Алгоритмизация и программирование на языке Pascal
презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) на тему

Подберезная Татьяна Юрьевна

 

Я, Мурашова Татьяна Юрьевна, учитель информатики МБОУ СОШ №5 города Новый Уренгой. Подготовила презентацию по теме «Программирование с помощью Pascal». В презентации подробно рассматриваются теоретические аспекты, сам язык программирования (теория) и рассматриваются задачи. Все задачи составлены без ошибок, так как с учащимися уже апробированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmirovanie_v_bp.pptx298.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритмизация и программирование

Слайд 2

История Исторически термин «алгоритм» произошел от фамилии арабского (узбекского) математика IX века аль-Хорезми (полное имя — Абу Абдулла (или Абу Джафар ) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми ). Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Имя аль-Хорезми указывает на его родину — среднеазиатское государство Хорезм . Им было написано первое руководство по арифметике, основанное на позиционном принципе.

Слайд 3

Алгоритм это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату. это точно определенная последовательность простых действий, обеспечивающих решение любой задачи из некоторого класса.

Слайд 4

Свойства алгоритма Дискретность – пошаговый характер выполнения алгоритма. Переход к следующему шагу происходит только тогда, когда закончен предыдущий. Точность – команды, которые описывает алгоритм должны быть однозначно интерпретированы исполнителем.

Слайд 5

Свойства алгоритма Понятность – алгоритм должен быть описан в доступных действиях для исполнителя. Конечность – алгоритм должен приводить к какому – либо результату. Массовость – алгоритм распределяется на конечную последовательность исходных данных.

Слайд 6

Исполнитель алгоритма это субъект или устройство, способное правильно интерпретировать описание алгоритма и выполнить содержащийся в нем перечень действий.

Слайд 7

Этапы решения задач на ЭВМ Техническое задание (постановка задачи). Формализация (математическая постановка задачи). Выбор (или разработка) метода решения. Разработка алгоритма (алгоритмизация). Выбор языка программирования. Структура данных. Оптимизация. Подготовка отладки. Тесты и методы «ручной» проверки. Запись программы на языке программирования. Тестирование и отладка программы. Вычисление и обработка результатов. Документирование.

Слайд 8

Способы записи алгоритма Словесно – строчный Блок – схема Язык программирования

Слайд 9

Словесно – строчная запись Пример суммирование двух чисел Начало. Ввести А, В. С:=А+В. Печать С. Конец.

Слайд 10

Блок схема – это схема, состоящая из древнегреческих фигур, каждая из которых отвечает за определенное действие алгоритма Начало Ввод А, В С:=А+В Вывод С Конец Процесс (Вычислительный блок) Ввод – вывод данных Пуск – остановка (начало-конец) Решение (Логический блок) Модификация (заголовок цикла) Пример

Слайд 11

Язык программирования (Паскаль) program massiv ; uses crt ; var X : array [1..100] of real ; i: integer ; summa : real ; begin randomize ; for i:=1 to 100 do begin X[ i ]: =random ; writeln (X[ i ]); summa:=summa+X [ i ]; end ; writeln ; writeln ( summa ); end .

Слайд 12

Виды алгоритмов Линейный – обеспечивает последовательность действий, при котором команды выполняются в порядке следования. S1 S2 S3

Слайд 13

Виды алгоритмов Разветвляющийся – обеспечивает выполнение серии команд в зависимости от результата проверки истинности условия. P S2 S1 да нет Условие (полное) P S1 да нет Условие (неполное)

Слайд 14

Виды алгоритмов Циклический – обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий (тела цикла). i:=1; n S1 Цикл с параметрами (пошаговый) P S1 Цикл с предусловием S1 P Цикл с постусловием

Слайд 15

Язык программирования Pascal В широком смысле язык программирования – это фиксированная система обозначений и правил для алгоритмов и структур данных. Основой для языка программирования Pascal является латинский алфавит, десятичные цифры и правила, используемые для написания программ.

Слайд 16

Основные понятия языка программирования Идентификатор – имя объекта, устанавливающее соответствие объекта некоторому набору символов. Например: f gh k 1 (1 k ) d _ r ( d r d , r ) Константы – элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Описание констант осуществляется в разделе const . Const k =8; m =19;

Слайд 17

Основные понятия языка программирования Переменные – величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Описание переменных осуществляется в разделе var . Var g : integer ; st : string ; Тип данных – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Например: 5.9 и -7.456 относятся к вещественному типу ( real ), их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.д.

Слайд 18

Типы данных Типы данных делятся на стандартные и пользовательские . Стандартные типы предложены разработчиками системы программирования Turbo Pascal , например, Boolean , real , byte , string , char .

Слайд 19

Типы данных Пользовательские типы данных разрабатывается пользователями системы, для обеспечения семантического контроля вводимых данных, значительного улучшения наглядности программы, более легкого поиска ошибок и экономии памяти. К пользовательским относят перечисляемый и интервальный типы. Type color =( red , blue , white , black , brown ); month =1..12;

Слайд 20

Основные понятия языка программирования Выражение – конструкция языка, задающая порядок выполнения действий над элементами данных. Операнд – элемент данных, над которыми производиться операция. Операция – действия, которые необходимо выполнить над операндом.

Слайд 21

Основные понятия языка программирования Оператор – предложение языка Pascal , задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Операторы в Pascal разделяются точкой с запятой (;). Оператор присваивания (:=) А:=78; Оператор вызова процедуры ClrScr ; {вызов стандартной процедуры очистки экрана}

Слайд 22

Операторы ввода-вывода Read обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор остается на месте. Readln обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор осуществляется перевод курсора на новую строку. Write предназначена для вывода значений на экран. Writeln выводит значения данных на экран и перводит курсор в начало следующей строки.

Слайд 23

Решение задач с помощью линейного алгоритма Вычисление площади треугольника по трем сторонам. Program zadacha (input, output); var a, b, c, p, s: real ; begin writeln (‘вв. знач. Сторон треугольника’); readln (a, b, c); p:=( a+b+c )/2; s:= sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c)); writeln (‘площадь треугольника= ’, s ); end

Слайд 24

Решение задач с помощью линейного алгоритма Найти среднее геометрическое и среднее арифметическое двух чисел. Program zadacha (input, output); Var a, b, sa , sq: real; Begin Writeln (‘введите значение двух чисел’); Readln ( a,b ); Sa:=( a+b )/2; Sq:= sqrt (a*b); Writeln (‘среднее арифметическое =’, sa , ‘среднее геометрическое =’, sq ) End.

Слайд 25

Решение задач с помощью линейного алгоритма Вычисление гипотенузы и площади треугольника Паскаль program zadacha (input, output ) Var a,d,s,g:real ; begin writeln ( `введите значения двух катетов `); readln ( a,b ); s:=a*b/2; g:= sqrt (a* a+b *b) writeln (‘ площадь = ‘,s, ’ гипотенуза =’,g); end .

Слайд 26

Решение задач с помощью линейного алгоритма Вычислить длины медиан треугольника, заданного длинами сторон. Program zadacha ( input , output ); var a,b,c,m1,m2,m3:real; begin writeln (‘ вв . знач . трез сторон треугольника ’); readln ( a,b,c ); m1:= sqrt (2*a*a+2*b*b-c*c)/2; m2:= sqrt (2*a*a+2*c*c-b*b)/2; m3:= sqrt (2*b*b+2*c*c-a*a)/2 writeln (‘ медианы = ’, m1,m2,m3); end.

Слайд 27

Решение задач с помощью линейного алгоритма Треугольник задан величинами своих углов и радиусом описанной окружности. Вычислить длины сторон треугольника. Program zadacha ( input , output ); var a1,b1,c1,r,a,b,c:real; begin writeln (‘ введите значения a1,b1,c1,r’); readln (a1,b1,c1,r); a:=2*r*sin(a1); b:=2*r*sin(b1); c:=2*r*sin(c1); writeln (‘ длины сторон = ’, a, b, c); end .

Слайд 28

Решение задач с помощью линейного алгоритма Смешали V 1 литров воды с температурой Т1 с V 2 литрами с t T 2. Вычислить t и объем полученной смеси. Program zadacha (input, output); Var v 1, t 1, v 2, t 2, v , t : real ; begin Writeln (‘введите значения v 1, t 1, v 2, t 2’); Readln (v1, t1, v2, t2); v:-v1+v2 t: = (v1*t1+v2*t2)/(v1+v2); Writeln (‘V смеси = ’, v, ‘T смеси = ’, t); end .

Слайд 29

Решение задач с помощью линейного алгоритма Выделение цифр из заданного числа Program zadacha (input, output); var a, a1, c , d: integer; begin writeln (‘введите трехзначное число a ’); readln (a); a1: = a mod 10; d:=a div 10 mod 10; c: = a div 100; writeln (‘число единиц = ’, a 1 , ‘ число десятков =’, d ); writeln (‘ число сотен = ‘ , c ) ; end .

Слайд 30

Решение задач с помощью линейного алгоритма Вычислить сумму членов арифметической прогрессии, зная её первый член, разность прогрессии и число членов. program zadacha ( input , output ); var n : integer ; a 1, d , s : real ; begin writeln (‘введите первый член, разность и число членов ариф . прогрессии’); readln ( a 1, d , n ); s :=(2* a 1 + d *( n -1))/2* n ; writlen (‘сумма членов арифметической прогрессии’, s ) End .

Слайд 31

Решение задач с помощью линейного алгоритма Определить давление на грунт опоры, имеющей форму основания в виде круга радиусом R с вырезанный из центра квадратом со стороной А. Масса опоры М. program zadacha (input, output); var m,r,a,d :real; begin writeln (‘вв. массу, R осн ., сторону опоры’); readln ( m,r,a ); d:=9.8*m/(pi*r*r-a*a); Writeln (‘давление на грунт= ’, d ); end .

Слайд 32

Решение задач с помощью линейного алгоритма Дана, длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого куба. Program zadacha ( input output ); Var a, sg , sp, v, real; begin Writeln (`введите длину ребра куда); Readln (a); Sg : =a*a; Sp: = 6* sg ; V: = a*a*a; Writeln ( `S гр .= `, sg , `S пов .= `, sp, `V куба = `, v) ; End .

Слайд 33

Ветвление Оператор условия If <условие> then <оператор - да> else <оператор - нет>; предназначен для реализации простого ветвления алгоритма . Оператор выбора Case <селектор> of <значение1>:<оператор1>; < значение2>:<оператор2>; ………………………………; <значение N >:<оператор N > Else <оператор - нет>;

Слайд 34

Ветвление Оператор Case используется при множественном разветвлении алгоритма, например, если необходимо по числовому значению месяца указать время года (1, 2, 12 – зима; 3, 4, 5 – весна и т.д.). program sezon ; var n : 1..12; {перечисляемый тип, здесь допускает только значения от 1 до 12 } begin writeln (‘Введите числовое значение месяца’); readln (n); case n of 1, 2, 12: writeln (‘ зима ’); 3..5: writeln (‘ весна ’); 6..8: writeln (‘ лето ’) else writeln (‘ осень ’); end .

Слайд 35

Решение задач с помощью ветвления Вычислить y=1/x Program zadacha ( input,output ); Var x , y : real ; Begin Writeln (‘введите значение переменной x ’); Readln (x); If x=0 then writeln (‘ при х =0 решения нет ’) Else writeln (‘ при х = ’,x,’ y=’, 1/x) End .

Слайд 36

Решение задач с помощью ветвления Даны два числа. Выдать на печать наибольшее из них. Program zadacha ( input , output ); Var a,b,s:real ; Begin Writeln (‘вв. значение двух переменных а, в’); Readln ( a,b ); If a>b then s:= a else s:= b; writeln (‘ большее число = ‘ , s) end .

Слайд 37

Решение задач с помощью ветвления Составить алгоритм выбора наименьшего из трех различных чисел. Program zadacha ( input , output ); Var a, b, c, min :real Begin Writeln (`вв.знач. трех перемен a , b , c `) Readln(a, b, c); Min:=a; If d

Слайд 38

Решение задач с помощью ветвления Составить алгоритм, который для заданного числа x определяет, принадлежит ли x отрезку [ A , B ] program zadacha ( input , output ); var a , b , x : real ; begin writeln (‘ введите значение переменной x ‘); readln ( x ); writeln (‘вв. Нач . и кон. Точки отрезка , a , в’); readln ( a , d ); If ( x < a ) or ( x > b ) then writeln (‘точка не прин . отрезку’) else writeln (‘точка прин . отрезку’) end .

Слайд 39

Решение задач с помощью ветвления РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ Program zadacha ( input , output ); VAR A,B,C,D,X1,X2, Х :REAL; BEGIN Writeln(‘ ВВ . КОЭФ . КВАДР . УРАВНЕНИЯ a,b,c ’); Readln ( a,b,c ); D:=b*b-4*a*c; If d>0 then begin X1:=(- b+sqrt (d))/(2*a); X2:=(-b- sqrt (d))/(2*a); Writeln (‘x1=’,x1, ‘x2=’, x2) End Else if d=0 then begin x:=(-b)/(2*a); Writeln (‘ x =’, x ) End Else Writeln (‘уравнение не имеет корней’) End .

Слайд 40

Решение задач с помощью ветвления О пределение номера четверти плоскости Program zadacha (input, output); Var x , y : real ; Begin Writeln (‘введите координаты точки x , y ‘ ); Readln ( x,y ); If (x>0) and (y>0) Then k:=1 Else if (x<0) and (y>0) then k:=2 Else if (x<0) and (y<0) Then k :=3 Else k :=4; Writeln (‘точка находится в ‘ , k , ‘ четверти ‘) End .

Слайд 41

Решение задач с помощью ветвления Для данного N составить алгоритм вычисления факториала N !=1*2*3*….* N . Program zadacha Var F,I,n:integer ; begin Writeln (‘введите натуральное число N ’); Readln (n); F:=1; For i :=1 to n do f:=f*I; Writeln (n,’!=’,f) End.

Слайд 42

Решение задач с помощью ветвления Среди чисел 1 <= N <= 100. Найти все пары чисел, для которых их сумма равнялась бы их произведению. Program zadacha ( input , output ); Var k, a, b: integer; begin k:=0 for a:=1 to 100 do for b:= 1 to 100 do begin if a+b =a*b then begin k:= k+1; Writeln (‘ числа ’, a, b) end; end if k=0 then Writeln (‘ таких чисел нет ’) end.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме "Программирование на языке Pascal".

Материал представляет собой разработку уроков для учителей информатики.Свыше 60 уроков, содержащих теоретический и практический материал....

Элективный курс « Занимательное программирование на языке Pascal»

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организа...

Элективный курс для 10-11 класса "Программирование на языке Pascal"

Программирование на языке Pascal. Программа элективного курса для 10 – 11-ых классовОдна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему ур...

Программирование. Начало программирование на языке Pascal

Материал разработан и опубликован для московского проекта единая общегородская образовательная платформа...

Электронный учебник по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для преподавателей

Данный электронный учебник является программно-методическим обеспечением для дистанционного обучения по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal". Вашему вниманию предлага...

Электронный учебник по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для студентов специальности 050202 отделения "информатика"

Данный электронный учебник является программно-методическим обеспечением для дистанционного обучения по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для студентов специальнос...

Алгоритмизация и программирование на языке QBasic 5-6 класс дидактическое пособие Авторы: Волкова Е.И., Перескокова О.И., Васильева Г.С.

ОПЫТ ПРЕПОДОВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯМАОУ "СОШ №9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла"Авторы: Волкова Е.И., ...