Кружок "Компьютер для начинающих"
материал по информатике и икт по теме

Ермилова Елена Викторовна
Методические материала для программы дополнительного образования "Компьютер для начинающих"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Люди самых разных профессий применяют компьютер в своей работе. Это — исследователи в различных научных и приклад ных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Компьютер для начинающих» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Программой предусмотрено индивидуальное творчество воспитанников в наиболее интересном для них направлении.

В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень учащихся, но и стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.

       

Новизна и актуальность.

 Актуальность программы состоит в том, что она готовит школьников к программно-технической деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Данная программа актуальна для каждого, кто не имеет базовых навыков работы на ЭВМ.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Курс рассчитан на 288 учебных часов. Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. В каждой группе занимается по 10 человек (это обусловлено наличием 10 компьютерных рабочих мест в кружке).

Цель программы: способствовать формированию у школьников информационной компетентности,  алгоритмического мышления; помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. 

Задачи обучения.

Обучающие: 

  1. познакомить   с   основными   базовыми   понятиями   и   терминами
    информатики;
  2. сформировать знания об основных принципах работы компьютера;
  3. сформировать понятие о способах передачи информации, о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
  4. сформировать умение моделирования и применения его в разных предметных областях;
  5. формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Развивающие:

  1.  развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
  2.  создать условия для саморазвития и самореализации детей.
  3. дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях;
  4. подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Воспитательные:

  1. формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
  2. воспитывать волю, чувство самоконтроля;
  3. формировать доброжелательные отношения друг к другу.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Основные принципы

Программа построена на принципах:

  1. Принцип научности и доступности излагаемого материала. Учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики согласно научным данным и современным разработкам.
    Учебный материал подаётся в доступной для детей форме (использование научной терминологии и данных там, где это целесообразно, дополнительные сведения – заинтересовавшимся данной темой).
    При изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
  2. Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
  3. Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества. 
  4.    Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций. Получаемые знания, умения и навыки направлены не только на знакомство с работой на компьютере, но и на бережное отношение  к информационному пространству, ответственности за свои поступки и действия.

Основные условия реализации программы. 

Наличие:

- кабинета, отвечающего нормам техники безопасности, санитарным и гигиеническим требованиям;

- методической литературы;

- раздаточного материала;

- программного обеспечения;

- детей, желающих получать дополнительное образование по информатике.

Возраст, продолжительность обучения и особенности обучающихся.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 13 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. Работу за компьютером организована с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.

Краткое содержание курса.

Первый год обучения.

Вводное занятие.

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Второй год обучения.

Вводное занятие.

Раздел 1. Представление об алгоритме

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Организация образовательного процесса и формы обучения.

Технологии и формы обучения и воспитания:

  1. теоретические занятия;
  2. практические занятия;
  3. свободное творчество.

Формы и методы отслеживания промежуточного результата:

  1. самостоятельные работы;
  2. контрольные работы;
  3. тестирование.

При проведении занятий используются три формы работы:

  1. демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  2. фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;
  3. самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Развитие интереса достигается путем использования элементов игры, выполнением творческих работ, чередованием теоретической и практической части, использования интерактивных форм обучения т. д.

Предполагаемые результаты усвоения программы.

 Первый год обучения.

Учащиеся должны знать:

•   назначение основных устройств компьютера;

•   правила работы за компьютером;

•   назначение Рабочего стола;

•   понятие графического интерфейса;

•   назначение компьютерного меню и Главного меню;

•   роль окна при работе в системной среде Windows;

•   назначение служебных клавиш на клавиатуре;

 •   основные правила набора текста;

•   назначение основного меню;

•   основные операции редактирования;

•   назначение буфера обмена;

 •   исторические примеры приспособлений, ис пользуемых для расчетов;

•   назначение программы Калькулятор;

•   технологию работы с программой Калькулятор;

•   назначение и возможности графического редактора;

•   назначение объектов интерфейса графического редактора;

•   понятие фрагмента рисунка;

•   понятие файла;

•   точные способы построения геометрических фигур;

•   понятие пикселя;

•   понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

•   работать мышью;

•   выбирать пункты меню;

•   запускать программу и завершать работу с ней;

•   изменить размеры и расположение окна.

•   вводить и редактировать текст;

•   копировать, перемещать, удалять фрагмент текста;

•   выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;

•   располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;

•   создавать составной документ;

•   настраивать панель Инструменты;

•   создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

•   выделять и перемещать фрагмент рисунка;

•   создавать графический объект из типовых фрагментов;

•   сохранять рисунок в файле и открывать файл;

•   использовать при построении геометрических фигур кла вишу Shift;

•   редактировать графический объект по пикселям;

•   рисовать пиктограммы.

Второй год обучения.

Учащиеся должны знать:

•   понятие алгоритма;

•   понятие линейного алгоритма;

•   понятие циклического алгоритма;

•   понятие конструирования;

•   назначение среды ЛогоМиры;

•   основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры;

•   понятие команды и входных параметров.

•   назначение и возможности Поля форм;

•   технологию создания декорации микромира;

•   назначение Личной карточки Черепашки;

•   технологию организации движения Черепашки;

•   что такое программа;

•   правила оформления программы;

•   технологию создания мультипликационного сюжета;

•   назначение и виды датчиков;

•   что такое датчик случайных чисел.

Учащиеся должны уметь:

•   разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним созда вать графический объект;

•   использовать при создании графического объекта цик лический алгоритм;

•   создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);

•   разрабатывать алгоритм конструирования из меню гото вых форм;

•   конструировать разнообразные графические объекты;

•   управлять движением Черепашки;

•   рисовать простейшие фигуры;

•   переодевать Черепашку в разные формы;

•   польститься инструментами Поля форм при создании микромиров;

•   создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане;

•   моделировать прямолинейное движение с разными ско ростями;

•   моделировать движение по сложной траектории;

• моделировать движение с повторяющимися фрагмента ми (создавать анимацию);

•   разрабатывать программы;

•   использовать в программах команды организации цикла;

•   составлять программы рисования графических объектов;

•   составлять программы для мультипликационного сюжета.

Диагностика.

Контроль знаний и умений. Входной контроль проводится в форме  собеседования. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание нескольких практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.

Учёт знаний учащихся проводится как с использованием тестовых и разноуровневых заданий, так и нетрадиционных форм контроля (викторины, конкурсы, творческие работы).

 Критерии диагностики

Диагностика

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Вводная

Учащиеся имеют слабое представление об основных устройствах компьютера. Не имеют практических навыков по информационным технологиям.

Учащиеся имеют общее представление об основных устройствах компьютера. Имеют некоторые практические навыки работы на компьютере.

Учащиеся имеют общее представление о способах обработки информации. Знакомы с некоторыми видами алгоритмов. Имеют основные практические навыки работы на компьютере.

Текущая

Учащиеся слабо ориентируются в содержании изученного материала. Не применяют полученные знания на практике. Качество выполняемых                                 практических работ не соответствует требованиям.

Учащиеся разбираются в содержании изученного материала. Могут применять полученные знания на практике. Качество выполняемых практических работ соответствует требованиям.

Учащиеся свободно ориентируются в содержании изученного материала. Могут грамотно применять полученные знания на практике. Владеют специальной терминологией. Качество выполняемых практических работ соответствует требованиям.

Итоговая

Учащиеся слабо освоили содержание некоторых разделов программы. Почти не обладают умением применения полученных знаний на практике. Качество выполняемых практических работ не соответствует требованиям. Обладают некоторыми навыками работы на компьютере.

Учащиеся хорошо усвоили содержание всех разделов программы. Умеют применять полученные знания на практике.  Имеют представление о предъявляемых требованиях к творческим работам.

Учащиеся свободно ориентируются в содержании всех разделов программы. Умеют применять полученные знания на практике. Владеют специальной терминологией. Участвуют в выполнении творческих работ.

Содержание программы.

Первый год обучения.

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

Назначение основных устройств компьютера. Правила ра боты за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реаль ного рабочего стола.

Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии ра боты с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и заверше ния работы программы.

Представление об окне как объекте графического интер фейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню тек стового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование,  удаление, перемещение.

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычис лений с помощью программы Калькулятор.

Работа с несколькими окнами. Создание составного доку мента с использованием двух программ.

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основ ные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. На стройка инструментов рисования. Создание рисунков с по мощью инструментов.

Использование команды Отменить. Использование инстру мента Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и пере мещения фрагмента рисунка. Примеры создания графическо го объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.

Практи кум по созданию и редактированию графических  объектов.

Построение геометрических фигур. Использование клави ши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирова ние пиктограммы по пикселам.

Второй год обучения.
Раздел 1. Представление об алгоритме

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Пред ставление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.

Построение графических объектов с помощью метода после довательного укрупнения  копируемого фрагмента.

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструиро вания. Меню готовых форм — плоских и объемных. Кон струирование с помощью меню готовых форм.

Раздел 2. Программирование как средство развития

алгоритмического и логического мышления

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Че репашка.

Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Ри сование фигур с помощью Черепашки.

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.

Моделирование прямолинейного движения объектов с раз ными скоростями. Управление курсом движения Черепаш ки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Модели рование движения со сменой форм. Моделирование траек тории движения с повторяющимся фрагментом.

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обяза тельных частей программы: заголовка, тела программы, при знака завершения. Правила оформления программ. Состав ление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в про грамме.

Этапы создания мультипликационного сюжета.

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.

Датчики для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состоя ния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах дат чика случайных чисел.

Тематический план первого года обучения. (5 класс)

Объединение «Программирование»

Раз

дела

Заня

тия

Наименование раздела / темы

Учебные часы

Ре

зерв

Все

го

Вводное занятие

2

2

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

52

6

58

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

56

4

60

Досуговая деятельность

12

Компьютерные игры

8

Компьютерные конкурсы

4

Итого

144

Тематический план второго года обучения. (6 класс)

Объединение «Программирование»

Раз

дела

Заня

тия

Наименование раздела / темы

Учебные часы

Ре

зерв

Все

го

Вводное занятие

2

2

Раздел 1. Представление об алгоритме

54

4

58

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

64

4

68

Досуговая деятельность

12

Компьютерные игры

8

Компьютерные конкурсы

4

Итого

144

Учебно – тематический план первого года обучения. (5 класс)

Объединение «Программирование»

 

Раз

дела

Заня

тия

Наименование раздела / темы

Учебные часы

Контроль-

ные

часы

Резерв

Всего

ПЗ

ТЗ

1

Вводное занятие

2

Инструктаж по ТБ

1

1

2

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

4

6

58

Основные устройства компьютера

2

2

Работа с мышью

2

2

Окно как объект графического интерфейса

2

2

Вычисления на компьютере с помощью калькулятора

2

2

Текстовый редактор

2

2

Простейшая технология работы с текстом

6

2

Представление о составном документе

2

2

Редактирование текста

6

2

Форматирование текста

6

2

3

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

4

4

60

  1. Рисунки в жизни человека. Интерфейс графического редактора Paint

2

2

  1. Точные построения. Изменение масштаба просмотра.

2

2

  1. Творческая работа «Дорожный знак»

4

Палитра. Работа с цветом.

2

Фрагмент рисунка. Действия с фрагментом рисунка.

4

2

Творческая работа «Дизайн рисунка ткани»

4

Свободное рисование.                

4

Рисование стандартных фигур. Создание изображения.        

2

2

Творческая работа «Открытка»

4

2

Надписи.

2

2

Изменение свойств изображения.

2

2

Творческий отчет

6

4

121-132

Досуговая деятельность

12

5

133-140

Компьютерные игры

8

6

141-144

Компьютерные конкурсы

4

Итого

69

33

8

10

144

Учебно – тематический план второго года обучения. (6 класс)

Объединение «Программирование»

Раз

дела

Заня

тия

Наименование раздела / темы

Учебные часы

Контроль

ные

часы

Резерв

Всего

ПЗ

ТЗ

1

Вводное занятие

2

1-2

Инструктаж по ТБ

1

1

2

Раздел 1. Представление об алгоритме

2

4

54

Представление об алгоритме

2

4

Конструирование из мозаики

6

2

Моделирование в среде графического редактора

4

4

Алгоритмы создания графических объектов

6

2

Повторяющиеся действия

6

4

Алгоритмы в нашей жизни. Защита проектов.

8

3

Раздел 2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

2

4

64

Управление простейшим исполнителем

6

4

Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней

6

4

Создание микромира и его обитателей

6

2

Программирование движения4

4

4

Программирование анимации

6

2

Составление программ

4

6

Роль датчиков в ЛогоМирах

2

2

4

121-132

Досуговая деятельность

12

5

133-140

Компьютерные игры

8

6

141-144

Компьютерные конкурсы

4

Итого

67

41

4

8

144

Литература для обучающихся.

  1. Информатика. Начальный курс: Учебник под.ред. Н.В. Макаровой. – СПб.; Питер, 2005.
  2. Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 1.
  3. Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 2.
  4. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 1998.
  5. Макаричева О.Н., Пестерева Г.А., Ермакова В.М. Тема "Графический редактор"  Информатика и образование, №8, 1998.
  6.  Шафрин Ю.А. Информационные технологии.  – М.:ЛБЗ, 1998.

Литература для педагога.

  1. Информатика. Начальный курс: Учебник под.ред. Н.В. Макаровой. – СПб.; Питер, 2005.

  1. Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 1.

  1. Информатика. Приложение к газете «первое сентября», №13, 2006.

  1. Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 2.

  1. Ефимова О., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи: Методическое пособие. – М.: ABF, 1997.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика в школе. Информатика и образование, №5, 1998.
  3. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 1998.
  4. Макаричева О.Н., Пестерева Г.А., Ермакова В.М. Тема "Графический редактор"  Информатика и образование, №8, 1998.
  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии.  – М.:ЛБЗ, 1998.



Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы «Компьютер для начинающих»

1 год обучения

Раздел программы

Формы занятия

Приёмы и методы

Дидактический и наглядный материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов (диагностика)

Вводное занятие

Лекция

Беседа, демонстрация

Презентация

Инструкция по ТБ. Приложение 1.

Компьютер

Компьютерный тест

Обучение работе на компьютере

Лекция, практикум.

Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы

Обучающая программа. Приложение 3. Задачник-практикум, учебник. Приложение 7, 5.

Компьютер, проектор.

Самостоятельные работы, тесты.

Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Лекция, практикум,  творческие работы

Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы

Презентация. Приложение 8. Учебник. Приложение 5

Компьютер, проектор, доска.

Самостоятельные работы, творческие работы.

Досуговая деятельность

Лекция, экскурсия.

Беседа, демонстрация.

Компьютерная обучающая программа. Приложение 4.

Компьютер, проектор, доска.

Самостоятельные работы, творческие проекты

Компьютерные игры

Свободное творчество

Самостоятельная работа

Игровые программы. Приложение 15.

Компьютер.

Творческие проекты

Компьютерные конкурсы

Свободное творчество

Самостоятельная работа

Практическая работа. Приложение 9,10.

Компьютер.

Творческие проекты

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы «Компьютер для начинающих»

2 год обучения

Раздел программы

Формы занятия

Приёмы и методы

Дидактический и наглядный материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов (диагностика)

Вводное занятие

Лекция

Беседа, демонстрация

Презентация. Приложение 1.

Компьютер

Компьютерный тест

Представление об алгоритме

Лекция, практикум,  творческие работы.

Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы

Презентация. Приложение 2, 11, 12. Компьютерная обучающая программа. Приложение 3.

Компьютер, проектор

Самостоятельные работы, творческие проекты.

Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Лекция, практикум,  творческие работы.

Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы

Презентация. Приложение 2. Учебник. Приложение 5. Компьютерная обучающая программа. Приложение13.

Компьютер, проектор, доска

Самостоятельные работы, творческие проекты.

Досуговая деятельность

Лекция, экскурсия.

Беседа, демонстрация.

Презентация. Приложение 6.

Компьютерная обучающая программа. Приложение 4.

Компьютер, проектор, доска.

Творческие проекты

Компьютерные конкурсы

Свободное творчество

Самостоятельная работа

Практическая работа. Приложение 9,10.

Компьютер, проектор.

Творческие проекты

Компьютерные игры

Игровой

Игровые программы. Приложение 14.

Компьютер



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества №1

Утверждаю:

Директор ЦДТТ№1

_________________Киреева Л.Б.

_______________________2011г

Положение

о детском образовательном объединении

«Компьютер для начинающих»

Разработал:

Педагог ДО  Ермилова Е.В.

Ульяновск, 20011


Положение

об объединении обучающихся «Компьютер для начинающих»

1.        Общие положения.

1.1. Объединение обучающихся - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в областях информационно-коммуникационных технологий, основ алгоритмизации и программирования, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Объединение руководствуется в своей деятельности законодательством РФ. Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом Центра детского технического творчества №1 и данным Положением.

  1. Назначение объединения научить ребенка применять компьютер и компьютерные технологии в своих учебных целях, познакомить их с возможностями компьютера, заинтересовать информационно-коммуникационными технологиями.
  2. Цель деятельности: способствовать формированию у школьников информационной компетентности,  алгоритмического мышления; помочь детям узнать основные возможности компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни. 
  3. Задачи деятельности:

Обучающие:

  1. познакомить   с   основными   базовыми   понятиями   и   терминами
    информатики;
  2. сформировать знания об основных принципах работы компьютера;
  3. сформировать понятие о способах передачи информации, о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
  4. сформировать умение моделирования и применения его в разных предметных областях;
  5. формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Развивающие:

  1. развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
  2. создать условия для саморазвития и самореализации детей.
  3. дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях;
  4. подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Воспитательные:

  1. формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
  2. воспитывать волю, чувство самоконтроля;
  3. формировать доброжелательные отношения друг к другу.

2.        Организационные основы деятельности детского объединения.

2.1.        Правила приема в детское объединение.

Прием детей в объединение осуществляется руководителем на основании:

  1. письменного заявления родителей (законных представителей);
  2. медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка с указанием возможности заниматься по избранному профилю.

Прием заявлений родителей производится, как правило, до 15 сентября на первом году обучения и до 7 сентября на втором году обучения.. Группа формируется до 15 сентября.

2.2. Сроки и этапы обучения, 

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте от 10 до 13 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. В зависимости от начальной подготовки, по итогам среза входных данных, ребенок может быть зачислен в группу 2-ого года обучения, минуя программу 1-ого года. Уровень начальной подготовки определяется на собеседовании.

2.3. Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут)  с переменой 15 мин. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями непрерывная продолжительность компьютерных занятий не более 20 минут.

2.4. Требования к одежде воспитанников на учебных занятиях.

Ребенок должен выглядеть опрятно. Руки должны быть чистыми и сухими. Это одно из требований техники безопасности в компьютерном кабинете. Приветствуется деловой стиль, допускается спортивный стиль одежды.

2.5 Требования к индивидуальному оснащению ребенка на занятии. Обучающийся должен иметь тетрадь для записи основных понятий.

2.6. Права и обязанности  воспитанников детского объединения.

2.6. 1. Воспитанники имеют право:

  1. использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
  2. получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей;
  3. участвовать в конкурсах, проводимых МОУ ДОД ЦДТТ №1.

 2.6.2. К обязанностям воспитанников относятся:

  1. выполнение программы объединения в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
  2. соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.п.);
  3. выполнение всех правил и инструкций по ТБ и ОТ.

За активную деятельность в объединении и выполнение конкурсных работ обучающиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.

2.7. Правила для родителей воспитанников.

Родители должны:

-        предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка и допуск к занятиям;

  1. обеспечить посещение ребёнком занятий согласно расписанию;
  2. показать своему ребенку наиболее безопасный путь следования от дома до места проведения занятий, обратить его внимание на самые опасные участки этого маршрута;
  3.  проявлять интерес к учебной и творческой деятельности своего ребенка: быть в курсе его успехов.

2.8. Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности детского объединения.

2.8.1. Обучение в объединении осуществляется на бесплатной основе.

3. Организация учебно-воспитательного процесса детского объединения.

3.1. Учебная деятельность.

Содержание учебной работы 

Первый год обучения.

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

Назначение основных устройств компьютера. Правила ра боты за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реаль ного рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии ра боты с меню. Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и заверше ния работы программы. Представление об окне как объекте графического интер фейса. Технология работы с окном. Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш. Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню тек стового редактора. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование,  удаление, перемещение. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычис лений с помощью программы Калькулятор. Работа с несколькими окнами. Создание составного доку мента с использованием двух программ.

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основ ные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. На стройка инструментов рисования. Создание рисунков с по мощью инструментов. Использование команды Отменить. Использование инстру мента Ластик.Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и пере мещения фрагмента рисунка. Примеры создания графическо го объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практи кум по созданию и редактированию графических  объектов. Построение геометрических фигур. Использование клави ши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирова ние пиктограммы по пикселам.

Второй год обучения.
Раздел 1. Представление об алгоритме

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Пред ставление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма. Построение графических объектов с помощью метода после довательного укрупнения  копируемого фрагмента. Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструиро вания. Меню готовых форм — плоских и объемных. Кон струирование с помощью меню готовых форм.

Раздел 2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Че репашка. Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Ри сование фигур с помощью Черепашки. Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор. Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение. Моделирование прямолинейного движения объектов с раз ными скоростями. Управление курсом движения Черепаш ки. Моделирование движения по сложной траектории. Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Модели рование движения со сменой форм. Моделирование траек тории движения с повторяющимся фрагментом. Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обяза тельных частей программы: заголовка, тела программы, при знака завершения. Правила оформления программ. Состав ление программ рисования графических объектов. Команда организации конечного цикла. Тело цикла в про грамме. Этапы создания мультипликационного сюжета. Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д. Датчики для изменения состояния Черепашки. Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состоя ния Черепашки. Датчик случайных чисел. Использование в программах дат чика случайных чисел.

Предполагаемые результаты усвоения программы.

 Первый год обучения.

Учащиеся должны знать назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows; основные правила набора текста; назначение основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена; исторические примеры приспособлений, ис пользуемых для расчетов; назначение программы Калькулятор; технологию работы с программой Калькулятор; назначение и возможности графического редактора; понятие фрагмента рисунка; понятие файла; точные способы построения геометрических фигур; понятие пикселя; понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменить размеры и расположение окна; вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор; располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать; создавать составной документ; настраивать панель Инструменты; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов; выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл; использовать при построении геометрических фигур кла вишу Shift; редактировать графический объект по пикселям; рисовать пиктограммы.

Второй год обучения.

Учащиеся должны знать понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма; понятие конструирования; назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры; понятие команды и входных параметров; назначение и возможности Поля форм; технологию создания декорации микромира;  назначение Личной карточки Черепашки; технологию организации движения Черепашки; что такое программа; правила оформления программы; технологию создания мультипликационного сюжета; назначение и виды датчиков; что такое датчик случайных чисел.

Учащиеся должны уметь разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним созда вать графический объект; использовать при создании графического объекта цик лический алгоритм; создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм); разрабатывать алгоритм конструирования из меню гото вых форм; конструировать разнообразные графические объекты; управлять движением Черепашки; рисовать простейшие фигуры; переодевать Черепашку в разные формы; польститься инструментами Поля форм при создании микромиров; создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане; моделировать прямолинейное движение с разными ско ростями; моделировать движение по сложной траектории; моделировать движение с повторяющимися фрагмента ми (создавать анимацию); разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета.

Основные формы обучения.

Технологии и формы обучения и воспитания:

  1. теоретические занятия;
  2. практические занятия;
  3. свободное творчество.

Формы и методы отслеживания промежуточного результата:

  1. самостоятельные работы;
  2. контрольные работы;
  3. тестирование.

При проведении занятий используются три формы работы:

  1. демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  2. фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;
  3. самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Развитие интереса достигается путем использования элементов игры, выполнением творческих работ, чередованием теоретической и практической части, использования интерактивных форм обучения т. д.        

Формы и сроки итоговых занятий.

Аттестация обучающихся проводится 2 раза в год: промежуточная — в конце первого полугодия, и итоговая — в конце учебного года.

Формы промежуточной аттестации — тесты, контрольные, творческие работы по основным темам, презентации детских работ.

3.2. Воспитывающая деятельность.

Основные подходы к содержанию:

  1. формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
  2. воспитывать волю, чувство самоконтроля;
  3.  формировать доброжелательные отношения друг к другу.
  4. развивать социальные компетенции;
  5. воспитывать гражданственность;

Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий:

  1. разработка проектов и тем исследований;
  2. участие в олимпиадах, конкурсах, выставках;
  3. проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
  4. выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
  5. встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
  6. подготовка творческих работ.

4.        Материальная база объединения.

Материальная база объединения формируется из собственных средств МОУ ДОД ЦДТТ №1 и школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

QBASIC для начинающих

Учебник и задачник по программированию...

TurboPascal для начинающих

Учебник по программированию для начинающих...

Школа для начинающих портних

Направленность программы «Школа для начинающих портних» по содержанию является художественной (прикладное творчество); по функциональному предназначению - общеразвивающей; по форме организ...

Музыкально- творческие задания для начинающих.

Данная работа - плод совместного творчества с преподавателем теоретических дисциплин Кисленко И.Н.  Основана на детских стихотворениях про нотки, придуманных нами и с успехом используемых в работ...

1 Курс компьютерное моделирование для начинающих 2006

Элективный курс "Моделирование для начинающих"...

Презентация к уроку технологии: Квиллинг для начинающих

Дидактический материал к урокам технологии....

Дистанционный курс для 5-6 классов "Английский для начинающих"

Обучение иностранным языкам рассматривается, как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Основной стратегией обучения на данном этапе исторического развития страны п...