Главные вкладки

    Плоскость. Прямая. Луч.
    план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

    Грешнова Светлана Николаевна

    Конспект урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Плоскость. Прямая. Луч. ( Дата 19.09  Класс 5а )

    Тип урока:  изучение нового материала

    Цели:

    Предметные

    - познакомить учащихся с геометрическими фигурами : плоскость. прямая. луч ;

    - научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире - объекты, для которых плоскость. прямая. луч являются моделями.

    Личностные

    -  проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

    Метапредметные

    -  формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

    Планируемые результаты: учащиеся научаться распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость. прямая. луч.

    Основные понятия: плоскость. прямая. луч.

    Организационная структура урока.

    1. Организационный этап.

    Ну-ка, проверь, дружок!

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка…

    Проверили? Вот здорово!

    К уроку всё готово!

    2 Активизация знаний обучающихся.  

    Верным помощником на уроке у нас будет самая маленькая геометрическая фигура  

     "Весёлая точка".

    №1 Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003(фронтально)

    №2  Какое число нужно вписать в последнюю клетку?(индивидуально по цепочке)

       


    №3 Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м. (фронтально)

    Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.

    3. Мотивация урока. Анаграммы. Просмотр презентации.

    Расшифруйте слова: КОСТЬПЛОС,  МАЯПРЯ, РЕЗООТК, КАТОЧ, ЧУЛ, ТКИНИ.

    -Это слова"плоскость", «прямая», «отрезок», «точка», «луч», «нитки».

    -Все ли расшифрованные слова вам знакомы?

    -А где вы с ними встречались?

    (На уроке математики, а нитки на уроке труда).

    -Какое слово лишнее?

    (Нитки. Они не относятся к уроку математики).

    -Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.

    Сообщение темы и цели урока.

    -Рассмотрите фигуры на доске.

    - Какую из этих фигур вы уже знаете?(отрезок)

    - В какие группы фигуры можно объединить?

    (В ходе рассуждения можно разбить на 3 группы: мы рассмотрим  «отрезки»  )

    -Но возникает проблема: куда можно отнести фигуры 1, 3 и 4?        

    4. Изучение нового материала.

    - понятие плоскости (с. 27-28 рассмотреть на окружающих примерах)

    - Сравните фигуры с уже известными нам отрезком

    -Что можно сказать?

    -Можно ли эту фигуры назвать отрезком? Почему?

    -Тогда давайте выполним одну операцию.

    -В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны.

    -Что заметили?

    (Это прямая линия, только в воздухе)

    -Можно ли её продолжить в обоих направлениях?

    -А эту прямую можно изобразить на доске?

    (Чертим на доске, а дети в тетради).

                                                                                  А

            а

                                                   В

    Без начала и без края линия прямая,

    Хоть 100 лет по ней идти,

    Не найдёшь конца пути.

    (Эта геометрическая фигура - прямая)

    - У людей есть имена, у животных клички.

    -А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.

    - Предложите имя прямой линии.

    Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.

    Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить.

    -Наша Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией.

    -Поставьте точку, проведите через неё прямую линию.

    -Можно ещё провести линию через эту точку?

    -Сколько прямых линий можно провести через одну точку?

    -Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести?

                                А                                      К

    Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только одну.

    -Теперь нашу прямую линию я разрежу.

    (К месту разреза прикреплю Солнышко).

    -Что получилось?

    -На что похоже?

    (Луч солнца)

               О новой фигуре разносится весть

               Конца пусть в ней нет,

               Начало-то есть!

               И солнце, тихонько взойдя из-за туч,

               Сказало: «Друзья, назовём его луч!»

    -Можно ли продолжить луч со стороны разреза?

    (Нет, мешает круг и нечего продолжать)

    -А с другой стороны?

    (Можно продолжить до бесконечности)

    СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию.

     (Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало)

    -Начертите луч на доске и в тетради                                                                                                                    

    -Луч обозначается двумя прописными буквами.

    На первом месте всегда указывается начало луча.

    -Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё…

    -Какие лучи бывают?

    (Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д.)

    Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

    -У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку.

    -Что получилось?

    (Отрезок)

    -Линия, ограниченная с двух сторон.

    СРАВНИТЕ: Луч и отрезок.

    -У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

    -Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?

              Точки две поставь в тетради,

              Чтоб потом нарисовать между ними

              Под линеечку – прямую,

              И окажется, мой друг,

              Что отрезок вышел вдруг,

              Только точкам имена дать ты

              Не забудь!

    -Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.

    Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

    -Что нового узнали об этих фигурах?

    Вывод: Луч, прямая  – это геометрические фигуры.

    Работа с учебником $ 4  с.17-28.

    5. Физкультминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять,-

    Все умеем мы считать,

    Отдыхать умеем тоже,

    Руки за спину заложим,

    Голову поднимем выше

    И легко – легко подышим,

    Раз – подняться,  потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту тихо сесть.

    6. Первичное закрепление нового материала.

    (На доске изображены геометрические фигуры)

    -Найдите отрезок, луч, прямую.

    -Обоснуйте свой ответ.

    -Можно ли сказать, что они пересекающиеся?

    -А могут ли они пересечься?

     Учебник:  №85, 87(устно), 88(устно), 90, 91 - фронтально

     Рабочая тетрадь: №  32, 34, 35, 36 - индивидуально(обучающая самостоятельная работа)

                                   № 33-  работа в парах

    Повторение: № 105

    7. Обучающая самостоятельная работа.

    8. Домашнее задание.

    На дом вам будет дано следующее задание: $ 4, № 86,  89, 106, доп. №  111.

    9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Вопросы : 1-7 с. 29.

    - Соедините названия фигуры с фигурой.

    Подберите правильное название.

    ОТРЕЗОК                 ЛУЧ                         ПРЯМАЯ линия              ПЛОСКОСТЬ

     ПРЯМАЯ линия – не имеет начала и конца; можно обозначать одной или двумя буквами; через одну точку можно провести сколько угодно линий, через две – только одну.

    ЛУЧ- прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать можно только в одну сторону; из одной точки можно провести сколько угодно лучей; лучи бывают разные.

    ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок.

    ПЛОСКОСТЬ - воображаемая геометрическая модель; модели части плоскости: тетрадь, крышка стола, пол, стены, поле, море и т.д. Плоскость бесконечна, её нельзя изобразить.

    Нарисовать свое настроение в виде солнышка в конце урока. «Лестница успеха».

    -Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).

    -Спасибо всем! Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Плоскость .Прямая. 5 класс

    Презентация к уроку математике для 5 класса по теме: "Прямая. Плоскость" к учебному комплекту Н.Я. Виленкина...

    5 класс, Треугольник, многоугольник, плоскость прямая, луч

    уроки № 6, 7, 8 по данной теме, в разделе Натуральные числа и шкалы.. Учебник Виленкин...

    Тест к теме: "Плоскость. Прямая. Луч" математика 5 класс. К учебному комплекту Н. Я. Виленкина.

    Кратковременная тестовая работа к теме: "Плоскость. Прямая. Луч"  математика 5 класс. К учебному комплекту Н. Я. Виленкина....

    Плоскость. Прямая. Луч 5 класс

    Презентация к уроку в 5 классе на тему: "Плоскость. Прямая. Луч"...

    Презентация "Плоскость. Прямая. Луч." 5 класс

    Презентация предназначена для учителей математики с целью дополнительно электронного пособия на первом уроке  по теме: "Плоскость, прямая, луч" в 5 классе...