Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебному изданию серия " МГУ - школе" , авторы Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. , Прасолов В.В.
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Неженцева Светлана Валентиновна

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта одбшего образрвания по математике. Она позволяет получить представление о целях и содержании обучения геометрии в 7 классе. Программа включает в себя содержание обучения, примерное планирование учебного материала, рассчитанное на 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено

Педагогическим советом ГБОУ школы № 655 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол от        20        г. №        


Утверждаю

Директор ГБОУ школы № 655 Приморского района Санкт-Петербурга

        Н.Б. Белова

Приказ от        

Рабочая программа

По геометрии

Для     7В,Г   классов

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Количество часов                    68                          за год

Количество часов                    2                       в неделю

Неженцева Светлана Валентиновна, учитель математики, высшая категория

2020 год

Пояснительная записка

           Рабочая программа по алгебре    для  7  класса разработана в соответствии с:

•  Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (для V-VII классов);

•  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

•  Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;

•  Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

•  Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПин 2.4.2.2821-10);

•  Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школа  № 655 Приморского района Санкт-Петербурга (утв. приказом директора школы от 19.05.2016 № 106/2, ФГОС);

•  Уставом ГБОУ школы № 655  Приморского района Санкт-Петербурга (утв. распоряжением Комитета по образованию от 08.04.2015 № 1532-р), Программой развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы № 655  Приморского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы (утв. приказом директора школы от 09.11.2015 № 31/3).

           Рабочая программа по геометрия для 7  класса составлена на основе авторской программы Геометрия .7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего  2-е изд. М: Просвещение,2017 (МГУ  школе).

Место предмета в учебном плане

           В соответствие с учебным планом на изучение геометрии  в 7  классе отводится 68 часов  в год, 2  часа  в неделю (34 учебных недели).

Цели программы:

        Курс геометрии в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению математике:

1) в направлении личностного развития:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

  • развитие у учащихся логического мышления путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, формирование пространственных представлений и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин.
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

 3) в предметном направлении:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных геометрических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.

Задачи программы:

            Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
  •  овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

            В результате изучения курса геометрии в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты (личностные, метапредметные и предметные).

  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
  1. Метапредметные результаты  
  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
  1. Предметные результаты изучения предмета «Геометрия» в 7 классе:          

Начальные геометрические сведения.

Обучающийся научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  • выполнять проекты по темам (по выбору).

Треугольники.

Обучающийся научится:

  • строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
  • проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования,
  • понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
  • переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников; 4) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.
  • проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов,
  • записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
  • составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
  • проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать
  • необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
  • проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить еѐ защиту.

Окружность.

Обучающийся научится:

  • проводить исследования несложных ситуаций (построение окружности, взаимное расположение прямой и окружности), формулировать гипотезу исследования,
  • понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
  • составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
  • осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
  • приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других; различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
  • составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
  • осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.

Содержание программы алгебра 7   класс

  1. Начальные геометрические сведения (13 ч)

     Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

     Цель – систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой; ввести понятие отрезка; напомнить, что такое луч/угол и познакомить с различными их обозначениями, ввести понятия внутренней и внешней областей неразвернутого угла; ввести понятие равенства фигур, середины отрезка и биссектрисы угла; научить сравнивать отрезки и углы; ввести понятие длины отрезка и рассмотреть свойства длин отрезков, познакомить с различными единицами измерения и инструментами для измерения отрезков; ввести понятия смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства, ввести понятие перпендикулярных прямых и показать как применяются эти понятия при решении задач.

  1. Треугольники (31 ч)

Треугольник. Равнобедренный треугольник и его признак. Высота равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Прямоугольные треугольники, прямоугольный треугольник с углом в 30̊. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойство биссектрисы угла. Проекция отрезка. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Цель – ввести понятие треугольника и его элементов, ввести понятие равнобедренный треугольник, его свойства и признаки; рассмотреть 3 признака равенства треугольников доказать I, II и III признаки равенства треугольников;

  1. Окружность (21 часов)

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная. Хорды и дуги. Угол между касательной и хордой. Вписанный угол. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Построение серединного перпендикуляра. Построение прямой, перпендикулярной данной. Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету. Построение касательной.

Цель – систематизировать сведения об окружности, о взаимном расположении окружности и прямой. Ввести понятия касательной, центрального и вписанного углов; дать представление о новом классе задач – построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений; рассмотреть основные задачи этого типа.

  1. Повторение (3 часа)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса).

Тематическое планирование учебного материала

Раздел (тема)

Кол-во часов

В том числе

Контрольных работ

Практические работы, экскурсии

1

Начальные геометрические сведения

13

1

2

Треугольники

31

2

3

Окружность

21

2

4

Повторение

3

0

Итого:

68

5

Учебно-методическое обеспечение

  1. Геометрия .7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего - 2-е изд. - М: Просвещение,2017 (МГУ - школе).
  2. Геометрия. 7 класс. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Ершова А.П. М.: 2013.
  3. Геометрия. 7 класс. Дидактические материалы.  Зив Б.Г., Мейлер В.М. 2016.
  4. Тетрадь-конспект по геометрии для 7 класса. Ершова А.П., Голобородько В.В., Крижановский А.Ф. 2015
  5. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование. Садовничий Ю.В. 2015
  6. Геометрия. 7 класс. Дидактические материалы.  Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. 2016

Цифровые образовательные ресурсы

  • http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • http://ege.edu.ru – Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена.
  • http://www.egeigia.ru – Информационный образовательный портал подготовки к экзаменам. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • http://1september.ru – Электронная версия газеты «1 сентября».
  • http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  • http://www.college.ru/indexGraph.php3 - Интернет-ресурсы по обучающим программам Дистанционное обучение.
  • http://allbest.ru/mat.htm - Электронные бесплатные библиотеки. 

Календарно-тематический план

Тема урока

часов

Планируемые сроки

Дата проведения

Раздел (тема): Начальные геометрические сведения

13

1

Знакомство с геометрией. Точка, прямая, отрезок

1

1 неделя

2

Луч и полуплоскость

1

1 неделя

3

Угол

1

2 неделя

4

Равенство геометрических фигур

1

2 неделя

5

Сравнение отрезков и углов

1

3 неделя

6

Измерение отрезков и углов

1

3 неделя

7

Решение задач

1

4 неделя

8

Смежные и вертикальные углы.

1

4 неделя

9

Перпендикулярные прямые

1

5 неделя

10

Перпендикуляр к прямой

1

5 неделя

11

Решение задач

1

6 неделя

12

Контрольная работа № 1: " Начальные геометрические сведения ".

1

6 неделя

13

Резерв

1

7 неделя

Раздел (тема): Треугольники

31

14

Треугольник. Теорема об углах равнобедренного треугольника

1

7 неделя

15

Признак равнобедренного треугольника

1

8 неделя

16

Теорема о высоте равнобедренного треугольника

1

8 неделя

17

Решение задач

1

9 неделя

18

Равные треугольники. Первый признак равенства треугольников

1

9 неделя

19

Второй признак равенства треугольников

1

10 неделя

20

Третий признак равенства треугольников

1

10 неделя

21

Решение задач

2

11 неделя

22

Контрольная работа № 2 " Равнобедренный треугольник. Признаки равенства треугольников» "

1

12 неделя

23

Резерв

1

12 неделя

24

Прямоугольник

1

13 неделя

25

Прямоугольник. Виды треугольников

1

13 неделя

26

Прямоугольный треугольник с углом в 30˚

1

13 неделя

27

Признаки равенства прямоугольных треугольников

3

14-15 неделя

28

Серединный перпендикуляр к отрезку

1

15 неделя

29

Свойство биссектрисы угла

1

16 неделя

30

Проекция отрезка

2

16-17 неделя

31

Решение задач

2

17-18 неделя

32

Неравенство треугольника

1

18 неделя

33

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

2

19 неделя

34

Сумма углов треугольника

1

20 неделя

35

Решение задач

2

20-21 неделя

36

Контрольная работа №3: «Прямоугольный треугольник. Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

21 неделя

37

Резерв

1

22 неделя

Раздел (тема): Окружность

21

38

Определение окружности

1

22 неделя

39

Взаимное расположение прямой и окружности

2

23 неделя

40

Касательная

2

24 неделя

41

Хорды и дуги

1

25 неделя

42

Угол между касательной и хордой

1

25 неделя

43

Вписанный угол

2

26 неделя

44

Решение задач

1

27 неделя

45

Контрольная работа № 4 «Окружность»

1

28 неделя

46

Резерв

1

28 неделя

47

Построение циркулем и линейкой. Построение треугольника по трем сторонам

1

29  неделя

48

Построение угла, равного данному

1

29 неделя

49

Построение биссектрисы угла

1

30 неделя

50

Построение серединного перпендикуляра

1

30 неделя

51

Построение прямой, перпендикулярной к данной

1

31 неделя

52

Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету

1

31 неделя

53

Построение касательной

1

32 неделя

54

Решение задач

1

32 неделя

55

Контрольная работа № 5 «Построение»

1

33 неделя

Раздел (тема): Повторение

3

57

Повторение. Решение задач.

3

33-34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы

Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...

Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы

Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...

Рабочая программа 8 геометрия 2018-2019 учебный год

Рабочая программа 8 геометрия 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа 9 геометрия 2018-2019 учебный год

Рабочая программа 9 геометрия 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (7 класс)

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (7 класс)...

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (9 класс)

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (9 класс)...