Измерение отрезков и углов
план-конспект занятия по геометрии (7 класс)

Конспект урока и презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» А.С. Пушкин

Слайд 2

1. Сколько прямых можно провести через две точки? 2. Сколько общих точек могут иметь две прямые? 3. Объясни, что такое отрезок. 4. Объясни, что такое луч. Как обозначаются лучи? 5. Какая фигура называется углом? Объясни, что такое вершина и стороны угла. 6. Какой угол называется развернутым? 7. Какие фигуры называются равными? 8. Объясните, как сравнить два отрезка? 9. Какая точка называется серединой отрезка? 10. Объясните, как сравнить два угла? 11. Какой луч называется биссектрисой угла? Устный опрос:

Слайд 3

Марсилио Сичино Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром.

Слайд 4

Измерение отрезков Геометрия – 7кл. Измеряй все доступное измерению и делай не доступное измерению доступным”. Г.Галилей

Слайд 5

Цель: познакомиться с процедурой измерения отрезков, рассмотреть свойства длин отрезка, познакомиться с различными единицами измерения длины, познакомиться с инструментами для измерения отрезков, узнать, как можно измерять без инструментов.

Слайд 6

ЗАДАДИМ СЕБЕ ВОПРОС: “ Что значит – измерить какую-то величину? ” Это значит – сравнить ее с неким эталоном. Измерение - это сравнивание объекта измерения с выбранной единицей измерения.

Слайд 7

В попугаях длина удава была 38 попугаев, в мартышках — 5 мартышек, а в слонёнках — только 2 слонёнка. Естественно удаву больше нравилось то, что в попугаях он длиннее. Значит в измерении очень важно выбрать единицу измерения. Хорошее представление об измерении дает милый мультфильм "38 попугаев". В нём была решена проблема измерения длины удава. Если нужно измерить длину двух удавов, то обоих надо мерить или в попугаях, или в мартышках, или в слонёнках. « 38 попугаев»

Слайд 8

Единицы измерения с древности до наших дней Первые единицы длины были приблизительными. Они были связаны с размерами частей тела человека. Наука начинается с тех пор как начинают измерять. Д.И. Менделеев

Слайд 9

А нглийский король Генрих I ввел в качестве единиц длины ЯРД – расстояние от кончика своего носа до большого пальца вытянутой руки. Единицы измерения с древности до наших дней Другая английская единица длины ФУТ , что по-английски означает «ступня». 16 англичан выстраивались в цепочку таким образом, что каждый следующий касался концами пальцев своих ног пяток предыдущего. 1/16 такой цепочки и составляла 1 фут.

Слайд 10

На Руси в старину мерой длины был ШАГ и ПЯДЬ : малая пядь равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большего и указательного (~19 см), большая пядь – расстояние между раздвинутым большим пальцем и мизинцем (~ 23 см) Единицы измерения с древности до наших дней

Слайд 11

Единицы измерения с древности до наших дней ЛАДОНЬ – ширина кисти руки, ЛОКОТЬ – расстояние от локтя до конца среднего пальца (~71 см).

Слайд 12

АРШИН в переводе с персидского – локоть . Существовал персидский аршин, турецкий аршин и др., отсюда и появилась поговорка «Мерить на свой аршин». Большие расстояния измерялись ПОЛЕТОМ СТРЕЛЫ. Единицы измерения с древности до наших дней

Слайд 13

3 аршина составляли САЖЕНЬ Единицы измерения с древности до наших дней В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косая сажень (248см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки, маховая сажень (176см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук, локоть (45см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

Слайд 14

Длина локтя или шага у разных людей различная, а мера длины должна быть одинаковой. появился м е т р Единицы измерения с древности до наших дней Образец меры – метр, принятий за эталон, сейчас хранится в одном из французских музеев.

Слайд 15

Вернемся к вопросу, заданному в начале: «Что значит измерить?» Коротко можно ответить так: «Измерить – значит сравнить с эталоном». Единицы измерения с древности до наших дней

Слайд 16

Инструменты К древнейшим геометрическим инструментам относятся циркуль и линейка . Сначала изобрели линейку , а циркуль был изобретен позже – в I веке в Древней Греции. - А чем мы обычно измеряем?

Слайд 17

В техническом черчении употребляют масштабную миллиметровую линейку . Инструменты Для измерения диаметра трубки используют штангенциркуль.

Слайд 18

Для измерения расстояний на местности пользуются рулеткой. «Рулетка» - с французского (rouler – свертывать, катать). Инструменты

Слайд 19

Свойства длины отрезка 1. Какие отрезки нельзя начертить? а) 2,5 см, б) 7 см, в) - 4 см. Вывод 1: длина отрезка выражается положительным числом. 2. Что можно сказать о длине двух равных отрезков? Вывод 2: равные отрезки имеют равные длины . 3. Если начертить отрезок АВ, поставить на нём точку С, то получатся отрезки АС и СВ. Что можно узнать, сложив длины отрезков АС и СВ? Вывод 1: длина всего отрезка равна сумме длин отрезков, из которых он состоит.

Слайд 20

Решение задач 1.(устно) На отрезке КМ поставлена точка О, КО = 7,9 дм, ОМ = 4,5 дм. Найдите длину КМ. 2.(письменно) На отрезке АВ лежит точка С, АС = 3,6 см, АВ = 9,8 см. Найдите длину СВ.

Слайд 21

2. На отрезке АВ лежит точка С, АС = 3,6 см, АВ = 9,8 см. Найдите длину СВ. Дано: отрезок АВ, С АВ, АС=3,6см, АВ=9,8см. Найти: СВ. Решение. СВ = АВ – АС, СВ = 9,8 – 3,6 = 6,2 (см). Ответ: СВ=6,2см. Образец оформления

Слайд 22

4. (устно) Отрезок ВС = 7м и РК = 0,8ВС, Найдите длину отрезка РК. Решение задач 3. (устно) Определите длину отрезка NM , если LN = 7,6 см. 5. (устно) Отрезок DE = 13 мм и DE = 0, 1RT . Найдите RT .

Слайд 23

Решить самостоятельно 1. Точка М лежит на прямой ЕF между Е и F. Чему равна длина отрезка МF, если EF = 8,3cм, EM = 3,3cм ? 2. Отрезок А I , длина которого равна 8дм, разделен на равные части. Найти длину отрезка DH . 3. На отрезке LS лежат точки K и R так, что К лежит между L и R, LK = 5,2 см, LS = 18 см и LK = KR. Найти RS. Ответ: MF =5см. Ответ: DH =4дм. Ответ: RS =7,6см.

Слайд 24

7. АС = 10мм, В D =14мм, А D =16мм. Найдите ВС. Решение задач 6. Точки А, В и С лежат на одной прямой. Известно, что АВ = 9 см, ВС = 11,5 см. Какой может быть длина отрезка АС? 8. АВ=4,6м, ВС=9,26м, DA =24,76м. Найдите CD . Ответ: АС=20,5см или АС=2,5см. Ответ: ВС=8мм. Ответ: CD =10,9м.

Слайд 25

познакомиться с процедурой измерения отрезков, рассмотреть свойства длин отрезка, познакомиться с различными единицами измерения длины и инструментами для измерения отрезков, узнать, как можно измерять без инструментов. Вернёмся к цели урока

Слайд 26

Дополни предложения 1. Английский король Генрих I ввел в качестве единиц длины ЯРД – расстояние от … кончика своего носа до большого пальца вытянутой руки. 2. ФУТ, что по-английски означает … «ступня» 3. ЛОКОТЬ приближённо равен … 71 см 4. МАХОВАЯ САЖЕНЬ – расстояние между… вытянутыми в стороны руками

Слайд 27

5. Длина отрезка выражается … числом положительным 6. Равные отрезки имеют … равные длины 7. Длина всего отрезка равна сумме длин отрезков, из … которых он состоит 8. Эталон метра хранится в… одном из французских музеев 9. Измерить – значит сравнить с … эталоном Дополни предложения

Слайд 28

10. К древнейшим геометрическим инструментам относятся… циркуль и линейка миллиметровую линейку штангенциркуль рулеткой 11. В техническом черчении употребляют масштабную … 12. Для измерения диаметра трубки используют… 13. Для измерения расстояний на местности пользуются… Дополни предложения

Слайд 29

пп. 7,8 (с.13-16) – читать; № 24, №25, №32, №33. На дом: Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

7 класс                                          

 Дата:________________

Тема: « Углы. Измерение углов»

Цели: сформировать умение измерять углы, решать задачи

Задачи урока:

Образовательные

познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов; 

научить пользоваться транспортиром.

Развивающие:

развивать внимание, мышление учащихся;

развивать самостоятельность учащихся, используя  проблемные ситуации, творческие задания;

развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

воспитывать чувство взаимоуважения;

воспитывать у учащихся навыки учебного труда.

Тип урока: закрепление

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

II. Вступительное слово учителя

Мы познакомимся с измерительным прибором (как он называется, вы узнаете немного позже), научимся с его помощью измерять, а затем и строить углы. Вы покажите свои знания, докажите насколько внимательны.
III. Устная работа

Какие из углов, изображенных на рисунке, являются:

а) острыми;
б) тупыми;
в) есть ли среди этих углов прямые?

.

http://festival.1september.ru/articles/617592/img3.jpg

О каком угле мы с вами еще не вспомнили? [О развернутом]
Какой угол называется развернутым? Острым? Прямым? Тупым?

Мы знаем, что два угла можно сравнивать друг с другом.
Какой способ для этого мы использовали? [Наложение]

Но углы, также как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения

Задание: Начертите в тетради угол любой величины. Предложите соседу по парте его измерить.

Работа по карточкам

У всех учеников карточки с одинаковым заданием.

Задание: Измерьте углы и запишите результаты измерений в тетрадях.

http://festival.1september.ru/articles/617592/img13.gif

Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.

Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:

а)  в 3 ч;                  в)  в 10 ч;                   д)  в 2 ч 30 мин;
б)  в 5 ч;                  г)  в 6 ч;                     е)  в 5 ч 30 мин?

Задача

Луч  ОС  лежит внутри угла  АОВ, причем  http://festival.1september.ru/articles/617592/img15.gifАОС = 37°, http://festival.1september.ru/articles/617592/img15.gifВОС = 19°?.

Чему равен угол АОВ°

http://festival.1september.ru/articles/617592/img8.gif

Физкультурная пауза 

  • Покажите руками угол  90°,  180°.
  • Покажите руками острый угол, тупой угол.
  • Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

Повернитесь на 180°. А теперь на  90°.

Продолжаем работать.

Индивидуальные упражнения

на карточках

Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.

Запишите вместо точек полученные результаты:

угол АВС = …; угол DEF = …; угол KST = …;
угол ROD = …; угол OMK = …; угол CMN = …; угол = …;

http://festival.1september.ru/articles/212440/img3.gif

Запишите, какие из углов острые, прямые, тупые.

 Итог урока

 Задание на дом: Построить углы с разными градусными мерами и подписать с определением видов углов.

1. Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.

Запишите вместо точек полученные результаты:

угол АВС = …; угол DEF = …; угол KST = …;
угол ROD = …; угол OMK = …; угол CMN = …; угол = …;

http://festival.1september.ru/articles/212440/img3.gif

Запишите, какие из углов острые, прямые, тупые.

1. Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.

Запишите вместо точек полученные результаты:

угол АВС = …; угол DEF = …; угол KST = …;
угол ROD = …; угол OMK = …; угол CMN = …; угол = …;

http://festival.1september.ru/articles/212440/img3.gif

Запишите, какие из углов острые, прямые, тупые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 7 классе. «Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение и измерение отрезков и углов».

Цели и задачи:Образовательные  познакомить учащихся с историей возникновения и развития геометрии;обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение из...

Измерение отрезков и углов

Презентация  к уроку геометрии в 7 классе по теме "Измерение отрезков и углов"...

презентация к уроку "Измерение отрезков и углов"

презентация к уроку "Измерение отрезков и углов"...

Свойства измерения отрезков и углов. Решение задач.

В презентации собраны задания на применение свойств измерения отрезков и углов. Учимся применять аналогию....

Урок по теме "Измерение отрезков и углов" ( с использованием технологии ТРКМ)

Урок изучения нового материала  в 7 классе с использованием технологий ТРКМ и укрупнения дидактических единиц...