Конспект урока "Хранение и обработка информации в базах данных"
план-конспект урока информатики и икт (9 класс) по теме

Заключительный урок раздела "Хранение информации" примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.

Использование ЭОР в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_shumilova_m.v..doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Хранение и обработка информации в базах данных»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Шумилова Марина Владимировна

Место работы

МОУ «Октябрьский лицей»

Калачевского района Волгоградской области

Должность

Учитель физики и информатики

Предмет

Информатика

Класс

9

Тема

и место урока в теме

«Хранение и обработка информации в базах данных»

Заключительный урок раздела «Хранение информации» примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Базовый учебник

«Информатика - базовый курс», 9 класс, Семакин И., Залогова  Л., Русаков С., Шестакова Л.

Издательство «Бином. Лаборатория знаний»

  1.  Цель  урока:  осуществить контроль, самоконтроль знаний по теме, умений хранить и обрабатывать информацию в базах данных
  2. Задачи  

Проверить знания учащихся по теме «Хранение информации»:

- назначение и роль процессов хранения, поиска, обработки информации,

- определение понятий: «базы данных», «СУБД», «первичный  ключ»,

- типы данных,

- алгоритмы создания и редактирования базы данных,

- алгоритм сортировки записей,

- алгоритмы  создания запросов на выборку, обновление, добавление, удаление).

Проверить умения хранить и обрабатывать информацию в базах данных:

- структурировать информацию,

- определять типы полей базы данных,

- задавать первичный ключ,

- создавать и редактировать базу данных,

- записывать высказывания в форме логических выражений,

- осуществлять сортировку и поиск записей в базе данных.

Продолжить развивать умения

- осуществлять  самооценку  своей учебной деятельности,

- определять эффективность своего труда,

- осуществлять самокоррекцию своей  учебной  деятельности.

Метапредметные результаты:

Уметь:

  1.  осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию  учебной деятельности.
  1.  Тип урока: контроля и коррекции знаний, умений, навыков.
  2.  Форма работы учащихся: индивидуальная.
  3.  Дидактические средства: ЦК ЭОР, собственные файлы, созданные с помощью облачных сервисов Google.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название ис пользуемых ЭОР

(с указанием  по рядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учи теля

(с указанием дей ствий с ЭОР, напри мер, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Постановка целей, задач урока.

Инструктаж по организации работы

Ресурс №1 «Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных»

1. Учитель акцентирует внимание учащихся на спроецированную на экране логическую схему понятий по теме «СУБД и базы данных», формулирует вопросы: Какие понятия из приведенных в логической схеме нами не изучены? Какие операции по работе с БД из представленных на схеме нами не освоены? Каким должен быть следующий этап работы по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»? Сформулируйте цель урока

2. Учитель проводит инструктаж по организации работы, обращая внимание на необходимость заполнения карточек самоконтроля (см.приложение к уроку). Сообщает критерии оценивания

1.Учащиеся анализируют логическую схему понятий по теме «СУБД и базы данных», отвечают на вопросы учителя.

Определяют тип урока, формулируют цель урока.

2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке. Заполняют пункты 1-3 карточек самоконтроля

3

2

Проверка знаний основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры

Ресурс №2  Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД»

1.Учитель объявляет начало этапа проверки знаний. Сообщает URL-адрес ЭОР.

Наблюдает за работой учащихся.

2. Организует осуществление самоконтроля учебной деятельности на данном этапе урока

1. Учащиеся загружают ЭОР. Проходят компьютерное тестирование.

2. Проверяют правильность выполнения заданий, анализируют полученные результаты, дают оценку своим знаниям по теме, называют трудности, с которыми столкнулись при контроле знаний, формулируют причины возникших трудностей.

Заполняют пункт 4 карточек самоконтроля

15

3

Проверка умений самостоятельно применять знания в стандартных и  измененных условиях

Ресурс №3 Практическая работа «Создание базы данных. Поиск и сортировка записей»

1.Учитель объявляет начало этапа проверки умений и навыков. Сообщает URL-адрес ЭОР.

Наблюдает за работой учащихся.

2.Организует осуществление самоконтроля учебной деятельности на данном этапе урока, предлагая сравнить результаты своей работы с образцом

1. Учащиеся загружают ЭОР. Выполняют практическую работу.

2. Проверяют правильность выполнения заданий, анализируют полученные результаты, дают оценку своим умениям и навыкам хранить и обрабатывать информацию в базах данных, называют трудности, с которыми столкнулись при контроле умений и навыков, формулируют причины возникших трудностей.

Заполняют пункт 5 карточек самоконтроля

20

4

Подведение итогов урока.

Рефлексия

1. Учитель формулирует вопросы: Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке? В чем, на ваш взгляд, их причина? Как можно преодолеть возникшие трудности? С каким настроением уходите с урока? Поясните

2. Учитель оценивает учебную деятельность учащихся, объясняет оценку, исходя из критериев оценки

Учащиеся отвечают на вопросы.

Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности, продумывают способы самокоррекции учебной деятельности.

Заполняют пункты 6, 7 карточек самоконтроля

5

5

Домашнее задание

Ресурс №4

Задание к проекту «Самые распространенные заболевания школьников»

Ресурс №5

База данных «Заболевания школьников»

Ресурс№6

Задание к проекту «Мир подростка»

Учитель сообщает домашнее задание:

Задание выполняется по желанию, выбирается любой из 2-х вариантов работы а) для отработки неусвоенных знаний, неус тойчивых навыков; б) для совершенствования умений и навыков обработки информации в базах данных

Учащиеся записывают домашнее задание

2



                Приложение к плану-конспекту урока

«Хранение и обработка информации в базах данных»

 ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.

№ п/п

Название ре сурса

Тип, вид ре сурса

Форма предъ явления ин формации (ил люстрация, презентация, видеофрагмен ты, тест, мо дель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обес печивающий доступ к ЭОР

1

Ресурс №1 «Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных»

Контрольный ресурс

Схема

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10581270-4bc2-4675-959b-4656a818e615/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&

2

Ресурс №2 Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД»

Контрольный ресурс

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3a05cff-6f53-44fc-b052-1ff2f01a3394/9_14.swf

3

Ресурс №3 Практическая работа «Создание базы данных. Поиск и сортировка записей»

Практический ресурс

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e26891-d0f9-4574-a491-10b11cd2c0d3/view/

4

Ресурс №4 Задание к домашнему проекту «Распространенные заболевания школьников»

Практический ресурс

Текст с заданиями к практической работе

https://docs.google.com/document/d/1gxvimw8JBcX72JBO2bS24eM77eSwmAcbatdzQirHeKA/edit

5

Ресурс №5 База данных «Заболевание школьников»

Практический ресурс

База данных

https://docs.google.com/leaf?id=0B5jhQvS-Wih0NTIyYTNlOTQtMTcwMC00MTQzLWE1ODgtYWE3YjZmN2YxOWYx&sort=name&layout=list&num=50

6

Ресурс №6. Задание к домашнему творческому проекту «Мир подростка»

Практический ресурс

Текст с заданиями к творческому исследовательскому проекту

https://docs.google.com/document/d/1sgxDwayhUwjkr51GX9JFluhFWozPVLVnLM2dixod2Ro/edit


Карточка самоконтроля учащегося  по теме

«Хранение и обработка информации в базах данных»

  1. Дата __________________    

  1. Фамилия, имя___________________________        3. Класс_________

Этапы, задания

Самооценка

Трудности,

причина затруднений

4. Итоговый тест

5. Контрольная практическая работа

6. Итоговая оценка:

Пользователи электронной почты, как вам известно, стремятся придерживаться правил сетевого этикета (нэтикета), а для выражения эмоций используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, “улыбочка”), некоторые из которых приведены ниже.

Смайлики

:-) улыбка

:-))) хохот

:-@ кричит

:-( грусть

:'-( плачет

;-) хитрец

>:-( злится

: 0 зевает

:'-) плачет от счастья

:-& поклялся молчать

 

7. Нарисуйте тот смайлик, который отражает ваши эмоции, впечатления от урока.

Смайлик

Твои пожелания, замечания по уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: Поиск информации в базах данных

Тест содержит вопросы по теме "Поиск информации в базах данных", составлен из заданий аналогичных заданиям ГИА. Может быть использован пр иподготовке к ГИА. Содержит задания в выбором ответа и задания...

Поиск информации в базе данных по сформулированному условию. 9 класс

Поиск информации в базе данных по сформулированному условию.  Материал используется для самостоятельной работы учащихся по теме Запросы к БД. Можно использовать при подготовке к ГИА. ...

Задачи типа ЕГЭ по теме:Поиск и сортировка информации в базах данных.

Задачи типа ЕГЭ по теме: Поиск и сортировка информации в базах данных....

Тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

Тест по теме«Хранение и обработка информации в базах данных»...

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...

Использование интерактивных методов на уроке "Хранение и обработка информации в базах данных"

Материал показывает,, как можно применить интерактивные методы обучения на уроке информатики....