Рабочая программа учебного предмета геометрия УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 » 7 класс, базовый уровень
календарно-тематическое планирование по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_7_klass_0.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

На заседании школьного методического объединения учителей…………………………………

Протокол №__ от «___» _______ 20__г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №___

от «___» ________________ 20__г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_______________

Банникова М.В.

«___» ___________________ 20__г

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №79

Рабочая программа учебного предмета

____________геометрия______________

УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »

7  класс, базовый уровень

Разработана

__Ворониной Н. А__

учителем математики второй

квалификационной категории

г.Нижний Новгород

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по _____геометрии_____ составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.
  • Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы  - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)
  • Основная  образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №79
  • Учебный план МБОУ СОШ №79

Цели и задачи обучения по предмету «____геометрии____» в __7__ классе

Цели:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

Общая характеристика учебного курса

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Распределение часов по данному учебному курсу

На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 52 часов .

Из них: контрольные уроки – 5 часов.

Количество часов для контроля

за выполнением практической части программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Итого:

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках геометрии

   Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

        

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  3. овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
  7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Особенности организации учебного процесса по предмету:

  используемые формы, методы, средства  обучения

Предусматривается применение следующих формы обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. здоровьесберегающие технологии
  5. применение ИКТ

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники,  демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты), мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Формы контроля:

- проверочные самостоятельные работ,  

- тестирование,

- практические работы.

Используемый  учебно-методический комплект

1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.  

2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.

3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.

4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

5. Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 1999 – 100 с.


Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)

Глава I. Начальные геометрические сведения

11

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Глава II. Треугольники

18

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Глава III. Параллельные прямые

8

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

14

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Повторение

6

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

лабораторно-практические работы

Глава I. Начальные геометрические сведения

7

1

Глава II. Треугольники

14

1

Глава III. Параллельные прямые

9

1

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

5

2

Повторение

6

1

Итого:


Календарно–тематическое планирование

 №

Наименование раздела программы

Тема урока
 

Кол-во

часов

Дата

Форма урока

Характеристика деятельности обучающихся

по плану

Факти-чески

1

Тема 1. Начальные геометрические сведения

Занятие 1.1. Прямая, отрезок. Луч, угол.

1

04.09

Занятие 1.2 Сравнение отрезков и углов.

1

06.09

Занятие 1.3 Измерение отрезков.

1

11.09

Занятие 1.4 Измерение углов.

1

13.09

Занятие 1.5 Перпендикулярные  прямые.

1

18.09

Занятие 1.6 Решение задач.

1

20.09

Занятие 1.7 Контрольная работа № 1.

1

25.09

2

Тема 2. Треугольники

Занятие 2.1 Треугольники.

1

27.09

Занятие 2.2 Первый признак равенства треугольников.

1

02.10

Занятие 2.3 Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

04.10

Занятие 2.4 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

09.10

Занятие 2.5 Свойства равнобедренного треугольника.

1

11.10

Занятие 2.6 Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

16.10

Занятие 2.7 Второй признак равенства треугольников.

1

18.10

Занятие 2.8 Третий признак1равенства треугольников.

1

23.10

Занятие 2.9 Решение задач на применение II и III признаков равенства треугольников.

1

25.10

Занятие 2.10 Окружность. Построения циркулем и линейкой.

1

30.10

Занятие 2.11 Построения циркулем и линейкой.

1

08.11

Занятие 2.12 Задачи на построение.

1

13.11

Занятие 2.13 Задачи на применения признаков равенства треугольников.

1

15.11

Занятие 2.14 Контрольная работа № 2

1

20.11

3

Тема 3. Параллельные прямые

Занятие 3.1  Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямы.

1

22.11

Занятие 3.2 Признаки параллельности прямых.

1

27.11

Занятие 3.3 Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

1

29.11

Занятие 3.4 Аксиомы. Аксиома о параллельных прямых.

1

04.12

Занятие 3.5 Свойства параллельных прямых.

1

06.12

Занятие 3.6 Решение задач.

1

11.12

Занятие 3.7 Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

13.12

Занятие 3.8 Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

18.12

Занятие 3.9 Контрольная работа № 3

1

20.12

4

Тема 4. Соотношения между  сторонами и углами треугольника

Занятие 4.1 Теорема о сумме углов треугольника.

1

25.12

Занятие 4.2 Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника.

1

27.12

Занятие 4.3 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

1

15.01

Занятие 4.4 Неравенство треугольника.

1

17.01

Занятие 4.5 Решение задач по теме «Соотношение между углами и сторонами треугольника»

1

22.01

Занятие 4.6 Контрольная работа № 4.

1

24.01

Занятие 4.7 Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

29.01

Занятие 4.8 Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

31.01

Занятие 4.9 Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

1

05.02

Занятие 4.10 Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

07.02

Занятие 4.11 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

1

12.02

Занятие 4.12 Построение треугольника по трем элементам.

1

14.02

Занятие 4.13 Построение треугольника по трем элементам.

1

19.02

Занятие 4.14 Задачи на построение.

1

21.02

Занятие 4.14 Свойства прямоугольных треугольников. Решение задач.

1

26.02

Занятие 4.15 Контрольная работа № 5.

1

28.02

5

Тема 5. Повторение

Занятие 5.1 Повторение: Измерение отрезков и углов.

1

05.03

Занятие 5.2 Повторение: перпендикулярные прямые.

1

07.03

Занятие 5.3 Повторение: Треугольники.

1

12.03

Занятие 5.4 Повторение: Параллельные прямые.

1

14.03

Занятие 5.5 Подготовка к контрольной работе.

1

19.03

Занятие 5.6 Контрольная работа № 6

1

 


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по  геометрии    к концу 7  класса

Обучающиеся должны знать:

        знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Ресурсное обеспечение программы

1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.  

2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.

3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.

4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

5. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

        а) раздаточный материал для практических и лабораторных работ,

        б) модели геометрических плоских и пространственных фигур.

7. Медиаресурсы.

8. Технические средства обучения:

        а) компьютер;

        б) медиапроектор;

        в) интерактивная доска;

        г) магнитная доска;

        д) доска с координатной плоскостью.

9. Информационные средства (Интернет-ресурсы):

http://window.edu.ru/window/library/

http://www.problems.ru/

http://kvant.mirrorl.mccme.ru/

http://www.etudes.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

учебные мультимедийные пособия,

презентации, подготовленные учителем

и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». 7-9 классы. Базовый уровень.

Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержани...

Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязатель...

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...

Рабочая программа Учебного предмета «География» 7класс, базовый уровень

Рабочая  программа Учебного предмета  «География»  7класс, базовый уровень...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» на уровень среднего общего образования 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» на уровень среднего общего образования 10 класс по УМК ''City stars". Планируемые результаты освоения учебного предмета ...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 8 классов основного общего образования базовый уровень изучения на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 класса на основе примерной рабочей программы среднего общего образования, разработана Институтом стратегии развития образования, Российской акад...