Рабочая программа по геометрии (углубленный уровень) для 10-11 классов к учебнику Мерзляка
рабочая программа по геометрии (10, 11 класс)

Нардина Галина Алексеевна

Математика. Геометрия. Углубленный уровень. УМК А.Г. Мерзляк 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 10 – 11 классов (углубленный уровень) составлена на основе авторской программы А.Г. Мерзляка и учебного плана среднего общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (10 – 11 КЛАСС)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса алгебры

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  4. осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  5. умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  6. умение управлять своей познавательной деятельностью;
  7. умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

  1. умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;
  4. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

познавательные:

  1. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  2. формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  3. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  4. формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  5. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  6. умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать или интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  7. умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  8. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

коммуникативные:

  1. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  2. освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  4. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  1. осознание значения математики в повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. умение описывать явления реального мира на математическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления;
  4. представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;
  5. владение методами доказательств и алгоритмами решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  6. практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач;
  7. владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач.

Планируемые предметные результаты обучения геометрии в 10 – 11 классах:

Выпускник научится:

  • оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
  • распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
  • изображать геометрические фигуры с помощью чертёжных инструментов;
  • извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
  • находить объёмы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
  • распознавать тела вращения: конус, цилиндр, сферу и шар;
  • вычислять объёмы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с помощью формул;
  • оперировать понятием «декартовы координаты в пространстве»;
  • находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • находить примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
  • использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения задач практического содержания;
  • соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы и различного размера;
  • оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т. п. (определять количество вершин, рёбер и граней полученных многогранников).

Выпускник получит возможность научиться:

  • применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
  • делать плоские (выносные) чертежи из рисунков объёмных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
  • формулировать свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
  • владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды);
  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний;
  • решать простейшие задачи введением векторного базиса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение

Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырёхугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. Решение задач с использованием метода координат.

Наглядная геометрия

Фигуры и их изображения (прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, призма, конус, цилиндр, сфера). Основные понятия стереометрии и их свойства. Сечения куба и тетраэдра. Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Изображение простейших пространственных фигур на плоскости.

Параллельность и перпендикулярность в пространстве

Расстояния между фигурами в пространстве.

Углы в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Проекция фигуры на плоскость. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трёх перпендикулярах.

Многогранники  

Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Теорема Пифагора в пространстве. Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды.

Простейшие комбинации многогранников и тел вращения. Вычисление элементов пространственных фигур (рёбра, диагонали, углы).

        

Тела вращения

Цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Представление об усечённом конусе, сечениях конуса (параллельных основанию и проходящих через вершину), сечениях цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечениях шара. Развёртка цилиндра и конуса.

Объёмы тел. Площадь сферы

Понятие об объёме. Объём пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объём шара.

Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел. Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара.

Координаты и векторы в пространстве

Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач.

Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объёмов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение в стереометрию

8 – 10  

2

Параллельность в пространстве

14 – 16  

3

Перпендикулярность в пространстве

26 – 29  

4

Многогранники

14 – 16  

5

Повторение и систематизация учебного материала

2 – 4

Итого

68

11 класс

п/п

Тема

Количество часов

1

Координаты и векторы в пространстве

14 – 17  

2

Тела вращения

27 – 30

3

Объёмы тел. Площадь сферы

16 - 18

4

Повторение и систематизация учебного материала

10 – 12

Итого

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10 А класса

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими...

Рабочая программа по биологии (углубленный уровень) в 10-11 классах

Рабочая программа  учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) для  10-11 классов  создана в соответствии требованиями:...

Рабочая программа по алгебре (углубленный уровень) для 10-11 классов к учебнику Мерзляка

Математика. Алгебра. Углубленный уровень. УМК А.Г. Мерзляк...

Рабочая программа по экономике ( углубленный уровень) для 10-11 классов по учебнику С.Иванова.

Прграмма разработана в соответствии с ФГОС СОО, расчитана на 3 часа в неделю: 2 часа теории и 1 час -практические занятия для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа по физике (углубленный уровень) для 10-11 класса

Рабочая программа среднего(полного) образования по физике. Углубленный уровень изучения. Яаляется составной частью ООП СОО МБОУ Кыштовской СОШ №1. Разработана на основе авторской программы УМК В.А.Кас...