Учебно-методическое пособие по изучению темы "Текстовый редактор". 6 класс.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Комарова Наталья Васильевна

В данном учебно-методическом пособии разработан полный цикл уроков по изучению темы "Текстовый редактор" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

По изучению темы:

«Компьютерный практикум. Текстовый процессор Word»

6 класс.

7 уроков.

Основная цель: Обучить основным приемам работы с текстовым реактором.

Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для рвботы с текстовым редактором. Эти навыки являются базовыми при работе с любыми видами программного обеспечения, где используется интерактивный режим.

Для некоторых индивидуальных заданий со стороны учителя требуется подготовительная работа. Она состоит в подготовке файлов, с которыми будут работать ученики. Содержание этих файлов представлено в работе.

Опыт показывает, что большинство детей плохо воспринимают объяснения, сидя за работающим компьютером. Поэтому наиболее подходящий вариант организации занятий такой, когда объяснения учителя дети слушают, сидя за партами без машин, и лишь получив задания и четко уяснив, что требуется сделать, ученики садятся за компьютеры. Далее работа учителя переходит в режим индивидуального общения с учениками, консультаций, приема заданий.

Учитель должен обращать внимание на все стороны работы, активно помогать ученикам.

Перед изучением темы:

Учащиеся должны знать:

- правила набора текста,

- некоторые приемы форматирования: размер шрифта, выравнивание;

- Основные панели инструментов текстового процессора Word.

Учащиеся должны уметь:

- создавать документы в текстовом процессоре MS Word;

- вводить текст;

- сохранять документы в текстовом процессоре MS Word;

- открывать документы, созданные ранее в текстовом процессоре MS Word;

- вносить изменения в документы, ранее созданные в текстовом процессоре MS Word;

- вставлять пропущенные буквы;

- удалять лишние буквы;

- заменять одну букву на другую;

- вводить прописные и строчные буквы;

- разрезать и склеивать строки;

- быстро перемещать курсор по документу;

- выделять двойным щелчком нужное слово;

- выделять строку текста;

- копированный выделенный фрагмент в буфер;

- удалять выделенный фрагмент в буфер;

- вставлять фрагмент из буфера в нужное место;

- заменять один фрагмент текста на другой;

- изменять размер шрифта выделенного фрагмента текста;

- изменять тип шрифта выделенного фрагмента текста;

- изменять начертание шрифта выделенного фрагмента текста;

- применять различные варианты выравнивания абзацев текста.

После изучения темы

Учащиеся должны знать:

- возможности текстового редактора;

- что такое надпись;

- что такое нумерованный список;

- что такое маркированный список;

Учащиеся должны уметь:

- использовать команду проверки правописания в текстовом процессоре Word;

- создавать надписи;

- копировать и вставлять фрагменты текста;

- создавать нумерованные списки;

- создавать маркированные списки;

- создавать таблицы;

- оформлять таблицы с помощью автоформата;

- вставлять рисунок из коллекции ClipArt в таблицу;

- придавать рисунку размеры по своему усмотрению.

Урок № 1. «Грамотный набор текста. Исправление ошибок»

Цель:

- продолжить формирование  навыка грамотного набора текста;

- научить устанавливать абзацный отступ и разбивать текст на абзацы в текстовом процессоре Word;

Задачи:

- закрепление навыка запуска текстового процессора;

- закрепление навыка устранения ошибок в наборе текста;

- закрепление навыка завершения работы с текстовым процессором Word.

Работа № 1.

  1. Откройте текстовый процессор MS Word ([Пуск-Программы-Microsoft Word]).

  1. Найдите строку заголовка, строку меню, строку состояния. С помощью меню Вид узнайте, какие панели инструментов установлены.

  1. Уберите все лишние панели, оставив только панели Стандартная и Форматирование.

Учитель спрашивает назначение уже знакомых кнопок и объясняет назначение новых кнопок, списков и полей этих панелей.

Повторить: как вставлять пропущенные буквы, удалять лишние, заменять одну букву на другую, вводить прописные и строчные буквы, разрезать и склеивать строки, быстро перемещать курсор по документы.

Задание для набора: Текст для набора предлагается достаточно большой, так как скорость набора текста у детей разная. Содержание данного текста позволяет проверить навык грамотного набора, не зависимо от количества набранного текста.

  1. Вспомните правила набора текста.

 (Изучались в 5 классе).

Вспомнить, где расположены на клавиатуре знаки препинания.

  1. Наберите текст по образцу:

Экскурсии в Петродворце.

Для желающих познакомится с достопримечательностями «столицы фонтанов» предлагаются следующие экскурсии:

«Нижний парк и Верхний сад Петродворца – выдающиеся памятники русской культуры и искусства XVIII-XIX веков». Продолжительность экскурсии – 2 часа, с осмотром Марлинского комплекса – 3 часа; «Дворец Петра I Монплезир – уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой четверти XVIII века». Продолжительность экскурсии – 45 минут; «Екатерининский корпус». Продолжительность экскурсии – 45 минут; «Павильон Эрмитаж – интереснейший памятник русского зодчества первой четвертиXVIII века». Продолжительность экскурсии – 30 минут; «Дворец Марли – памятник культуры и искусства России первой половины XVIII века». Продолжительность экскурсии – 45 минут. «Большой Петергофский дворец – выдающийся памятник русской архитектуры и искусства XVIII-XIX веков». Продолжительность экскурсии – 1 час 15 минут; «Парк Александрия». Продолжительность экскурсии – 1 час 30 минут; «Дворец Коттедж». Продолжительность экскурсии – 1 час 15 минут.

Можно раздать карточки с правилами набора:

  1. Между словами делай только один пробел.
  2. Перед точкой, перед запятой пробел не ставиться; после точки, после запятой – ставиться.

А,·а.·Б,·б.

  1. Перед двоеточием пробел не ставиться, после ставиться.

А:·а.

  1. Перед кавычкой пробел ставится, открыв кавычку – не ставиться, перед закрытием пробела кавычка не ставиться, после закрытия – ставится.

А· «А, а»· а.

  1. Клавиша {Enter} нажимается только в конце абзаца. Внутри абзаца переход на новую строчку происходит автоматически.
  2. Дефис пробелами не выделяется.

А-а. (Санкт-Петербург).

  1. Тире выделяется пробелами.

А·-·а.

  1. Перед открывающей скобкой пробел ставиться, после открытия скобки пробел не ставится, перед закрытием скобки пробел не ставится, после закрытия – ставится.

А·(а,·а)·а.

  1. Для набора римских цифр переключись на английскую раскладку клавиатуры.

Обратите внимание на то, чтобы не было слов, подчеркнутых красными и зелеными волнистыми линиями. Красная линия говорит о том, в слове, скорее всего, допущена ошибка или же его нет в компьютерном словаре. Зеленая линия говорит о том, ч то в предложении неверно расставлены знаки препинания. Попытайтесь самостоятельно устранить выявленные текстовым процессором ошибки. Можно проверить грамотность с помощью кнопки Правописание.

  1. Разбейте текст на абзацы (по образцу). Для этого с помощью клавиш управления курсором (клавиши со стрелками) или мыши перемещайте курсор в нужное место (конец абзаца) и нажимайте клавишу {Enter}.
  2. С помощью кнопки Непечатаемые символы  отобразите на экране знаки форматирования и убедитесь, что символы, отмечающие конец абзацев, стоят в нужных местах. Убедитесь, что абзацы начинаются с красной строки.
  3. Выделите текст (кроме заголовка). Установите шрифт Arial, размер шрифта 14, выравнивание по ширине. На горизонтальной линейке установите маркер отступа первой строки 1 см. Выделите заголовок. Установите шрифт Arial, размер шрифта 16, начертание полужирный, выравнивание по центру.

Полученный текст:

Экскурсии в Петродворце.

Для желающих познакомится с достопримечательностями «столицы фонтанов» предлагаются следующие экскурсии:

«Нижний парк и Верхний сад Петродворца – выдающиеся памятники русской культуры и искусства XVIII-XIX веков». Продолжительность экскурсии – 2 часа, с осмотром Марлинского комплекса – 3 часа;

«Дворец Петра I Монплезир – уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой четверти XVIII века». Продолжительность экскурсии – 45 минут;

«Екатерининский корпус». Продолжительность экскурсии – 45 минут;

«Павильон Эрмитаж – интереснейший памятник русского зодчества первой четвертиXVIII века». Продолжительность экскурсии – 30 минут;

«Дворец Марли – памятник культуры и искусства России первой половины XVIII века». Продолжительность экскурсии – 45 минут;

«Большой Петергофский дворец – выдающийся памятник русской архитектуры и искусства XVIII-XIX веков». Продолжительность экскурсии – 1 час 15 минут;

«Парк Александрия». Продолжительность экскурсии – 1 час 30 минут;

«Дворец Коттедж». Продолжительность экскурсии – 1 час 15 минут.

  1. Проверка выполненного задания. Систематизация знаний, полученных на уроке.

Урок № 2. «Редактирование и форматирование текста: копирование фрагментов, разбиение на колонки. Создание надписей.»

Цель:

-начать формировать навык разбиения на колонки;

- начать формировать навык создания надписей с помощью WordArt;

-Задачи:

- закрепление навыка запуска текстового процессора;

- закрепление навыка устранения ошибок в наборе текста;

- закрепление навыка завершения работы с текстовым процессором Word;

Работа № 2.

Задание 1. « Создание надписей.»

  1. Откройте текстовый процессор MS Word ([Пуск-Программы-Microsoft Word]).

Актуализировать знания: как открыть процессор.

  1. Найдите строку заголовка, строку меню, строку состояния. С помощью меню Вид узнайте, какие панели инструментов установлены.

  1. Установите панель Рисование. (Если не установлена)

Вспомнить, как устанавливать.

  1. На панели Рисование найдите кнопку Вставить объект WordArt и и с ее помощью вызовите коллекцию WordArt; содержащую различные варианты надписей.

  1. Щелкните мышью на понравившейся вам надписи затем по кнопке ОК.
  2. Рассмотрите раскрывшее диалоговое окно Изменение надписи WordArt. В нем можно выбирать шрифт, его размер, начертание.

  1. Нажав клавишу {Delete}, очистите рабочее поле.
  2. Введите текст надписи «Школа № 310» и щелкните на кнопку ОК.

  1. На экране появиться надпись «Школа № 310», окруженная восемью квадратиками – маркерами.
  2. Нажмите клавишу {Delete}- надпись должна исчезнуть.

  1. Создайте надпись «Школа № 310» еще раз, изменив вид надписи.
  2. Щелкните на любом месте вне надписи – маркеры должны исчезнуть.

  1. Работа с надписью:

щелкните на надписи;

подведите указатель мыши к маркерам – квадратикам и наблюдайте, как меняется форма указателя;

перетаскивая поочередно маркеры, проследите, что происходит с надписью.

Указатель мыши изменяет форму в зависимости от того на какой маркер указывает. Выяснить, что означает каждый вид.

  1. Создайте надпись «Чунга-чанга»

Задание 2. «Копирование и вставка фрагментов текста.»

  1. Откройте файл «Чунга-чанга» (Мои документы/6 класс/ Заготовки)

1 куплет:

Чунга чанга! Синий небосвод.

Лето круглый год.

Весело живем.

Песенку поем.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров.

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Наше счастье постоянно:

Жуй кокосы, ешь бананы,

Жуй кокосы, ешь бананы,

2 куплет:

Места лучше нет!

Мы не знаем бед!

Кто здесь прожил час.

Не покинет нас.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто

Наше счастье постоянно,

Жуй кокосы, ешь бананы

Жуй кокосы, ешь бананы

  1. Используя кнопки Копировать и Вставить, поместите фрагмент «Чунга-чанга» в нужные места текста так, чтобы текст песни стал полным.
  2. Поместите красочную надпись «Чунга-чанга» над текстом стихотворения.

Раздать текст пени на бумажном носителе.

1 куплет:

Чунга-Чанга! Синий небосвод.

Чунга-Чанга! Лето круглый год.

Чунга-Чанга! Весело живем.

Чунга-Чанга! Песенку поем.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров.

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Наше счастье постоянно:

Жуй кокосы, ешь бананы,

Жуй кокосы, ешь бананы,

Чунга-Чанга!

2 куплет:

Чунга-Чанга! Места лучше нет!

Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!

Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час.

Чунга-Чанга! Не покинет нас.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто

Чунга-Чанга

Наше счастье постоянно,

Жуй кокосы, ешь бананы

Жуй кокосы, ешь бананы

Чунга-Чанга!

  1. Выделите текст песни. Разбейте на колонки с помощью меню Вставка/ Колонки.

1 куплет:

Чунга-Чанга! Синий небосвод.

Чунга-Чанга! Лето круглый год.

Чунга-Чанга! Весело живем.

Чунга-Чанга! Песенку поем.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров.

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Наше счастье постоянно:

Жуй кокосы, ешь бананы,

Жуй кокосы, ешь бананы,

Чунга-Чанга!

2 куплет:

Чунга-Чанга! Места лучше нет!

Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!

Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час.

Чунга-Чанга! Не покинет нас.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто

Чунга-Чанга

Наше счастье постоянно,

Жуй кокосы, ешь бананы

Жуй кокосы, ешь бананы

Чунга-Чанга!

  1. Сохраните файл в собственной папке под именем «Чунга-чанга» и закройте программу.

Можно также использовать текст песни «Первоклашка»

Первоклашка, первоклашка,

У тебя сегодня праздник.

Будь серьёзный и весёлый -

Встреча первая со школой.

Был вчера ещё только ребёнком -

Ничего не поделаешь тут -

Называли тебя дошколёнком,

А теперь первоклашкой зовут.

А теперь первоклашкой зовут.

Первоклашка, первоклашка,

У тебя сегодня праздник.

Будь серьёзный и весёлый -

Встреча первая со школой.

Всё пока в образцовом порядке,

И вопрос ни один не возник.

Ни помарочки нету в тетрадке,

Чист, как синее небо, дневник,

Чист, как синее небо, дневник.

Первоклашка, первоклашка,

У тебя сегодня праздник.

Будь серьёзный и весёлый -

Встреча первая со школой.

Пусть на плечи ложатся заботы,

Но тебе ли от них унывать?

С понедельника и до субботы

Будешь знания ты добывать,

Будешь знания ты добывать.

Первоклашка, первоклашка

Урок № 3. «Нумерованные списки.»

Цель:

-начать формировать навык создания нумерованных списков;

-Задачи:

- закрепление навыка запуска текстового процессора;

- закрепление навыка устранения ошибок в наборе текста;

- закрепление навыка завершения работы с текстовым процессором Word;

- повторение понятий: информационные носители и информационные процессы

Работа № 2.

Задание 1. «Набор нумерованного списка»

  1. Откройте текстовый процессор MS Word ([Пуск-Программы-Microsoft Word]).

Актуализировать знания: как открыть процессор.

  1. Включите нумерацию, щелкнув по кнопке Нумерация.

Текст раздается на бумажном носителе.

  1. Наберите текст (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter})
  1. Дворец Петра I Монплезир.
  2. Дворец Марли.
  3. Большой петергофский дворец.

Дворец Коттедж.

  1. Отменить продолжение списка, два раза нажав клавишу {Enter}

  1.  Создайте красочную надпись Дворцы Петергофа.

  1. Сохраните файл в собственной папке под именем Дворцы.

Задание 2. «Формирование нумерованных списков»

  1. Откройте файл «Слова» (Мои документы/6 класс/ Слова)

Информационные процессы, хранение, дискета,  обработка, винчестер, магнитная лента, книга, носители информации, передача

  1. Из приведенных слов сформируйте два нумерованных списка: информационные процесс и носители информации.

  1. Заголовок оформите в виде красочной надписи.

Информационные процессы:

  1. Хранение.
  2. Обработка.
  3. Передача

Носители информации:

  1. Дискета.
  2. Магнитная лента.
  3. Книга.
  4. Винчестер.
  1. Сохраните файл в собственной папке под именем «Слова» и закройте программу.

Урок № 4. «Маркированные списки»

Цель:

-начать формировать навык создания маркированных списков;

- начать формировать навык изменения вида маркера;

- начать формировать навык изменения вида списка.

-Задачи:

- закрепление навыка запуска текстового процессора;

- закрепление навыка устранения ошибок в наборе текста;

- закрепление навыка завершения работы с текстовым процессором Word;

- расширение кругозора.

Работа № 2.

Задание 1. «Набор маркированного списка»

  1. Откройте текстовый процессор MS Word ([Пуск-Программы-Microsoft Word]).

Актуализировать знания: как открыть процессор.

  1. Наберите текст: Фонтаны Петродворца.
  2. Перейдите на новую строку.

Текст раздается на бумажном носителе.

  1. Щелкните по кнопке Маркеры (выберите любые) и наберите текст (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter})

Фонтаны Петергофа:

  1. Фонтан «Чаши»;
  2. Фонтан «Дубок»;
  3. Фонтан «зонтик»;
  4. Фонтан «Солнце»;
  5. Фонтан «Пирамида»;
  6. Фонтан «Нептун»;
  7. Фонтан «Дубовый».
  1. Отменить продолжение списка, два раза нажав клавишу {Enter}

  1. Отформатируйте заголовок маркированного списка, придав ему полужирное начертание и курсивное..

Фонтаны Петергофа:

  1. Фонтан «Чаши»;
  2. Фонтан «Дубок»;
  3. Фонтан «зонтик»;
  4. Фонтан «Солнце»;
  5. Фонтан «Пирамида»;
  6. Фонтан «Нептун»;
  7. Фонтан «Дубовый».
  1. Выделите весь маркированный список, измените вид маркеров.

Фонтаны Петергофа:

  1. Фонтан «Чаши»;
  2. Фонтан «Дубок»;
  3. Фонтан «зонтик»;
  4. Фонтан «Солнце»;
  5. Фонтан «Пирамида»;
  6. Фонтан «Нептун»;
  1. Фонтан «Дубовый».
  1. Сохраните файл в собственной папке под именем Фонтаны.

Задание 2. «Формирование маркированных списков»

  1. Откройте файл «Павильоны» (Мои документы/6 класс/ Слова)

Павильоны Петродворца: павильон Эрмитаж; Ольгин павильон; Царицын павильон.

Парки Петродворца: Нижний парк, Верхний сад, парк Александрия.

  1. Из приведенных слов сформируйте два маркированных списка: Павильоны Петродворца и Парки Петродворца. (Возьмите маркеры разного вида.)

Павильоны Петродворца:

  1. павильон Эрмитаж;
  2. Ольгин павильон;
  3. Царицын павильон.

Парки Петродворца:

  1. Нижний парк,
  2. Верхний сад,
  3. парк Александрия.
  1. Измените списки с маркированных на нумерованные.
  2. Примените цветовое оформление шрифта.

Павильоны Петродворца:

  1. павильон Эрмитаж;
  2. Ольгин павильон;
  3. Царицын павильон.

Парки Петродворца:

  1. Нижний парк,
  2. Верхний сад,
  3. парк Александрия
  1. Сохраните файл в собственной папке под именем «Парки и павильоны» и закройте программу.

Урок № 5. «Создание таблиц»

Цель:

-начать формировать навык изменения ориентации страницы;

- начать формировать навык создания таблицы, состоящей их требуемого числа столбцов и строк;

- начать формировать навык оформления таблицы, используя автоформат.

-Задачи:

- закрепление навыка запуска текстового процессора;

- закрепление навыка устранения ошибок в наборе текста;

- закрепление навыка завершения работы с текстовым процессором Word;

- продолжить формирование понятия сортировка;

- продолжить формирования навыка работы в приложении Калькулятор;

- расширение кругозора.

Работа № 5.

Задание 1. «Создание таблицы»

  1. Откройте текстовый процессор MS Word ([Пуск-Программы-Microsoft Word]).

Актуализировать знания: как открыть процессор.

  1. Установите ориентацию страницы Альбомная.

  1. Создать таблицу, состоящую из 6 столбцов и 4 строк.
  2. Из текста выбрать необходимые данные для таблицы.
  3. Заполните таблицу.
  4. Для заполнения столбца Сколько лет прожил, воспользуйтесь программой Калькулятор. ([Пуск-Программы-Стандартные-Калькулятор])

Текст раздается на бумажном носителе.

Первым известным математиком считается ФАЛЕС (около 640 – около 546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник античной философии..

Несколько позднее делал свои открытия ПИФАГОР (около 570 – около 490 гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель.. Сформулированная им теорема для прямоугольных треугольников до сих пор изучается в школьном курсе геометрии.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ КОЛМОГОРОВ (1903-1987) Он рано начал проявлять разнообразные интересы. Учась в московской гимназии, Колмогоров увлекался биологией, физикой, историей. В 14 лет самостоятельно по энциклопедии стал изучать высшую математику. Вся жизнь и деятельность А.Н. Колмогорова была неразрывно связана с Московским университетом.

Великие математики:

Фамилия, Имя

Год

 рождения

Год

смерти

Страна проживания

Сколько лет прожил

  1. Выделите таблицу и оформите ее, использую автоформатирование по своему усмотрению.

  1. В меню Вид с помощью команды Панели инструментов выберите панель Таблицы и границы. Найдите на этой панели кнопки Сортировка по возрастанию Сортировка по убыванию.

  1. Отсортируйте строки по возрастанию по году рождения. Для этого переместите указатель мыши в ячейку с надписью «Год рождения» и щелкните по кнопке Сортировка по возрастанию Проследите за изменениями в таблице.

  1. Выстройте строки в алфавитном порядке фамилий математиков.

  1. Сохраните файл в собственной папке под именем «Математики»

Урок № 6. «Размещение текста и графики в таблице»

Цель:

-начать формировать навык:

- перемещения фрагмента текста в заданную ячейку таблицы;

-поиска нужных рисунков;

- размещения рисунка в требуемое место;

- изменять размеры рисунка;

- перетаскивания фрагментов текста.

-Задачи:

- закрепление навыка запуска текстового процессора;

- закрепление навыка устранения ошибок в наборе текста;

- закрепление навыка завершения работы с текстовым процессором Word;

- закрепление навыка работы с таблицами.

- - расширение кругозора.

Работа № 6.

Задание 1. «Размещение текста и графики в таблице.»

  1. Откройте текстовый процессор MS Word ([Пуск-Программы-Microsoft Word]).

Актуализировать знания: как открыть процессор.

  1. Ориентация страницы Книжная.

  1. Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 8 строк.
  2. Откройте текстовый файл Загадки (Мои документы\6 класс\Загадки).
  3. Заполните таблицу, перетаскивая нужные фрагменты текста в нужные ячейки. Для этого:
  1. Выделите нужный фрагмент;
  2. Нажмите левую кнопку мыши внутри выделенной области и перетащите фрагмент в нужное место;
  3. Отпустите кнопку мыши.

Текст раздается на бумажном носителе.

Загадки:

Её мы утром гоним в стадо.
Не обижается … Так надо.
Набродится по травке вольной
И к нам домой придёт довольной.
Она для нас, как член семьи.
Мы с ней на «ты», мы с ней – свои.
Хлопочет бабушка над ней,
Чтоб та была здорова,
И поит много-много дней
Нас молоком …

Он и добрый,
Он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит
Сейчас на праздник,
Кто же это? ...

Совсем не нужен ей водитель. 
Ключом её вы заводите -
Колёсики начнут крутится.

Поставьте и она помчится

Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица –
самолет,
Он отправился в полет

Нет у Пети-петушка 
Ни хвоста, ни гребешка.
Целый день сидит, молчит,

Только по утрам кричит.

Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!

Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится -
Ничего не останется.

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.

  1. В ячейки таблицы рядом с загадкой поместите рисунок-разгадку из коллекции ClipArt.

Для этого:

Поместите указатель мыши в нужную ячейку и выполните команду [Вставка-Рисунок-Картинки];

Найдите нужную вкладку, выберите щелчком нужный рисунок и щелкните на появившемся окне Вставить клип.

Учитель напоминает, что изменять размеры рисунка лучше по диагонали, чтобы не нарушить пропорции.

  1. Щелкните левой кнопкой мыши внутри области рисунка – вокруг рисунка появиться восемь черных прямоугольников – маркеров. Перетаскивая маркеры, придайте рисунку размеры по Вашему усмотрению.

  1. Повторите эту операцию для каждой загадки

  1. Получившийся документ должен выглядеть примерно так:

Раздать учащимся пример на бумажном носителе.

  1. Сохраните файл в собственной папке под именем «Загадки»

Урок № 7. «Тайна барской усадьбы»

(Проводиться после изучения темы «Графический редактор»)

Тема: Работа в прикладных программах: текстовый редактор Microsoft Word и графический редактор Paint

6 класс

Цели урока:

  1. Проверка навыков работы с несколькими прикладными программами
  2. Проверка навыков работы в текстовом редакторе (поиск и замена) и в графическом редакторе
  3. Проверка навыков шифровки информации
  4. Развитие творческой активности

Задачи урока:

  1. Выявить и сформулировать проблемную ситуацию
  2. Вспомнить, как использовать нужные программные средства для решения задачи

Программное обеспечение:

  1. Текстовый редактор Microsoft Word
  2. Графический редактор Paint
  3. Калькулятор

Раздаточный материал: алфавит русского языка, ключ к шифровке, текст завещания.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Что такое кодирование?

Что такое шифрование:

Какие способы шифрования вы знаете?

Для чего предназначен текстовый редактор? Графический?

Повторение возможностей работы в многооконном режиме: Как свернуть окно программы? Как восстановить?

Мотивация.

Учащиеся должны представить следующую ситуацию: три школьника 6 класса одной из сельских школ Весьегонского района Тверской области нашли в дупле столетнего дуба жестяную банку, в которой на пожелтевшем от времени листе были две записи, одна из которых была понятна, и в ней говорилось о месте, где храниться сундук с состоянием барина, жившем в позапрошлом веке, другая содержала буквы русского языка и цифры, записанные вперемежку.  Ребят заинтересовало, какой смысл таят в себе непонятные записи…

Заданные условия:

Перед учащимися текст завещания с шифровкой, описывающей план местности, где зарыты семейные реликвии.

  1. Практическая работа (30 минут)
  1. Учащиеся загружают файл с текстом записки в текстовый редактор.

Завещание

Я,  Бедов Виталий Федорович, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещая всё моё состояние потомкам, которые сумеют расшифровать это завещание. Сундук с моими сбережениями зарыт на территории фамильной усадьбы.

Для того  чтобы сориентироваться вам необходимо нарисовать план. Размеры усадьбы даю в масштабе, и предметы располагаются так на момент моей жизни.

Построение плана:

  1. Н33ч28рт24 пр01м1813г18льн24к д28с01ть см н33 дв33дц22ть см
  2. Пр18в28д24 28г18 д2433г18н33л24
  3. Н33 п28р28с28ч28н2424 д2433г18н33л28й 18тм28ть б33рск1302 13с33дьб13 в в24д28 кв33др33т33, 18кр33ш28нн18г18 в ж28лтый цв28т
  4. П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 18т л28в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
  5. Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн1828 18б18зн33ч28н2428: тр2813г18льн24к з28л28н18г18 цв28т33 (б28с28дк33)
  6. П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 18т л28в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
  7. Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн18й 18б18зн33ч28н2428: 18в33л г18л13б18г18 цв28т33 (пр13д)
  8. П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 24з пр33в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
  9. Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн1828 18б18зн33ч28н2428: кр13г к18р24чн28в18г18 цв28т33 (к18л18д28ц)
  10. С1828д24н24 тр2813г18льн24к 24 кр13г пр01м18й л24н2428й
  11. 18тм28ть с28р28д24н13 03т18й л24н2424 зн33к18м «=»
  12. С1828д24н24 тр2813г18льн24к 24 18в33л пр01м18й л24н2428й
  13. 18тм28ть с28р28д24н13 03т18й л24н2424 зн33к18м «*»
  14. С1828д24н24 «=» 24 «8» пр01м18й л24н2428й
  15. 18тм28ть т18чк13 п28р28с28ч28н2401 03т18й л24н2424 24 д2433г18н33л24 фл33жк18м

Флажок показывает место, где зарыт сундук

Учитель:

Ключ к шифровке

Александрия

33л28кс33ндр2401

Какой способ шифрования был применен?

Используя раздаточный материал с алфавитом расшифруйте сообщение.

Учитель:  Каким образом в текстовом редакторе можно осуществить замену одного символа (или группы символов) на другой символ (или группу символов)? Используя возможности поиска и замены, учащиеся расшифровывают сообщение, с описанием места, где находятся реликвии, если им не удается расшифровать файл самостоятельно, то они загружают файл, в котором храниться ключ к шифровке.

(После расшифровки для удобства работы можно дать план, распечатанный на листе бумаги)

  1. Используя возможности графического редактора и руководствуясь расшифрованными записями, чертят план местности, на котором расставляют условные обозначения (условные обозначения можно придумать самим)
  2. Откройте графический редактор. Настройте нужный размер листа. (п.1)
  3. Выполнение задания по плану, заданному в завещании, используя инструменты: Линия, Прямоугольник, Заливка, Эллипс (Shift+эллипс=круг), Надпись.

Учитель:

 Как нарисовать прямую? Квадрат? Элипс? Круг?

 Как сделать надпись?

 С помощью какого инструмента можно закрасить геометрическую фигуру?

Учащиеся выполняют задание в графическом редакторе.

  1. Скопировать полученное изображение в текстовый редактор.

Учитель: Как скопировать созданное изображение в графический редактор (С помощью меню: Правка|Выделить, Правка|Копировать)

Вставить полученное изображение в текстовый редактор (Правка|Вставить).

  1. Под планом местности учащиеся записывают условные обозначения и что они обозначают, но для того, чтобы злоумышленники не смогли добраться до сундука, подписывают обозначения в зашифрованном виде (например, используя шифр замены Юлия Цезаря: каждая буква заменяется на четвертую по счету от нее в алфавите)

Дополнительное задание:

Тем учащимся, которые быстро справятся с предложенной задачей, можно дать задание вычислить, за какое время ребята смогут откопать сундук, если известно, что он зарыт на глубине 4 м, а копать они смогут со скоростью 20 см. в минуту.

4. Проверка выполнения работы, подведение итогов урока (3 минут)

Приложения.

  1. Ключ к шифровке:

Александрия

33л28кс33ндр2401

  1. Завещание

Я,  Бедов Виталий Федорович, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещая всё моё состояние потомкам, которые сумеют расшифровать это завещание. Сундук с моими сбережениями зарыт на территории фамильной усадьбы.

Для того  чтобы сориентироваться вам необходимо нарисовать план. Размеры усадьбы даю в масштабе, и предметы располагаются так на момент моей жизни.

Построение плана:

  1. Начерти прямоугольник десять см на двадцать см
  2. Проведи его диагонали
  3. На пересечении диагоналей отметь барскую усадьбу в виде квадрата, окрашенного в желтый цвет
  4. Половину диагонали, идущей от левого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
  5. На отмеченной точке поставь условное обозначение: треугольник зеленого цвета (беседка)
  6. Половину диагонали, идущей от левого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
  7. На отмеченной точке поставь условной обозначение: овал голубого цвета (пруд)
  8. Половину диагонали, идущей из правого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
  9. На отмеченной точке поставь условное обозначение: круг коричневого цвета (колодец)
  10. Соедини треугольник и круг прямой линией
  11. отметь середину этой линии знаком «=»
  12. Соедини треугольник и овал прямой линией
  13. отметь середину этой линии знаком «*»
  14. Соедини «=» и «8» прямой линией
  15. отметь точку пересечения этой линии и диагонали флажком

3. Алфавит русского языка:

А        Б        В        Г        Д        Е        Ё        Ж        З        И        Й        К        Л

М        Н        О        П        Р        С        Т        У        Ф        Х        Ц        Ч        Ш

Щ        Ъ        Ы        Ь        Э        Ю        Я

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса /Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Петродворец. Проспект. Лениздат, 1985 г.