

-Обоснуйте свой ответ.

-Можно ли сказать, что они пересекающиеся?

-А могут ли они пересечься?

 Учебник:  №85, 87(устно), 88(устно), 90, 91 - фронтально

 Рабочая тетрадь: №  32, 34, 35, 36 - индивидуально(обучающая самостоятельная работа)

                               № 33-  работа в парах

Повторение: № 105

7. Обучающая самостоятельная работа.

8. Домашнее задание.

На дом вам будет дано следующее задание: $ 4, № 86,  89, 106, доп. №  111.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вопросы : 1-7 с. 29.

- Соедините названия фигуры с фигурой.

Подберите правильное название.

ОТРЕЗОК                 ЛУЧ                         ПРЯМАЯ линия              ПЛОСКОСТЬ

 ПРЯМАЯ линия – не имеет начала и конца; можно обозначать одной или двумя буквами; через одну точку можно провести сколько угодно линий, через две – только одну.

ЛУЧ- прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать можно только в одну сторону; из одной точки можно провести сколько угодно лучей; лучи бывают разные.

ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок.

ПЛОСКОСТЬ - воображаемая геометрическая модель; модели части плоскости: тетрадь, крышка стола, пол, стены, поле, море и т.д. Плоскость бесконечна, её нельзя изобразить.

Нарисовать свое настроение в виде солнышка в конце урока. «Лестница успеха».

-Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).

-Спасибо всем! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоскость .Прямая. 5 класс

Презентация к уроку математике для 5 класса по теме: "Прямая. Плоскость" к учебному комплекту Н.Я. Виленкина...

5 класс, Треугольник, многоугольник, плоскость прямая, луч

уроки № 6, 7, 8 по данной теме, в разделе Натуральные числа и шкалы.. Учебник Виленкин...

Тест к теме: "Плоскость. Прямая. Луч" математика 5 класс. К учебному комплекту Н. Я. Виленкина.

Кратковременная тестовая работа к теме: "Плоскость. Прямая. Луч"  математика 5 класс. К учебному комплекту Н. Я. Виленкина....

Плоскость. Прямая. Луч 5 класс

Презентация к уроку в 5 классе на тему: "Плоскость. Прямая. Луч"...

Презентация "Плоскость. Прямая. Луч." 5 класс

Презентация предназначена для учителей математики с целью дополнительно электронного пособия на первом уроке  по теме: "Плоскость, прямая, луч" в 5 классе...