«Применение дифференцированного подхода на уроках геометрии.»
статья по геометрии (7 класс)

Из опыта работы: в статье  отражены  методы и приемы, используемые для реализации дифференцированного подхода на уроках изучения нового материала на уроках геометрии, его закрепления, при выполнении домашних заданий, проведении контроля знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение дифференцированного подхода на уроках геометрии.

Болгова Ольга Васильевна,

учитель математики

МОАУ «Гимназия № 1 .г.Новотроицка»

Ведущим направлением развития школьного образования является личностно-ориентированный подход. Он позволяет каждому учащемуся находить свой путь к знаниям, учиться на своем уровне, постепенно продвигаться в своих знаниях вперед, развивать самостоятельность и ответственность.

Цель дифференцированного подхода, применяемого на уроках геометрии – организовать учебный процесс, учитывая уровень подготовки учащихся, их индивидуальные способности, чтобы сформировать не только те знания и умения, которые предусмотрены «стандартом», но и выявить и развить способности каждого

В этой статье хочу отразить свои методы и приемы, использованные мною для реализации дифференцированного подхода на уроках изучения нового материала, его закрепления, при выполнении домашних заданий, проведении контроля знаний.

Основными моими принципами стали: учет различного уровня знаний и способностей; адаптация учебного материала под нужды каждого ученика; использование различных форм и методов обучения; предоставление учащимся выбирать уровень сложности заданий.

Сложность состояла в том, что в одном классе совместно учились дети, осваивающие учебный материал в разном темпе. Как сделать так, чтобы дети не потеряли интерес к учебе, мотивацию, чтобы каждый двигался вперед по пути освоения знаний. Чтобы каждый смог почувствовать успех, поверить в свои силы.

Я условно разделила учащихся на «сильных», «средних», «слабых» по уровню знаний и способностей. Больше детей было во второй группе. Сформировала журнал индивидуальных достижений. Разработала дополнительно к заданиям в учебнике задания разного уровня сложности для проверочных и самостоятельных работ, домашних работ. Более «сильным» предлагала решить задачу или провести доказательство по готовым чертежам, без словесного описания условия, а затем поделиться своими рассуждениями с одноклассниками. Предлагалось самим составить задание по данной теме. Этой группе можно было предложить нетипичные задания, задания повышенной сложности, требующие дополнительных построений. «Средним» - решить задачу стандартным способом. «Слабые» вместе с заданием получали карточки с алгоритмом решения, некоторыми указаниями. Успешной была работа учащихся в группах. При этом формировала группы как по примерно равному уровню подготовки, так и «смешанные» группы, где были два-три лидера. Работая в «смешанной» группе каждый выполнял свою часть задания, что позволяло каждому двигаться к достижению цели. «Слабый» учащийся активно участвовал в обсуждении, излагал свою точку зрения, лучше понимал учебный материал, не чувствовал себя хуже других. «Сильный» лучше понимал сложные вопросы, мог проявить себя, продвинуться еще дальше. Увлекла учащихся и проектная деятельность, где каждый разрабатывал тему с учетом своих интересов и знаний. Именно в проектах учащиеся демонстрировали реальное понимание темы, устраняли пробелы в знаниях, усваивали новое. В заданиях проверочных, самостоятельных работ всегда включала одно более сложное задание, которое не было обязательным, но позволяло учащимся проверить свои силы. Домашние задания также дифференцировались. Была возможность выбрать посильные для них задания. Методику «Перевернутый класс» так же использовала в своей работе. И здесь предлагала учащимся подготовить разные части нового материала. В самом начале дети не проявляли большой инициативы, но видя свои успехи, активно стали включаться в работу. Современные дети получают много информации из интернета. Учитывая это, рекомендовала учащимся электронные ресурсы. Где каждый мог выбрать задания в зависимости от уровня подготовки. Интерактивные задания охотно выполнялись учащимися, тем более результат и ошибки они видели сразу. Задания менялись, учеба становилась интересней, учащиеся постепенно, поэтапно улучшали свои знания. Все больше учащихся выполняли все домашние задания, не боялись приступить к выполнению сложных заданий на самостоятельных работах. Но на всех уроках ключевым элементом дифференцированного подхода оставалась индивидуальная работа. Особенно важно это было для тех учащихся, которые испытывали трудности в усвоении учебного материала.

При дифференцированном подходе встала задача использовать более гибкие методы оценивания успехов учащихся. В журнале индивидуальных результатов учитывались достижения каждого на каждом уроке. Оценивались не только результат, но и деятельность по достижению результата. Маленькие успехи суммировались, каждый понимал свое продвижение в обучении. Важно было создать комфортную и продуктивную атмосферу уроков. Учащиеся видели, что их усилия ценятся учителем. Каждый стремился улучшить свои навыки. И пусть не все достигли хороших и отличных оценок, но продвижение вперед в своих знаниях и навыках-это уже положительный результат.

Уже в конце второй четверти увидела результат. Учащиеся стали активнее, не боялись задавать вопросы, не боялись ошибиться, стремились выполнять более сложные задания. В моих классах учащиеся все справились с заданиями ВПР, подтвердили свои знания. Процент обученности 100% во всех классах стабильно высокий с 2022 по первую четверть 2025г -2026 учебного года. Учащиеся активно участвуют в школьном этапе ВсОШ, 4 приняли участие в муниципальном этапе олимпиады. В 2023-2025г приняли участие в Международном дистанционном конкурсе по математике «Олимпис» 19 учащихся моих классов, получив 13 дипломов 1, 2 и 3 степени, 6 грамот. 3 учащихся приняли участие в международной интернет-олимпиаде «Солнечный свет» - 3 диплома победителя 1 место, 1 учащийся принял участие в международном конкурсе, диплом победителя 2место.3 учащихся приняли участие в онлайн интернет-олимпиаде «Новое дерево»-дипломы победителей 1 место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогическ...

Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка

Тема по самообразованию "Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка"...

Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка в школе

Начало изучения иностранного языка - приятный момент в жизни каждого ученика. Он поднимается на новую ступень лестницы познания. Но часто движение вперёд в этом направлении идёт не так успешно и стрем...

Тема самообразования "Применение дифференцированного подхода на уроках информатики"

Тема самообразования "Применение дифференцированного подхода на уроках информатики"...

Применение дифференцированного подхода на уроках природоведения

В презенции представлен опыт использования дифференцированного подхода на уроках в 5 классе...

Развитие гибкости с применением дифференцированного подхода на уроках физической культуры в начальных классах

В статье описываются методические приёмы развития гибкости обучающихся начальных классов с применением дифференцированного подхода на уроках физической культуры. Данные приёмы повышают уроветь физичес...