Формирование информационно-коммуникационной компетентнсти учащихся на уроках информатики на основе личностно ориентированного обучения. Представление опыта.
статья (информатика и икт) по теме

Ермолаева Ирина Алексеевна

Представлено краткое описание опыта работы, который возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных  явлений в образовательном процессе школы. Участвуя в решении единой методической проблемы школы «Формирование и развитие ключевых компетентностей школьников в образовательном процессе» считаю назревшей и первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования ИК-компетентности обучающихся на уроках информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Ермолаева Ирина Алексеевна,

учитель информатики

МОУ «Павловская сош»

ВВЕДЕНИЕ

Условия становления и возникновения опыта. Данный опыт возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных  явлений в образовательном процессе школы. Участвуя в решении единой методической проблемы школы «Формирование и развитие ключевых компетентностей школьников в образовательном процессе» считаю назревшей и первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования ИК-компетентности обучающихся на уроках информатики.

Актуальность опыта. XXI век ознаменовал переход нашей цивилизации от общества с индустриальным мышлением к обществу информационному. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания.

Стратегия модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.

Наряду с этим, в современном образовании обнаруживается противоречие между востребованностью высокого уровня владения ИКТ со стороны обучающихся и их родителей и невозможностью достижения такого уровня в рамках традиционного обучения. Одним из оптимальных условий, способствующих решению данной проблемы, является, на мой взгляд,  использование идей и принципов личностно ориентированного обучения для формирования ИК-компетентности учащихся.

Новизна опыта заключается в создании системы применения элементов личностно ориентированных технологий для формирования ИК-компетентности обучающихся на уроках информатики.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для формирования ИК-компетентности обучающихся на основе личностно ориентированного обучения.

Длительность работы над опытом.

  • 2007-2008 уч.г. - Изучение  педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса по формированию ИК компетентности учащихся.
  • 2008-2010 гг. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного  процесса по заявленной теме.
  • 2010-2011 уч.г. - Систематизация и обобщение полученных результатов, оформление опыта работы.

Теоретическая база опыта

  • В своем опыте я реализую  идеи личностно ориентированного обучения И.Я. Якиманской, Г.К. Селевко, принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН-ов, но и готовность личности использовать их в личном опыте.
  • Реализация идей проблемного обучения М. И. Махмутова позволяет мне излагать материал по информатике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов.
  • При проектировании учебных занятий я использую также  идеи А. Шацкого, по мнению которого учебно-исследовательская деятельность учащихся  должна быть связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
  • В основу разработки проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности мною положена теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Постановка целей и задачи педагогической деятельности

Целью моего опыта является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся средствами личностно ориентированного обучения.

Для  достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие педагогические задачи:

  • организовать учебно-воспитательный процесс на основе технологий личностно ориентированного обучения, наиболее активно взаимодействующих с информационными;
  • использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса с целью  формирования коммуникативной культуры и опыта организации информационного взаимодействия, совместной рефлексии и саморефлексии обучающихся;
  • разработать систему использования интерактивных методов, средств и  приемов информационно-коммуникационных технологий, которая позволит развить способности  учащихся к моделированию и конструированию собственной инфосреды;
  • создать условия для развития операционного мышления, формирования и развития личных творческих качеств учащихся, как важного аспекта дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся.

В своей работе я опираюсь на понятие компетентности, предложенное Моревой  Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому.

В проекте концепции образовательной области «Информатика и ИКТ» компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности, которая предполагает

  • способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации  или вида деятельности,
  • овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

Опираясь на эти трактовки, я определила информационно-коммуникационную  компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Основываясь на классификации уровней усвоения, предложенной Б.Блумом и В.П. Беспалько я выделила три уровня сформированности  ИК-компетентности:

  • понимание (учащийся владеет основными понятиями, может устанавливать причинно-следственные связи, перечисляет последовательность выполнения операций);
  • применение по образцу (учащийся выполняет задания, аналогичные тем, которые были объяснены на уроках);
  • творческое применение (учащийся может выполнять задания, в которых надо продемонстрировать нестандартные приёмы работы с программами, объясняет причины ошибок в выполнении заданий).        

На основании представленных научных  идей я определила комплекс педагогических условий построения учебного процесса, где ученики выступают не в роли объектов воздействия со стороны учителя, а как полноценные субъекты коммуникационного взаимодействия, позволяющих успешно формировать ИК-компетентность:

  1. Организация учебно-воспитательного процесса должна способствовать формированию самостоятельного креативного стиля мышления.
  2. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся организуется с учетом личностных особенностей каждого ученика на основе индивидуальных заданий, причем при  отборе заданий основное внимание уделяется их проблемному, творческому и интегрированному характеру.
  3. Процесс освоения информационных технологий базируется на принципах комплексности, системности, преемственности и связан с рассмотрением информационных технологий  в качестве предмета изучения.

Содержание образования

При определении содержания общей ИК-компетентности я опираюсь, прежде всего, на требования к уровню подготовки выпускника основной и средней общеобразовательной школы, соответствущие  требованиям Стандарта образования по информатике и ИКТ.

В формировании информационно-коммуникационной  компетентности  учащихся на уроках информатики можно выделить три этапа.

  1. На начальном этапе (5-6 кл.) учащиеся получают элементы знаний и умений работы на компьютере, навыки конструирования и управления информационными объектами. Этот этап является основой для формирования общей компетентности учащихся.
  2. Общий этап (7-9 кл.) предполагает более широкое использование прикладных программ, расширение спектра задач, которые может решить обучающийся, используя программное обеспечение компьютера.
  3. На этапе  предпрофессионального формирования ИК-компетентности (10-11 кл.) в курсе  информатики гораздо шире изучаются вопросы программирования, рассматриваются вопросы компьютерной графики, принципы работы с различными пакетами прикладных программ,  средства создания web-страниц, что создает основу для профессиональной ориентации будущих выпускников.

Концентрированное изучение курса «Информатика и ИКТ» позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний,  применять освоенные способы использования ИКТ в других предметных дисциплинах, подготовить себя к осознанному выбору профессии. Действия учащегося из пассивного наблюдения в начале обучения преобразовываются в активно-познавательные на выпуске из школы, т.е. от умений просто скопировать действие учителя, ученик приходит к потребности изучать новый продукт, появившийся перед ним. Его компетентность проявляется в тот момент, когда он сам находит технологию для информационной работы, выбирая из имеющихся у него навыков и умений.

Организация учебно-воспитательного процесса

Для организации учебно-воспитательного процесса использую новые информационные технологии как основу формирования ИК-компетентности обучающихся.

Характерные черты личностно ориентированного урока с применением ИКТ:

  • образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);
  • процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);
  • опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • личностно-значимый эмоциональный контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При такой организации образовательного процесса учащиеся:  

  • самостоятельно выбирают образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;
  • развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
  • накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;
  • проводят исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализацию и обобщение);
  • осуществляют целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование;
  • переходят от исследовательской позиции к проектированию новых реальностей и изучению свойств виртуального пространства.

Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями на мой взгляд является личностно ориентированное обучение, представленное в опыте  технологиями: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде  классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом  индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения

При использовании ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса происходит  индивидуализация образовательного процесса на более высоком уровне. В соответствии с поставленными целями и задачами я определила преобладающие формы организации учебного пространства – парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие. Общение учащихся в малых группах носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности развития своих творческих способностей, природного потенциала.  Групповую форму работы использую при изучении, закреплении, повторении и систематизации учебного материала. В зависимости от поставленных целей группы формируются либо по уровню обученности, или по интересам  учащихся. Задание дается либо одно на всю группу, либо индивидуально каждому ученику. В группах создается творческая обстановка, тесное общение и сотрудничество, правильность выполнения того или иного задания отдельным членом группы отслеживается внутри группы, оценка  каждого ученика вносит  вклад в оценку работы всей группы в целом, поэтому каждый член группы заинтересован в том, чтобы его одноклассник как можно лучше справился с собственным заданием.

Формы уроков, применяемые при накоплении данного опыта, были весьма разнообразны. Практика показала, что наиболее удачными типами уроков  по формированию ИК-компетентности являются:

  • Урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций.
  • Урок – лабораторная работа включает в себя следующие этапы:
  • методические указания по выполнению работы,
  • краткую теорию по изучаемому явлению,
  • тестовый контроль для допуска к работе,
  • выполнение лабораторной работы.
  • Урок-исследование предполагает работу с компьютерными моделями:
  • исследовательская работа – экскурс по устройству модели и ее функциональным возможностям;
  • выполнение компьютерных экспериментов;
  • решение экспериментальных задач;
  • творческие задания.
  • Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.
  • Интегрированный урок:
  • нестандартное применение изученного материала в различных предметных областях: математике, экономике, физике, логике;
  • решение задач исследовательского характера;
  • установление связи изучаемого программного материала со сведениями о различных профессиях, знакомство обучающихся с фактами из биографии известных ученых.

Использование средств информационных технологий позволило мне расширить стандартные методы обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.

В учебном процессе применяю экранные средства: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые схемы, иллюстрирование алгоритма работы  с офисными приложениями и т.п. Составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов, учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, способствует  прочному усвоению и систематизации знаний по предмету, формированию ИК-компетентности учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

  1. Исследовательско-поисковый метод. 

Этот метод ориентирован на активное применение средств ИКТ и Интернет-ресурсов. Особенностью этого метода в моем опыте  является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ на уроках информатики ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Интернет-ресурсы позволяют учащимся  не только осуществлять поиск информации, но и взглянуть на нее с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, применение  исследовательско-поискового метода позволяет повышать уровень самостоятельности учащихся в добывании знаний и самооценки, и усилить практическую направленность  обучения. 

  1. Методы контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

В системе контроля применяю задания на проверку понимания, умения применять знания по образцу и задания, требующие от обучающихся самостоятельной творческой деятельности. Перед началом изучения определенной темы обучающимся сообщается содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений.  Для проверки усвоения теоретического учебного материала использую различные типы заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Тесты для проверки уровня овладения теоретическим материалом систематизированы по темам, разработаны критерии оценивания (материал выставлен на сайте кафедры ЮНЕСКО по информатике Алтайского филиала АлтГПА и занял III место в конкурсе «Интернет и образование»).  

При проведении контроля использую задания, которые носят индивидуальный, разноуровневый характер, даются для выполнения на уроке и во внеурочное время, дома. Для подготовки к ЕГЭ по информатике применяю электронные версии вариантов  заданий, интерактивные тренажеры, набор тематических и итоговых тестов. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у учащихся, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности.

Средства обучения

  • Компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Интернет;
  • современные средства демонстрации: интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации;
  • источники информации (организованные информационные массивы) – электронные энциклопедии, информационные сайты и поисковые системы Интернета;
  • виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями;
  • тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр.;
  • тестовые среды, позволяющие конструировать и применять конкретные тестовые задания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером;
  • электронные учебники;
  • инструкционно-технологические карты к проведению компьютерных лабораторных и практических работ.

Использование указанных технологий, соответствующих им методов и приемов, позволяют мне реализовывать  цель и задачи своей педагогической деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализируя результативность деятельности по формированию ИК-компетентности  обучающихся на основе личностно ориентированного обучения, можно сделать следующие выводы:

  • наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и как следствие качества знаний:

Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники основной и полной школы выбирают экзамен по информатике. В 2009-2010 уч. году 12% от числа обучаемых выпускников сдавали экзамен по информатике, показав хорошие и отличные результаты. Шесть человек сдавали экзамен в форме защиты исследовательских проектов, один выпускник 11 кл. сдавал экзамен в форме ЕГЭ, набрав 56 баллов, что чуть ниже среднего по краю, но выше среднего по стране.

  • возрастает роль самостоятельных исследований и размышлений, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения:

Учащиеся стали активно заниматься исследовательской деятельностью в рамках школьного НОУ «Интеллектуал» и участвовать с исследовательскими работами в конкурсах разного уровня:

  1. Олейникова Анна (9б)) – лауреат Научно-практической конференции НОУ «Интеллектуал» Павловского школьного округа (апрель 2010);
  2. Слизунков Игорь (9г) – финалист научно-практической конференции «Будущее Алтая» для одарённой молодёжи и школьников (май 2010), награждён Дипломом II степени.
  • происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение;
  • вырабатываются коммуникативные качества, презентативные умения и навыки;
  • раскрывается творческий потенциал учащихся, о чём свидетельствуют достижения учащихся в районных и краевых конкурсах:

Сроки

Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Место

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Мы выбираем здоровье»

Малетин Юрий

11

районный

I

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Не шути с огнём»

Пчелинцев Евгений

10

районный

II

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Работа ДЮП в школе»

Стороженко Евгений

10

районный

I

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Безопасная дорога»

Стороженко Евгений

10

районный

I

Конкурс по информатике «Мы зажигаем звёзды»

краевой

III

2007-2008
уч. год

Конкурс по информатике «Формула успеха-2008»

Стороженко Евгений

10

краевой

II

Олимпиада по информатике, номинация «Пользователь ПК»

Ечкалов Евгений

11

районный

III

Олимпиада по информатике, номинация «Творческий проект»

Пчелинцев Евгений

10

районный

II

2008-2009
уч. год

Конкурс по информатике «Мы зажигаем звёзды»

Стороженко Евгений

11

краевой

I

Конкурс слайдовых презентаций «Безопасная дорога»

Стороженко Евгений

11

районный

I

2008-2009
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Мы выбираем здоровье» в номинации «Научно-публицистический фильм»

Стороженко Евгений

11

районный

I

2008-2009
уч. год

Олимпиада по информатике, номинация «Творческий проект»

Стороженко Евгений

11

районный

I

2009-2010 уч. год

Всероссийская игра-конкурс по информатике «Кит»

6-11

Победителями и призёрами в районе стали 10 уч-ся

2009-2010 уч. год

Олимпиада по информатике, номинация «Пользователь ПК»

Кобзева Виктория

10а

районный

II

2009-2010 уч. год

Олимпиада по информатике

Команда в составе

Кобзева Виктория

Морозов Артем

10а

10б

районный

III

Работа по формированию ИК-компетентности на основе личностно ориентированного обучения позволила мне повысить уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, достичь более высокого уровня интеллектуального развития, сформированности общеучебных умений и навыков.

Библиографический список

  1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.
  2. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова  // Информатика и образование.– 2004 г. –  № 3 – с.21-26.
  3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1995. – 175 с.
  4. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Морева [и др.] / -  М.: Академия, 2002. -  66 c.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 77 с.
  6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий.- 2005. - 288с.
  7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий - 2006. - 816 с.
  8. Фалина, И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике / И.Н. Фалина // Информатика.– 2006 г. – № 7. – 32 с.
  9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. -  № 2. –  с. 58-64.
  10. Якиманская И. С. Личностно ориентированный урок / И.С. Якиманская // Директор школы - 1998. -  № 2. – с.12.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Ермолаева Ирина Алексеевна,

учитель информатики

МОУ «Павловская сош»

ВВЕДЕНИЕ

Условия становления и возникновения опыта. Данный опыт возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных  явлений в образовательном процессе школы. Участвуя в решении единой методической проблемы школы «Формирование и развитие ключевых компетентностей школьников в образовательном процессе» считаю назревшей и первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования ИК-компетентности обучающихся на уроках информатики.

Актуальность опыта. XXI век ознаменовал переход нашей цивилизации от общества с индустриальным мышлением к обществу информационному. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания.

Стратегия модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.

Наряду с этим, в современном образовании обнаруживается противоречие между востребованностью высокого уровня владения ИКТ со стороны обучающихся и их родителей и невозможностью достижения такого уровня в рамках традиционного обучения. Одним из оптимальных условий, способствующих решению данной проблемы, является, на мой взгляд,  использование идей и принципов личностно ориентированного обучения для формирования ИК-компетентности учащихся.

Новизна опыта заключается в создании системы применения элементов личностно ориентированных технологий для формирования ИК-компетентности обучающихся на уроках информатики.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для формирования ИК-компетентности обучающихся на основе личностно ориентированного обучения.

Длительность работы над опытом.

  • 2007-2008 уч.г. - Изучение  педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса по формированию ИК компетентности учащихся.
  • 2008-2010 гг. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного  процесса по заявленной теме.
  • 2010-2011 уч.г. - Систематизация и обобщение полученных результатов, оформление опыта работы.

Теоретическая база опыта

  • В своем опыте я реализую  идеи личностно ориентированного обучения И.Я. Якиманской, Г.К. Селевко, принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН-ов, но и готовность личности использовать их в личном опыте.
  • Реализация идей проблемного обучения М. И. Махмутова позволяет мне излагать материал по информатике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов.
  • При проектировании учебных занятий я использую также  идеи А. Шацкого, по мнению которого учебно-исследовательская деятельность учащихся  должна быть связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
  • В основу разработки проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности мною положена теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Постановка целей и задачи педагогической деятельности

Целью моего опыта является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся средствами личностно ориентированного обучения.

Для  достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие педагогические задачи:

  • организовать учебно-воспитательный процесс на основе технологий личностно ориентированного обучения, наиболее активно взаимодействующих с информационными;
  • использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса с целью  формирования коммуникативной культуры и опыта организации информационного взаимодействия, совместной рефлексии и саморефлексии обучающихся;
  • разработать систему использования интерактивных методов, средств и  приемов информационно-коммуникационных технологий, которая позволит развить способности  учащихся к моделированию и конструированию собственной инфосреды;
  • создать условия для развития операционного мышления, формирования и развития личных творческих качеств учащихся, как важного аспекта дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся.

В своей работе я опираюсь на понятие компетентности, предложенное Моревой  Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому.

В проекте концепции образовательной области «Информатика и ИКТ» компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности, которая предполагает

  • способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации  или вида деятельности,
  • овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

Опираясь на эти трактовки, я определила информационно-коммуникационную  компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Основываясь на классификации уровней усвоения, предложенной Б.Блумом и В.П. Беспалько я выделила три уровня сформированности  ИК-компетентности:

  • понимание (учащийся владеет основными понятиями, может устанавливать причинно-следственные связи, перечисляет последовательность выполнения операций);
  • применение по образцу (учащийся выполняет задания, аналогичные тем, которые были объяснены на уроках);
  • творческое применение (учащийся может выполнять задания, в которых надо продемонстрировать нестандартные приёмы работы с программами, объясняет причины ошибок в выполнении заданий).        

На основании представленных научных  идей я определила комплекс педагогических условий построения учебного процесса, где ученики выступают не в роли объектов воздействия со стороны учителя, а как полноценные субъекты коммуникационного взаимодействия, позволяющих успешно формировать ИК-компетентность:

  1. Организация учебно-воспитательного процесса должна способствовать формированию самостоятельного креативного стиля мышления.
  2. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся организуется с учетом личностных особенностей каждого ученика на основе индивидуальных заданий, причем при  отборе заданий основное внимание уделяется их проблемному, творческому и интегрированному характеру.
  3. Процесс освоения информационных технологий базируется на принципах комплексности, системности, преемственности и связан с рассмотрением информационных технологий  в качестве предмета изучения.

Содержание образования

При определении содержания общей ИК-компетентности я опираюсь, прежде всего, на требования к уровню подготовки выпускника основной и средней общеобразовательной школы, соответствущие  требованиям Стандарта образования по информатике и ИКТ.

В формировании информационно-коммуникационной  компетентности  учащихся на уроках информатики можно выделить три этапа.

  1. На начальном этапе (5-6 кл.) учащиеся получают элементы знаний и умений работы на компьютере, навыки конструирования и управления информационными объектами. Этот этап является основой для формирования общей компетентности учащихся.
  2. Общий этап (7-9 кл.) предполагает более широкое использование прикладных программ, расширение спектра задач, которые может решить обучающийся, используя программное обеспечение компьютера.
  3. На этапе  предпрофессионального формирования ИК-компетентности (10-11 кл.) в курсе  информатики гораздо шире изучаются вопросы программирования, рассматриваются вопросы компьютерной графики, принципы работы с различными пакетами прикладных программ,  средства создания web-страниц, что создает основу для профессиональной ориентации будущих выпускников.

Концентрированное изучение курса «Информатика и ИКТ» позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний,  применять освоенные способы использования ИКТ в других предметных дисциплинах, подготовить себя к осознанному выбору профессии. Действия учащегося из пассивного наблюдения в начале обучения преобразовываются в активно-познавательные на выпуске из школы, т.е. от умений просто скопировать действие учителя, ученик приходит к потребности изучать новый продукт, появившийся перед ним. Его компетентность проявляется в тот момент, когда он сам находит технологию для информационной работы, выбирая из имеющихся у него навыков и умений.

Организация учебно-воспитательного процесса

Для организации учебно-воспитательного процесса использую новые информационные технологии как основу формирования ИК-компетентности обучающихся.

Характерные черты личностно ориентированного урока с применением ИКТ:

  • образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);
  • процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);
  • опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • личностно-значимый эмоциональный контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При такой организации образовательного процесса учащиеся:  

  • самостоятельно выбирают образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;
  • развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
  • накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;
  • проводят исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализацию и обобщение);
  • осуществляют целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование;
  • переходят от исследовательской позиции к проектированию новых реальностей и изучению свойств виртуального пространства.

Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями на мой взгляд является личностно ориентированное обучение, представленное в опыте  технологиями: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде  классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом  индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения

При использовании ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса происходит  индивидуализация образовательного процесса на более высоком уровне. В соответствии с поставленными целями и задачами я определила преобладающие формы организации учебного пространства – парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие. Общение учащихся в малых группах носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности развития своих творческих способностей, природного потенциала.  Групповую форму работы использую при изучении, закреплении, повторении и систематизации учебного материала. В зависимости от поставленных целей группы формируются либо по уровню обученности, или по интересам  учащихся. Задание дается либо одно на всю группу, либо индивидуально каждому ученику. В группах создается творческая обстановка, тесное общение и сотрудничество, правильность выполнения того или иного задания отдельным членом группы отслеживается внутри группы, оценка  каждого ученика вносит  вклад в оценку работы всей группы в целом, поэтому каждый член группы заинтересован в том, чтобы его одноклассник как можно лучше справился с собственным заданием.

Формы уроков, применяемые при накоплении данного опыта, были весьма разнообразны. Практика показала, что наиболее удачными типами уроков  по формированию ИК-компетентности являются:

  • Урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций.
  • Урок – лабораторная работа включает в себя следующие этапы:
  • методические указания по выполнению работы,
  • краткую теорию по изучаемому явлению,
  • тестовый контроль для допуска к работе,
  • выполнение лабораторной работы.
  • Урок-исследование предполагает работу с компьютерными моделями:
  • исследовательская работа – экскурс по устройству модели и ее функциональным возможностям;
  • выполнение компьютерных экспериментов;
  • решение экспериментальных задач;
  • творческие задания.
  • Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.
  • Интегрированный урок:
  • нестандартное применение изученного материала в различных предметных областях: математике, экономике, физике, логике;
  • решение задач исследовательского характера;
  • установление связи изучаемого программного материала со сведениями о различных профессиях, знакомство обучающихся с фактами из биографии известных ученых.

Использование средств информационных технологий позволило мне расширить стандартные методы обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.

В учебном процессе применяю экранные средства: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые схемы, иллюстрирование алгоритма работы  с офисными приложениями и т.п. Составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов, учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, способствует  прочному усвоению и систематизации знаний по предмету, формированию ИК-компетентности учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

  1. Исследовательско-поисковый метод. 

Этот метод ориентирован на активное применение средств ИКТ и Интернет-ресурсов. Особенностью этого метода в моем опыте  является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ на уроках информатики ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Интернет-ресурсы позволяют учащимся  не только осуществлять поиск информации, но и взглянуть на нее с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, применение  исследовательско-поискового метода позволяет повышать уровень самостоятельности учащихся в добывании знаний и самооценки, и усилить практическую направленность  обучения. 

  1. Методы контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

В системе контроля применяю задания на проверку понимания, умения применять знания по образцу и задания, требующие от обучающихся самостоятельной творческой деятельности. Перед началом изучения определенной темы обучающимся сообщается содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений.  Для проверки усвоения теоретического учебного материала использую различные типы заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Тесты для проверки уровня овладения теоретическим материалом систематизированы по темам, разработаны критерии оценивания (материал выставлен на сайте кафедры ЮНЕСКО по информатике Алтайского филиала АлтГПА и занял III место в конкурсе «Интернет и образование»).  

При проведении контроля использую задания, которые носят индивидуальный, разноуровневый характер, даются для выполнения на уроке и во внеурочное время, дома. Для подготовки к ЕГЭ по информатике применяю электронные версии вариантов  заданий, интерактивные тренажеры, набор тематических и итоговых тестов. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у учащихся, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности.

Средства обучения

  • Компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Интернет;
  • современные средства демонстрации: интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации;
  • источники информации (организованные информационные массивы) – электронные энциклопедии, информационные сайты и поисковые системы Интернета;
  • виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями;
  • тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр.;
  • тестовые среды, позволяющие конструировать и применять конкретные тестовые задания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером;
  • электронные учебники;
  • инструкционно-технологические карты к проведению компьютерных лабораторных и практических работ.

Использование указанных технологий, соответствующих им методов и приемов, позволяют мне реализовывать  цель и задачи своей педагогической деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализируя результативность деятельности по формированию ИК-компетентности  обучающихся на основе личностно ориентированного обучения, можно сделать следующие выводы:

  • наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и как следствие качества знаний:

Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники основной и полной школы выбирают экзамен по информатике. В 2009-2010 уч. году 12% от числа обучаемых выпускников сдавали экзамен по информатике, показав хорошие и отличные результаты. Шесть человек сдавали экзамен в форме защиты исследовательских проектов, один выпускник 11 кл. сдавал экзамен в форме ЕГЭ, набрав 56 баллов, что чуть ниже среднего по краю, но выше среднего по стране.

  • возрастает роль самостоятельных исследований и размышлений, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения:

Учащиеся стали активно заниматься исследовательской деятельностью в рамках школьного НОУ «Интеллектуал» и участвовать с исследовательскими работами в конкурсах разного уровня:

  1. Олейникова Анна (9б)) – лауреат Научно-практической конференции НОУ «Интеллектуал» Павловского школьного округа (апрель 2010);
  2. Слизунков Игорь (9г) – финалист научно-практической конференции «Будущее Алтая» для одарённой молодёжи и школьников (май 2010), награждён Дипломом II степени.
  • происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение;
  • вырабатываются коммуникативные качества, презентативные умения и навыки;
  • раскрывается творческий потенциал учащихся, о чём свидетельствуют достижения учащихся в районных и краевых конкурсах:

Сроки

Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Место

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Мы выбираем здоровье»

Малетин Юрий

11

районный

I

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Не шути с огнём»

Пчелинцев Евгений

10

районный

II

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Работа ДЮП в школе»

Стороженко Евгений

10

районный

I

2007-2008
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Безопасная дорога»

Стороженко Евгений

10

районный

I

Конкурс по информатике «Мы зажигаем звёзды»

краевой

III

2007-2008
уч. год

Конкурс по информатике «Формула успеха-2008»

Стороженко Евгений

10

краевой

II

Олимпиада по информатике, номинация «Пользователь ПК»

Ечкалов Евгений

11

районный

III

Олимпиада по информатике, номинация «Творческий проект»

Пчелинцев Евгений

10

районный

II

2008-2009
уч. год

Конкурс по информатике «Мы зажигаем звёзды»

Стороженко Евгений

11

краевой

I

Конкурс слайдовых презентаций «Безопасная дорога»

Стороженко Евгений

11

районный

I

2008-2009
уч. год

Конкурс слайдовых презентаций «Мы выбираем здоровье» в номинации «Научно-публицистический фильм»

Стороженко Евгений

11

районный

I

2008-2009
уч. год

Олимпиада по информатике, номинация «Творческий проект»

Стороженко Евгений

11

районный

I

2009-2010 уч. год

Всероссийская игра-конкурс по информатике «Кит»

6-11

Победителями и призёрами в районе стали 10 уч-ся

2009-2010 уч. год

Олимпиада по информатике, номинация «Пользователь ПК»

Кобзева Виктория

10а

районный

II

2009-2010 уч. год

Олимпиада по информатике

Команда в составе

Кобзева Виктория

Морозов Артем

10а

10б

районный

III

Работа по формированию ИК-компетентности на основе личностно ориентированного обучения позволила мне повысить уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, достичь более высокого уровня интеллектуального развития, сформированности общеучебных умений и навыков.

Библиографический список

  1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.
  2. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова  // Информатика и образование.– 2004 г. –  № 3 – с.21-26.
  3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1995. – 175 с.
  4. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Морева [и др.] / -  М.: Академия, 2002. -  66 c.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 77 с.
  6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий.- 2005. - 288с.
  7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий - 2006. - 816 с.
  8. Фалина, И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике / И.Н. Фалина // Информатика.– 2006 г. – № 7. – 32 с.
  9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. -  № 2. –  с. 58-64.
  10. Якиманская И. С. Личностно ориентированный урок / И.С. Якиманская // Директор школы - 1998. -  № 2. – с.12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода

диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...