Открытый урок "Технология обработки текстовой информации"
материал по информатике и икт по теме

Катмашова Людмила Александровна

Урок разработан по новой дисциплине "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности". Урок-защита  проектов студентов "Создание дидактического материала к урокам начальной школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

БОУ СПО РК «Элистинский педагогический колледж им. Х. Б. Канукова»

Открытый урок на тему:

«Технология обработки текстовой информации»

Предмет: «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Курс: 2 «а»,  школьное отделение.

Преподаватель информатики: Катмашова Л. А.

2012 г.

Урок информатики по теме: "Технология обработки текстовой информации"

 

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

Древнекитайская мудрость

Цель урока: 

образовательные: 

  1. повторить и систематизировать знания по теме: «Технология обработки текстовой информации»;
  1. практическое применение изученного материала;

развивающие:

  1. развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  2. развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  3. развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  4. формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
  5. развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

воспитательные:

  1. воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  2. воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  3. профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Формирование у студентов общих  компетенций:

  1. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  2. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  3. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
  4. Работать в коллективе и команде.

Формирование у студентов профессиональных компетенций:

  1. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
  2. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Общее время: 40 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: программа Microsoft Word, дидактический раздаточный материал,  мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование урока: 

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Пакет программ MS Office;
  4. Интерактивная доска;
  5. Карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретический опрос.
  3. Работа со схемой.
  4. Работа с интерактивной доской (заполнение таблицы).
  5. Физминутка.
  6. Защита минипроектов.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Домашнее задание. 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок по теме «Технология обработки текстовой информации» ( тема на слайде  1). Давайте вспомним:

  1. Вопросы к повторению:
  1. Какие вы знаете программные средства, предназначенные для работы с текстом?
  2. Дайте определение текстового процессора.
  3. Чем отличаются текстовые редакторы от текстовых процессоров? Приведите примеры.
  4. Приведите примеры текстовых редакторов и текстовых процессоров.
  5. Какие принципы заложены в текстовых процессорах?
  1. Работа со схемой.

Рассмотрите документ и проведите классификацию объектов, составляющих объект «Документ»  (Приложение 1).  Подпишите на схеме, какие объекты вы видите?

Назовите объекты: текст, многоуровневый список, картинка, диаграмма, векторный рисунок, фигурный текст (Word Art), заголовок, колонтитулы.

  1. Работа с интерактивной доской (приложение 2).

Заполните таблицу: запишите основные объекты, их свойства и дайте характеристику каждому объекту. Работа у доски, остальные заполняют таблицу в тетради.

 

Объект

Свойства

Текст

Шрифт (кегль, гарнитура, цвет)

Стиль абзаца

Параметры страницы

Таблица

Стиль

Число строк, столбцов

Формат ячейки

Рисунок

Размер, масштаб

Цветовое решение

Размещение на странице

Фигурный текст

Вид шрифта

Формат текста

Специальные эффекты

Размещение на странице

Вернёмся к нашей схеме. Подпишите на схеме основные атрибуты текста.

Перечислите этапы подготовки документа к печати:

Что называется редактированием и форматированием?

  1. Физминутка

А сейчас немного отдохнём. Специалистами в области лечебной физкультуры разработана эрг-аэробика. Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы пользователя компьютера. Их можно выполнять в любое время и в любом месте.

Эрг-упражнения:

  1. «Глядя в небо». Цель упражнения – устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела. Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад, глядя в небо. Вернуться в исходное положение.
  2. «Египтянин». Цель – укрепление мышц задней стороны шеи и предотвращение  болей в области шеи. Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении остаться в течение 5 секунд.
  3. «Абра-кадабра». Цель: усиления кровотока к ладоням, снятие напряжения в запястьях и ладонях. Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз. «Абра» - медленно сжать ладони в кулак. «Кадабра» - медленно разжать кулаки.

  1. Защита минипроектов.

Ко второй части урока мы выбрали цитату из древнекитайской мудрости (слайд 2).

Каждому студенту была дана возможность показать приобретённые практические навыки работы в текстовом процессоре. По желанию студенты выполнили индивидуальные и групповые проекты. Тема проекта: «Создать дидактический материал к урокам в начальной школе». При защите минипроекта придерживаетесь плана:

  1. Актуальность вашей темы.
  2. Назначение вашего программного продукта.
  3. Показ и объяснение принципа работы.
  4. Технологическая карта выполнения проекта. Перечислить основные функции текстового процессора, используемых в вашей работе.

Мы рассмотрим возможности использования текстового процессора в начальной школе.

Защита проектов (папка «Проекты студентов к уроку»)

  1. Коростылева Вика. Лото «Животные и растения Калмыкии»
  2. Борцова Света, Айдаева Яхита. Кроссворд.
  3. Емельяненко Люба, Люда. Детская электронная книга.
  4. Дидактические карточки. Павлич Диана, Репина Алина, Гаджимагомедова Хамис, Мамедова Малика, Эльмурзаева Хеда.
  1. Оценка проектов.

Критерии оценки:

  1. Актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
  2. Полнота представления работы, результатов.
  3. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
  4. Практическая направленность и значимость работы.
  5. Эстетичность оформления результатов выполненного проекта.
  6. Соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

За лучший проект получает оценку «отлично» Коростылева Вика. Выполнены все требования к проекту, было подготовлено хорошее выступление.  Вторая группа под руководством Емельяненко Любы также оценивается на «отлично». Выполненная электронная книга соответствовала всем требованиям. Третья группа – оценка «хорошо». Кроссворд требует небольшой доработки, необходимо сформулировать вопросы к кроссворду. Четвертая группа – оценка «хорошо». Технологическая карта не отражает все этапы выполнения работы.

Рефлексия. В начале изучения темы вы оценили свои знания и умения. Сейчас вы заполните ту же самую таблицу и увидите, какие знания и умения приобрели за время изучения текстового редактора (приложение 3).

Спасибо за урок.

Домашнее задание: все проекты собрать в одну папку, распространить на курсе и один из проектов выполнить по технологической карте.

Используемые источники информации

1. Колмыкова Е.А. Информатика.М.:Издательский центр «Академия», 2008 г.

2. Е. В. Михеева. Практикум по информатике. М.:Издательский центр «Академия», 2009 г.

3. О. Б. Ставрова. Применение компьютера в профессиональной деятельности. Интеллект- центр. Москва. 2007.

4. Э. С. Ларина. Информатика. Проектная деятельность учащихся. Волгоград. Издательство «Учитель». 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"

Тест для учащихся 9 класса по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" УМК Угринович...

Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.

План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении  в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...

Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации

Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...

Обработка текстовой информации. Текстовый редактор.

Технологическая карта по информатике 7 класс....

Открытый урок «Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации», 7 класс

Материал содержит конспект к уроку, дополнительные материалы( задания)....