Рабочая программа по учебному предмету Геометрия для 8 класса
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету Геометрия для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Рассмотрена
на заседании методического
совета МБОУ СОШ

п. Солидарность

Протокол от ________  №__

Председатель МС

____________ В.А. Авдеева

Принята

решением педагогического совета МБОУ СОШ

п. Солидарность

протокол  от ________  № __

Утверждена
приказом МБОУ СОШ

 п. Солидарность

от ________  № ___

Директор школы

                     Т.И. Купавцева

Рабочая программа

по учебному предмету Геометрия
для 8А класса


Авторы-составители: 

учитель Красникова Г. Д.

2017 – 2018  уч. г.

Пояснительная записка

        

        Программа по Геометрии  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС).

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы                                                                                                                                                                                                  

Изучение математики  на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  •  воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

 

Задачи обучения: курс ориентирован на формирование общей культуры; на решение воспитательных задач, развивающих задач общего образования, задач социализации и развитие представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

Определение места и роли учебного  предмета

         Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

         

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа

          Согласно учебному плану, календарному учебному графику МБОУ СОШ

п. Солидарность, на изучение предмета Геометрия в 8А классе отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (35 недель).

Форма организации образовательной деятельности: классно-урочная

При организации учебной деятельности используются следующие типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, промежуточный контроль, административный контроль.

Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, опрос,  самоконтроль, взаимоконтроль.

 Технологии  обучения:  технологии развивающего обучения;  проблемное обучение; технология уровневой дифференциации; игровые технологии; элементы здоровьесберегающих технологий.  

Формирование ключевых компетенций обучающихся: 

  • ценностно - смысловая;
  • общекультурная;
  • учебно - познавательная;
  • информационная;
  • коммуникативная;
  • компетенция личного самосовершенствования;
  • социально - культурная.

 Содержание рабочей программы

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Биссектриса угла и ее свойства. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

Треугольник.

Средняя линия треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники.

Окружность и круг. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. 

Измерение геометрических величин.

Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: формула Герона. Площадь четырехугольника

Связь между площадями подобных фигур.

Геометрические преобразования.

  Симметрия фигур. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

  Требования к уровню подготовки обучающихся  8  класса по геометрии:

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класса, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

           уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел; ;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов),  в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). 

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

 Литература и средства обучения

1. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и д. — М.: Просвещение, 2012.

2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2009.

3. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2009.

4. Зив Б. Г. Геометрия:   дидакт.   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

6.Л. И. Звавич, Е. П. Потоскуев. Тесты по геометрии. 8 класс. Москва, Экзамен. 2013

Интернет-ресурсы:

1. Cайт МОиН РФ. - Режим доступа: www.edu.ru

2. Мтериалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. -  Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/collection/matematika

3. Газета «Математика» Издательского дома «Первое  сентября». - Режим доступа: http://mat.1september.ru

4. Портал Allmath.ru - Вся математика в одном месте. - Режим доступа: http:// www. allmath.ru

5. Сайты «Энциклопедий». Режим доступа: http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru

6.Открытый банк заданий ОГЭ | Федеральный институт...

Режим доступа: fipi.rucontent/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Приложение

к учебной программе

по геометрии 8А класса

Календарно-тематическое планирование  учебного материала по геометрии

 

 (2 часа в неделю, всего 70 часов за год)

урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

план

факт

Многоугольники (16часов). Контрольная работа №1

1

Треугольник.

Признаки равенства треугольников

01.09-02.09

 

2

 Начальные понятия и теоремы геометрии.

 Параллельные прямые

04.09-09.09

3

Многоугольники.

Многоугольники.  Выпуклые многоугольники

4

Сумма углов выпуклого многоугольника

11.09-16.09

5

Четырехугольник.

 Параллелограмм, его свойства

6

Параллелограмм, его свойства и признаки

18.09-23.09

7

Решение задач по теме: «Параллелограмм, его свойства и признаки»

8

Трапеция; равнобедренная трапеция

25.09-30.09

9

Треугольник.

Теорема Фалеса

10

Четырехугольник.

Решение задач по теме:«Трапеция»

02.10-07.10

11

Прямоугольник, его свойства и признак

12

Ромб и квадрат, их свойства и признаки

09.10-13.10

13

Решение задач по теме: «Прямоугольник, ромб,  квадрат, их свойства и признаки»

14

Геометрические преобразования.

 Симметрия фигур. Осевая симметрия. Центральная симметрия

16.10-20.10

15

Решение задач по теме: «Четырехугольники»

16

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники»

23.10-27.10

Измерение геометрических величин. Площадь (14часов). Контрольная работа № 2

17

Измерение геометрических величин.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры

18

Площадь прямоугольника

06.11- 11.11

19

Площадь параллелограмма

20

Площадь треугольника

13.11-18.11

21

Решение задач по теме: «Площадь треугольника»

22

Площадь треугольника. Площадь прямоугольного треугольника

20.11-25.11

23

Площадь трапеции

24

Площадь четырехугольника

27.11- 02.12

25

Треугольник.

Теорема Пифагора

26

Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора

04.12-09.12

27

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»

28

Формула,  выражающая площадь треугольника: формула Герона

11.12-16.12

29

Решение задач по теме: «Площадь»

30

Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь»

18.12-23.12

Треугольник. Подобные треугольники (20часов). Контрольная работа № 3, № 4

31

Подобие  треугольников

32

 Подобие  треугольников; коэффициент подобия

25.12- 30.12

33

Измерение геометрических величин.

Связь между площадями подобных фигур.

34

Треугольник.

Признаки подобия треугольников: первый признак подобия треугольников

15.01-20.01

35

Признаки подобия треугольников. Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

36

Признаки подобия треугольников: второй признак подобия треугольников

22.01-27.01

37

Признаки подобия треугольников:  третий признак подобия треугольников

38

Признаки подобия треугольников. Применение подобия к решению задач

29.01-03.02

39

Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников»

40

Средняя линия треугольника

05.02-10.02

41

Решение задач по теме:  «Средняя линия треугольника»

42

Подобие треугольников. Подобие прямоугольных треугольников

12.02-17.02

43

Подобие треугольников. Решение задач на применение признаков подобия треугольников

44

Геометрические преобразования.

 Понятие о гомотетии

19.02-24.02

45

Подобие фигур

26.02-03.03

46

Треугольник.

Синус, косинус, тангенс, котангенс  острого угла прямоугольного. Основное тригонометрическое тождество.

47

 Формулы связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла

05.03-10.03

48

Решение прямоугольных треугольников

12.03-17.03

49

Решение задач по теме: «Подобные треугольники»

50

Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия к решению задач»

19.03-24.03

Окружность (16часов). Контрольная работа № 5

51

Окружность и круг.

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей

02.04-07.04

52

Касательная и секущая к окружности

53

Равенство касательных проведенных из одной точки

09.04-14.04

54

Центральный угол. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности

55

Вписанный угол. Величина вписанного угла

16.04-21.04

56

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд

57

Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»

23.04-28.04

58

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Биссектриса угла и ее свойства

59

Свойство серединного перпендикуляра к отрезку

01.05- 05.05

60

Треугольник.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера

61

Многоугольник. Окружность и круг.

Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник

08.05-12.05

62

Описанные четырехугольники

63

Окружность, описанная около треугольника

14.05-19.05

64

Вписанные четырехугольники

65

Вписанные и описанные многоугольники

21.05-26.05

66

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

Обобщающие уроки (2часа)

67

Многоугольники.

Четырехугольники. Площадь    

28.05-30.05

68

Треугольники.

Подобные треугольники

69-70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Геометрия" для учащихся 7 класса

Рабочая программа по учебному предмету "Геометрия" разработана для учащихся 7 клааса к учебнику Л.С. Атанасян. В структуру Рабочей  программы включены следующие разделы:1....

Рабочая программа по учебному предмету Геометрия для 7 класса

Рабочая программа по учебному предмету Геометрия для 7 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Геометрия» 7 класс

Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего...

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» 8 класс

Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего...

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 9 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия»  для 9 общеобразовательного  класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основании авторской программы Л.С.Атанасян, ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Геометрия" 7-9 классы

Программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) с учетом их возрастных и психологических особенностей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Геометрия» для 10-11 классов ФГОС СОО

Рабочая программа среднего общего образования по геометрии для 10-11 класса составлена в соответствии с положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога в рамках ФГОС муниципальног...