Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Баскакова Наталья Васильевна

Урок по предметной области “Информатика” для 9-10 класса

Данный материал  представляет разработку урокапо теме “Реализация циклического алгоритма в среде TurboPascal. Оператор цикла с параметром”.  Кроме технологии программирования циклического алгоритма, используются технологии программирования графических изображений 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель информатики Баскакова Н.В. Санкт-Петербург, лицей №244


План урока

Тема урока: ”Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром”

Ход урока

1.Орг. момент. Ребята, здравствуйте, садитесь. Откройте тетради по информатике, поставьте на полях сегодняшнее число. Запишите тему урока   ”Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром” (тема написана на 1 слайде презентации). (2 минуты).

2. Цель нашего сегодняшнего урока   Повторение материала 9 класса по теме “Базовая алгоритмическая структура ЦИКЛ” и рассмотрение особенностей использования оператора цикла с параметром. На основе рассмотренного теоретического материала вы должны будете выполнить практическое задание по написанию программы и пройти тестирование.(1 минута).

3. Актуализация темы. Об особенностях линейных и разветвляющихся алгоритмов мы с вами в 10 классе уже говорили. Сейчас вам предстоит вспомнить, в чём состоит основная особенность циклического алгоритма. Ответ: наличие повторяющихся действий. Да, действительно, даже слово “цикл” происходит от греческого слова kyklos - круг (синонимы - период, итерация, повторение, круговорот) и подразумевает повторение некоторых действий (2 слайд презентации). Кто помнит, как называются эти повторяющиеся действия? Ответ: тело цикла.(2 мин.)

А кто помнит, сколько существует основных типов циклических алгоритмов? Ответ: 3 типа: цикл с известным числом шагов (цикл For, или цикл Для, или цикл с параметром, или цикл со счетчиком) и 2 цикла с условием – цикл While (или цикл Пока, или цикл с предусловием) и цикл Repeat (или цикл До тех пор, Пока Не, или цикл с постусловием). (2 слайд презентации) О циклах с условием мы будем говорить позже, а предмет нашего сегодняшнего обсуждения – Цикл с параметром. (2 мин.).

4. Изучение основного материала урока. (3 слайд презентации). Рассмотрим задачу – построение 5-ти концентрических окружностей (условно назовём изображение – мишень). Особенность: одинаковые действия – построение окружности, выполняются 5 раз.

Можно ли построить это изображение, не используя цикл? Ответ: Да, можно написать 5 операторов Circle. Чем будут отличаться окружности? Ответ: величиной радиуса. Если начать построение с наименьшей, то радиус каждый раз надо увеличивать на одинаковую величину. В чем недостаток такой программы? Ответ: избыточность, нерациональность.

Перед вами – блок-схема цикла с параметром. (Параметр – переменная (чаще всего типа integer), определяющая число повторений тела цикла). Синоним – “Счётчик”. Параметр цикла характеризуется начальным и конечным значением. Рассмотрим блок-схему. В тетради сейчас ничего не чертим, у вас на парте лежит листок с раздаточным материалом по терии. (3 слайд презентации).

Такая схема подробно отражает все действия компьютера, обеспечивающие правильное изменение параметра. Когда эти подробности не являются необходимыми, можно использовать специальный блок – “модификатор цикла”.(4 слайд презентации). (3 мин).

Теперь рассмотрим  фрагмент программы, реализующей рисование изображения ”мишень”. Здесь только часть раздела операторов, относящаяся к циклическому алгоритму(4 слайд презентации). Как видно из блок-схемы и программы, параметр цикла обозначен буквой I, его начальное значение 1, конечное – 5. В теле цикла 2 действия – рисование окружности и увеличение значения радиуса для подготовки к построению следующей окружности.

Слайды 5-6 – формат оператора цикла с параметром и его особенности.

5. Работа в группах по разбору задач. Переверните свой листок с заданием, обсудите задачу с товарищами по группе и ответьте на вопросы. Вам даётся на обсуждение 1-2 минуты.  По окончании обсуждения один из участников группы отвечает на вопросы.

6. Коллективный разбор задач (слайды 7-10 презентации). Заслушиваются ответы групп.

7. Выполнение практической работы по написанию программы.

8. По окончанию практической работы каждый ученик проходит тестирование (файл находится в общей папке).

9. Домашнее задание: Вклеить в тетрадь раздаточный материал и записать особенности Цикла с параметром.

10. Подведение итогов работы. Чему мы научились на уроке? Понравилась ли вам работа с циклическим алгоритмом в графическом режиме? Заключительное слово учителя – анализ результатов выполнения задания и теста. (Цель урока выполнена). Заряд на успешность –каждый из Вас приобрёл полезные навыки, которые он сможет использовать в школьной программе по разным предметам.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

480

640480640

00

Вариант 2

R=50

X=50

Y=50

  1. Какие действия включает в себя тело цикла при построении данного изображения?
  2. Как изменяются координаты центра окружностей?
  3. Чему равно начальное и конечное значение параметра цикла?

480

640480640

00

Вариант 2

R=50

X=50

Y=50

  1. Какие действия включает в себя тело цикла при построении данного изображения?
  2. Как изменяются координаты центра окружностей?
  3. Чему равно начальное и конечное значение параметра цикла?



Предварительный просмотр:

480

640480640

00

Вариант 3

R=50

X=50

Y=50

480

640480640

00

Вариант 2

R=50

X=50

Y=50

  1. Какие действия включает в себя тело цикла при построении данного изображения?
  2. Как изменяются координаты центра окружностей?
  3. Чему равно начальное и конечное значение параметра цикла?

Вариант 4

00

640480640

R=200

X=320

Y=240

C=1

480

  1. Какие действия включает в себя тело цикла при построении данного изображения?
  2. Какие параметры окружностей изменяются? Как организовать такое изменение?
  3. Чему равно начальное и конечное значение параметра цикла?



Предварительный просмотр:

ЦИКЛ – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий, которая называется телом цикла.

Формат оператора цикла с параметром

Параметр цикла – переменная, определяющая число повторений.

Увеличение параметра на 1:

for <параметр> := <начальное значение> to

     <конечное значение> do begin

   {ТЕЛО ЦИКЛА}      

Подробный вариант

блок-схемы алгоритма

 “цикл с параметром”

 end;да

i <= n

i := 1;

i := i + 1;

Тело цикла

нет

Уменьшение параметра на 1:

for <параметр> := <начальное значение>      
downto     <конечное значение> do begin

   {ТЕЛО ЦИКЛА}     

Блок-схема

с использованием блока “модификатор цикла”

 end;

да

Тело цикла

нет

i := 1, n

ЦИКЛ – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий, которая называется телом цикла.

Формат оператора цикла с параметром

Параметр цикла – переменная, определяющая число повторений.

Увеличение параметра на 1:

for <параметр> := <начальное значение> to

     <конечное значение> do begin

   {ТЕЛО ЦИКЛА}      

Подробный вариант

блок-схемы алгоритма

 “цикл с параметром”

 end;да

i <= n

i := 1;

i := i + 1;

Тело цикла

нет

Уменьшение параметра на 1:

for <параметр> := <начальное значение>      
downto     <конечное значение> do begin

   {ТЕЛО ЦИКЛА}     

Блок-схема

с использованием блока “модификатор цикла”

 end;

да

Тело цикла

нет

i := 1, n


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с файлами в среде Turbo Pascal 7.0

В системе Turbo Pascal  7.0  связь с внешними источниками , приемниками  и носителями информации  осуществляется только с помощью файлов....

Первые уроки программирования по теме «Целые числа» в основной школе (Среда Turbo Pascal)

Перед  каждым учителем информатики стоит задача: «чему учить в информатике и как учить». В настоящее время появилось большое кол...

Построение модульной программы в среде Turbo Pascal 7.0

Использование модулей  позволяет организовать коллективную разработку программ....

Тест по программированию в среде Turbo Pascal. 9 класс

Тестироваиние по теме "Тест по  программированию в среде Turbo Pascal" 9 класс...

Тема: «Циклические алгоритмы. Решение задач с использованием оператора FOR»

Цели и задачи урокаОбразовательные:·         Закрепить знания учащихся по составлению алгоритмов с циклами и написанию программ с оператором FOR;·...

"Оператор цикла с параметром в Pascal"

Данная презентация предназначена для изучения оператора цикла с параметром в среде программирования Pascal....

Практическая работа программирование в среде TURBO PASCAL. Управление экраном.

Практическая работа апрграммирование в среде TURBO PASCAL. Управление экраном.  9 класс.Работе состоит из двух частей - теоретической и практичекой.  В теоретической части представлены некот...