Площадь поверхности цилиндра 11 класс
план-конспект урока по геометрии (11 класс)

Половко Ольга Владимировна

Технологическая карта урока по геометрии 11 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploshchad_poverhnosti_tsilindra._geometriya_11_klass.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрия 11класс

Тема урока: Площадь поверхности цилиндра.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование умения вывода формулы для нахождения боковой и полной поверхности цилиндра и умение применять полученные знания  к решению геометрических и прикладных задач.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование настойчивости в преодолении трудностей, активность 

Предметные:знать  формулы площади боковой поверхности и площади полной поверхности цилиндра.

Метапредметные:

Умение самостоятельно ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение моделирования (применять развертки для вывода формулы)

Умение работать с таблицей

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент 1 мин

Приветствие. Создание положительного психологического настроя.

Проговаривает об оценивании, договариваются как будут выставлять оценку за урок

Лист формативного оценивания «Поезд»

Слушают учителя, настраиваются на работу

После каждого этапа учащиеся отмечают результат своей работы: «Молодец», «Доволен своей работой», «Лентяй» и критериально по баллам

Актуализация знаний (5 мин)

Определите о каком теле пойдет речь.(приложение 1)

Организует взаимотренаж

Работа в парах.

Взаимотренаж(Ф) «Поезд» и самооценка лист

Постановка учебной задачи (3 мин)

Целеполагание

Разгадывают ребус

Что не обычного получилось?

Историческая справка.Название цилиндр происходит от греческого слова “килиндро” – вращаю, катаю. “Килиндрос” – свиток, валик.

Давайте поставим цели урока

Фиксирует цели на доске

Похвала, комментарии, дополнение

Записывают тему урока(Ф) «Поезд»

Постановка целей

Изучение нового материала(7 мин)

Раздает практическую работу.

Организует работу с полученными результатами

Выполнение практической работы с моделью цилиндра( в парах)

Вывешивают таблицу на доске и защищают, проговаривают полученные формулы.

Сверяют полученные формулы с формулами в учебнике (Ф) «Поезд»

Закрепление нового материала 10 мин

Исследование формул

Используя созданную таблицу формул для площади полной и боковой поверхности, проведите исследование изменения площади поверхности в зависимости от изменения радиуса и высоты.

Учитель предлагает представителю каждой из команд зачитать выводы

( в парах)

Заполнение таблицы

(Ф) «Поезд»

Решение прикладных задач

10 мин

Из куска ткани необходимо сшить головной убор для повара. Хватит ли нам для изготовления изделия куска  прямоугольной формы, если  его длина 80см, а ширина – 30см (размер головы – 54, а высота изделия – 25см)?

Изготовьте поварскую шапочку из сподручных средств и пролекламируйте ее особенности, рассчитав затраченные материалы для ее изготовления. Время выступление-1мин.

  • творчество;
  • артистизм;
  • дизайн;
  • регламент;
  • правильность рассчетов;
  • анализ полученных данных для решения проблемной ситуации

(Ф) «Поезд»

Постановка домашнего задания

1 мин

1.Выучить определения, теорему.

По выбору (не умею применять формулу, не умею решать прикладную задачу)

  1. Решение прикладной задачи
  2. Решение задачи (КИМ ЕГЭ вариант  №  )

Рефлексия деятельности, итог урока

3 мин

Что новое вы узнали на уроке?

Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?

Как найти полную поверхность цилиндра?

Достигли ли мы цели урока?

Все ли задачи выполнили?

Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?

Лист самооценки

Выставление оценки по критериям

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы

Заполняют лист самооценки

Приложение 1

 

Вставьте пропущенные слова

1

-………., что такое? –
спросил я у папы.
Отец рассмеялся :
—…………., это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
…….., скажем так, это банка консервная.

2

Труба парохода- ………,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на ………. похожи.

3.

А я привёл пример такой
- Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на ………. похож.

4

Фигуры все запомнить мне
Труба подзорная поможет!
Она – …………, например!
И, кстати! В ней круг есть тоже.

ВТ-1

1.Объясните, что такое цилиндр?                                   1. Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов, не лежащих в одной плоскости и  

                                                                                               совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки

                                                                                                этих кругов

2 Сформулируйте определение образующей                   2. Отрезки, соединяющих соответствующие точки  кругов

3. Что такое радиус цилиндра?                                                    3. Радиусом цилиндра называется радиус его основания

4. Какую фигуру представляет сечение цилиндра             4. Прямоугольник

плоскостью, параллельной его оси?

ВТ-2

1.Какой цилиндр называется прямым?                            1. Цилиндр называется прямым, если его образующие перпендикулярны плоскостям оснований

2. Из чего состоит боковая поверхность цилиндра? .    2. Боковая поверхность цилиндра составлена из образующих

3. Что такое высота цилиндра?                                             3.Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями его оснований  

4. Какую фигуру представляет сечение цилиндра             4. Круг

плоскостью, параллельной его основаниям?

Ребус

Практическая работа с моделью цилиндра

Выполните указанные действия по алгоритму:

  1. Открепите основания цилиндра
  2. Разрежьте боковую поверхность цилиндра по одной из образующих и ответьте на следующие вопросы:
  1. Что из себя представляет развертка боковой поверхности цилиндра?
  2. Чем являются стороны этой развертки для цилиндра.
  3. Чему равна площадь этой развертки цилиндра
  4. Изобразите развертку полной поверхности цилиндра.
  5. Как изменилась формула для нахождения полной поверхности цилиндра

Выводы внесите в таблицу

развертка

фигура

формула

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

Исследование формул

r 

h 

Sбок 

Sцил 

2,5 см 

30 мм 

0,4 дм 

8 π см2 

R⁄2

h

Формула и вывод

Формула и вывод

R

h⁄2

Формула и вывод

Формула и вывод

Домашнее задание

Сколько квадратных метров листовой жести пойдет на изготовление трубы длиной 4 м и диаметром 20 см, если на швы необходимо добавить  2,5% площади ее боковой поверхности?

Критерий оценки

1 балл по каждому критерию

7б- «5»

6 б-«4»

4-5б-«3»

  • Знаю основные элементы цилиндра;
  • знаю формулу для нахождения площади боковой поверхности цилиндра;
  • знаю формулу для нахождения площади полной поверхности цилиндра;
  • могу анализировать зависимость площади боковой  и полной поверхности цилиндра от радиуса, высоты;
  • могу находить площадь боковой и полной поверхности цилиндра в задачах с недостающими элементами;
  • создаю математическую модель  и алгоритм решения прикладных задач;
  • применяю формулу в нестандартных ситуациях и прикладных задачах.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ_________________________________________

Наименование

Понял(а)

Испытываю трудности

Не понял(а)

(что конкретно)

Необходимо провести консультацию

Оценка за ВТ

Теоретический материал по теме

Практический материал по теме

=========

Дополнительно прикладная задача

Сколько понадобится краски, чтобы покрасить бак цилиндрической формы с диаметром основания 1,5 м и высотой 3 м, если на один квадратный метр расходуется 200 г краски?

Решение:

Sцил.= 2πr(h+r)

r = d:2 = 0,75 (м)

Sцил.= 2πr(h+r) = 2π∙0,75∙(3+0,75)=5,625 π (м2)

5,625 π∙200=1125 π (г) = 1,125 π (кг)

Ответ: 1,125 π    кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 11 классе по теме: « Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра»

Данный урок позволяет включить знания и способы действий учащихся по  изучаемой теме в уже сформировавшуюся у них систему знаний и способов действий, установить внутрипредметные и метапредм...

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра

Конспект урока по геометрии для 11 класса...

Урок геометрии в 11 классе по теме: « Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объем цилиндра.» (2 урока).

Материал направлен на повторение и подготовку к решению заданий ЕГЭ....

11 класс Самостоятельная работа по геометрии: «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра»

Материал для проведения самостоятельной работы по геометрии по теме "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"....

Презентация: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра."

Презентация к уроку по теме:"Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра." к учебнику Геометрия 10-11 Л.С. Атанасян...

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"....

Самостоятельная работа по теме "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра".

Материал для проведения самостоятельной работы по геометрии в 11 классе....