«Детский япончик» как средство обучения растровому кодированию.
статья по информатике и икт (5 класс) по теме

Зорина Елена Михайловна

Увлекательный игровой метод, используемый в «детском япончике» (упрощенном варианте японского сканворда), позволяет учащимся 5-6 классов разобраться в теме «Растровое кодирование», овладеть мышью и научиться создавать таблицы в редакторе Word.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc316 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc244 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc194.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc200.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie4.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский япончик» как средство обучения растровому кодированию.

        Главной задачей обучения является активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроках  информатики через индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

Известно,  что  игра - эффективное    средство    воспитания познавательных  интересов  учащихся, активизации их умственных способностей, обобщения и закрепления изученного материала. Мы хотим обратить внимание именно на дидактическую игру, которая не имеет никакого отношения к компьютерным развлекательным играм, уводящим учащихся в виртуальный мир и разрушающим детскую психику.

Давно доказано превосходство игр и игровых моментов  над другими средствами обучения, т.к. они способствуют лучшему усвоению материала, обеспечивают не только индивидуальную, но  парную и коллективную формы работы, что позволяет каждому ученику максимально эффективно использовать учебное время. Кроме того,  игра снимает психологический стресс, который вызывают стандартные формы контроля (такие, как экзамен или контрольная работа) и способствует не только оптимальности, но и качеству контроля  знаний учащихся. Игра также повышает мотивацию  и развивает интерес к предмету.

Если игры на уроках предметов гуманитарного и естественно-научного циклов рассмотрены достаточно подробно и довольно широко применяются, то  учебные игры на уроках информатики – это еще terra incognita и для учителей, и для учеников.

Для того чтобы сформировать у младших школьников навыки владения мышью и развить умение создавать таблицы в редакторе Word, я использую игру «Детский япончик», которая представляет собой цветное растровое закодированное изображение.

Всем известен японский сканворд, в котором с помощью цифр зашифровано изображение. «Детский япончик» отличается не только тем, что в нем обычно кодируется цветная картинка, но и тем, что закрашиваются все ячейки таблицы и только по горизонтали.

В 6 классе в учебнике информатики Л.Л. Босовой [1] рассматривается тема «Изображения в памяти компьютера», где рассказано, что картинка на экране монитора состоит из отдельных пикселей (окрашенных квадратиков) – растровое кодирование.

Так как ученики уже знакомы с двоичным кодированием, им предлагается закодировать черно-белую картинку с помощью 0 (белый цвет) и 1(черный цвет). Например, так:

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

После этого можно предложить ученикам посчитать количество нулей и единиц в каждой строке так, чтоб рисунок принял следующий вид:

11

3

2

1

6

1

5

2

1

2

4

2

6

2

8

6

2

2

1

2

1

2

6

2

8

6

2

15

1

1

6

1

7

1

3

2

3

2

3

2

1

8

2

3

2

1

7

3

2

3

1

7

3

2

3

1

 Для раскрашивания данного «детского япончика» необходимо закрасить все клетки в каждой строке слева направо, при этом цифра, указанная на цветной ячейке, соответствует количеству ячеек, которые необходимо окрасить в данный цвет.

Например, так: (См. Приложение1)

Для того чтобы научиться самостоятельно кодировать любые цветные изображения, не прибегая сначала к двоичному кодированию, необходимо выполнить инструкцию:

1. Создать в редакторе Word таблицу, в которой количество столбцов в два раза больше, чем число столбцов в рисунке, а количество строк равно количеству строк в рисунке.

2. С помощью инструмента «Цвет заливки» необходимо раскрасить рисунок в правой половине таблицы.

3. Теперь будем считать цветные ячейки справа налево, записывая их  в левую часть таблицы. Например, три самые правые голубые ячейки мы запишем в ближайшую пустую клетку таблицы, а последующие будем записывать левее. Не следует забывать, что сумма цифр в цветных ячейках должна быть равна ширине рисунка (в клетках).

3

2

2

2

3

1

10

1

4

1

7

4

1

7

4

1

7

1

3

3

4

1

2

8

2

3

6

3

4

4

4

5

2

5

4. Теперь необходимо выделить и удалить пустые столбцы в левой части таблицы (Таблица -> Удалить -> Столбцы ).

3

2

2

2

3

1

10

1

4

1

7

4

1

7

4

1

7

1

3

3

4

1

2

8

2

3

6

3

4

4

4

5

2

5

5. А теперь надо выделить сам рисунок (правую часть таблицы) и с помощью инструмента «Цвет заливки» отменить всю заливку.

3

2

2

2

3

1

10

1

4

1

7

4

1

7

4

1

7

1

3

3

4

1

2

8

2

3

6

3

4

4

4

5

2

5

6. Далее детский япончик можно сохранить и разгадывать, заливая ячейки с помощью все того же инструмента «Цвет заливки». Разгадывать необходимо слева направо.

Учащимся пятого класса интересен процесс закрашивания, так как они только-только учатся работать в редакторе Word, а шестиклассникам интересен уже процесс кодирования изображения.

Как найти интересный рисунок? Существует несколько способов. Во-первых, есть специальные журналы японских сканвордов, в которых публикуют и «детские япончики».  Во-вторых, можно использовать картины для вышивки. Только в этом случае следует учесть, что нельзя закрасить половинку квадрата, как бывает нарисовано для вышивки. И, в-третьих, можно расчертить любую картинку так, чтоб она стала состоять из квадратов. В-четвертых, можно нарисовать рисунок в любом растровом редакторе (например, Paint), а потом его очень сильно увеличить, чтоб стали видны цветные квадраты.

Любая необычная форма изучения предмета всегда привлекает детей, повышает их мотивацию, а «детский япончик» как вариант игрового метода особенно актуален для современных учеников, которые страдают от неусидчивости и хотят быстро получить результат.  Кроме того, эта тема позволяет проводить интегрированные уроки (например, информатика + ИЗО), что тоже отвечает современным требованиям к организации учебного процесса.  Так же возможно проведение тематического конкурса подобных работ во время недели информатики с последующей выставкой. Такой рисунок может стать украшением портфолио учащегося, придаст ему уверенности в своих творческих способностях.

Список использованной литературы:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.



Предварительный просмотр:

33

6

5

2

2

2

1

2

1

1

4

7

8

1

3

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

7

8

1

3

4

1

4

1

4

7

8

1

3

1

2

1

1

1

2

1

3

2

7

8

1

3

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

7

33

33

1

3

1

3

1

3

1

5

1

5

1

3

1

3

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

3

1

5

1

3

1

3

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

1

1

3

1

5

1

3

3

1

3

1

1

1

3

1

3

1

1

1

3

1

5

1

3

1

3

1

3

1

1

3

1

3

3

3

1

5

1

3

3

1

1

3

33

33

6

5

2

2

2

1

2

1

1

4

7

8

1

3

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

7

8

1

3

4

1

4

1

4

7

8

1

3

1

2

1

1

1

2

1

3

2

7

8

1

3

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

7

33

33

1

3

1

3

1

3

1

5

1

5

1

3

1

3

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

3

1

5

1

3

1

3

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

1

1

3

1

5

1

3

3

1

3

1

1

1

3

1

3

1

1

1

3

1

5

1

3

1

3

1

3

1

1

3

1

3

3

3

1

5

1

3

3

1

1

3

33



Предварительный просмотр:

11

4

8

9

3

4

7

8

1

2

6

6

6

1

2

1

8

5

5

5

8

5

4

1

2

3

1

2

2

2

1

1

4

3

6

2

1

1

2

1

1

1

1

4

3

3

2

2

7

2

4

4

2

2

2

1

2

1

3

1

5

5

5

2

4

1

1

5

7

7

1

3

5

8

3

2

2

1

2

5

7

2

3

4

1

1

1

4

6

1

4

6

2

1

3

4

3

5

1

5

4

1

3

5

4

3

3

5

1

7

5

2

1

2

5

7

1

1

4

2

1

2

2

3

7

1

1

4

2

1

2

1

1

1

2

4

2

3

1

3

2

1

2

1

1

2

1

3

3

1

2

2

3

1

2

2

2

2

2

2

3

1

3

3

2

1

2

1

2

1

3

2

1

2

4

2

2

1

2

1

2

1

2

3

2

5

2

2

1

2

2

1

1

2

2

3

5

2

2

1

3

3

6

1

6

1

2

1

3

3

6

6

2

2

2

3

2

6

4

4

3

1

3

2

5

5

2

1

1

3

1

4

1

5

5

1

3

1

2

1

4

1

4

10

1

2

1

4

1

3

2

9

1

3

1

4

3

3

8

1

3

1

3

1

3

3

8

1

3

1

3

1

3

5

6

1

3

1

2

2

3

7

4

1

3

1

1

3

4

9

1

1

3

5

4

19

6

16

1



Предварительный просмотр:

15

10

2

11

12

4

7

14

7

1

17

6

3

16

7

1

17

7

1

17

6

2

17

5

3

1

16

4

1

4

2

14

3

2

4

3

13

2

3

4

3

2

11

2

3

3

1

1

1

1

2

11

2

4

2

1

3

2

11

2

11

12

2

11

12

1

11

13

1

10

14

11

2

11

12

3

10

12

3

10

12

3

10

12

2

11

1

11

13

2

9

2

7

5

4

5

2

11

3

10

13

2

15

2

2

5

1

15

2

1

2

4

1

16

2

1

1

5

17

3

5

14

1

1

4

1

4

14

1

5

1

4

15

4

3

3

10

2

2

1

2

1

5

2

10

1

2

1

5

5

1

10

3

2

5

4

1

15

5

5

15

5

5

16

4

5

17

1

1

2

1

3

17

1

7



Предварительный просмотр:

17

4

2

2

11

3

1

5

5

9

7

2

6

1

7

17

1

6

4

2

1

9

3

5

5

1

1

5

8

5

12

8

6

11

8

7

1

2

6

9

8

7

10

8

1

4

1

1

10

7

1

1

4

1

2

9

6

2

2

1

2

3

9

6

2

4

4

3

6

6

2

4

4

1

8

6

3

2

6

2

6

5

3

4

6

7

4

3

5

5

2

6

3

3

6

5

3

5

2

4

7

4

3

5

2

3

8

4

4

4

3

2

8

3

1

5

3

3

2

8

2

3

4

3

2

3

9

1

3

5

2

3

1

10

2

2

6

1

4

10

10

1

4

10

10

1

4

10

11

4

10

11

4

1

8

12

3

2

4

16

2

21

2

3

4

1

14

3

4

5

3

4

4

5

3

6

3

4

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по информатике «Растровое кодирование графической информации»

Урок для учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику Л.Л.Босовой Цели  урока:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информа...

Растровое кодирование графической информации

Методическая разработка урока "Растровое кодирование графической информации""...

Разработка урока для 6 класса "Растровое кодирование графической информации"

Урок по информатике для 6 класса по теме "Растровое кодирование графической информации" разработан по УМК Босовой Л.Л. Архив содержит подробный конспект урока, презентацию и файл для практической рабо...

Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»

Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...

Презентация на тему "Растровое кодирование графической информации"

Презентация к интерактивной доске Sitronic к открытому уроку в 6 классе на тему "Растровое кодирование графической информации"...

Растровое кодирование графической информации

Тема урока. Растровое кодирование графической информации. (6 класс).Цель:Обучающая:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как с...

Конспект урока Растровое кодирование графической информации

Класс: 6б классЦель: познакомить учащихся с принципами кодирования черно-белых растровых изображений.Задачи: 1.   Научить выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обра...