Тезисы выступления на съезде учителей информатики, март 2011 г.
статья по информатике и икт по теме

Винник Елена Борисовна

Рассмотрены некоторые аспект обучения младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_vinnik_eb_0.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование практических навыков работы на компьютере у учеников начальной школы.

Винник Е.Б. (г. Жуковский, заместитель директора по УМР, МОУ СОШ № 5 им. Ю.А. Гарнаева, veb56@mail.ru)

За последние десятилетие компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, как удобное средство для работы, учебы, общения. Компьютеры появились везде: дома и на работе, в магазине, в любом учреждении. Сложно представить себе современную жизнь без персонального компьютера. Часто родители приобретают компьютер для обучения детей (старших школьников), и когда родители не проявляют к новому приобретению особого интереса, процесс общения ребенка с компьютером выходит из-под контроля полностью. Ребята просиживают у экрана все время, пока родители на работе, «списывают» рефераты из Интернета, обмениваются дисками с друзьями.

В такой ситуации требуется помощь квалифицированного специалиста – учителя, который бы направил усилия школьника, особенно младшего возраста, для приобретения практических навыков работы на компьютере.

В учебных планах, по которым ведется преподавание в начальной школе в настоящее время, на обучение информатики отводится 1 час в неделю для обучающихся 3-х и 4-х классов. Всего 68 часов за два года обучения. Наша школа работает по образовательной системе «Школа 2100», учителя начальной школы для обучения информатики используют учебники под редакцией А.В. Горячева «Информатика». «Информатика в играх и задачах» (3, 4 классы), которые направлены на выработку алгоритмического и логического мышления младших школьников. Формирование практических навыков данный комплект учебников не предусматривает.

При переходе в среднюю школу ученикам уже нужны минимальные навыки работы на компьютере для подготовки коротких сообщений на уроках, презентаций для наглядного сопровождения небольших докладов и рефератов, обобщения материалов проектной деятельности во внеурочное время.

Стало возможным сформировать минимальные умения и навыки обучающихся начальной школы при условии выделения часов для практической работы на компьютере. При делении класса на две учебные группы учитель начальных классов работает с одной группой обучающихся и изучает теоретический материал, а вторая группа проводит занятия в компьютерном классе с учителем информатики. Таким образом, на практические занятия выделяется 34 часа за два года обучения. Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимает формирование практических умений и навыков работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования умений и навыков, их изучению отводится 15-20 минут урока. Оставшееся время используется для практических заданий, которые выполняются учеником самостоятельно под контролем учителя. Из этого времени работе на ПК отводится не более 15 минут.

Соблюдаются установленные нормы и правила организации рабочего места, регламентированное время работы обучающихся за компьютером. Оптимальным выдерживается педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий.

Курс содержит следующие модули: знакомство с компьютером, изучение программ для создания рисунков, текстов и презентаций, знакомство с программой для обработки числовой информации.

В процессе обучения ученики получают практические навыки работы с:

  1. графическим редактором PAINT (осваивают инструменты для создания рисунка и его дальнейшего редактирования);
  2. текстовым редактором WORD (умеют форматировать текст, вставлять картинку или рисунок из файла, имеют минимальные навыки работы с таблицей, диаграммой, умеют пользоваться инструментами для «красивого» оформления текста);
  3. программой для создания презентаций PowerPoint (умеют применять стандартные шаблоны оформления и разметки слайдов, анимировать слайды и объекты слайдов);
  4. электронными таблицами Excel (выполнять несложные расчеты, использовать типовые таблицы, строить простые виды диаграмм).

Обучающиеся получают навыки работы одновременно с несколькими программными приложениями. В процессе обучения используются игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности) и проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Темы проектов тесно связаны с уроками окружающего мира («Фауна бал», «Осенняя пора, очей очарованье», «В мире растений», «Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе месяцеслова»), технологии и ИЗО («Мои первые работы»), внеурочной деятельностью (проект «Я и моя семья», мини-газета «Мой класс»).

Формируя учеников в группы при выполнении проектной работы учителю необходимо учитывать стили познавательной деятельности. Стиль обучения – система предпочтений ученика и учителя в отношении специфики поступления информации и специфических интересов.

Будем группировать стили познавательной деятельности по следующим признакам:

по доминирующему полушарию:

  1. левополушарные
  2. правополушарные

по стилю мышления:

  1. аналитический
  2. синтетический
  3. конкретный

по каналам поступления информации:

  1. визуальный
  2. аудиальный
  3. кинестетический

по характеру мышления:

  1. импульсивный
  2. рефлексивный

Визуалы и кинестеты результативно работают на начальном этапе выполнения проекта, связанном с поиском информации по теме проекта. Пара аналитик – синтетик взаимно дополняют друг друга. В результате совместной работы они быстрее выдвигают и проверяют гипотезы, ищут выход из проблемной ситуации, получают новые знания. Поэтому работа при изучении и анализе нового материала не вызывает трудностей, она интересна и создает ситуацию успеха каждого школьника. Также эффективнее происходит у них сравнение полученных результатов и установление взаимосвязи между элементами.

Пара визуал – аудиал помогут друг другу при отработке теоретического материала, при построении схем и иллюстративного материала при подготовке проекта к защите.

Проведение конкретизации и обобщения результатов проведенной работы, воссоединение элементов в целостную структуру целесообразно доверить синтетикам.

Продолжение формирования практических навыков работы на компьютере продолжается и во внеурочное время. Шесть лет подряд на базе школы работает профильный (компьютерный) оздоровительный лагерь дневного пребывания, воспитанники кроме офисных приложений, необходимых для реализации различных проектов, осваивают и язык программирования, который необходим для исполнения алгоритмов.

Таким образом, введение формирования практических навыков работы на компьютере обучающихся начальной школы будет способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов, воспитанию ответственного отношения обучающихся к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретению учащимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления абсолютного победителя 5-го конкурса- фестиваля "Учитель профильной школы" в номинации "Лучший образовательный продукт", призера 3-ей научно-практической конференции ТГПИ

Секция: ФизикаТема работы: «Мобильная связь на страже детского сна»Автор работы:  Шестерякова Мария Игоревна, МАОУ Лицей № 28  г.Таганрог, 10 классРуководители: Кондратов Николай Викто...

Статьи, написанные для выступлений на Конференциях, съезде учителей биологии в МГУ

Статьи для Конференций учителей биологии в МПГУ 2010, 2011 г.г., Статья на съезд учителей биологии в МГУ 2011 г....

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

Тезисы выступления на V съезде юкагирского народа

В статье представлены тезисы выступления на 5 историческом съезде юкагиров - одного из самых малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока....