Презентация интегрированного урока по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
методическая разработка по геометрии (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

МОУ «СУДНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок по предмету «Занимательная геометрия»

Тема: «Тетраэдр».

5 класс.

Разработала учитель математики Е. В. Горнаева.

 

        

ноябрь 2013 г.

Цели: (Слайд 2).

  • Образовательные:

Познакомить с новым многогранником – пирамидой и, как частный случай, тетраэдром.

  • Развивающие:

 развивать умение объяснять, аргументировать, доказывать;

 развивать умение получать знания опытным путём, объяснять полученные  результаты.

  • Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к точности измерений;

- формирование навыков сотрудничества в решении познавательных задач;

- воспитание сознательной дисциплины в работе.

Оборудование.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный видеопроектор.
  3. Экран.
  4. Реквизиты:

- модели пирамид (треугольной, четырёхугольной, шестиугольной);

- линейки, циркули, измерители;

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Формы работы.

  1. Фронтальная.
  2. Индивидуальная.
  3. Работа в парах.

Технологии:

  1. Технология системно-деятельностного метода.
  2. ИКТ технология.
  3. Проблемно-эвристическая технология.


Методы:

  1. По способу передачи и усвоения информации:  

- словесные;

- наглядные;

- практические.

  1. По способу мыслительной деятельности:

     - объяснительно-иллюстративный;

     - репродуктивный;

- частично-поисковый.

3. По логике построения учебного материала:

- индуктивный способ;

- дедуктивный способ.

4. По способу управления уроком:

- работа под руководством учителя.

План урока.

  1. Организационный момент (мотивация и объявление темы и постановка цели).
  2. Повторение: этапы исследования свойств куба (актуализация знаний) (Слайд 3).
  3. Визуальное и тактильное исследование свойств тетраэдра по аналогии с исследованием свойств куба (первичное знакомство с новым понятием).
  4. Исследовательская работа «Свойства тетраэдра (по плану)». (Переводят понятие в знаковую форму). Приложение 1. (Карточка №1).
  5. Рубрика «Это интересно» (сообщения учащихся о возникновении термина «пирамида», о некоторых видах пирамид). (Слайды 4 и 5).
  6. Физкультминутка (Видео. Слайд 6). 
  7. Практическая работа №1 «Моделирование тетраэдра» (Слайд 7).
  8. Задача о траектории перекатывания тетраэдра  с одной грани на другую. (Слайд 8). 
  9. Лабораторная работа№1 «Зависимость цвета конечной грани от формы пути при перекатывании тетраэдра туда и назад»

(Слайд 9).

  1. Рассказ учителя о «хитром» многограннике Коннели (Слайд10).
  2. Подведение итогов. Рефлексия. Объявление оценок.
  3. Задание на дом.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Ребята, на прошлых уроках мы говорили о кубе, о том, что его поверхность состоит из одинаковых квадратов. Подумайте, сущестует ли такое объёмное тело, поверхность которого состоит из равных правильных треугольников. Для этого вспомните, как вы делали кубик из бумаги.  (Рисовали развёртку-выкройку).

- Как?  (Рисовали квадрат – нижнюю грань, потом на каждой стороне строили ещё по одному квадрату. Это были боковые грани. Для того чтобы получить верхнюю грань, нужно пририсовать ещё один квадрат к любому из уже нарисованных).  

- Тогда,  по аналогии с кубом, нужно нарисовать треугольник, какой? (Равносторонний).

-А дальше? (На каждой стороне треугольника построить такие же треугольники. Это будут боковые стороны. Нужно загнуть их, собрав «свободные» вершины в одной точке).

- Как бы вы назвали такое тело? (Тригон, Тришар, Триллер, Тетрагран… ).

- А называется оно – тетраэдр (тетра- четыре, эдр – грань).  Возьмите эти фигуры в руки. Поставьте их на руку и вытяните её. Что напоминает фигурка на руке? (Пирамиду).

- Поэтому тема нашего урока:…?  ( Пирамида тетраэдр).

- Правильно. «Тетраэдр » (Слайд 1).
-Цели урока (Слайд 2):

Образовательные:

- Познакомить с новым многогранником – пирамидой и её частным случаем- тетраэдром.

Развивающие:

- развивать умение объяснять, аргументировать, доказывать;

- развивать умение получать знания опытным путём, объяснять полученные  результаты.

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к точности измерений;

- формирование навыков сотрудничества в решении познавательных задач;

- воспитание сознательной дисциплины в работе.

  1. Повторение: этапы исследования свойств куба.

-Вспомните, с чего вы начинали исследование куба? ( Мы с закрытыми глазами ощупывали куб и отвечали на вопросы: сколько у него вершин, сколько рёбер, сколько граней, какой фигурой является каждая грань, находили площадь поверхности). (Слайд 3).

-Результаты полученных наблюдений вы записывали в таблицу.

  1. Визуальное и тактильное исследование свойств тетраэдра по аналогии с исследованием свойств куба.

- Возьмите тетраэдр, закройте глаза.  Ощупайте его, найдите пальцами вершины, рёбра, грани. Представьте мысленно его форму. Откройте глаза. Рассмотрите его и посчитайте, сколько вершин, рёбер и граней имеет тетраэдр, какой фигурой является грань тетраэдра. Расскажите о тетраэдре соседу по парте.  

  1. Исследовательская работа «Определение свойств тетраэдра».

-Запишите результаты наблюдений в сравнительную таблицу № 1, которую вы заполняли для куба:

Свойства

Куб

Тетраэдр (правильный)

Кол-во вершин

8

Кол-во рёбер

12

Кол-во граней

6

Форма грани

квадрат

Площадь поверхности

6 Sгр

  1. Рубрика «Это интересно» (сообщения учащихся о пирамиде).

- Ребята подготовили небольшие сообщения о пирамиде:

1)  «О происхождении слова «пирамида» (Слайд 4).

2) «Виды пирамид» (Слайд 5).

  1. Физкультминутка.

- Сегодня вы много вспоминали, творили, исследовали. Теперь давайте  отдохннём. Включаю видео, а вы повторяйте движения за ведущим весёлой физкультминутки.

  1. Практическая работа №1 «Изготовление модели тетраэдра».

- С какими геометрическими телами вы сегодня познакомились?  (Мы познакомились с тетраэдром и другими пирамидами).

- Какими фигурами являются грани тетраэдра? (Они являются треугольниками). 
- Молодцы! А теперь давайте изготовим модель тетраэдра. Нам понадобятся ножницы, поэтому необходимо повторить инструкцию о том, как пользоваться ножницами. Инструкция лежит у вас на партах. Прочитайте. (Читают).

-Для изготовления модели тетраэдра вспомните начало этого урока. Мы говорили о возможности существования многогранника с треугольными гранями. И вы по аналогии с кубом рассказали, как можно его сделать. Итак, первое – нужно начертить…. (Развёртку тетраэдра). 

-Отлично. Чертить будете на нелинованных листах бумаги, которые  лежат у вас на партах. Как будете чертить? (Нужно начертить равносторонний треугольник, как на предыдущем уроке. Это будет нижняя грань. Потом на каждой стороне этого треугольника строим ещё таких же три треугольника. А какой длины должна быть сторона? ).

-Молодцы, что задали этот вопрос! Возьмите сторону равной 3 см. Выполняйте. (Учащиеся выполняют построение равностороннего треугольника циркулем и линейкой по тому алгоритму, который отрабатывали на предыдущем уроке).

- Выполните взаимопроверку в парах, исправьте ошибки, приведшие к неправильному чертежу.

- Как вы думаете, такая развёртка в форме треугольника  (Слайд 6) единственная или  есть ещё варианты?  (Нет.  Да.  По аналогии с кубом должны существовать ещё варианты).
- Быть может вам помогут рисунки на следующем слайде, где  изображено несколько многоугольников
(Слайд 7). Какой из них будет развёрткой

тетраэдра?  (Рис. А и В).                 

                     

                       

-Вот вы и ответили на вопрос о единственности развёртки тетраэдра. Перерисуйте многоугольники, являющиеся развёртками тетраэдра, в тетрадь.

Дома по этим рисункам начертите развёртки и по этим развёрткам изготовьте модели тетраэдров.  Это и будет вашим домашним заданием.  

- Вернёмся к первой развёртке тетраэдра, которую вы уже начертили. Для получения объёмной фигуры нужно склеить треугольники, поэтому к некоторым из них пририсуйте полоски для склеивания.  Вырежьте выкройку тетраэдра. Для того чтобы он был красивым, раскрасьте треугольники в красный, синий, зелёный и белый цвета, согните заготовку по линиям в нужных местах и склейте цветной стороной наружу.  

 

  1. Задача о траектории, которую оставляет   тетраэдр с гранями разного цвета, перекатываясь с одной грани на другую (работа в парах).

-У вас получились аккуратные, ровные модели. Молодцы! Поставьте их на край парты. Попробуйте решить такую необычную для вас задачу: «Дан тетраэдр, грани которого окрашены в синий, красный, зелёный и белый цвета. Тетраэдр начинают перекатывать, как показано на слайде, причём он оставляет след такого же цвета, что и грань, касающаяся бумаги.  Если тетраэдр сначала стоял на красной грани, то какого цвета будет последний треугольник оставленного тетраэдром следа, изображённого на слайде?» (Слайд8).  Постарайтесь догадаться без модели. Посоветуйтесь в парах. Запишите ответ в тетрадь. Проверьте решение с помощью модели, взяв заготовку, лежащую на партах.

Вывод запишите в тетради: «Эксперимент по проверке правильности ответа (не) подтвердил результат решения задачи».  Если эксперимент не подтвердил ваш результат, запишите правильный ответ.

  1. Лабораторная работа№1 «Зависимость цвета конечной грани от пути  при условии, что тетраэдр будет перекатываться  туда и назад».

- А сейчас я хочу, чтобы вы взяли карточки «Л/р № 1».

1. Прочитайте ход работы. (Слайд 9).

Содержание. Тетраэдр, перекатываясь с грани на грань, возвращается в своё исходное положение. Если сначала нижняя грань была красной, то какой она будет по возвращении? Зависит ли результат от пути?

2. Зарисуйте  в тетради все три пути вашего тетраэдра в натуральную величинув соответствии с тем, как показано на схеме в карточке. Перекатывая модель по каждому из путей, определите цвет последней грани при движении туда и обратно.

3. Подпишите цвет каждой грани следа при движении туда заглавными буквами русского алфавита (Б, З, К, С), а при движении обратно – маленькими буквами (б, з, к, с).


4. Результаты наблюдений занесите в таблицу «Л/р №1»:

№ пути

Путь 1

Путь 2

Путь 3

Цвет первой грани

Цвет грани по возвращении на исходное место.

 Вывод: В ходе лабораторной работы было установлено, что…..

Пример одной из карточек-заданий «Л/р№1»:                    

  1. Рассказ учителя о «хитром» многограннике Коннели.

- Ребята, все многогранники, о которых мы говорили, являются жёсткими конструкциями. Они не меняют форму, если  их не сломать, и цвет, если их не перекрасить. Но, оказывается, существуют многогранники, которые меняют цвет и форму, «выворачиваясь наизнанку», не меняя при этом форму граней. Есть многогранники, которые меняют форму. Их совсем недавно открыл американский геометр Коннели. Модель одного из таких тел мы изготовим на следующем уроке. А сейчас просто посмотрите на  многогранники Коннели (Слайды  10, 11, 12). 

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Объявление оценок.

- Наш урок подходит к концу.  Давайте подытожим, что вы сегодня узнали.  (О существовании тетраэдров, других пирамид, о задачах «на перекатывание», о жёстких и гнущихся многогранниках,  научились рисовать  развёртки тетраэдра, изготавливать модели тетраэдра).

- Вам было интересно на уроке? (Да). 

-Вам урок понравился? (Да). 

- Я вас заинтриговала «выворачивающимися наизнанку» многогранниками? (Да). 

  1.  Задание на дом.

- Сейчас я проверю ваше внимание. Кто помнит, что я задала на дом? (Начертить развёртки по схемам А и В и изготовить по ним  модели тетраэдров).

- Запишите.


Список используемой литературы.

  1. Наглядная геометрия. Учебное  пособи для учащихся V-VI классов. И. Ф. Шарыгин,  Л. Н. Ерганжиева. Москва 1992 г.
  2. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 х классов. Лекции 1-4 и 5-8. Л. О. Рослова. Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2009 г.
  3. Математика 5. Учебник. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Москва. «Мнемозина»  2013 г.
  4. Интернет-ресурсы о многогранниках Коннели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тетраэдр

Слайд 2

Цели: Образовательные: Познакомить с новым многогранником – пирамидой и, как частный случай, тетраэдром. Развивающие: развивать умение объяснять, аргументировать, доказывать; развивать умение получать знания опытным путём, объяснять полученные результаты. Воспитательные: - воспитание бережного отношения к точности измерений; - формирование навыков сотрудничества в решении познавательных задач; - воспитание сознательной дисциплины в работе.

Слайд 3

Повторение: этапы исследования свойств куба С закрытыми глазами ощупать куб. Многогранник или тело вращения. Определить количество вершин. Определить количество рёбер. Определить количество граней. Какой фигурой является каждая грань. Определить площадь поверхности.

Слайд 4

«О происхождении слова «пирамида»

Слайд 5

«Виды пирамид» - по количеству углов многоугольника в основании: Треугольная (тетраэдр). Четырёхугольная. Пятиугольная. Шестиугольная и т. д. - по равенству сторон многоугольника в основании: Правильная. Неправильная. - По положению проекции вершины пирамиды на плоскости основания: Прямая. Наклонная.

Слайд 6

Виды пирамид Тетраэдр Четырёхугольная пирамида Пятиугольная пирамида Шестиугольная пирамида

Слайд 7

Развёртка тетраэдра Модель тетраэдра

Слайд 8

Какой из многоугольников является развёрткой тетраэдра? А) Б) Г) В)

Слайд 9

Определи цвет последней грани К С ?

Слайд 10

Карточка-задание «Л/р№1» 3 1. 2. 3. З К С


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики. МОУ «СУДНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Учитель биологии и химии А. В. Новикова, учитель русского языка и литературы Н. Г. Стебаева , учитель математики и информатики Е. В. Горнаева .

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: обобщить знания по теме: «Числительное»; обобщить начальные сведения об окружности и круге; обобщить знания по теме: «Жизнедеятельность растений ».

Слайд 3

3 1 6 5 4 9 8 7 Газ…обмен Фотосинте … П … тание … кружность Размн … жение Биология Биология Биология Биология Раздр … жимость Биология Ц… фра Док… зательство Математика Математика Математика 2 Д … аметр Математика з и и О о и а а о

Слайд 4

Ж И З Н Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь Д О К А З А Т Е Л Ь С Т В о

Слайд 5

Рассказ фантазёра Вовки. Осенью «кровь из носу» мне было необходимо подготовить лабораторную работу по биологии, в которой нужно было определить возраст дерева и исследовать прирост древесины по годам. Я подумал, буду работать с дубом. А что? Могучий, часто встречается, не спутаешь. Взял ножовку, прихватил корзинку и пошёл в лес. Идти мне нужно было около минут. Ай, всё равно, напишу цифрами. Хорошо, что цифры есть! пятидесяти

Слайд 6

Вижу: стоят два дуба и оба шелестят всеми своими двумястами пятьюдесятью шестью ветками. Трижды обошёл я вокруг дубов, примеривался спилить то первый из них, то второй. Устал. Сел на пенёк. Желудей - видимо-невидимо, 1000.000,( ) наверное. Собрал жёлуди в корзинку. Получилось больше половины. ¾ или 3,4? Как правильно написать цифрами? Напишу словами – «три четвёртых» корзины. Хорошо, что числительные есть! В общем, свою неполную корзину с пятьюстами восьмьюдесятью девятью жёлудями я принесу своему поросёнку Гоге . Ведь у Крылова в басне свиньи жёлуди едят. миллион

Слайд 7

Поставил я корзину всё на тот же пенёк, и вдруг – эврика! Пенёк-то с годичными кольцами и «отполирован» не менее 78 ( семьюдесятью восемью ) гражданами. Измерил я внутренний и внешний диаметры каждого кольца годичного прироста и пошёл домой. Дома рассчитал площадь каждого кольца годичного прироста, как разность площадей двух соседних концентрических кругов большего и меньшего диаметров.

Слайд 8

Оказалось, что древесина прирастала неравномерно, она увеличивалась с каждым годом и достигла своего максимума в 40-50 ( сорок-пятьдесят ) лет. А дубы живут до 500-600 ( пятисот – шестисот ) лет и больше. Не верится, что максимальный годичный прирост древесины у дуба оказался в сорокалетнем возрасте. А может быть, пенёк вовсе не дубовый? Я его сфотографировал, на всякий случай, и подумал: покажу-ка фото Анастасии Васильевне. Что она скажет? Может, я про ёлку лабораторную делал?

Слайд 9

Готовимся к л абораторной работе Опрос по числительным

Слайд 11

Лабораторная работа. Тема: «Определение возраста дерева по спилу ствола и выявление условий жизни дерева по годичному приросту древесины». Цель : а) определить породу дерева; б) определить возраст и измерить прирост дерева; в) выяснить, за счёт чего растёт ствол в толщину; г) выявить условия жизни.

Слайд 12

Назва-ние породы Число годич-ных колец Прирост древесины Условия жизни За период жизни Широкое годичное кольцо Узкое годичное кольцо Ель Липа Осина Таблица №2. Выводы:

Слайд 13

Исследовательская работа. «Определение площади кольца» Цель : выяснить, может ли площадь широкого кольца быть меньше, площади узкого. Особенность работы . Измерения производятся на графической модели спила ствола дерева.

Слайд 14

Вот графическая модель спила ствола дерева: R1 r1 r2 R2 Широкое кольцо Узкое кольцо

Слайд 15

Измеряемые величины и их расчёт Спил ствола Широкое кольцо Внутренний радиус R 1 , см Площадь S 1 , кв. см Внешний радиус R 2 , см Площадь S 2 , кв. см Площадь S кш = S 2 - S 1 , кв . см Узкое кольцо Внутренний радиус r 1 , см Площадь s 1 , кв. см Внешний радиус r 2 , см Площадь s 2 , кв. см Площадь S узк = ( s 2 -s 1 ) кв. c м Таблица №3. Выводы:

Слайд 16

Спил ствола ели :

Слайд 17

Результаты, полученные при измерениях спила ствола ели: Возраст , лет 35 40 45 50 56 60 65 70 Ширина кольца, мм 4 3 1 3 7 1 2 2 Площадь кольца, кв.мм 2663 2420 863 2798 7319 1121 2361 2487 ИЗМЕРЯЮТСЯ РАИУСЫ КАЖДОГО КРУГА

Слайд 18

1 аршин = 71 см; 1 сажень = 3 аршина = 2, 13 м; 1 маховая сажень = 2,5 аршина; 1 косая сажень = 2, 16 м; 1 вершок = 4,4 см; 1 пядь =4 вершка. Знаете ли вы, что…

Слайд 19

Алед ан окшрев , лобтинов - ан еьсжан . Прочитайте старинную русскую поговорку: Дела на вершок, болтовни - на сажень.

Слайд 20

Задача про дуб. Самый огромный дуб – дуб , который смогли обхватить 10 человек, т.е. 10 маховых саженей. Определите его диаметр в метрах. 1 маховая сажень = 2,5 аршина аршин = 71 см

Слайд 21

Ф ь и з к л у а к т у н и м т

Слайд 22

Познавательная задача на дыхание Какое растение даёт больше кислорода, герань обыкновенная или бегония, если на одном мм 2 герани расположено 300 устьиц, а на одном мм 2 бегонии – 280?

Слайд 23

Кардиоида

Слайд 24

М

Слайд 25

М

Слайд 26

М

Слайд 27

М

Слайд 28

М

Слайд 29

М

Слайд 30

М

Слайд 31

М

Слайд 32

М

Слайд 33

М

Слайд 34

М

Слайд 35

М

Слайд 36

М

Слайд 37

М

Слайд 38

М

Слайд 39

М

Слайд 40

М

Слайд 41

Получение кардиоиды Способ изобразить кардиоиду –столь же изящный, сколь и неожиданный. Кардиоида выделена яркими лучами отражённого чёрным кофе света.

Слайд 42

Спасибо за работу и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 5 классе "Сходства и контрасты в русском языке и математике"

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (УМК Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., 2005) иматематике (УМК Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Интегрированный урок по теме "Экологические проблемы в современном мире".

Тема урока "Экологические проблемы" - очень актуальная. Урок английского языка интегрирован с химией и информатикой....

Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"

Это обобщающий урок., где  систематизируются и расширяются  знания учащихся по строению и применеию углеродов  в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...

Интегрированный урок по теме "Стандартный вид числа". (математика, физика, химия)

Урок посвящен ДНЮ КОСМОНАВТИКИ,  используется много мультимедийной информации, рассказывается о профессии космонавта.......

Презентация к занятию по теме "Цифра и число 3"

Презентация к занятию в студии раннего развития  по теме "Цифра и число 3" ...