Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (базовый уровень), авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

 Петякшева Валентина Петровна

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класса базового уровня  в объеме 140 часов (4 часа в неделю), содержит учебно - тематическое планирование, календарно - тематическое планирование и пояснительную записку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_11klass.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Обсуждено на методсовете                                                                                                  Утверждаю:

Протокол №                                                                                                                           ___________Касаткин А.А.

От «___» сентября 2015 года                                                                                         директор МБОУ «СОШ№5»

                                                                                                                         От «___» сентября 2015 года

Согласовано:

Зам.директора

_____________/Плотникова Н. А./

От «___» сентября 2015 года

                                       Рабочая программа по геометрии

                                                                                                                                     

 (11 А, Б  КЛАССЫ, 68 ЧАСОВ)

                                                                                                                     Составила Петякшева В. П. –  

                                                                                          учитель математики МБОУ «СОШ №5»

2015 – 2016 учебный год

                                                    Пояснительная записка

        Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Кроме того основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

                        Рабочая программа  разработана на основе:

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.  Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.

2.  Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

  • Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю или 68 часов в год.   
  • Учебник «Геометрия, 10–11», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Курс геометрии 11 класса включает в себя главы 5, 6, 7 рассматриваемого учебника.

                                        Содержание обучения

Метод координат (16ч)

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Движения. Виды движения.

Цилиндр, конус, шар (18ч)

Понятие цилиндра. Цилиндр. Конус. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.   Площадь сферы.  

 Объемы тел (21ч)

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра.

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. Объем шара и площадь сферы.

Повторение (13ч)

Скалярное произведение векторов. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Цилиндр. Конус. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.   Площадь сферы.  Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра.

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. Объем шара и площадь сферы.

№ п/п

Название тем Содержание уроков

Сроки изучения

Кол-во часов на раздел

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

ИКТ Наглядные пособия

Примечание

По плану

Фактически

Метод координат в пространстве

16

Прямоугольная система координат в пространстве

Изучение нового материала

Иметь представление о прямоугольной системе координат в пространстве. Уметь строить точку по заданным координатам и находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат.

+

Координаты вектора

Комбинированный

Знать определение понятия координат вектора в пространстве.                                    Уметь выполнять действия над векторами с заданными координатами; раскладывать вектор по базису.

Координаты вектора

Учебный практикум

Связь между координатами векторов и координатами точек

Комбинированный

Знать определение радиус- вектора произвольной точки пространства; знать определение коллинеарных и компланарных векторов. Уметь находить координаты вектора по координатам его начала и конца.

Простейшие задачи в координатах

Комбинированный

Знать формулы координат середины отрезка,длины вектора через его  координаты и расстояния между двумя точками.                                      Уметь применять эти формулы при решении стереометрических задач.

Самостоятельная работа по теме «Простейшие задачи в координатах»

Учебный практикум

Простейшие задачи в координатах (решение задач)

Учебный практикум

Контрольная работа №1 по теме «Простейшие задачи в координатах»

Контроль знаний и умений

Демонстрация учащимися навыков использования формул для решения задач векторно-координатным методом.

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

Изучение нового материала

Знать понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов; знать формулу скалярного  произведения в координатах, свойства скалярного произведения.                              Уметь применять скалярное  произведение при решении задач.

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

Учебный практикум

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Комбинированный

Знать понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов. Знать формулу скалярного  произведения в координатах, косинуса угла между данными векторами через их координаты, косинуса угла между прямыми, между прямой и плоскостью.                                            

Уметь использовать  скалярное  произведение  векторов  при решении задач на вычисление углов между прямыми, между прямой и плоскостью.                            

Повторение теории, решение задач.

Учебный практикум

Движения. Виды движения.

Комбинированный

Иметь понятие о движении в пространстве, знать основные виды движений, их свойства.                          Уметь осуществлять  виды движений; находить координаты точек при различных движениях.

Решение задач по теме «Движения»

Учебный практикум

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве. Движения»

Контроль знаний и умений

Демонстрация учащимися знаний и умений по теме   «Метод координат в пространстве. Движения»

Зачет по теме «Метод координат в пространстве»

Контроль, коррекция знаний и умений

Цилиндр, конус и шар

18

Понятие цилиндра

Комбинированный

Знать определение цилиндра, формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра.                                                 Уметь находить отдельные элементы цилиндра, использовать  формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра при решении задач.

+

Цилиндр. Решение задач

Учебный практикум

Цилиндр. Решение задач

Учебный практикум

 Конус

Комбинированный

Знать определение конуса,  усеченного конуса; формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усеченного конуса.                           Уметь находить отдельные элементы конуса и усеченного конуса, использовать  формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра при решении задач. Уметь работать с рисунком и читать его.

+

 Конус

Учебный практикум

Усечённый конус

Комбинированный

+

Сфера и шар. Уравнение сферы

Комбинированный

Знать определение сферы, шара, уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат; формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра.   Уметь находить отдельные элементы сферы и шара, записывать уравнение сферы.                                              

+

Взаимное расположение сферы и плоскости      

Комбинированный

Знать случаи взаимного расположения сферы и плоскости. Уметь применять зания о сфере и шаре при решении задач.

+

Касательная плоскость к сфере.

Комбинированный

Знать теоремы о касательной плоскости к сфере.                                     Уметь  применять эти теоремы при решении задач.

+

Площадь сферы

Комбинированный

Знать формулу площади сферы. Уметь использовать это знание при решении задач.

+

Различные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар

Комбинированный

Иметь представление о шаре (сфере) вписанном в многогранник, описанном около многогранника. Знать условия их существования. Уметь решать задачи на комбинацию тел вращения и многогранников

Различные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар

Учебный практикум

Зачет по теме «Тела вращения»

Контроль, коррекция знаний и умений

Демонстрация учащимися знаний по теме  «Тела вращения». Уметь  использовать теоретические знания при решении задач.

Зачет по теме «Тела вращения»

Контроль, коррекция знаний и умений

Обобщение по теме «Цилиндр, конус, сфера и шар»

Обобщение и систематизация знаний

Знать уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат; формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра, конуса. Знать случаи взаимного расположения сферы и плоскости. Знать теоремы о касательной плоскости к сфере, формулу площади сферы. Уметь обобщать и систематизировать материал,  использовать  знания  при решении различных  задач.                                

+

Контрольная работа №3 по теме «Тела вращения»

Контроль, коррекция знаний и умений

Демонстрация учащимися знаний и умений по теме  «Тела вращения»

Объемы тел

21

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда

Изучение нового материала

Иметь понятие об объеме тела. Знать свойства объемов, знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольной призмы с треугольником в основании.

Комбинированный

Знать свойства объемов, знать формулы объемов прямоугольного параллелепипеда и  прямоугольной призмы с треугольником в основании.  Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем прямоугольного параллелепипеда

Учебный практикум

Объем прямоугольной призмы

Комбинированный

Знать формулу объема прямой призмы. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

Объем цилиндра

Комбинированный

Знать формулу объема цилиндра. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем цилиндра

Учебный практикум

Вычисление объемов тел с помощью интеграла

Комбинированный

Знать формулу для вычисления объемов тел, основанной на понятии интеграла. Уметь доказывать формулу для вычисления объемов тел, основанной на понятии интеграла и  использовать ее при решении задач.

+

Объем наклонной призмы

Комбинированный

Знать формулу объема наклонной призмы. Уметь выводить ее и использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем пирамиды

Комбинированный

Знать формулу объема пирамиды. Уметь выводить ее и использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем пирамиды

Учебный практикум

Объем пирамиды

Комбинированный

Знать формулу объема пирамиды, усеченной пирамиды. Уметь выводить их и использовать полученные знания при решении задач.

Объем конуса

Изучение нового материала

Знать формулу объема конуса, усеченного конуса. Уметь выводить их и использовать полученные знания при решении задач.

+

Решение задач по теме « Объем конуса»

Учебный практикум

+

Контрольная работа №4 по теме «Объем цилиндра, конуса, пирамиды, призмы»

Контроль, коррекция знаний и умений

Демонстрация учащимися знаний и умений по теме  «Объемы тел»

Объем шара

Изучение нового материала

Знать формулу объема шара. Уметь выводить ее и использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем шара

Учебный практикум

Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора

Комбинированный

Знать понятия  шарового сегмента, шарового слоя, сектора; знать  формулу объема частей шара. Уметь выводить ее и использовать полученные знания при решении задач.

+

Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора

Учебный практикум

Площадь сферы

Комбинированный

Знать формулу для вычисления площади поверхности шара. Уметь выводить ее и использовать полученные знания при решении задач.

+

Решение задач по темам « Объем шара и его частей. Площадь сферы»

Контроль, коррекция знаний и умений

Знать  формулу объемов шара и его частей; формулу  для вычисления площади поверхности шара. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

Контрольная работа №4 по темам« Объем шара и его частей. Площадь сферы»

Контроль, коррекция знаний и умений

Демонстрация учащимися знаний и умений по теме  «Объемы тел»

Зачет по темам « Объем шара и его частей. Площадь сферы»

Итоговое повторение курса геометрии 10 – 11кассов

14

Аксиомы стереометрии

Обобщение и систематизация знаний

Знать основные аксиомы стереометрии. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Параллельность в пространстве

Обобщение и систематизация знаний

Знать взаимное расположение двух прямых в пространстве; знать понятие параллельных и скрещивающихся прямых. Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Перпендикулярность в пространстве

Обобщение и систематизация знаний

Знать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Знать определение прямой, перпендикулярной к плоскости; знать признак перпендикулярности прямой и плоскости . Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Двугранный угол

Обобщение и систематизация знаний

Знать определение двугранного угла; знать свойства  двугранного угла.  Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Многогранники

Обобщение и систематизация знаний

Знать формулы для вычисления площадей поверхностей многогранников. Уметь изображать многогранники; уметь использовать формулы при решении задач.

+

Многогранники

Учебный практикум

+

Многогранники

Учебный практикум

+

Векторы в пространстве

Обобщение и систематизация знаний

Знать понятие вектора в пространстве; формулы длины вектора и вычисления угла между векторами, разложение вектора по базису; определение скалярного произведения. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Тела вращения. Площади их поверхностей

Обобщение и систематизация знаний

Знать формулы для вычисления площадей поверхностей тел вращения. Уметь изображать тела вращения; уметь использовать формулы при решении задач.

+

Объемы тел

Обобщение и систематизация знаний

Знать формулы для вычисления объемов тел. Уметь использовать полученные знания при решении задач.

+

Объемы тел

Учебный практикум

+

Тела вращения.

Учебный практикум

Знать формулы для вычисления площадей поверхностей тел вращения;  формулы для вычисления объемов тел .Уметь изображать тела вращения; уметь использовать формулы при решении задач.

+

Комбинации с описанными сферами

Знать формулы для вычисления площадей поверхностей тел;  формулы для вычисления объемов тел .Уметь изображать  комбинации с описанными сферами; уметь использовать формулы при решении задач.

+

Комбинации с вписанными сферами

Знать формулы для вычисления площадей поверхностей тел;  формулы для вычисления объемов тел .Уметь изображать  комбинации с вписанными  сферами; уметь использовать формулы при решении задач.

+

                                           Литература

1. Геометрия, 10-11: Учебник  для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2007

2. «Изучение геометрии в 10-11 классах» методические рекомендации Л.Н. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.-М.: Просвещение, 2007.

3.Поурочные разработки по геометрии, 11класс /Д.Ф.Айвазян, Л.А. Айвазян, Волгоград: «Учитель-АСТ», 2004г.

4.Тесты. Математика 5-11 кл. Составители Максимовская М.А. и др. –М.- Олимп, Издательство «АСТ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. (автор УМК Н.Д. Угринович)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе. (35 уч. часов)Автор программы Н.Д. Угринович. (Москва, издательс...

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса (Базовый уровень, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса (Базовый уровень, 3 часа в неделю)...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса (базовый уровень), авторы К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман

Рабочая программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, ожидаемые результаты изучения предмета, учебно-методическое обеспечение, формы ...

Рабочая программа по алгебре для обучающихся 9 класса(базовый уровень)

Обоснование необходимости выбора данного типа программыРабочая программа по алгебре для обучающихся 9  класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основно...