Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах". С появлением новых редакций учебников Н.Д.Угриновича эта тема "перекочевала" из 8 класса в 9-й. Я даю в 8-м, в 9-м повторение.

Приложение: презентация с использованием триггеров (прочти!) и дидактические материалы к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация527.37 КБ
Файл Разработка урока363.28 КБ
Файл Приложения к уроку552.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Автор: Орлова Елена Альбертовна ГБОУ СОШ №451, Санкт-Петербург

Слайд 2

Типы диаграмм Столбчатые (линейчатые) для сравнения величин

Слайд 3

Типы диаграмм Круговые для отображения частей целого

Слайд 4

Типы диаграмм Круговые для отображения изменения величин в зависимости от времени

Слайд 5

Технология построения диаграмм и графиков Этап первый выделить

Слайд 6

Технология построения диаграмм и графиков Ряды данных

Слайд 7

Технология построения диаграмм и графиков Ряды данных

Слайд 8

Технология построения диаграмм и графиков Ряды данных

Слайд 9

Оформление диаграммы

Слайд 11

Область применения электронных таблиц Проектно-сметные работы Бухгалтерский и банковский учёт Статистическая обработка информации Исследование динамических процессов Инженерно-технические расчёты

Слайд 12

Домашнее задание: Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса, § 3.3

Слайд 13

Спасибо за урок!

Слайд 14

Использованные ресурсы: http://www.fotosearch.com/illustration/partners.html



Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

9 класс

Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления изученного).

Форма проведения урока:

 объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.

Цели урока:
- ознакомить учащихся со способами визуализации числовых данных;
 
- научить применять эти способы при решении конкретных задач. 

Задачи  урока:

- образовательные: 

  1. практическое применение изученного материала;
  2. закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи;
  3. развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить;
  4. оформление результатов задач в диаграммах;
  5. формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

- развивающие:

  1. развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
  2. развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

- воспитательные:

  1. развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;
  2. профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию в будущей трудовой деятельности;
  3. развитие когнитивных компетенций.

 

Программное и техническое обеспечение урока:

персональные компьютеры;

мультимедийный проектор;

программа MS Excel.

Презентация

Практическая работа

Карточки с заданиями

Ход урока:

  1. Организационный момент:
    - приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.

  1. Актуализация знаний:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать возможности табличного процессора Excel и сегодня нам предстоит изучить новые возможности этой программы.

Но сначала повторим теоретический материал, полученный на прошлом уроке. Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе – на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Учащиеся работают с заданиями. (Приложение 1). 
После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.

  1. Изучение нового материала:

Учитель: Итак, мы вспомнили и повторили основные понятия электронных таблиц. Возможности ЭТ велики - с их помощью можно решать разнообразные задачи, моделировать различные процессы и явления, выполнять вычисления. Но не только! ЭТ позволяют визуализировать полученные результаты, используя деловую графику. И цель сегодняшнего урока  - узнать какие графические возможности есть у прикладной программы MS Excel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.

Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». (слайд 1)
Записывают тему в тетрадь.

Учитель: Рассмотрим типы диаграмм.  Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для сравнения величин используется столбчатая (линейчатая) диаграмма (слайд 2),  круговая – для отображения частей целого (слайд 3), график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от  времени (слайд 4) и т.д. На самом деле типов диаграмм больше, но мы говорим о самых распространенных, самых востребованных.

Запишите в тетрадях основные типы диаграмм:
- круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, гистограмма, точечная диаграмма, линейчатая диаграмма, график.
Записывают в тетрадь под диктовку.

Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.

Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка»  и выбрать соответствующую диаграмму или график.   (слайд 5).

Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.

На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой - с помощью секторов, на графике – точками, имеющимися заданные координаты Y. (слайды 6,7,8)

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для  обозначения делений на оси Х.

Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.

Этап второй. Оформление диаграммы.

Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа.  (слайд 9)

       

На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.

Подписи  данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия.  Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны. (слайд 10)

  1. Закрепление материала. Практическая работа.

Учитель: А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах.

У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа_Построение диаграмм и графиков». Скопируйте его себе в папку, откройте и выполните три задания. Для каждой таблицы подберите подходяшую диаграмму или график и разместите на том же листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем.

Удачи!
Выполняют практическую работу. Визуальная проверка практической работы.

  1. Подведение итогов.
    Учитель: Подведем итоги урока.
    Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
    Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что вызвало трудности в практической работе?

Как вы думаете, в каких областях деятельности применяются диаграммы? После ответов учащихся  - слайд 11

Подведение итогов урока в форме беседы. Выставление оценок за практическую работу с учетом личной активности учащегося на уроке.

  1. Домашнее задание.

Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса. § 3.3  (слайд 12)

Всем спасибо за урок! (слайд 13)



Предварительный просмотр:

Найди соответствие:

1.Электронные таблицы - это

а)  выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

2. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

б)  используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

3. Формула – это

в)  при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

4. Относительные ссылки -

г)  приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

5. Абсолютные ссылки -

д)  число, текст и формула

Ответ:    1_____;     2_____;    3._____;    4_____;    5_____.

Задание:

Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:


      
   

     1) =A1*A2+B2;        2)=$A$1*$A$2+$B$2;                  3)=$A$1*A3+B3;

       
4)=$A$2*A3+B3;                  
5)=$B$2*A3+B4?

  1. Ответ: 1г, 2д, 3а, 4в, 5б
  2. Ответ: 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...

Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс

Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока:  помочь учащимся 7 класса  получить представление о диаграммах...

Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"

Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"...