Программа курса «Основы программирования»
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Новикова Олеся Анатольевна

Составленная мною, программа рассчитана на 5-10 классы является сквозной программой изучения программирования. Программа содержит тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_osnovy_programmirovaniya.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Основы программирования»

Учитель информатики

МОБУ сош №4 г. Мелеуз

Новикова О.А.

Пояснительная записка

Авторская программа, составленная мною, программа рассчитана на 5-10 классы МОБУ сош №4 г.Мелеуза является сквозной программой. Представляю возможным учить детей алгоритмизации и информационным технологиям. Мне нравится обучать программированию, осваивать реальное дело, хотя это требует значительных затрат и труда и времени.

В начальной школе ученики 3-4 кл. знакомятся с компьютером и его возможностями, каждый школьник овладевает пользовательскими навыками работы с компьютером и началам алгоритмизации в системе Кумир, исполнитель Гратэкс. Учитывая хорошее владение компьютером учениками 5 классов, считаю, что никак ни рано начинать осваивать основы программирования в этом возрасте, а т.ж. раннее начало изучения программирования позволит отобрать контингент школьников, у которых высок интерес к изучению программирования и есть способность к освоению. Мотивирую раннее начало изучения основ программированию еще и тем, что данный материал является самым сложным из курса информатики и самым востребованным на экзаменах, конкурсах, олимпиадах. Составленная программа, позволит подготовить учеников к подобным мероприятиям на хорошем уровне.

Думаю, что изучать программирование нужно постепенно, много упражняясь, повторяя, закрепляя изученные темы, ежегодно, добавляя новые темы и задачи, отвечающие математической подготовки учащихся. Данная программа предполагает именно такое обучение.

Использую два подхода в изучении основ программирования:

Формальный подход – это строгое описание конструкций языка (синтаксис) – словесное описание и использование их при решении задач. Данный подход больше подходит для учеников старших классов;

Программирование по образцу – школьникам даем готовые программы, рассказываем, что они делают и предлагаем написать похожие программы или изменить имеющуюся.

Ученик должен хорошо знать конструкции языка, используемые в программе, а т.ж. без хороших примеров (образцов) при обучении программированию школьников не обойтись и чем, младше ученики, тем больше примеров необходимо приводить при описании языка (иногда, даже заменяя ими строгое определение). Следует добиваться того, чтобы в результате обсуждения примера все его детали оказались понятны школьникам, обязательно нужно объяснить, как и почему это работает, в том числе опираясь на уже изученный формальный материал.

Курс «Основы программирования» на языке Паскаль дополнен основами программирования в Delphi. Курс изучения Delphi содержит прежде всего примеры, работа с системой, и только для пояснения немного теории. Визуальное программирование изучается на примерах создания современного, удобного, красивого интерфейса для своих оконных приложений.

К каждому уроку, мною подготовлены тексты уроков, так что каждый ученик может изучать программирование в собственном ему темпе, оставаясь после уроков, дополнительно позаниматься при необходимости. К тому же советую ученикам придумывать свои задачи и решать их, с таким самостоятельным творчеством освоить программирование легче.

Форма отчетности – тестирование, практические работы, самостоятельные работы, индивидуальные, контрольные работы, защита проекта после изучения основ Delphi.

Программа курса «Основы программирования»

предполагает следующее количество часов



Тема

Количество часов

Всего

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

1

Начала программирования на языке Паскаль.

Этапы решения задач. Алгоритм. Свойства алгоритма. ОАС. Способы записи алгоритма. Структура программы. Алфавит и словарь языка. Переменная: имя, тип, значение. Оператор присваивание. Числовые типы данных. Процедуры ввода, вывода. Стандартные математические функции.

11

8

1

2

2

Условный оператор. 

Логические величины. Вложенный условный оператор. Вырабатываем стиль. Оператор выбора.

10

7

1

2

3

Операторы цикла. 

Виды циклов. Вложенные циклы. Суммирование числовых рядов. Задачи на системы счисления. Задачи, где не нужно хранить вводимые значения. Рекуррентные соотношения.

10

7

1

2

4

Структурированный тип данных Массивы

Одномерные и двумерные массивы.

23

7

8

8

5

Строковый тип данных

Символьный тип данных.

10

6

4

6

Процедуры и функции

6

6

7

Записи, множества, файлы.

8

8

8

ООП

40

40

Всего

118

8

8

8

8

20

66

Тематическое планирование преподавания курса «Основы программирования»

5 класс (8 часов)

Начала программирования на языке Паскаль


урока

Тема

Цель

Теория

Задания

1

Понятие алгоритма. Способы записи. Первая программа.

Ввести понятие алгоритма, показать способы записи алгоритма, в том числе и на языке высокого уровня Паскаль, знакомство со средой программирования Паскаль.

Алгоритм. Способы записи алгоритма. Переменная: имя, тип, значение. Операторы ввода, вывода

Составить программу и блок-схему вычисления суммы двух чисел. Изменить программу, чтобы найти сумму трех чисел, произведение двух чисел.

2

Линейный алгоритм. Блок-схема.

Познакомить учащихся со структурой программы, отработка навыков работы с системой программирования, развития навыка написания программы.

Структура программы: заголовок программы, раздел описаний, операторы (исполняемая часть)

Вычислить периметр и площадь прямоугольника по заданным длинам сторон a, b.

3

Этапы решения задач на ЭВМ

Познакомить учащихся с методикой решения задач на ЭВМ, научить анализировать исходные данные, создавать математическую (информационную) модель задачи

Этапы решения задач на ЭВМ:

А) создать математическую модель задачи Б) создать алгоритм решения;

В) перевод алгоритм на язык ЭВМ;

Г) ввод программы в ЭВМ, проведение расчетов, анализ результатов, отладка программы при необходимости.

Составить программу деления дробей a/b на c/d

4

Операции mod, div.

Познакомить с операциями целочисленного деления mod, div

Mod – находит остаток от деления

Div  - находит целую часть от деления

Вычислить сумму цифр заданного трехзначного числа

Изменить программу, чтобы переставить местами 1 и 2 цифры числа и т.д.

5

Операции mod, div.

Закрепление изученного материала, развитие навыка решения задач.

Mod – находит остаток от деления

Div  - находит целую часть от деления

Идет k-я секунда от начала суток. Перевести в формат ch:min:sec

6

Вещественный тип данных real

Ввести понятие вещественный тип данных real

Вещественный тип данных real, диапазон значений, формат вывода даны типа real: writeln (x:m:n)

Вычислить значение выражения по формуле x=(a+b)/(a-b), a,b вводятся с клавиатуры. Изменить программы, чтобы найти y=1/x, x вводится с клавиатуры

7

Решение задач

Закрепление изученного материала, подготовка к тестированию

Алгоритм вычисления среднего арифметического.

Вычислить среднее арифметическое трех чисел

8

Тестирование

Проверить степень обученности


6 класс (8 часов)

Условный оператор


урока

Тема

Цель

Теория

Задания

1

Повторение

Повторить понятия алгоритм, программа, способы записи алгоритма, блок-схема, операторы языка, операции mod, div, ввести понятие ОАС

ОАС – следование, развилка, цикл.

Функция ПИ

Вычислить, длину окружности L, если известен радиус окружности. Изменить программу, чтобы найти площадь круга, ограниченного этой окружностью.

2

Логический тип данных boolean

Познакомить учащихся с логическим типом данных Boolean, научить составлять логические выражения на языке Паскаль

Определение логического выражения, значения логического выражения (true, false). Описание переменных логического типа. Логические операции (and, or, not). Операции отношения (=.<>, <=, >=, >, <)

Составить логическое выражение из следующего высказывания «число к кратно7 и является четным», «a

Составить программу, печатающую true если указанное высказывание является истинным и false в противном случае: «Сумма цифр заданного трехзначного числа четная»

3

Условный оператор

Познакомить учащихся с полным условным оператором

Словесное описание развилки, блок-схема, на языке Паскаль, как выполняется данный оператор.

Вывести на экран большее из двух заданных чисел a, b, составит блок-схему

4

Условный оператор

Познакомить учащихся с неполным условным оператором

Словесное описание развилки, блок-схема, на языке Паскаль, как выполняется данный оператор.

Составить программу, которая уменьшает первое введенное число в два раза, если оно больше второго по абсолютной величине.

Даны три числа. Вывести на экран те из них, которые являются четными числами. Определить, количество четных. Найти сумму четных.

5

Решение задач

Познакомить с использование составного оператора begin…end в условном операторе

Составной оператор begin…end

Составить программу по блок-схеме…

Построить блок-схему по программе.

6

Закрепление

Закрепление умения составлять программы, развитие навыка индивидуальной работы

Составной оператор begin…end

Индивидуальные задания каждому ученику: по заданной блок-схеме составить программы.

7

Практическая работа

Закрепление умения составлять программы, развитие навыка индивидуальной работы, подготовка к тестированию

Перевод блок-схемы на язык Паскаль

Индивидуальные задания каждому ученику: составить программы к задачам

8

Тестирование

Проверка знаний и умений учащихся по темам логические величины, условный оператор.

Примерные вопросы:

Назовите операторы отношения;

Опишите служебные слова, которые образуют условный оператор; и т.д


7 класс (8 часов)

Операторы цикла


урока

Тема

Цель

Теория

Задания

1

Повторение

Повторение темы условный оператор

С чего начинается выполнение условного оператора. Переведите словесное описание алгоритма на язык Паскаль, составить блок-схему. Выполнить вычисления на компьютере.

2

Цикл с предусловием while

Познакомить учащихся с оператором цикла с предусловием, блок-схема, объяснить ход выполнения оператора в программе

Структура цикла while, условие цикла, тело цикла, блок-схема цикла

А) В упражнениях с циклом while назовите условие, тело цикла, найти значение выражений, сколько раз выполнится тело цикла, составьте блок-схему. Б)Составить программу по блок-схеме, используя составной оператор В) даны числа a, b (a2, a3, …, меньшие числа b/

3

Решение задач

Закрепление темы цикл с предусловием, развитие навыка решения задач

Пример задачи, не требующей хранения чисел в памяти компьютера. Алгоритм поиска макс и мин значений

Найти сумму цифр, введенного с клавиатуры целого числа.

Вводится последовательность чисел, заканчивающаяся 0, найти максимальное и минимальное значение, среди чисел этой последовательности, а т.ж. их среднее арифметическое.

4

Цикл с постусловием repeat

Познакомить учащихся с оператором цикла с постусловием, блок-схема, объяснить ход выполнения оператора в программе

Структура цикла repeat, условие цикла, тело цикла, блок-схема цикла

А) В упражнениях с циклом repeat назовите условие, тело цикла, найти значение выражений, сколько раз выполнится тело цикла, составьте блок-схему.

Б) найти наибольший общий делитель двух чисел x, y. Изменить программу, чтобы найти НОК двух чиселx, y.

5

Цикл с параметром for

Познакомить учащихся с оператором цикла с параметром, блок-схема, объяснить ход выполнения оператора в программе

Структура цикла for, условие цикла, тело цикла, 2 формы цикла, что называется параметром цикла блок-схема цикла

А) В упражнениях с циклом for назовите параметр цикла, тело цикла, найти значение выражений, сколько раз выполнится тело цикла, составьте блок-схему.

Б) найти сумму чисел от 1 до n. Изменить программу, чтобы найти произведение чисел от 1 до n, сумму квадратов чисел от 1 до n.

6

Вложенные циклы

Закрепить тему цикл с параметром, дать понятие о вложенных циклах и особенностях их выполнения, закрепить навыки применения циклов при решении задач

Вложенным цикл. Внутренний цикл. Внешний цикл. Внешний параметр цикла. Внутренний параметр цикла

Найти сумму цифр всех двузначных чисел, не определяя эти цифры.

Является ли число n совершенным.

Найти все целые трехзначные числа, произведение цифр которых равна заданному числу.

Распечатать все трехзначные числа, в которых есть две одинаковые цифры.

7

Закрепление

Закрепить знания и умения применять оператор цикла с параметром при решении задач, готовится к тестированию

Алгоритм вычисления суммы по формуле. алгоритм вывода на экран значений функции.

Составить программу и блок-схему для нахождения суммы по формуле.

Определить и вывести на экран количество чисел от 10000 до 99999, которые делятся без остатка на 3 и 5 одновременно.

Вывести на экран таблицу значений функции y=x3 на отрезке [a;b] с шагом h. Составить блок-схему.

8

Тестирование

Проверка знаний и умений по применению операторов цикла.

Тесты

Задачи с краткими ответами.

8 класс (8 часов)

Структурированный тип данных Одномерные массивы


урока

Тема

Цель

Теория

Задания

1

Повторение

Повторить ОАС, типы алгоритмов, условный оператор, составление условий, операторы цикла

В форме вопросы – ответы.

2

Одномерные массивы

Познакомить учащихся с одномерными массивами, когда используем даны тип.

Определение одномерного массива, описание, имя, тип, размер, индекс элемента, значение элемента, обозначение элемента.

Заполнить массив тремя способами (с клавиатуры, по правилу, случайными числами) и вывести массив в строку.

3

Основные приемы обработки массивов

Познакомить учащихся с типовыми способами обработки массивов

Типы задач: Поиск  элементов ;

Суммирование элементов; Замена или преобразование элементов; Заполнение массива;

Удаление или вставка элементов;

Преобразование массива

Общая схема программы для обработки массива.

Составить фрагмент программы для заполнения элементов массива случайными числами из интервала [-50;50].

Заполнить массив по правилу и распечатать в строчку

4

Поиск  элементов.

Суммирование элементов.

Закрепить знания и развитие навыка решения задач на обработку двумерных массивов

Алгоритмы вычисления суммы, количества элементов, удовлетворяющих условию.

Вычислить сумму всех элементов одномерного массива.

Вычислить сумму элементов, удовлетворяющих условию.

Вычислить количество элементов, удовлетворяющих условию.

Составить блок-схему по программе.

5

Поиск максимального и минимального элемента

Закрепить знания и развитие навыка решения задач на обработку двумерных массивов

Перестановка элементов с использованием вспомогательной переменной.

Замена элементов.

По фрагменту блок-схемы составить программу и назвать алгоритм обработки.

Переставить местами минимальный и максимальный элементы одномерного массива.

Заменить все отрицательные элементы массива на максимальный элемент.

6

Вставка и удаление элементов

Познакомить учащихся с алгоритмом вставки и удаления элемента

Вставка элемента в одномерный массив. Удаление элемента их одномерного массива

В одномерный массив вставить число 100 после k-го элемента, k вводится с клавиатуры.

Из одномерного массива удалить k-ый элемент, k вводится с клавиатуры.

7

Сортировка

Познакомить учащихся с алгоритмом пузырьковой сортировки на примере решения задачи

Пузырьковая сортировка

Отсортировать массив по возрастанию. Изменить программу, чтобы отсортировать по убыванию.

8

Контрольная работа

Проверка знаний учащихся, их умение применить полученные знания в практической работе, закрепление и развитие навыков программирования

Удалить средний элемент из одномерного массива.

Заменить все отрицательные элементы массива на нули.

Заполнить массив по правилу…

Напечатать на экране только четные элементы.

Сформировать новый массив из нечетных элементов, и т.д.

9 класс (20 часов)

Структурированный тип данных Двумерные массивы (8ч). Строки (6ч). Процедуры и функции(6ч)


урока

Тема

Цель

Теория

Задания

1-2

Повторение.

Двумерные массивы

Повторить тему одномерные массивы,  вспомнить приемы обработки, структуру программы, ввести понятие двумерного массива

Определение двумерного массива. Описание. Заполнение. Вывод по строкам. Основные приемы обработки двумерных массивов. Общая схема программы для обработки массива в целом

Тестирование по теме одномерные массивы

Ввод значений элементов массива (с клавиатуры, по правилу или случайными числами )

Найти все элементы массива b(m,n), большие или равные 0. На печать выдать индексы элементов, их значения и количество. Изменить программу, заполнить массив числами от-10 до 10

3-4

Решение задач

Ввести понятие квадратной матрицы, главной и побочной диагонали, развивать логическое и творческое мышления учащихся

Квадратные матрицы. Главная диагональ, побочная диагональ.

Заполнение массива по правилу.

Работа с элементами главной и побочной диагоналями.

Найти самый большой элемент, лежащий выше побочной диагонали, лежащий ниже побочной диагонали

5-6

Решение задач

Закрепление и развитие навыка решения задачи на обработку двумерных массивов

Алгоритм вычисления суммы

Элементов столбца, строки.

Алгоритм перестановки.

Найти сумму элементов столбца, строки.

Найти максимальный элемент строки.

Переставить местами строки (столбцы)

Из двумерного массива сформировать одномерный массив.

7-8

Строковый тип данных

Ввести понятие строковых переменных,  познакомить со строковыми процедурами и функциями, развивать знания о возможностях языка программирования

Определение строки. Описание строки. Обозначение элемента строки. Значение элемента строки. Строковые процедуры и функции.

Упражнения на использования строковых процедур и функций

9-10

Решение задач

Научить учащихся использовать строковые переменные, процедуры и функции при выполнении конкретных зада программирования

Строковые процедуры и функции.

Сколько раз в данной строке встречается символ «а».

Если в строке нечетное количество символов, то удалить средний.

Заменить все вхождения подстроки del на insert.

Дана строка, состоящая из слов. Подсчитать количество слов и вывести только те из них, которые начинаются с буквы «а».

Подсчитать сумму цифр, входящих в данную строку.

11-12

Решение задач

Закрепление знаний развитие навыков самостоятельной работы, подготовка к контрольной работе

Алгоритм сортировки.

Алгоритм проверка на палиндром.

Убрать из текста лишние пробелы.

Заданную последовательность слов упорядочить в алфавитном порядке.

Является ли слово палиндромом, какое минимальное количество букв надо добавить, чтобы слово стало палиндромом.

13-14

Контрольная работа «Строки и двумерные массивы»

Проверка знаний учащихся, навыков самостоятельного решения задач и умения применять полученные знании я на практике.

Дана квадратная матрица, найти минимальное значение элемента на главной диагонали, минимальное значение элемента среди элементов, расположенных под побочной диагональю.

Дана строка, содержащая фамилию, имя, отчество. Удалить из строки фамилию и отчество.

15-16

Процедуры

Познакомить учащихся с подпрограммами, выяснить их структуру и назначение, познакомить с процедурами.

Назначение подпрограммы, формальные и фактические параметры. Параметры переменные, параметры значения. Глобальные и локальные переменные. Описание процедуры. Вызов процедуры.

Составить процедуру печати двумерного массива. Массив заполнить случайными числами, распечатать его при помощи процедуры, затем выполните к.-н. преобразование(например все четные элементы замените 0) и распечатайте его еще раз.

17-18

Функции. Рекурсия.

Познакомить учащихся с подпрограммами – функциями и рекурсиями, их особенностями, расширить знания учащихся о способах организации прикладных задач

Описание функции.

Определение рекурсии.

Составить программу вычисления НОД трех чисел, используя функцию.

Составить программу, подсчитывающую число сочетаний без повторений из n элементов по k, используя функцию вычисления факториала числа n.

«Ханойские башни»

19-20

Закрепление.

Тестирование «Процедуры и функции»

Закрепление знаний, развитие навыка решения задач, проверка домашнего задания, контроль знаний

Что такое подпрограмма.

Какие параметры называются фактическими.

Выберете правильное описание функции и т.д.

10 класс (66 часов)

Повторение  (16ч). Записи, множества, файлы (8ч). ООП (40ч)


урока

Тема

Цель

Теория

Задания

1-2

Стандартные математические функции

Познакомить учащихся с имеющимися в составе Паскаля стандартными математическими функциями и функциями преобразования типов данных

Структура программы, словарь языка, служебные слова, структурное программирование, стандартные математические функции и функции преобразования типов.

Решить систему линейных уравнений

Записать выражение по правилам языка.

Практическая работа индивидуальная, например: найти значения выражения; найти площадь треугольника по заданным координатам вершин треугольника.

3-4

Вложенный условный оператор

Вырабатываем стиль

Стиль записи вложенных операторов

Решить квадратное уравнение ax2+bx+c=0

Решить линейное уравнение ax+b=0

Вычислить значение функции y=, х вводится с клавиатуры

5-6

Циклы. Суммирование числовых рядов.

Вложенные циклы

Научится решать задачи суммирования числовых рядов, повторить тему вложенные циклы, отрабатывать навык решения задач.

Рекуррентные соотношения.

Вложенные циклы.

По заданному натуральному значению n вычислить 1-1/2+1/3-1/4+…1/n;

По заданному натуральному значению n и вещественному значению х вычислить х+х23+…+хn ; и т.д.

Вычислить:  .

Составить программу, которая будет разлагать число на простые множители.

Подсчитать число счастливых билетов с различными номерами от 0000001 до 999999 (билет счастливый, если в его шестизначном номере сумма первых трех цифр равна сумме трех последних цифр).

7-8

Одномерные массивы

Повторить тему одномерные массивы, алгоритмы обработки, отрабатывать навык решения задач.

Алгоритмы поиска элементов, удовлетворяющих условию: вычисление их количества. Алгоритм сортировки.

Распечатать только те значения элементов массива, которые встречаются в нем ровно один раз.

Распечатать только те значения элементов массива, которые встречаются в нем более одного раза, при этом

А) каждое найденное значение должно быть распечатано столько раз, сколько оно встречается;

Б) каждое найденное значение должно быть распечатано только один раз.

Сосчитайте количество различных чисел в массиве. Распечатать их в порядке возрастания.

9-10

Одномерные массивы

Научится работать с массивом строк, повторить, повторения алгоритма обработки.

Массив строк.

Сохранить количество отрицательных элементов каждой строки в одномерный массив.

В списке учащихся школы определить самое короткое имя.

11-12

Двумерные массивы

Готовится к ЕГЭ, повторить алгоритмы вставки, удаления строк.

Алгоритм вставки, удаления строк.

Задача из ЕГЭ. Все элементы двумерного массива первоначально были равны 0. Затем значения элементов меняются с помощью вложенного оператора цикла в фрагменте программы… Сколько элементов массива в результате будут равны1.

Вставить в двумерный массив несколько строк, удалить несколько строк, используя процедуру вставки, удаления.

13-14

Двумерные массивы

Закрепление навыков работы с двумерными массивами, знакомство с новыми алгоритмами решения задач

Алгоритм поиска седловых точек.

Вывод формулы вычисления значений элементов массива.

В произвольном двумерном массиве размерностью mxn найти такие элементы, которые одновременно являются минимальными в своей строке и максимальными в своем столбце (седловые точки).

Является ли матрица магическим квадратом.

Заполнить массив по правилу

15-16

Строки

Повторение алгоритмов перевода целых и действительных чисел из одной системы счисления в другую.

Алгоритмы перевода из десятичной системы счисления в недесятичную и наоборот.

Составить программу перевода целых чисел а)из десятичной системы счисления в р-ричную систему счисления; б) из р-ричной системы счисления в десятичную; в) из десятичной системы счисления в римскую; г) действительных чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

17-18

Строки

Закрепление навыков работы со строками, знакомство с новыми алгоритмами решения задач

Алгоритм вычисления значения строкового выражения.

Длинная арифметика

Дана последовательность символов, имеющая следующий вид: p1 q1 p2 q2 p3… qn-1 pn, где p-цифра, q- знак арифметического действия. Вычислить значение выражения.

Вывести на экран максимальное из трех чисел a,b,c, если каждое из чисел не превышает 10100.

19-20

Множества

Оператор выбора case.

Познакомить учащихся с новым структурированным типом данных, показать практическое использование этого типа данных при решении задач, познакомить с оператором выбора case.

Определение множества, описании типа, формирование множеств, операции над множествами: объединение(+), пересечение(*), разность(-), принадлежность множеству(in), сравнение множеств.

Оператор выбора case.

«Решето Эратосфена». Составить программу поиска простых чисел в промежутке от 1 до n.

Дано натуральное число n. Составить программу печатающую в порядке возрастания все цифры, не входящие в десятичную запись данного натурального числа.

Для введенного натурального числа k от 1 до 120 напечатать фразу Мне k лет, учитывая, что при некоторых значениях k слово лет надо заменить на слово год или года

21-22

Комбинированный тип данных запись

Познакомить учащихся со структурированным типом данных record, подготовить к изучению файловых переменных.

Определение записи, поля, описание типа, оператор присоединения with.

Известны фамилии и оценки (в баллах) по пяти дисциплинам каждого из 25 учеников класса. Требуется вычислить среднюю оценку каждого из учеников и выбрать человека, имеющего максимальный средний балл.

Определить дату завтрашнего дня.

23-24

Файловый тип данных

Познакомить учащихся с новым типом структурированных данных – файловыми переменами (файлами), показать использование файлов при решении задач, практическое знакомство с операциями над типизированными файлами, познакомить с особенностями и использованием текстовых файлов

Определение, описание файла. Файлы последовательного доступа. Описание файловой переменной. Типизированные файлы. Файловые процедуры и функции. Ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов.

Ввести с клавиатуры и записать в файл dan1.dat последовательность целых чисел.

Вычислить сумму элементов файла. Результат вместе с исходными данными записать в файл dan2.dat

Дан текстовый файл, содержащий только целые числа, в каждой строке может быть несколько чисел, которые разделяются пробелами. Вывести на экран все числа, с учетом разбиения на строки и подсчитать количество элементов в каждой строке.

25-26

Итоговая контрольная работа

27-28

Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование.

Объекты: свойства и методы. Классы объектов. Система ООП Delphi.

Знакомство со средой ООП Delphi: компоненты, свойства, события, методы, окна, историей развития, возможностями; овладение навыком работы с программой - научить создавать и сохранять проект и файл модуля; повышение интереса к процессу программирования в информатике

История развития ООП. Определение объекта, свойства, методы, классы объектов, событие.

Среда ООП Delphi: окна, компоненты, свойства, события, методы

Создать новый проект.

Выполнить пустую программу.

Сохранить проект.

Закрыть свой проект.

Загрузить свой проект. И т.д.

29-30

Разработка первого проекта «Приветствие»

Научиться разрабатывать первый проект, познакомится с компонентами label и button палитры компонентов Standart и обработкой события On Click – нажатия кнопки.

Компоненты label и button палитры компонентов Standart. Обработка события On Click – нажатие кнопки.

Создать программу, выполняющую следующие действия. После запуска программы по щелчку мыши на кнопке «Приветствие» появляется сообщение «Первые успехи!». Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на кнопке «Выход».

31-32

Проект «Диалог»

Познакомить учащихся со строкой ввода Edit (вкладка палитры компонентов Standart) и обработки события  OnKeyPress – нажатия клавиши.

Компонента строка ввода Edit (вкладка палитры компонентов Standart) и обработка события  OnKeyPress – нажатие клавиши.

Создать программу, выполняющую следующие действия. После запуска программы пользователь вводит свое имя, например Александр, в прямоугольник с мигающим текстовым курсором и нажимает клавишу Enter. Появляется вопрос: «Александр, ты любишь читать?». Если пользователь щм на кнопке «Да», то появляется реплика «Молодец!», если на кнопке «Нет», то реплика «Почему же? Надо читать». Для выхода щм на кнопке «Выход»

33-34

Проект «Справочник»

Познакомить учащихся с компонентой ListBox (список) (вкладка паритры компонентов Standart, работа со встроенным редактором для ввода информации и алгоритм выбора (оператор Case)).

Компонента ListBox (список) (вкладка паритры компонентов Standart)

Создать программу, выполняющую следующие действия. После запуска программы, пользователь выбирает с помощью мыши или стрелок название цвета и нажимает клавишу Enter. На экране появляется название цвета на русском языке и код цвета в формате RGB. Программа заканчивает свою работу по нажатию клавиши «Выход».

35-36

Проект  «Словарь»

Познакомить учащихся с комбинированным списком ComboBox (представляющего собой объединение строки ввода и компонента ListBox), компонентом - выключателем CheckBox, а также функцией MessageDlg.

Компонента комбинированный список ComboBox (представляющий собой объединение строки ввода и компоненты ListBox). Компоненто - выключатель CheckBox. Функция MessageDlg.

Разработать программу для составления словаря новых терминов. Должна иметь возможность внесения в словарь изменений, дополнения или сокращения его. При выборе термина на контрольной панели должны появлятся его номер и общее количество слов в словаре.

37-38

Проект «Ваш вес»

Познакомить с использованием типов переменных integer, real; функциями преобразования типов StrToInt StrToFloat IntToStr FloatToStr Format(); обработкой исключительных ситуаций с помощью оператора Try – except – end; процедурой ShowMessage для вывода сообщений в отдельном окне.

Типы переменных integer, real; функции преобразования типов StrToInt StrToFloat IntToStr FloatToStr Format(); обработка исключительных ситуаций с помощью оператора Try – except – end; процедура ShowMessage для вывода сообщений в отдельном окне.

Создать программу, выполняющую следующие действия. Введя свой рост и фактический вес и нажав кнопку «Расчет», учащийся может определить, худой он или полный и на сколько надо поправится или похудеть. (Пусть оптимальный вес человека определяется как рост минус 100 см, если фактический вес человека меньше оптимального, то будем считать его худым, если больше, то полным).

39-40

Проект «Цвет в формате RGB»

Познакомить учащихся с полосой прокрутки ScrollBar для ввода данных и функцией преобразования значений цветовых составляющих TColorRef

Полоса прокрутки ScrollBar для ввода данных. Функция преобразования значений цветовых составляющих TColorRef

Создать программу, с помощью которой пользователь мог бы увидеть в зависимости от значений насыщенности красного, зеленого и синего цветов результирующий цвет.

41-42

Проект «Математическая задача»

Закрепление навыков работы в системе ООП Delphi.

Компоненты Edit, Button, Shape (вкладки Additional). Функции преобразования строковых данных в числовые и числовых данных в строковые.

Найти площадь и периметр прямоугольника.

43-44

Проект «Тест по физике»

Познакомить учащихся со взаимодействием двух списков ListBox на основе свойств Items и ItemIndex и созданием многострочных надписей в объекте Label.

Ввзаимодействие двух списков

ListBox на основе свойств Items и ItemIndex. Созданием многострочных надписей в объекте Label.

Создать программу, выполняющую следующие действия. Пользователь, перемещаясь с помощью клавиш-стрелок по списку «Физические величины», выбирает любое слово, нажав Enter. Затем выбирает соответствующее название величины. Если правильно названа величина, то под словом «Оценка», иначе «Ошибка» и так до тех пор пока не будет получено соответствие всех физических величин и названий.

45-46

Проект «Тест по географии»

Познакомить с использованием в проекте нескольких форм и организацией вызова этих форм, с использованием шаблона формы Tabbed pages из окна New Items вкладки Forms, с компонентой Image (графический объект) вкладки Additional палитры компонентов и компонентой PageControl.

Шаблон формы Tabbed pages из окна New Items вкладки Forms. Новые компоненты главного меню, многострочный текстовый редактор, которые находятся на вкладке палитры компонентов Standart. Компонента Image (графический объект) вкладки Additional палитры компонентов и компонента PageControl.

Создать проект, состоящий из нескольких форм: титульной формы, формы-меню, формы помощи и формы теста. В зависимости правильности ответов на тест, который состоит из нескольких разделов (в свою очередь в разделе может быть несколько вопросов), подсчитываются результаты и выставляется оценка по каждому разделу.

47-64

Работа над собственным проектом

Создать тестирующую программу по истории, литературе, математике или какому-либо другому предмету.

Дополнить программу разделом «Содержание изучаемой темы».

Внести изменения в программу так, чтобы вначале запрашивалось имя тестируемого, которое так же выводилось бы на экран при выдаче результата прохождения теста.

65-66

Защита проектов

Литература

// Практикум по Турбо Паскалю, Выпуск 1-3, И.А.Бабушкина, №22, 26, 30 1999.

Раздаточные материалы по информатике 7-9 классы 1-2 часть Л.А.Анеликова ДРОФА Москва 2004.

Задачник-практикум Информатика 7-11. 1 том И.Г.Семакин, Москва Лабор Баз Знаний, 2001.

// Сборник задач по программированию на языке Паскаль с решениями, Т.П.Погодина №27-28, 2004.

Информатика (программирование), поурочные планы 10-11кл, 1, 2 ч, П.Н.Карасев, Волгоград, 2002.

Язык программирования Turbo-pascal, 1 часть, А.М.Болотнов, Уфа, 1994.

Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников:  Учеб.помобие. – М.: Финансы и статистика, 2005.

Информатика, 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. А.АЧернов, А.Ф.Чернов. - Волгоград: Учитель, 2006.

Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. А.АЧернов, А.Ф.Чернов.-Волгоград: Учитель, 2006.

А.Я.Архангельский Язык Pascal и основы программирования в Delphi. Учеб пособие – М.:ООО «Бином-Пресс», 2004 г.

Создание базовых элементов интерфейса Windows-программы в среде Delphi. Е.В.Давыдова. журнал Информатика и Образование №4, 5, 6-2002г.

Учебные мини-проекты на Delphi. Г.Н.Гутман. Информатика №3/2005.

Материалы курса «Методика обучения основам программирования на уроках информатики»: лекции 1-4, 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы программирования на языке Pascal" 10 класс

Данный элективный курс расчитан на изучение в 10 классе. Предполагается расширение базового курса информатики за счет введения электива, который расширяет программу. Элективный курс направлен на изуче...

Факультативный курс «Основы программирования на языке Turbo Pascal ». (для 10-11 классов, 1 час в неделю.)

В последние годы произошли значительные изменения в программах преподавания информатики предлагаемых МО РФ, особенно в количестве часов выделяемых на изучение информатики (сокращение часов). Вместе с ...

Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс

Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс...

Рабочая программа элективного курса "Основы программирования" (объектно-ориентированное программирование)

Представлена рабочая программа на элективный курс "Основы программирования" (объектно-ориентированное программирование) на 2019-2020 г....

Элективный курс "Основы программирования"

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать ин- формацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать ин- формацию; организовывать информаци...

Программа элективного курса "Основы программирования на языке Python"

Программа элективного курса "Основы программирования на языке Python"...

Программа элективного курса "Основы программирования на Python"

Программа элективного курса "Основы программирования на Python" разработан в соответствии с целями федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Ци...