Рабочая программа по геометрии к УМК А.Г. Мерзляк
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Журавлева Анна Викторовна

Рабочая программа по геометрии 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по геометрии 8 класс (Математика: программы: 5-11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Ярик и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 152 с.).

Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение геометрии объемом 70 ч (2 ч/нед, 35 учебных недель) и соответствует требованиям ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_geometriya_merzlyak_70_ch.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по геометрии 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» и авторской программы по геометрии 8 класс (Математика: программы: 5-11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Ярик и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 152 с.).

Место предмета в учебном плане

Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение геометрии объемом 70 ч (2 ч/нед, 35 учебных недель) и соответствует требованиям ФГОС ООО. Указанное количество часов в КТП по разделам полностью совпадает с количеством часов, предложенным автором рабочей программы и не включает каких – либо изменений.

Цели и задачи курса.

Основными целями курса геометрии для 8 классов, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

создание для каждого ребёнка возможности высокого уровня математической подготовки;

  • ознакомление с тремя этапами математического моделирования при описании реальной ситуации на математическом языке;
  • развитие вычислительной культуры школьников, обучение различным приемам выполнения действий с дробями, вычислениям с процентами;
  • систематическое изучение буквенного исчисления, что мотивировано опытом работы с числами, осознанием и обобщением приемов вычислений;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгебраического и эвристического мышления;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учётом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы: индивидуальной, групповой, фронтальной.

Общая характеристика учебного процесса

Содержание курса геометрии в 8 классе представлено в виде следующих разделов: «Четырехугольники», «Подобие треугольников», «Решение прямоугольных треугольников», «Многоугольники. Площадь многоугольника».

Содержание раздела «Четырехугольники» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела – развить у учащихся воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств для решения задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально - логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.

Содержание раздела «Подобие треугольников» даёт представление учащимся о том, что признаки подобия треугольников являются одним из основных рабочих аппаратов всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем, а также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск подобных треугольников – обоснование их подобия с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из подобия треугольников. Применение признаков подобия треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений.

При изучении раздела «Решение прямоугольных треугольников» учащиеся знакомятся с определениями синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойствами, выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Содержание этого раздела широко используется в дальнейшем при изучении курса стереометрии. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема Пифагора.

При изучении раздела «Многоугольники. Площадь многоугольника» учащиеся учатся решать задачи на вычисление площади многоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции.

Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:

  • технология коммуникативного обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • здоровьесберегающих технологии.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • исследовательский;
  • проблемное изложение;
  • объяснительно – иллюстративный.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении различных задач.

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющийся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, обобщать;
  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение, делать выводы;
  • умение иллюстрировать изученные понятия и свойства, опровергать неверные рассуждения;
  • представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

предметные:

  • осознание значения геометрии в повседневной жизни человека;
  • представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о е значимости для развития цивилизации;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом, (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению задач различных видов.
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
  • проводить практические расчёты.

Четырёхугольники

Ученик научится:

Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника. Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.

Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы. Формулировать: определения параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника; свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника; признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Доказывать теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач.

Ученик получит возможность:

Углубления и развития представлений о плоских геометрических фигурах: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.

Овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов.

Приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Подобие треугольников

Ученик научится:

Распознавать подобные геометрические фигуры, аргументировать суждения, используя определения, признаки подобия треугольников;

Изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;

Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат;

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

Использовать свойства подобия треугольников для решения задач практического содержания.

Ученик получит возможность:

Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;

Строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;

Применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

Решение прямоугольных треугольников.

Ученик научится:

Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.

Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.

Решать прямоугольные треугольники.

Доказывать: теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.

Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.

Ученик получит возможность:

Приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач

Многоугольники. Площадь многоугольника.

Ученик научится:

Пояснять, что такое площадь многоугольника.

Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.

Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.

Формулировать: определения вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников; основные свойства площади многоугольника.

Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.

Ученик получит возможность:

Вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников; применять алгебраический и тригонометрический аппарат при решении задач на вычисление площадей многоугольников

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.  Четырёхугольники

Четырёхугольник и его элементы, параллелограмм. Свойства параллелограмма, признаки параллелограмма, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырёхугольники.

2.  Подобие треугольников

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников. Второй и третий признаки подобия треугольников.

3.  Решение прямоугольных треугольников

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.

4.  Многоугольники. Площадь многоугольника

Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.

5.  Повторение и систематизация учебного материала

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Четырёхугольники.

22

2

Подобие треугольников.

16

3

Решение прямоугольных треугольников.

14

4

Многоугольники. Площадь многоугольника

10

5

Повторение и систематизация учебного материала

8

Итого

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        к рабочей программе по геометрии

 8 «Б» класс

 (реализация ФГОС ООО)

п/п

Тема урока

Дата урока

по

плану

по

факту

I триместр

Глава 1. Четырехугольники (22 ч.)

1

Инструктаж по ТБ на уроках геометрии. Четырехугольник и его элементы

05.09.18

2

Решение задач

07.09.18

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

12.09.18

4

Решение задач

14.09.18

5

Признаки параллелограмма

19.09.18

6

Решение задач

21.09.18

7

Прямоугольник

26.09.18

8

Решение задач

28.09.18

9

Ромб

03.10.18

10

Решение задач

05.10.18

11

Квадрат

10.10.18

12

Контрольная работа №1 «Параллелограмм и его виды»

12.10.18

13

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

17.10.18

14

Трапеция

19.10.18

15

Свойства равнобокой трапеции

24.10.18

16

Свойство средней линии трапеции

26.10.18

II триместр

17

Решение задач

07.11.18

18

Центральные и вписанные углы

09.11.18

19

Решение задач

14.11.18

20

Описанная и вписанная окружности четырехугольника

16.11.18

21

Решение задач

21.11.18

22

Контрольная работа №2 «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»

23.11.18

Глава II. Подобие треугольников (16 ч.)

23

Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

28.11.18

24

Свойство медиан треугольника

30.11.18

25

Свойство биссектрисы треугольника

05.12.18

26

Решение задач на закрепление свойства биссектрисы треугольника

07.12.18

27

Решение практических задач

12.12.18

28

Решение задач

14.12.18

29

Подобные треугольники

19.12.18

30

Первый признак подобия треугольников

21.12.18

31

Применение первого признака подобия при решении задач

26.12.18

32

Применение первого признака подобия при решении задач

28.12.18

33

Решение практических задач

09.01.19

34

Решение задач

11.01.19

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

16.01.19

36

Решение практических задач

18.01.19

37

Решение задач

23.01.19

38

Контрольная работа №3 «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»

25.01.19

Глава III. Решение прямоугольных треугольников (14 ч.)

39

Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

30.01.19

40

Теорема Пифагора

01.02.19

41

Применение теоремы Пифагора

06.02.19

42

Применение теоремы Пифагора при решении задач

08.02.19

43

Решение практических задач

13.02.19

44

Решение задач

15.02.19

III триместр

45

Решение задач 

26.02.19

46

Контрольная работа №4 «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»

01.03.19

47

Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

06.03.19

48

Решение задач

13.03.19

49

Решение прямоугольных треугольников

15.03.19

50

Решение прямоугольных треугольников

15.03.19

51

Решение задач

20.03.19

52

Контрольная работа №5 «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников»

22.03.19

Глава IV. Многоугольники. Площадь многоугольника (10 ч.)

53

Анализ контрольной работы. Многоугольники

27.03.19

54

Понятие площади многоугольника

27.03.19

55

Площадь параллелограмма

29.03.19

56

Решение задач

03.04.19

57

Площадь треугольника

05.04.19

58

Решение задач

17.04.19

59

Площадь трапеции

19.04.19

60

Решение задач

24.04.19

61

Решение задач

24.04.19

62

Контрольная работа №6 «Многоугольники. Площадь многоугольника»

26.04.19

Повторение (8 ч.)

63

Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Четырёхугольники»

08.05.19

64

Повторение по теме: «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»

15.05.19

65

Итоговая контрольная работа

17.05.19

66

Анализ итоговой контрольной работы. Повторение по теме: «Подобные треугольники»

22.05.19

67

Повторение по теме: «Решение прямоугольных треугольников»

24.05.19

68

Повторение по теме: «Площадь многоугольника»

28.05.19

69

Решение задач по темам всего курса

31.05.19

70

Обобщение материала

31.05.19

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Средства обучения:

-компьютер (АРМ учителя);

-проектор;

-интерактивная доска.

-мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;

-электронная база данных для создания тематических и итоговых  разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;

-инструментальная среда по математике.

-комплект чертёжных инструментов, комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных),

-комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

Список учебно – методической литературы:

1.  Геометрия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк,   . – М.: Вентана-Граф, 2016.

2. Геометрия 8 класс: методическое пособие/ Е,В,Буцко, А.Г.Мерзляк –М.:Вентанва-Граф, 2014.

3. Математика:программы:5-11 класс/А.Г.Мерзляк-М.:Вентана-Граф, 2017.

4. Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.

Дополнительная литература:

для учителя

1.Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.

 3.Иченская М.А. Геометрия. 7–9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.

4.Методические разработки (www.festival.1september.ru)    

5.Уроки, конспекты (www.pedsovet.ru)

6.«Учитель»: www.uchitel-izd.ru

для ученика

1.Сборники тестовых заданий по подготовке к экзамену (www.yaklass.ru)

2.Электронные демонстрационные варианты по подготовке к экзамену (www. egeurok.ru)

3.http://www.encyclopedia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 -9 класс УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С.

Рабочая программа по геометрии 7 -9 класс УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С....

Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк

Рабочая  программа  составлена на основе:1)      федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...

Рабочая программа по геометрии 7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по геометрии  7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по геометрии 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по геометрии  8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по геометрии  9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по геометрии 7-9. А.Г. Мерзляк 2 часа в неделю, ФГОС

Рабочая программа к учебнику А.Г. Мерзляк геометрия 7,8,9 классы, ФГОС...

Рабочая программа по геометрии 9 класс А.Г.Мерзляк, всего 68 час, 2 часа в неделю

Программа составлена исходя из следующих целей изучения геометрии в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:...