Конспект урока по геометрии в 9 классе на тему «Координаты вектора»
план-конспект занятия по геометрии (9 класс)
Данный конспект урока разработан по теме "Координаты вектора" в 9 классе. По типу урока - урок изучения нового материала. На уроке происходит знакомство учащихся с понятием координат вектора, разложением вектора по координатным векторам; умение находить координаты вектора, зная координаты его начала и конца; формирование умение строить вектор по заданным координатам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по геометрии в 9 классе на тему «Координаты вектора»
Тема: Координаты вектора. (Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2023)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Ввести понятие координат вектора в прямоугольной системе координат на плоскости, научить находить координаты вектора, зная координаты его начала и конца, и наоборот.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием координат вектора, разложением вектора по координатным векторам.
- Научить находить координаты вектора, зная координаты его начала и конца.
- Сформировать умение строить вектор по заданным координатам.
- Развивающие:
- Развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Развивать пространственное воображение и графическую культуру.
- Развивать математическую речь и умение аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, внимательность, чувство ответственности.
- Формировать умение работать в коллективе, сотрудничать и уважать мнение других.
- Прививать интерес к математике.
Оборудование:
- Учебник геометрии Атанасяна 7-9 класс.
- Доска, мел (или интерактивная доска).
- Индивидуальные карточки с заданиями (или слайды презентации).
- Компьютер, проектор (желательно, для показа презентации и чертежей).
- Комплект чертежных инструментов (линейка, карандаш, циркуль).
План урока:
- Организационный момент (2 мин):
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей).
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний (7 мин):
- Фронтальный опрос по ранее изученному материалу:
- Что такое вектор? (Направленный отрезок)
- Что такое модуль (длина) вектора?
- Какие векторы называются коллинеарными? (лежащие на одной прямой или на параллельных прямых)
- Какие векторы называются сонаправленными? Противоположно направленными?
- Какие вектора называются равными? (сонаправленные и равные по длине)
- Как выполнить сложение векторов? (Правило треугольника и правило параллелограмма)
- Как выполнить умножение вектора на число? ( изменение длины и направления)
- Что такое разложение вектора по двум неколлинеарным векторам?
- Задание на повторение: Даны точки А и В. Являются ли вектора АВ и ВА сонаправленными?
- Изучение нового материала (20 мин):
- Введение понятия координат вектора:
- Учитель: "Сегодня мы будем изучать, как можно задать вектор с помощью чисел, то есть – с помощью координат."
- На доске и в тетрадях – построение прямоугольной системы координат (оси Ox и Oy).
- Вводим единичные векторы (координатные векторы) i и j , направленные вдоль осей Ox и Oy соответственно. (i – вектор с началом в (0;0) и концом в (1;0), а j – вектор с началом в (0;0) и концом в (0;1)).
- Объяснение: Любой вектор a на плоскости МОЖНО и ЕДИНСТВЕННЫМ образом разложить по координатным векторам i и j, т.е. представить в виде a = x* i + y*j, где x и y – некоторые числа.
- Определение: Числа x и y называются координатами вектора a в данной системе координат. Обозначается: a{x; y}.
- Разбор примеров:
- Вектор i имеет координаты {1; 0}.
- Вектор j имеет координаты {0; 1}.
- Вектор 0 (нулевой вектор) имеет координаты {0; 0}.
- Построение на доске и в тетрадях нескольких векторов с заданными координатами, например: a{2; 3}, b{-1; 2}, c{-3; -1}, d{3; -2}. Акцентируется внимание на том, как откладывать вектор от начала координат.
- Учитель: "Теперь давайте разберемся, как найти координаты вектора, если известны координаты его начала и конца."
- Нахождение координат вектора по координатам его начала и конца:
- На доске и в тетрадях – построение вектора AB, где A(x1; y1), B(x2; y2).
- Объяснение: Координаты вектора AB равны разности соответствующих координат его конца и начала, то есть, AB{x2 – x1; y2 – y1}.
- Доказательство (опирается на правило сложения векторов и разложение по координатным векторам – по учебнику).
- Разбор примеров:
- A(1; 2), B(4; 6). Найти координаты вектора AB. Решение: AB{4-1; 6-2} = AB{3; 4}.
- C(-2; 3), D(1; -1). Найти координаты вектора CD. Решение: CD{1-(-2); -1-3} = CD{3; -4}.
- Решение задачи из учебника (например, №417 (а)) у доски с подробным объяснением.
- Первичное закрепление (10 мин):
- Работа в парах:
- Каждой паре выдается карточка с заданиями (или задания выводятся на слайде).
- Задание 1: Построить векторы по заданным координатам: a{1; -2}, b{-3; 0}, c{0; 4}, d{-2; -1}.
- Задание 2: Найти координаты вектора AB, если A(…), B(…), (заполнить таблицу с разными значениями координат).
- После выполнения – проверка правильности решения (устно или с помощью показа на доске).
- Устное решение простых задач с использованием изученного материала (например, на определение координат векторов по чертежу).
- Подведение итогов урока (4 мин):
- Учитель: "Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?"
- Вопросы для закрепления:
- Что такое координаты вектора?
- Как найти координаты вектора, зная координаты его начала и конца?
- Как построить вектор по заданным координатам?
- Оценка работы учащихся на уроке.
- Домашнее задание (2 мин):
- Изучить параграф 39 учебника.
- Решить задания из учебника: № 417 (б, в), 418, 420.
- Дополнительное задание (по желанию): Придумать задачу на нахождение координат вектора и решение которой можно проиллюстрировать на координатной плоскости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока математики в 6 классе по теме "Координаты"
Открытый урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами по технологии деятельностного метода обучения.. Указаны цели каждого этапа и формируемые УУД.Получил высокую оценку ...
Конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся....
Конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся....
Конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся....
конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Многоугольники"
конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Многоугольники"....

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца.
Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца....

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"
Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"....
