Конспект урока по геометрии в 9 классе на тему «Координаты вектора»
план-конспект занятия по геометрии (9 класс)

Шабалина Елена Геннадьевна

Данный конспект урока разработан по теме "Координаты вектора" в 9 классе. По типу урока - урок изучения нового материала. На уроке происходит знакомство учащихся с понятием координат вектора, разложением вектора по координатным векторам; умение находить координаты вектора, зная координаты его начала и конца; формирование умение строить вектор по заданным координатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_koordinaty_vektora_9_klass.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по геометрии в 9 классе на тему «Координаты вектора»

Тема: Координаты вектора. (Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2023)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Ввести понятие координат вектора в прямоугольной системе координат на плоскости, научить находить координаты вектора, зная координаты его начала и конца, и наоборот.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Познакомить учащихся с понятием координат вектора, разложением вектора по координатным векторам.
  • Научить находить координаты вектора, зная координаты его начала и конца.
  • Сформировать умение строить вектор по заданным координатам.
  • Развивающие:
  • Развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Развивать пространственное воображение и графическую культуру.
  • Развивать математическую речь и умение аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, чувство ответственности.
  • Формировать умение работать в коллективе, сотрудничать и уважать мнение других.
  • Прививать интерес к математике.

Оборудование:

  • Учебник геометрии Атанасяна 7-9 класс.
  • Доска, мел (или интерактивная доска).
  • Индивидуальные карточки с заданиями (или слайды презентации).
  • Компьютер, проектор (желательно, для показа презентации и чертежей).
  • Комплект чертежных инструментов (линейка, карандаш, циркуль).

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин):
  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей).
  • Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация знаний (7 мин):
  • Фронтальный опрос по ранее изученному материалу:
  • Что такое вектор? (Направленный отрезок)
  • Что такое модуль (длина) вектора?
  • Какие векторы называются коллинеарными? (лежащие на одной прямой или на параллельных прямых)
  • Какие векторы называются сонаправленными? Противоположно направленными?
  • Какие вектора называются равными? (сонаправленные и равные по длине)
  • Как выполнить сложение векторов? (Правило треугольника и правило параллелограмма)
  • Как выполнить умножение вектора на число? ( изменение длины и направления)
  • Что такое разложение вектора по двум неколлинеарным векторам?
  • Задание на повторение: Даны точки А и В. Являются ли вектора АВ и ВА сонаправленными?
  1. Изучение нового материала (20 мин):
  • Введение понятия координат вектора:
  • Учитель: "Сегодня мы будем изучать, как можно задать вектор с помощью чисел, то есть – с помощью координат."
  • На доске и в тетрадях – построение прямоугольной системы координат (оси Ox и Oy).
  • Вводим единичные векторы (координатные векторы) i и j , направленные вдоль осей Ox и Oy соответственно. (i – вектор с началом в (0;0) и концом в (1;0), а j – вектор с началом в (0;0) и концом в (0;1)).
  • Объяснение: Любой вектор a на плоскости МОЖНО и ЕДИНСТВЕННЫМ образом разложить по координатным векторам i и j, т.е. представить в виде a = x* i + y*j, где x и y – некоторые числа.
  • Определение: Числа x и y называются координатами вектора a в данной системе координат. Обозначается: a{x; y}.
  • Разбор примеров:
  • Вектор i имеет координаты {1; 0}.
  • Вектор j имеет координаты {0; 1}.
  • Вектор 0 (нулевой вектор) имеет координаты {0; 0}.
  • Построение на доске и в тетрадях нескольких векторов с заданными координатами, например: a{2; 3}, b{-1; 2}, c{-3; -1}, d{3; -2}. Акцентируется внимание на том, как откладывать вектор от начала координат.
  • Учитель: "Теперь давайте разберемся, как найти координаты вектора, если известны координаты его начала и конца."
  • Нахождение координат вектора по координатам его начала и конца:
  • На доске и в тетрадях – построение вектора AB, где A(x1; y1), B(x2; y2).
  • Объяснение: Координаты вектора AB равны разности соответствующих координат его конца и начала, то есть, AB{x2 – x1; y2 – y1}.
  • Доказательство (опирается на правило сложения векторов и разложение по координатным векторам – по учебнику).
  • Разбор примеров:
  • A(1; 2), B(4; 6). Найти координаты вектора AB. Решение: AB{4-1; 6-2} = AB{3; 4}.
  • C(-2; 3), D(1; -1). Найти координаты вектора CD. Решение: CD{1-(-2); -1-3} = CD{3; -4}.
  • Решение задачи из учебника (например, №417 (а)) у доски с подробным объяснением.
  1. Первичное закрепление (10 мин):
  • Работа в парах:
  • Каждой паре выдается карточка с заданиями (или задания выводятся на слайде).
  • Задание 1: Построить векторы по заданным координатам: a{1; -2}, b{-3; 0}, c{0; 4}, d{-2; -1}.
  • Задание 2: Найти координаты вектора AB, если A(…), B(…), (заполнить таблицу с разными значениями координат).
  • После выполнения – проверка правильности решения (устно или с помощью показа на доске).
  • Устное решение простых задач с использованием изученного материала (например, на определение координат векторов по чертежу).
  1. Подведение итогов урока (4 мин):
  • Учитель: "Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?"
  • Вопросы для закрепления:
  • Что такое координаты вектора?
  • Как найти координаты вектора, зная координаты его начала и конца?
  • Как построить вектор по заданным координатам?
  • Оценка работы учащихся на уроке.
  1. Домашнее задание (2 мин):
  • Изучить параграф 39 учебника.
  • Решить задания из учебника: № 417 (б, в), 418, 420.
  • Дополнительное задание (по желанию): Придумать задачу на нахождение координат вектора и решение которой можно проиллюстрировать на координатной плоскости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока математики в 6 классе по теме "Координаты"

Открытый урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами по технологии деятельностного метода обучения..  Указаны цели каждого этапа и формируемые УУД.Получил высокую оценку ...

Конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся....

Конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся....

Конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся....

конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Многоугольники"

конспект урока по геометрии 8 класс по теме "Многоугольники"....

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца.

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца....

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"

Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"....