Проведение внеклассных мероприятий и недель информатики
статья по информатике и икт на тему

Сообщение  о проделанной работе на методическом объединении учителей информатики в 2006 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовлен

 учителем информатики

Буравцовской СОШ

Теньковой С.В.


       20 век принес человечеству бурный прогресс технологий. В школьном расписании это отразилось в появлении нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники". Кабинеты, наполненные необычными приборами - компьютерами, вызывали и вызывают до сих пор жгучий интерес у учащихся. На школьных уроках информатики учащиеся получают основы компьютерной грамотности: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, возможности ОС, умение работать в текстовом и графическом редакторах, первоначальные сведения об алгоритмах и языках программирования, первоначальный опыт использования прикладных программ… Но, к сожалению, часто у ребят, начавших учить информатику на уроках,  этот интерес остывает, а то и исчезает вовсе. Все оказывается как на обычных уроках: строгая программа, определения, задачи, часто еще более непонятные, чем на математике или физике. Кроме того,  эти знания нужны в большинстве случаев только на уроке и оказываются невостребованными  в повседневной жизни, не дают каких-то видимых практических применений, поэтому они не закрепляются, теряется у учащихся интерес к получению глубоких знаний по данному предмету. Да и часов для изучения информатики в программе мало, тема быстро сменяет одна другую, дети не успевают получить достаточный опыт, который приходит только во время практической работы. Вот и возникает у некоторых учащихся  отрицательное или  безразличное отношение к предмету.

Решение проблем  сложившейся ситуации в информатике я вижу в широком использовании внеклассной работы по информатике и вовлечению в нее по возможности большего числа учащихся.

Как показывает опыт, внеклассная работа по информатике дает возможность одним учащимся  преодолевать барьер в общении с компьютером,  другим - в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания, полученные на уроке, третьим - развивать свои творческие способности,  как в рамках самого предмета "Информатика", так и в других предметных областях, используя для этого компьютер  как техническое средство. По моему мнению,  это и является основной целью работы по информатике во внеурочное время.

  Для  достижения цели  на занятиях внеклассной работы по информатике должны решаться следующие задачи.

Задачи «Недели информатики»:

  • Повышение интереса учащихся к предмету;
  • Расширение кругозора в области информатики;
  • Закрепление знаний по предмету;
  • Побуждение к систематическому приобщению и самостоятельному изучению предмета;
  • Развитие ассоциативного, образного мышления, воображения, зрительной и логической памяти, стимулирование фантазии,
  • Побуждение к совершенствованию художественно-творческих способностей;
  • Выявление характера познавательных интересов учащихся, оценивание степени творческой одарённости;
  • Развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
  • Раскрытие эстетические стороны информатики и процесса поиска истины.

Внеклассная работа по информатике не имеет такого жесткого планирования, как школьные уроки,  и основывается на других принципах.

Принципы внеклассной работы:

  • нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение;
  • нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, на  переменах в школе;
  • нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание, через результат выполненной работы;
  • учитель никого не воспитывает, а участвует в решении общих проблем, косвенно помогая и направляя работу;
  • нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной ответственности, совместной работы;
  • нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

 

  Формы работы  проектируются совместно учителем и учащимися, исходя из организации самой выполняемой работы на каждом конкретном этапе:

коллективная, групповая, индивидуальная.

А теперь, я бы хотела конкретно остановиться на  некоторых внеклассных мероприятиях, проводимых в нашей школе.

Неделя информатики.

В ней принимает участие вся школа: ученики 1-11 классов, учителя, родители.  Проведение подобного мероприятия требует огромной подготовки как со стороны учеников, так и со стороны учителя информатики. Ребята оформляют газеты, готовят рисунки для участия в конкурсе "Ох уж этот компьютер...", «Компьютер – наш друг!», готовят доклады по различным темам, репетируют инсценировки компьютерных сказок, сценок, сочиняют частушки, анекдоты… Всю эту работу направляет, координирует учитель, готовит докладчиков, консультирует старшеклассников для работы с младшими школьниками. Без кропотливой подготовительной работы нельзя надеяться на успех недели информатики.

И вот долгожданная и, чего скрывать, хлопотная неделя информатики наступает. На школьных линейках объявляется о времени проведения недели, вывешивается красочно оформленный план проведения недели, каждый класс (!) приглашается в определенное время принять участие в каком-либо мероприятии.

Недели информатики пользуются у наших школьников большой популярностью. Ребята не только с удовольствием принимают в них участие в качестве зрителей и слушателей, но многие активно участвуют в подготовке и проведении всех наших мероприятий, отдавая этому много своего времени.

В субботу на линейках подводятся итоги недели информатики, победители награждаются грамотами, небольшими подарками. Но с закрытием недели внеклассная работа не заканчивается. Работают кружки и факультативы., пишутся новые сценарии, на уроках ребята делятся друг с другом новыми сведениями, которые они почерпнули из газет,  журналов, телепередач о современных компьютерах.

Кружки

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

 Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.  Продолжительность одного занятия -  не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается   проведение  компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

В нашей школе работают 2 кружка:

  • «Мир компьютерных игр» (для учащихся начальных классов»

На занятиях  данного кружка дети знакомятся с ТБ в кабинете ОИВТ, с устройством компьютера, с видами компьютерных игр… Каждое занятие отводится какой-нибудь конкретной развивающей игре. Например: игра «Малыш-1» (собрать картинку, подобрать пару), «Художник», «Раскраски», клавиатурные тренажёры, тренажёры по работе с мышью…

  • «Конструирование мультфильмов средствами компьютерной техники» (учащиеся 7-8 классов)

Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

1

2

3

1

Введение. Знакомство с программой «Конструктор мультфильмов»

1

2

Подготовка к созданию сценария к мультфильму «Бременские музыканты»: знакомство с персонажами, их возможностями. Подробное ознакомление с возможностями текстового редактора WordPad

1

3

Создание сценария с помощью текстового редактора WordPad

1

4

Рисование в графическом редакторе Paint. Работа с цветом, настройками. Вставка объектов (Афиша)

1

5

Рисование в графическом редакторе Paint. Копирование, перемещение объектов. (Афиша)

1

6

Создание сценария рекламного ролика

1

7

Знакомство с возможностями Power Point. Работа с текстом

1

8

Работа с графическими объектами в Power Point.

1

9-10

Анимации в Power Point

2

11

Смена слайдов

1

12

Создание рекламного ролика с помощью Power Point

1

13

Создание начальных титров мультфильма

1

14

Создание декораций 1 сцены (работа с фоном и предметами)

1

15

Работа с предметами и персонажами в 1 сцене

1

16

Работа со звуком

1

17-18

Создание 2 сцены мультфильма

2

19-20

Создание 3 сцены мультфильма

2

21-22

Создание 4 сцены мультфильма

2

23-24

Корректирующая работа по созданию мультфильма

2

25

Презентация мультфильма

1

26-33

Творческая работа по созданию собственного мультфильма

8

34

Защита творческой работы. Презентация.

1

Викторины

Викторина – это совокупность не менее 10 вопросов по определённой тематике, на которые необходимо дать краткие и ёмкие ответы.

Эти вопросы могут быть  взаимосвязанными, когда один выступает продолжением другого. Количество вопросов подбирается в зависимости от специфики аудитории и поставленных целей.

Классификация викторин:

  1. по способу представления (словесные и письменные);
  2. по оформлению (текстовые, графические и текстово-графические);
  3. по применяемым средствам (с материальными объектами, с абстрактными понятиями);
  4. по предметной области (викторины по информатике, по литературе…);
  5. по специфике используемых вопросов (стандартные и занимательные);
  6. по содержанию (викторины понятий, персонажей, действий, высказываний, хронологические викторины (викторины дат)

Внеклассные мероприятия по информатике

Деятельность преподавателя информатики состоит в организации праздника, в разработке заданий и подборе программного обеспечения, в деление учащихся на группы и т.д.

  1. Звёздный час «Графический редактор Paint».
  2. Игра «Слабое звено»
  3. КВН
  4. Путешествие в компьютерную страну
  5. Путешествие в страну Информатика
  6. Счастливый случай
  7. Ток шоу «Мой компьютер»
  8. Турнир знатоков
  9. Что? Где? Когда? и т.д.

        Таким образом, подготовка и проведение внеклассных мероприятий – дело не простое. Поэтому от учителя информатики требуются знание предмета, любовь к детям и к преподаваемому им предмету. На мой взгляд, именно эти составляющие помогут учителю организовать детей на внеклассную работу и сделать эту работу качественной, плодотворной и не забываемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для недели информатики: Игра "Крестики-нолики".

Интеллектуально-познавательная игра по информатике «Крестики-нолики»» представляет собой нестандартный урок, где в игровой форме учащиеся повторяют теоретический материал по информатике. Игра содейств...

План проведения внеклассного мероприятия «Неделя немецкого языка».

Цели внеклассного мероприятия : - развивать умение иноязычного общения в различных ситуациях...

Внеклассное мероприятие к неделе математики и информатики "Своя игра"

Внеклассное мероприятие к неделе математики и информатики "Своя игра".Участвуют ученики 10-11 классов....

Внеклассное мероприятие к неделе математики и информатики "Брейн-ринг"

Внеклассное мероприятие к неделе математики и информатики "Брейн-ринг"Участвуют ученики 7-9 классов....

Отчёт о проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Недели Памяти Жертв Холокоста.

Отчёт о проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Недели Памяти Жертв Холокоста....

Проведение внеклассных мероприятий-предметная неделя

Проведение внеклассных мероприятий-предметная неделя...