РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета геометрия 2023– 2024 учебный год
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 8 класс, к учебному комплексу для 8 класса (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир – М: Вентана – Граф, 2019), и авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. – М: Вентана – Граф, 2018.-152 с (Российский учебник)) и учебному плану МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова».
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и формирование ключевой компетенции — умения учиться;
- развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию;
- обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения;
в процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь;
- знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представление о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Задачи:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧУРАПЧИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ С.К. МАКАРОВА»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ _______________ от « » ____20 __г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР /_________________ от «____» _______20__г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова» _______/____________ ___________ от «____» ________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
геометрия
2023– 2024 учебный год
Учитель: Дьячковская Любовь Михайловна
Класс: 8
Всего часов в год: 68
Всего часов в неделю: 2
с. Чурапча, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 8 класс, к учебному комплексу для 8 класса (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир – М: Вентана – Граф, 2019), и авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. – М: Вентана – Граф, 2018.-152 с (Российский учебник)) и учебному плану МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова».
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и формирование ключевой компетенции — умения учиться;
- развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию;
- обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения;
в процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь;
- знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представление о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Задачи:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова» предусматривает обязательное изучение геометрии в 8 классе в количестве 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать
решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов),
- в том числе: для углов от 0 до 180°;
- определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;
- находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Четырехугольники.
Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
Подобие треугольников.
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Решение прямоугольных треугольников.
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Многоугольники. Площадь многоугольника.
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции, параллелограмма.
Повторение курса 8 класса.
Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата
| Тема (раздел) | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
| План | Факт | Глава 1. Четырёхугольники (26 часов) | |
1 | Повторение курса геометрии 7-го класса. Четырёхугольник и его элементы. | Пояснять: что такое четырёхугольник. Описывать: элементы четырёхугольника. Распознавать: выпуклые и невыпуклые четырёхугольники. Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы. Формулировать: определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника; свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольников; признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольников. Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, o свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольников. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | ||
2 | Повторение курса геометрии 7-го класса. Решение задач по теме «Четырёхугольник и его элементы». | |||
3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | |||
4 | Свойства параллелограмма. | |||
5 | Решение задач по теме «Свойства параллелограмма» | |||
6 | Признаки параллелограмма | |||
7 | Решение задач по теме «Признаки параллелограмма» | |||
8 | Прямоугольник. | |||
9 | Прямоугольник. Решение задач. | |||
10 | Ромб. | |||
11 | Ромб. Решение задач. | |||
12 | Квадрат. | |||
13 | Квадрат. Решение задач. | |||
14 | Самостоятельная работа по теме: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | |||
15 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | |||
16 | Средняя линия треугольника. Решение задач. | |||
17 | Трапеция. Виды трапеций. | |||
18 | Свойства равнобедренной трапеции. | |||
19 | Средняя линия трапеции. | |||
20 | Трапеция. Решение задач. | |||
21 | Центральные углы. | |||
22 | Вписанные углы. | |||
23 | Описанная окружность четырехугольника. | |||
24 | Вписанная окружность четырехугольника. | |||
25 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Вписанная и описанная окружность. Трапеция» | |||
26 | Контрольная работа на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция». | |||
| Глава 2. Подобие треугольников (12 часов) | Формулировать: определение подобных треугольников; свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников. Доказывать: теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника; свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач. | ||
27 | Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса. | |||
28 | Теорема о пропорциональных отрезках | |||
29 | Решение задач по теме «Теорема Фалеса» | |||
30 | Подобные треугольники | |||
31 | Первый признак подобия треугольников | |||
32 | Первый признак подобия треугольников. | |||
33 | Решение задач по теме «Первый признак подобия треугольников» | |||
34 | Решение задач по теме «Первый признак подобия треугольников» | |||
35 | Второй признак подобия треугольников | |||
36 | Третий признак подобия треугольников | |||
37 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Подобие треугольников» | |||
38 | Контрольная работа по теме: «Подобие треугольников» | |||
| Глава 3. Решение прямоугольных треугольников (15 часов) | |||
39 | Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла. Решать прямоугольные треугольники. Доказывать: теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; | ||
40 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | |||
41 | Теорема Пифагора | |||
42 | Теорема Пифагора. Решение задач. | |||
43 | Теорема, обратная теореме Пифагора | |||
44 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | |||
45 | Самостоятельная работа по теме: «Теорема Пифагора» | |||
46 | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | |||
47 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. | |||
48 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. | |||
49 | Решение прямоугольных треугольников | |||
50 | Решение прямоугольных треугольников | |||
51 | Решение задач по теме «Решение прямоугольных треугольников» | |||
52 | Повторение и систематизация учебного материала | |||
53 | Контрольная работа по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | |||
| Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника. (12 часов) | |||
54 | Анализ контрольной работы. Многоугольники. | Пояснять: что такое площадь многоугольника. Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники. Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности. Формулировать: определения: вписанного и описанного многоугольников, площади многоугольника, равновеликих многоугольников; основные свойства площади многоугольника. Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | ||
55 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. | |||
56 | Площадь параллелограмма | |||
57 | Площадь параллелограмма. Решение задач. | |||
58 | Площадь треугольника | |||
59 | Площадь треугольника. Решение задач. | |||
60 | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | |||
61 | Площадь трапеции | |||
62 | Площадь трапеции. Решение задач | |||
63 | Решение задач по теме «Площадь трапеции» | |||
64 | Повторение и систематизация учебного материала | |||
65 | Контрольная работа по теме: «Площади четырехугольников» | |||
| Повторение курса геометрии за 8 класс (3 часа) | |||
66 | Анализ контрольной работы. Повторение учебного материала за курс геометрии 8 класса | Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; | ||
67 | Повторение | |||
68 | Повторение | |||
|
| Всего 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1124567-1553093733.jpg)
Рабочая программа по географии на 2023-2024 учебный год.
Материал содержит рабочие программы по географии 5-9....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-342254-1384626041.jpg)
Рабочая программа "Литература" 6 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа "Литература" 6 класс 2023-2024 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506230-1705584866.jpg)
Рабочая программа Спортивные игры Баскетбол 2023-2024 учебный год
Рабочая программа Спортивные игры Баскетбол 2023-2024 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506230-1705584866.jpg)
Рабочая программа Спортивные игры Волейбол 2023-2024 учебный год
Рабочая программа Спортивные игры Волейбол 2023-2024 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/25/picture-1142898-1706173643.jpg)
Рабочая программа "Дефектологические занятия" на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа разработа для коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-1514531-1709109602.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета алгебра 2023– 2024 учебный год
Пояснительная запискаНастоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-1514531-1709109602.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета геометрия 2023– 2024 учебный год
Цели изучения учебного курсаВажность учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования обусловлена практической значимостью метапредметных и предметных результатов обучения геометрии в на...