Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_8-9_2012.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                          СОГЛАСОВАНО                   РАССМОТРЕНО

Директор МОУ Селятинской                   Зам.директора по УВР        на заседании М\О

средней общеобразовательной                                                                  протокол № _____

школы  № 2                    

_____________Савостикова О.С.        ____________________                   

   

«____»_________20___г.                        «____»_________20___г.        «____»_________20___г.          

                                         

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

8-9 класс

Учитель: Высоцкая О.Е.

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования

       Примерная (базисная) учебная программа по информатике разработана с учётом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе. На протяжении более 20 лет преподавание информатики ориентировалось на достижение значимых образовательных результатов, без которых уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

       Необходимость изменения концепции обучения информатике во многом обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, развитием самой информатики как отрасли знания, с третьей стороны, - развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их широким использованием в образовательном процессе.

       Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Сегодня эти требования особенно актуальны, поскольку человеческая деятельность в технологическом плане в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям (а ещё более - их конкретным техническим воплощениям) быстро приходят новые, которые специалисту нужно осваивать заново. В этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом следует отметить, что курс информатики основной школы является важнейшим концентром непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах (с учётом профиля).

       С точки зрения современных представлений информатика - это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах, а также о методах и средствах их автоматизации. По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчётливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы - фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

       Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования ИКТ - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления объектами и процессами и пр.

       Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя - энергия - информация.

       В данной программе по сравнению с Примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и ре-комендованной Министерством образования и науки РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того,       более чётко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

       Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определёнными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

       В настоящей Примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Однако ясно, что процесс реализации нового ФГОС не одномоментен. Поэтому целесообразно использование и нормативное закрепление учебного планирования, ориентированного на различный уровень информатизации конкретного образовательного учреждения.

Общая характеристика образовательной области

       Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

       Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, представлена в двух аспектах.

       Первый аспект - системно - информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.

       Второй аспект данной общеобразовательной области - методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологии. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.

Цели изучения образовательной области

       Основная цель базового изучения основ информатики - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:

• формирование основ научного мировоззрения. Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

• развитие мышления школьников.

• подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

       Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  1. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  3. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  4. владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

       Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows

       Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

       Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

       Тематическое планирование курса рассчитано на преподавание информатики и информационных технологий для обучающихся 8-9 классах на 103 учебных часа (1 час в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе). Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и информационные коммуникационные технологии», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана.

       Программой предполагается проведение на каждом уроке непродолжительных обучающихся практических работ (10—20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Основные содержательные линии базового курса информатики

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

  1. вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
  2. вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
  3. способы представления информации (условно «линия представления информации»),
  4. методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
  5. вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
  6. возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
  7. вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
  8. этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).

Линия информационных процессов

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  1. получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
  2. получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
  3. познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  2. иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
  3. иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

Линия представления информации

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  1. понять функции языка как способа представления информации;
  2. познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
  3. получить представление о типах величин;
  4. познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
  2. знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

 

Алгоритмическая линия

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

  1. уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
  2. освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
  3. получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
  4. получить представление об одном из языков программирования (Turbo Pascal), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
  2. понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
  3. знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  4. определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
  5. записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.

Линия исполнителя (компьютера)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  1. получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
  2. понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
  3. узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
  4. узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
  5. познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
  2. знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
  3. иметь представление о программном обеспечении компьютера;
  4. уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
  5. уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.

Линия формализациии моделирования

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  1. получить представление о моделировании как методе научного познания;
  2. понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
  2. уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.

Линия информационных технологий

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  1. знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
  2. пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
  3. пользоваться простым графическим редактором;
  4. обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
  5. осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
  6. иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
  7. иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Результаты изучения предмета

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  1. • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
  2. • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
  3. • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  4. • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
  5. • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  6. • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  1. • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  2. • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещѐ неизвестно;
  3. • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

            • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

  1. • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  2. • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  3. • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  1. • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  2. • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
  3. • выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
  4. • преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
  5. • представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

• освоение основных понятий и методов информатики;

  1. • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  2. • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  3. • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери еѐ смысла и полноты;
  4. • оценка информации с позиций интерпретации еѐ свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
  5. • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  6. • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
  7. • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
  8. • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
  9. • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
  10. • выбор программных средств, предназначенных ддя работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
  11. • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
  12. • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путѐм тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
  13. • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
  14. • оценивание числовых параметров информационных процессов (объѐма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  15. • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  16. • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  1. • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  2. • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  2. • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  3. • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  4. • проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
  5. • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  6. • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  7. • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  1. • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  2. • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших ха-рактеристиках каналов связи;
  3. • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  4. • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

• определение средств информационных технологий, реализующих основные

информационные процессы;

  1. • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  2. • рациональное использование широко распространѐнных технических средств информационных технологий для решения общепользователъских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  3. • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, крут решаемых задач, система команд, система отказов);
  4. • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
  5. • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  6. • приближѐнное определение пропускной способности используемого канала связи путѐм прямых измерений и экспериментов;
  7. • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  8. • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  1. • решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
  2. • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  3. • использование инструментов презентационной трафики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  4. • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

• создание и наполнение собственных баз данных;

• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

  1. • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  2. • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

  1. • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  2. • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

знать/понимать:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь:

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  1. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  2. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  3. создавать записи в базе данных;
  4. создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

       Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

В программно-методическим комплекс по информатике и информационным коммуникационным технологиям входят:

  1. 1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.: Бином, 2011.
  2. 2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. – М.: Бином, 2011. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИиИКТ.)
  3. 3. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2011 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)
  4. 4. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2011 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков информатики

        

классы____8а, 8б_______________________

учитель___Высоцкая О.Е._____________________

Количество часов на год:

Всего ___35____ час.; в неделю __1_____ час

 Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных               учреждений 2 – 11 класс, 2010г., , Н.Д. Угринович  Преподавание курса «Информатики и

ИКТ» в основной и средней школе, 8 – 11 классы, Москва, БИНОМ, 2011г.  

                   

Учебник   Н. Угринович «Информатика и ИКТ», 8 класс, Москва, БИНОМ, 2011г

Плановых контрольных работ ____3____

Плановых практических работ ____14____

                        

Дополнительная литература    Практикум по информатике и информационным технологиям, Москва, БИНОМ, 2011г ; «Я иду на урок информатики», Д.М.Златопольский, «Первое сентября», 2006г.; Сборник типовых задач, С.А.Бешенков «Просвещение», 2010г.

               

п/п

Содержание

Общее

 кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.

1

1

Информация и информационные процессы

6

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы    1.1.4. Информация и информационные процессы в технике        

1

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы        

1.2.3. Кодирование информации        

1

1.3. Количество информации 

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

1

1.3.2. Определение количества информации. Практическая работа «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

1

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации        

Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»  

1

Контрольная работа

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

2.1. Программная обработка данных на компьютере

1

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

1

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

1

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система. Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

2.3.3. Работа с  файлами и дисками. Практическая работа  «Форматирование дискеты»

1

 

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

1

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

1

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.  

1

 

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

1

2.8. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

1

2.8.3. Защита информации

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

1

Контрольная работа

1

3

Коммуникационные технологии

17

3.1. Передача информации

1

3.2. Локальные компьютерные сети. Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети»

1

3.3.  Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете. Практическая работа   «Подключение к Интернету»

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа «География» Интернета

1

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина. Практическая работа  «Путешествие по Всемирной паутине»

1

3.4.2. Электронная почта. Практическая работа « Работа с электронной Web-почтой»

1

3.4.3. Файловые архивы. Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета»

1

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете        

1

3.5. Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Поиск информации в Интернете»

1

3.6. Электронная коммерция в Интернете

1

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

1

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

1

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

1

Контрольная работа

1

Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Работа над проектом.

Защита проекта.

4

Итого

35

35


   

Инвариантная составляющая траекторий обучения в 8 классе (1 час в неделю)

Темы курса информатики и ИКТ

 

 Разделы стандарта

Знания, умения, навыки из государственного стандарта

Параграфы учебников

Компьютерный практикум

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации.

Информация, информационные объекты различных видов.

знать/понимать

  1. виды информационных процессов;
  2. примеры источников и приемников информации;
  3. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  4. принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  2. проверять свойства  объектов;

Глава 1. Информация и информационные процессы

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике        

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы        

1.2.3. Кодирование информации        

1.3. Количество информации

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1.3.2. Определение количества информации        

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации        

Практическая работа 1.1.

 Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

Практическая работа 1.2.

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

 Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Передача информации.

Процесс передачи информации. Источник и приемник информации.

Сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче.

Скорость передачи информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты компьютера и их функции.

знать/понимать

  1. программный принцип работы компьютера;

уметь

  1. пользоваться персональным компьютером
  2. выполнять и строить простые алгоритмы
  3. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2.1. Программная обработка данных на компьютере

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система

2.3.3. Работа с  файлами и дисками

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

Практическая работа 2.1.

Работа с файлами с использованием файлового менеджера

Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши

Программный принцип работы компьютера.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя

Программное обеспечение, его структура.

Программное обеспечение общего назначения.

Представление о программировании.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

 

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

знать/понимать

  1. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

 Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

уметь

  1. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

2.8. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.. Защита информации

Практическая работа 2.4.

Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

Практическая работа 2.5.

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Архивирование и разархивирование.

Защита информации от компьютерных вирусов

уметь

предпринимать меры антивирусной безопасности

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

уметь

  1. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Организация информационной среды

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.

уметь 

  1. создавать презентации на основе шаблонов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания личных коллекций информационных объектов;

Глава 3. Коммуникационные технологии

3.1. Передача информации

3.2. Локальные компьютерные сети

3.3.  Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете        

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети

Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету

Практическая работа 3.3. «География» Интернета

Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой        

Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета

Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете

Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. организации индивидуального информационного пространства,
  2. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
  3. использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Поиск информации

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов

уметь

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):

  1. в базах данных,
  2. в компьютерных сетях,
  3. в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
  4. при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков информатики

        

классы____9а, 9б, 9в_______________________

учитель___Высоцкая О.Е._____________________

Количество часов на год:

Всего ___68____ час.; в неделю __2_____ часа

Плановых контрольных работ ____6____

Плановых практических работ ___34_____

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных               учреждений 2 – 11 класс, 2010г. , Н.Д. Угринович  Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и средней школе, 8 – 11 классы, Москва, БИНОМ, 2010г.                      

Учебник   Н. Угринович «Информатика и ИКТ», 9 класс, Москва, БИНОМ, 2011г

Дополнительная литература    Практикум по информатике и информационным технологиям, Москва, БИНОМ, 2007г ; «Turbo Pascal для студентов и школьников», Г.Г.Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая, БХВ-Петербург, 2011г.; «Я иду на урок информатики», Д.М.Златопольский, «Первое сентября», 2006г.; Сборник типовых задач, С.А.Бешенков «Просвещение», 2010г.

               

п/п

Содержание

Общее

 кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

 

Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.

1

1

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации        

14

1.1. Кодирование графической информации        

1.1.1. Пространственная дискретизация

1.1.2. Растровые изображения на экране монитора. Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

1

1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB        

1

1.2. Растровая и векторная графика        

1.2.1. Растровая графика.                                        Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

1

1.2.2. Векторная графика        

1

1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов        

1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах        

1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов        

1

1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

1

1.3.4. Редактирование изображений и рисунков.  Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

1

1.4. Растровая и векторная анимация.

Практическая работа 1.4. Анимация        

1

Творческие задачи и проекты.

1

Разработка проекта.

1

Защита проекта

1

1.5. Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

1

1.6. Цифровое фото и  виде. Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

1

Контрольная работа

1

2

Кодирование и обработка текстовой информации        

9

2.1. Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации        

1

2.2. Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул        

1

2.3. Ввод и редактирование документа        

2.4. Сохранение и печать документов        

1

2.5. Форматирование документа        

2.5.1. Форматирование символов. Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев        

1

2.5.2. Форматирование абзацев.

2.5.3. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

1

2.6. Таблицы.

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

1

2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

1

2.8. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа  

1

Контрольная работа

1

3

Кодирование и обработка числовой информации

15

3.1. Кодирование числовой информации                        

3.1.1.  Представление числовой информации с помощью систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.

1

Перевод целых чисел из десятичной системы в

двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

1

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

( из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной в десятичную).

1

Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Задание. «Перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дробь».

1

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

1

3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Сложение и вычитание

1

3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Умножение и деление.

1

3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1

3.2. Электронные таблицы

3.2.1. Основные параметры электронных таблиц

3.2.2. Основные типы и форматы данных

1

3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1

3.2.4. Встроенные функции.

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

1

3.3. Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

1

3.4. Базы данных в электронных таблицах   3.4.1.Представление базы данных в виде таблицы и формы

1

3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

Контрольная работа

1

4

Основы алгоритмизации и программирования

15

4.1. Алгоритм и его формальное исполнение.                     4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители.                    4.1.2. Выполнение алгоритмов человеком                      

1

4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером        

1

Основные типы алгоритмических структур.

Линейный алгоритм.

1

Основные типы алгоритмических структур.

Алгоритмическая структура «ветвление».

1

Основные типы алгоритмических структур.

Алгоритмическая структура «выбор».

1

Основные типы алгоритмических структур.

Алгоритмическая структура «цикл».

1

Контрольная работа.

1

Язык программирования Turbo Pascal.
Среда Turbo Pascal. Алфавит и синтаксис языка Pascal.
Правила построения идентификаторов.

1

Типы данных.  Целочисленный тип данных. Вещественный тип данных.

1

Основы программирования на языке Pascal.
Структура программы. Перевод формул на язык Pascal.
Приоритет действий. Экспоненциальная форма записи вещественных чисел.

1

Программирование с использованием линейных алгоритмов.
Основные операторы языка Pascal. Ввод данных. Вывод на экран с форматом. Арифметические выражения. Простейшие программы. Оператор присваивания.

1

Геометрические задачи. Нахождение площадей фигур.

1

Целочисленная арифметика. Задачи на целочисленное деление. Разделение чисел на цифры.

1

Операции с цифрами чисел. Нахождение целого числа по информации о его числах.

1

Контрольная работа

1

5

Моделирование и формализация

9

5.1. *Окружающий мир как иерархическая система        

1

5.2. Моделирование, формализация, визуализация              5.2.1. Моделирование как метод познания                          5.2.2. Материальные и информационные модели              

1

5.2.3. Формализация и визуализация моделей        

1

5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере        

1

5.4. Построение и исследование физических моделей. *Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

1

5.5. Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»

1

5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ.                                                                   Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»

1

5.7. Информационные модели управления объектами Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

1

Контрольная работа

1

6

Информатизация общества

3

6.1. Информационное общество

1

6.2. Информационная культура

1

6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

Контрольная работа

1

7

Заключение о пройденном. Резерв времени. Подготовка к ГИА.

2

2

Итого

68

68


Инвариантная составляющая траекторий обучения в 9 классе (2 часа в неделю)

Темы курса информатики и ИКТ

 

 Разделы стандарта

Знания, умения, навыки из государственного стандарта

Параграфы учебника

Практические работы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории)

- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

уметь

  1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации        

1.1. Кодирование графической информации        

1.1.1. Пространственная дискретизация

1.1.2. Растровые изображения на экране монитора

1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB        

1.2. Растровая и векторная графика

1.2.1. Растровая графика

1.2.2. Векторная графика        

1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов

1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах        

1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов

1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах        

1.3.4. Редактирование изображений и рисунков

1.4. Растровая и векторная анимация

1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

1.6. Цифровое фото и  видео

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Практическая работа 1.4.

Анимация

Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

создание и обработка информационных объектов

Рисунки и фотографии.  Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

уметь

  1. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  2. осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Уметь

  1. осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проектирование и моделирование.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Чертежи.

Двумерная и трехмерная графика.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации        

1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов

1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах        

1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов

1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах        

1.3.4. Редактирование изображений и рисунков

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Создание и обработка информационных объектов

Образовательные области приоритетного освоения:

информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство

Тексты.

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

 Работа с фрагментами текста.

Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари.

Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.

Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)

уметь

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  2. проводить проверку правописания;
  3. использовать в тексте таблицы, изображения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации        

2.1. Кодирование текстовой информации        

2.2. Создание документов в текстовых редакторах        

2.3. Ввод и редактирование документа        

2.4. Сохранение и печать документов        

2.5. Форматирование документа        

2.5.1. Форматирование символов        

2.5.2. Форматирование абзацев

2.5.3. Нумерованные и маркированные списки

2.6. Таблицы

2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

2.8. Системы оптического распознавания документов

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации

Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул

Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев

Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

уметь

  1. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  2. создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  3.  переходить от одного представления данных к другому;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

3.1. Кодирование числовой информации

3.1.1.  Представление числовой информации с помощью систем счисления

3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления

3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере

3.2. Электронные таблицы

3.2.1. Основные параметры электронных таблиц

3.2.2. Основные типы и форматы данных

3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

3.2.4. Встроенные функции

3.3. Построение диаграмм и графиков

Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Создание и обработка информационных объектов

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Базы данных. Поиск данных в готовой базе.

Создание записей в базе данных

уметь

  1. создавать записи в базе данных;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

3.4. Базы данных в электронных таблицах

3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы

3.4.2. Сортировка и поиск данных в

электронных таблицах

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Обработка информации

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

знать/понимать

  1. программный принцип работы компьютера;

уметь

  1. пользоваться персональным компьютером
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  2. записи на учебном алгоритмическом языке или языке программирования алгоритм решения простой задачи.

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

4.1. Алгоритм и его формальное исполнение

4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители

4.1.2. Блок-схемы алгоритмов.

4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером

4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке        

4.2.1. Линейный алгоритм

4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»        

4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»

4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»

Язык программирования Turbo Pascal.
Среда Turbo Pascal.

Типы данных.  

Основы программирования на языке Pascal.
Структура программы.

Программирование с использованием линейных алгоритмов.
Основные операторы языка Pascal. Ввод данных.

Вывод на экран с форматом. Арифметические выражения. Оператор присваивания.

Целочисленная арифметика.

Геометрические задачи. Нахождение площадей фигур.

Задачи на целочисленное деление.

Разделение чисел на цифры.

Операции с цифрами чисел.

Нахождение целого числа по информации о его числах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий[1].

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

Глава 5. Моделирование и формализация

5.1. Окружающий мир как иерархическая система        

5.2. Моделирование, формализация, визуализация

5.2.1. Моделирование как метод познания

5.2.2. Материальные и информационные модели

5.2.3. Формализация и визуализация моделей        

5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

5.4. Построение и исследование физических моделей

5.5. Приближенное решение уравнений

5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ

5.7. Информационные модели управления объектами


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...

Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...

Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д.Угринович (35 часов)

Рабочая программаИнформатика и ИКТ 7 классучебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 клас...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д. Угриновича

рабочая программа, включающая пояснительную записку, содержание курса и требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса, критерии и нормы оценивания знаний, умений навыков  обучающихся...

Рабочая программа по информатике в 8 классе по учебнику Н.Д. Угриновича

Рабочая программа, включающая пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки и нормы оценивания знаний обучающихся 8 класса, а также календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике в 9 классе по учебнику Н.Д. Угриновича

Рабочая программа по информатике для 9 класса, с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием...