Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
занимательные факты (информатика и икт) по теме

Набиуллина Елена Викторовна

Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы и таким образом фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

   

Подготовила:

учитель информатики

МОУ СОШ №14

Набиуллина Е.В.

г. Ноябрьск, 2011 г.


Аннотация

Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы и таким образом фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.

Содержание

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  2. Здоровьесберегающая педагогика.
  3. Задачи учителя на уроке по реализации здоровьесберегающих технологий.
  4. Из опыта работы.
  5. Приложения.
  6. Библиографический список.


Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках информатики

Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесбрегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия -  образовательные технологии.

Если философия образования отвечает на вопрос «как учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.

ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее» сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы и таким образом фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.

В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии делятся на три группы:

 Первая группа включает технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. Это: традиционная технология обучения, технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики и т.д.

Вторая группа альтернативна первой, так как в технологиях этой группы сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне, реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики. Именно эти технологии обозначаются как Здоровьесберегающие.

К третье группе, самой многочисленной, относятся остальные технологии, по описанию которых невозможно судить об их взаимодействии на здоровье участников образовательного процесса.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в  общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

 Стратегия реализации ЗОТ – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

Здоровьесберегающая педагогики – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся!

Здоровьесберегающая педагогика

 

1.    Школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся.

По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся можно ранжировать следующим образом:

  1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных

технологий, а также интенсификация учебного процесса;

  1. Недостаток двигательной активности;
  2. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  3. Неправильное (нерациональное) питание учащихся;
  4. Авторитарный стиль преподавания;
  5. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  6. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

2.        Принципы здоровьесберегающей педагогики.

  1. Принцип ненанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
  3. Принцип триединого представления о здоровье.
  4. Принцип непрерывности и преемственности.
  5. Принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися.
  6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обу чающихся.
  7. Принцип комплексного, междисциплинарного подхода.
  8. Принцип медико-психологическбй компетентности педагогов.
  9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогиче ских воздействий.
  10. Принцип приоритете позитивных воздействий над негативными.
  11. Принцип приоритета активных методов обучения.
  12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
  13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
  14. Принцип отсроченного результата.
  15. Принцип контроля за результатами.

3.        Алгоритм внедрения здоровьесберегающей педагогики.

  1. Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимость ее незамедлительного разрешения.
  2. Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.
  3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).
  4. Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Задачи учителя на уроке по реализации здоровьесберегающих технологий

На уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся , но и на условиях проведения занятий.

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон, хорошо ли проветривается класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура.

Главный объект внимания учителя - его ученики. Для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье. Перед учителем стоят следующие задачи:

  1. Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
  2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. необходимо контролировать проветривание класса: частичного - на переменах, сквозного - до и после занятий.
  3. Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
  4. Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и т.д.).
  5. Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
  6. Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
  7. Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.
  8. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
  9. Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.
  10. Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.
  11. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
  12. Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения и др.
  13. Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
  14. Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приемов и методов, приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения

Из опыта работы

Педагогический опыт преподавания информатики в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику.

Можно выделить проблемы здоровьесбережения,

       увеличение физической и эмоциональной нагрузки на школьников,

       расширение содержания и теоретизация обучения,

       усложнение изучаемых средств и технологий,

        профилизацией школьного курса информатики.

Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.  

Таким образом, система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.  

С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что  разнообразит ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное  время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления школьников провожу динамические паузы, чередую виды деятельности, слежу за осанкой учеников, за выполнением ими  санитарно-гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и обучаемость в целом.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

На уроках информатики мы искали факты вредных и полезных изменений при применении компьютера.    Установили, что:                          

Полезные и вредные факты в применении компьютера.

     Вредные факты (воздействие на

                        здоровье):

- воздействие электромагнитного излучения;

- сидячее положение в течение длительного времени;

- нагрузка на зрение, утомление глаз;

- психологические проблемы.

             Полезные факты:

- получение большого объема информации;

- достоверность информации;

-скорость обработки информации;

-использование во всех сферах деятельности людей.

Проведя с ребятами исследования, сделали некоторые выводы (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Ребята обратились к специалистам (врачам) с вопросом, как влияет компьютер на здоровье человека, особенно на ребенка. И вот каков был ответ.

Влияние компьютера на здоровье человека.

         Сегодня миллионы людей проводят за компьютером по 8-10 часов в сутки. Несмотря на то, что существуют защитные экраны, а качество изображения постоянно улучшается, медики с тревогой констатируют рост профессиональных болезней среди программистов.

Работая на компьютере, мы застываем в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля. Недостаток движения плохо сказывается на здоровье в целом.
       
Работа с клавиатурой компьютера напоминает игру пианиста и требуют значительного напряжения мышц кисти и пальцев. Поэтому при длительной монотонной работе на клавиатуре снижается чувствительность периферических нервных окончаний на пальцах рук. К тому же вестибулярный аппарат неадекватно реагирует на изменения положения головы и туловища: человеку трудно сохранять равновесие, появляются неприятные ощущения и шум в ушах. Постепенно такие реакции становятся все более выраженными и появляются все чаще. Затем приходит вялость, начинаются судороги кистей рук, теряется тонкая координация движений пальцев. Таким образом, мышечные расстройства являются не причиной, а следствием нарушения нервной регуляции.
                                                   

Электричество

  Основной источник высокочастотного электромагнитного поля - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В мониторах такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора. Поэтому ставить монитор нужно задней стенкой к стене.
Довольно вредное излучение действует на расстоянии полуметра от экрана, отрицательно влияя на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения, но опасность все равно существует.
У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Среди них - маленький угол обзора для качественного изображения, отклоняясь от него, человек видит нечеткую картинку. Это вредит зрению.
                                         

Психологические проблемы

Если речь идет о детях, то необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на возраст, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине.
Даже самые лучшие компьютерные игры и программы делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным.
 Компьютер не может являться для ребенка средством получения новой информации. Он должен способствовать закреплению и запоминанию ее.

Угол зрения

         Человеческий глаз приспособлен к тому, чтобы постоянно менять фокусировку, разглядывая мир вокруг себя. А при работе за компьютером, когда глаза постоянно смотрят в одном направлении, мышцы, управляющие глазными яблоками, ослабевают.
        Работая за монитором, человек гораздо реже моргает. Это приводит к пересушиванию коньюктивы глаза. Появляется резь и ощущение «песка в глазах».

Заключение

Таким образом, объемы информации, которой пользуется население Земли, постоянно возрастают. Обработать, сохранить ее и передать в неискаженном виде человеку помогает компьютер и Интернет (единое информационное пространство).

Закончить свое выступление хочу словами братьев Стругацких:

«Вы спросите меня: чем велик человек?

- Что создал вторую природу?

- Что привел в движение силы, почти космические?

- Что в ничтожные сроки завладел планетой

- И прорубил окно во Вселенную?

Нет! Человек велик тем, что, несмотря на все это,

уцелел и намерен уцелеть и далее».

Аркадий и Борис Стругацкие

        Для учащихся разработана памятка

Чтобы быть здоровым, соблюдай следующие правила:

  1. Оптимальный размер экрана для школьника 17-дюймовый.
  2. При работе с компьютером соблюдай правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.
  3. Освещение - естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.
  4. Ограничение времени работы на компьютере - важный фактор сохранения здоровья. Школьникам разрешается проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса.

Кроме этого, глазам (да и всему организму) необходима дополнительная поддержка изнутри. Витаминно-минеральные комплексы направленного действия – это насущная потребность для каждого, кто хочет сохранить здоровье.

Приложение 1

Сколько времени проводит ученик за компьютером

Среди учащихся 5 - 9 классов нашей школы было проведено анкетирование, где приняли участие 98 человек. В результате чего были получены следующие данные:

Вывод: на графике можно увидеть, что дети за компьютером проводят на много больше времени, чем положено. Показатели 2 часа, и более 2 часов – превышают почти в 3 раза.

Приложение 2

С какой целью используют учащиеся компьютер

Выводы: наиболее всего, 44% учащихся используют компьютер для игр; 28 % - развивающие программы; по 18% - как учебный тренажер и интернет; 8% - другое (просмотр фильмов, прослушивание музыки).

Приложение 3

Данные медицинского осмотра

Обратившись к школьной медсестре, которая дала  данные медицинского осмотра 7-а класса за последние  три года.

         Данные осмотра можно отобразить в графике, где видно, что в сравнении с 2010 годом зрение детей снизилось на 23%. Если в 2008 году и 2009 году 100% зрение имели 15 детей, то 2010 году только 10 детей, возможно, что это напрямую связано с компьютером.

Библиографический список

  1. Аносов М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения. // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003
  2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2003.  

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики Подготовила: учитель информатики МОУ СОШ №14 Набиуллина Е.В.

Слайд 2

1 . Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании 2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям санПинов : чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий 3. Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом 4 . Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне 5. Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма , правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся 6. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия Задачи учителя на уроке по реализации здоровьесберегающих технологий

Слайд 3

Полезные и вредные факты в применении компьютера Вредные факты (воздействие на здоровье): - воздействие электромагнитного излучения; - сидячее положение в течение длительного времени; - нагрузка на зрение, утомление глаз; - психологические проблемы. Полезные факты: - получение большого объема информации; - достоверность информации; -скорость обработки информации; -использование во всех сферах деятельности людей.

Слайд 4

Сколько времени проводит ученик за компьютером

Слайд 5

С какой целью используют учащиеся компьютер

Слайд 6

Данные медицинского осмотра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Рассмотрены классификация ЗСТ, реализация на уроках информатики.Рассмотрены основные вредные факторы и профилактика при работе за компьютеромПредложены физкультминутки для снятия напряжения разл...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ

Материал содержит текст выступления на ресурсном центре по теме "Здоровьесбережение на уроках информатики" и презентацию, илюстрирующую данное выступление...

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики как условие сохранения здоровья учащихся"

Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение пр...

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...

Методические рекомендации по информатике на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.(Г. Гейне)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у...