Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
материал по информатике и икт (5 класс) по теме

Стрельцова Инара Юрьевна

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практические работы на умение пользоваться основными инструментами, даны идеи по созданию творческих мини-проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strelcova.rar83.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока (внеурочного занятия) в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

Автор: Стрельцова Инара Юрьевна

учитель информатики МАОУ «СОШ №4»

г. Губкинского

2012 г.

Г. Губкинский

Оглавление

Введение        

Основное содержание        

Заключение        

Литература        

Введение

В 2012/2013 учебном  году  наше образовательное учреждение в экспериментальном режиме приступает к введению ФГОС ООО. В настоящее время администрацией и педагогическими коллективами нашего образовательного учреждения проводится большая организационно-методическая работа, в том числе по разработке образовательных программ основного общего образования, ориентированных на формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся. Обучение информатике и ИКТ в  5–7 классах в нашей школе ведется по УМК Босовой Л.Л. и направлено на достижение следующих целей: формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ (овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты, а также воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся). Ведущими специалистами Российской академии образования подготовлено развёрнутое экспертное заключение о соответствии учебников Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 5, 6, 7 классов требованиям ФГОС ООО по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов. В основу курса информатики в основной школе положен личностно-ориентированный деятельностный подход к обучению, направленный на формирование начального уровня владения информационной и коммуникативной компетенциями. С точки зрения личностного подхода доминирующей основой курса является деятельность ученика, точнее система его действий и деятельностей, развивающихся сообразно природе учащегося и его поэтапному освоению мира информации. В данной системе деятельностей ведущей и ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность. Продуктивная ориентация курса информатики означает, что результатом любой деятельности учащегося становится его личный образовательный продукт. По качеству продукта можно судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях. Усвоение учащимися основных понятий информатики и способов применения информационных технологий происходит в процессе создания ими образовательных продуктов.

Компетентностный подход – одно из масштабных нововведений в отечественном образовании. На уроках информатики формируются и развиваются следующие компетенции:

Коммуникативные

Информационные

Общекультурные

Учебно-познавательные

Образовательные

Формы, методы и приемы организации занятий на уроках информатики весьма разнообразны:

Работа в группах

Индивидуальная работа

Организация творческих работ

Проектная деятельность

Практические работы

Организация исследовательских работ

Курс информатики и ИКТ решает следующие задачи:

Развитие навыков ориентации в информационных потоках окружающего мира

Формирование информационной культуры и компьютерной грамотности

Овладение практическими способами  работы с информацией

Освоение закономерностей использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности

Формирование коммуникативных навыков

Основное содержание

Класс -  5

Раздел программы: «Компьютер для начинающих»

Тема урока: «Клавиатура»

Цель:

Закрепить полученные ранее знания по темам «Клавиатура» и «Устройства ПК»

Цели урока:

1. Обучающая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств, продолжить формирование навыков работы с компьютером, подготовить учащихся к контрольной работе.

2. Развивающая. Способствовать Развитию мотивации к изучению информатики; развитию памяти, внимания, речи учащихся, способности к активной умственной деятельности; развитию творческих способностей детей.

3. Воспитывающая. Способствовать воспитанию культуры общения и поведения; формированию системного мышления, обобщения; организации общения в классе.

Тип урока:  обобщение  знаний.

Структура урока:

Организационный момент -1 мин

Актуализация знаний – 2 мин

Закрепление ранее изученного материала – 20 мин

Практическая работа – 15 мин

Итог урока – 2 мин

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями

Ход урока

1.Организационный момент:  Здравствуйте. Все готовы к плодотворной работе, желаю всем успеха. Мы  с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали основные устройства компьютера, учились работать с мышкой, набирать текст, выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы.

2.  Актуализация знаний. Давайте вспомним, на какие группы делятся устройства компьютера.

Ответы детей:

Устройства ввода информации в компьютер (клавиатура, микрофон, сканер)

Устройства обработки информации (процессор)

Устройства хранения информации (оперативная память, долговременная память)

Устройства вывода информации (монитор, колонки, принтер, наушники)

- Верно. А без какого устройства не обойтись, работая в текстовом редакторе?

- Без клавиатуры.

- К какой группе устройств относится клавиатура?

- К устройствам ввода информации в память компьютера.

Для того чтобы вспомнить на какие группы разбиты все клавиши предлагаю выполнить следующее задание.

Закрепление ранее изученного материала

- Необходимо раскрасить определенным цветом каждую группу клавиш, а затем отдельные клавиши поместить в свои домики. (Приложение 2, 3).

- Поменяйтесь работой с соседом по парте и выполните взаимопроверку (на экране слайд с правильными ответами).

Следующее задание творческое, предполагает работу в группах. Распределимся в группы по следующему правилу: у  меня на столе лежать карточки  с названиями клавиш (надписью вниз). Кто вытащит клавишу End – идет в первую группу, а кто клавишу Home – во вторую.

Обеим группам предлагаю ознакомиться с текстом сказки  (Приложение 1), вместо пропущенных слов придумать свои названия и продолжить сказку.

Далее ребята зачитывают свои варианты.

- Ребята, а вы знаете почему клавиши на клавиатуре расположены именно в таком порядке?

- Ответы детей.

- А давайте проведем небольшое исследование. Предлагаю вам открыть страницу учебника (например 133) и подсчитать какое количество раз повторяется каждая буква в тексте, заполните таблицу (Приложение 4).

- Анализируя полученные результаты, дети сами приходят к определенному выводу: наиболее часто повторяющиеся буквы находятся в центре клавиатуры, чтобы без труда можно было ими воспользоваться, а такие буквы как: Й, Ю, Э, Я - расположены по краям.

- Вы замечательно потрудились в группах, теперь давайте немного разомнемся. Встаньте, и, глядя на слайд, повторите движения. Клавиши со стрелками – поворот головы в разные стороны, клавиша пробел – прыжок на месте, клавиша Enter – присесть на место.

4. Практическая работа.

Работаем в текстовом редакторе Блокнот.

Вам необходимо заполнить таблицу, пользуясь различными комбинациями клавиш (Приложение 5)

5. Итог урока

А теперь с помощью полученных символов, попытайтесь изобразить в виде смайликов свое настроение в начале урока и в конце урока.

Если осталось время можно предложить детям посоревноваться: на скорость набрать в текстовом редакторе сначала все буквы русского алфавита, потом все буквы английского алфавита.

Всем спасибо за урок, сегодня каждый из вас достоин высокой оценки «5».

 

Заключение

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Целями изучения этого предмета в 5-6 классах являются: формирование готовности к использованию методов информатики и средств ИКТ в учебной деятельности; пропедевтика понятий базового курса информатики; развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Литература

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. 5, 6, 7 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5, 6, 7 классов— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

Практическая работа в графическом редакторе Paint

Данная практическая работа предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование у учащихся умений работы в графическом редакторе Paint....

Инструкционно-технологическая карта практического занятия в графическом редакторе Paint

Инструкционно-технологическая карта практического  занятия  в графическом редакторе  Paint. Содержит пошаговые инструкции по выполнению заданий по: созданию, редактированию, оформлению ...

Урок информатики и ИКТ в 8 классе по теме: Работа в графическом редакторе PAINT. Заливка.

Тема урока: Работа в графическом редакторе PAINT. Заливка.Тип урока: урок рефлексии и открытия новых знаний (комбинированный)...

Урок по теме "Работа в графических редакторах" Paint.NET

В материале дана разработка урока по использованию графического редактора. Я провожку этот урок в 8 классе при узучении темы "Кодирование графических изображений". В конце урока учащиеся сох...

Практическая работа. Растровый графический редактор Paint

Данная практическая работа может быть использована и в качестве итоговой практической работы по обработке графическй информации в растровом графическом редакторе...