Игра по геометри " Брейн-ринг" для 8 класса
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Данная игра может использоваться при проведении Недели математики в школе либо как обобщающий урок по геометрии в 8 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_breyn-ring.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Интеллектуальная игра по математике "Брейн-ринг"

Автор: Родионова Наталья Львовна учитель математики

Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по геометрии, игра «Брейн-ринг» для 7-8 классов.

Цель: повышение  устойчивого познавательного интереса учащихся к геометрии и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах, математиках. Расширить знания в области геометрии, показать связь изучаемого предмета с жизнью.

Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы; умения работать в команде.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.

Подготовка к игре:

Реквизиты: игровые столы, сигнальные карточки, секундомер,  гонг,  черный ящик, макеты геометрических фигур

Правила игры: интеллектуальная игра «Брейн-ринг» проводится в рамках декады математики в нашей школе. О проведении данной игры сообщается в начале проведения декады в 7-8 классах. Из  7-8-х классов выдвигается лучшие ученики - команда  4 человека и 2 запасных. Первой за игровой стол приглашается команда, выигравшая отборочный тур. Выигравшая команда приглашает (выбирает) себе соперников. Игра идет до 3 очков. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В течение отведенного времени команды обсуждают ответ на вопрос, отвечает команда, капитан которой первый поднял сигнальную карточку о готовности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если ответ не верный или не полный - вторая команда получает дополнительное время на обсуждение из оставшегося от одной минуты.  Если правильного ответа нет, отвечает автор вопроса и тогда следующий вопрос оценивается в два очка. Третий вопрос оценивается в три очка, если на предыдущие два вопроса команды не дали правильных ответов. В случае отсутствия правильных ответов на три подряд вопроса – обе команды дисквалифицируются. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы. Перед разыгрыванием вопроса команда может заменить игрока.

Проведение игры:

 Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Брейн-ринг».

  Почему мы любим играть?

эпиграф 1:   "Игра  –  это   возможность   отыскать   себя  в  обществе,   себя  в

                       человечестве,  себя  во  Вселенной". (Я. Корчак)

эпиграф 2:   "Просто знать   –  ещё не всё, знания нужно  использовать". (И. В. Гёте)

 Почему мы играем в геометрический «Брейн-ринг»?

эпиграф 3:   "Геометрия является самым могущественным средством для тренировки

наших умственных способностей и дает нам возможность правильно

мыслить и рассуждать». (Галилео Галилей)

"Без нее нельзя построить

  Ни дома ,ни корабли,

  Ни кареты, ни ракеты,

  Ни дороги, ни мосты.

  Не скроить костюм и платье,

  Не подстричь в саду кусты.

  Без науки этой важной

  Ничего не сможешь ты.

Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре! Против  Вас сегодня  играют учителя математики

Ознакомление с правилами игры.

Итак, игра начинается. Гонг.

Содержание игры:

  1. Отборочный тур.

Задание:  в данных непонятных словах из ряда букв узнайте геометрический термин по его описанию и запишите по-русски.

 

1).  ТОСАВЫ     (высота)

 

2).  ДИНАМАЕ.                (медиана)

 

3).  ТАТЕК         (катет)

 

4).  журконость .        (окружность)

 

5).  МЛАЛАРПОРЕГАЛМ    (параллелограмм)

  

7).  МАДЕРИТ     (диаметр)

 

8).  ЛАТПОСЬНАРЛЕЛЬ      (параллельность)

 

9).  ЖЕНМЫЕС                             (смежные)

10).   ЛИКЕРВАТЬЕНЫ               (вертикальные)

                          .            Вопросы для команд:

1). Объясните происхождение слов: геометрия, перпендикуляр, гипотенуза, параллельный, радиус, диаметр, диагональ.

 Ответ: Гипотенуза. Термин образован от греческого слова upoteiuw- “натягивать”; буквальное значение слова upoteiuosa- “натянутая”, происходит от способа построения прямоугольного египетского треугольника с помощью натягивания веревки. 

Перпендикуляр — (от латинского perpendicularis отвесный), прямая (или ее отрезок), пересекающая данную прямую (плоскость) под прямым углом

Параллельный- происходит от существительного параллель, далее от древнегреческого παράλληλος «идущий вдоль другого», далее из παρά «возле, рядом» + ἀλλήλων «взаимно, друг друга» (из ἄλλος «другой, иной»).

Радиус – слово латинского происхождения, означающее «луч». От этого же слова происходит слово «радио», а также название химического элемента радия, поскольку и там, и там мы имеем дело с испусканием электромагнитного излучения. В Древнем Риме у слова «радиус» было еще одно значение. Так называли спицу колеса. 

Геометрия- греческое слово "геометрия" состоит из двух слов: "гео" — «земля» и ''метрио" — "мерю", т.е. в переводе это слово означает «землемерие».

 Диагональ-термин состоит из греческих слов "диа" -"через" и "гон" - "угол". Буквальное    значение слова — "проходящая через угол".

Диаметр- греческое слово, в переводе означает "поперечник", "калибр". Диаметр окружности — это отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через ее центр.

2) В каком городе Евклид написал свою книгу  «Начала»?

 Ответ: Александрия

3) Какие геометрические фигуры изображены на могиле Архимеда?

 Ответ: На могиле же великого мыслителя Архимеда был поставлен памятник, изображавший шар и описанный подле него цилиндр. Сия эпитафия указывала, что объемы этих тел относятся, как 2:3, -открытие Архимеда, которое он особенно ценил.

4Кто автор строк, написанных на дверях дома: «Не обучившийся геометрии, пусть не входит в эту дверь?»

 Ответ: Платон

5) Какую часть мясорубки изобрел Архимед?

 Ответ: Винт измельчителя

6) Какова история возникновения числа π?

Ответ: Древнегреческие математики проводили измерение окружности методом построения отрезка, а вот для того, чтобы измерить круг, им приходилось строить равновеликий квадрат, то есть фигуру, равную ему по площади. Когда еще не знали десятичных дробей, великий Архимед нашел значение числа Пи с точностью 99,9%. Он открыл способ, который стал основой многих последующих вычислений, вписывал в окружность и описывал вокруг нее правильные многоугольники. В результате Архимед рассчитал значение числа Пи как отношение 22 / 7 ≈ 3,142857142857143.

7) Какие теоремы в средние века называли «Бегством убогих» и «Теоремой ослов»?

Ответ: Во Франции и Германии в Средневековье ее называли "мостом ослов" или "бегством убогих".  Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum- ослиный мост, или elefuga- бегство "убогих", так как некоторые "убогие" ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому "ослами", были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

8) Какой ученый доказал, что через одну точку можно провести бесконечно много прямых?

 Ответ: Лобачевский

9) Внимание! Черный ящик. Для построения этого предмета древние египтяне использовали веревку длиной 12 единиц. Какой предмет находится в черном ящике?

 Ответ: египтяне использовали веревку длиной 12 единиц для построения прямоугольного треугольника с катетами 3 и 4, и гипотенузой 5, в следствии чего этот треугольник называют египетским.

10) Кто такие гарпедонапты? 

Ответ: Гарпедонапт - землемер, обозначающее, собственно, "натягивающий веревку", произошло, от употребления размеренных веревок как при измерении земельных участков, так и при построении рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5.

 

11) Имя какого ученого вспоминаем, когда слышим восклицание «ЭВРИКА» ?

 Ответ: Архимеда

12) Кто ввел в употребление термин «Золотое сечение»? 

Ответ: термин “золотое сечение” ввел в употребление Леонардо да Винчи. Он еще называл это “божественная пропорция”

13) Внимание! Черный ящик . Выносится 6 спиц равной длины. Перед вами 6 спиц. Составьте  фигуру, состоящую из 4 равносторонних треугольника, используя все спицы. Вопрос: Что находится в черном ящике?

Ответ: В черном ящике находится тетраэдр. Ведущий открывает ящик и достает эту фигуру.

14) Кто из древних математиков осмелился сказать царю: « Царской дороги в математике нет»?

 Ответ: Евклид

15) Кому принадлежит крылатая фраза : «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю»?

 Ответ: Платон

16) Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув «Не смей трогать мои чертежи!»

Ответ: Архимед

17) Произнесите следующие пословицы как теорему и определение:

А) Тише едешь-дальше будешь.

Б) Баба с возу –кобыле легче.

В) У семи нянек-дитя без глаз.

 18) Определите, является ли данный треугольник остроугольным, прямоугольным или тупоугольным, если две его высоты лежат вне треугольника?

 Ответ: Данный треугольник является тупоугольным.

 Окончание мероприятия:

Ведущий благодарит группы команд , болельщиков , членов жюри и говорит: "Мы не прощаемся, и вот, что хотим сказать на прощанье»:

           

 Будете с улыбкой вспоминать

 Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

 Дружба побеждает – это факт.

 А находчивость по жизни вас ведёт,

 Знатокам всегда, везде везёт!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

Интеллектуальная игра по геометрии в 7 классе

Интеллектуальная игра по геометрии в 7 классе...

Обобщающий урок по курсу геометрии в 11 классе. Урок -игра

Урок предназначен для обобщения материала изучения геометрии в игровой форме в целях совершенствования логического подхода к решению задач по геометрии....

Игра "Что? Где? Когда?" 9 класс Учебник: Геометрия, авторы: Погорелов и др.

Игра " Что? Где? Когда?"9класс Учебник: Геометрия. Погорелов и др.Тема: Теорема косинуса. Теорема синуса. Подобие фигур.Цель: закрепление материала, умение применять знания на практике;разв...

Урок-игра "Своя игра". Алгебра, геометрия, 7 класс.

Эту игру целесообразно проводить в конце года во время итогового повторения....

"Своя игра" по геометрии в 7 класс.

Игра проводится на заключительном уроке по геометрии в 7 классе....