Символьный и строковый типы данных в Паскале
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Презентация предназначена для самостоятельного изучения, содержит массу примеров решения задач, задания для тренировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolnyy_i_strokovyy_tipy_dannyh.pptx352.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текстовый и символьный типы данных Паскаль Презентацию подготовила Учитель информатики Карева Татьяна Петровна МБОУ Гимназия №6 Г. Междуреченска Кемеровской области

Слайд 2

Вычислительные машины имеют дело не только с числами. Едва ли не больше времени они бывают заняты обработкой текста. В Паскале для этого есть специальный тип данных, который называется CHAR (от слова character – символ). Тип CHAR (символьный или строковый или литерный). Его значениями являются отдельные символы: буквы, цифры, знаки. Символьные константы заключаются в кавычки, например, ‘ A ’, ’ B ’, ’ C ’, ‘4’,‘7’, ‘ ‘(пробел). Символьные переменные описываются предложением Var имя переменной: char ;

Слайд 3

Символьные значения можно вводить и выводить, присваивать, сравнивать. Ниже приведен пример, где выполняются все эти действия. Var x , y : char ; Begin Write(‘ Введите символ ‘); Readln (x); Y:=’A’; If x

Слайд 4

Сравнивать символы можно благодаря тому, что в машинной памяти они хранятся в виде целых чисел (кодов символов). Из двух символов большим считается тот, код которого больше. Символы упорядочены следующим образом: ‘ A ’<’ B ’<…<’ Z ’ ‘ a ’<’ b ’<…<’ z ’ ‘0’<’1’<…<’9’ ‘а’<’б’<…<’я’ ‘А’<’Б’<…<’Я’ Для символов допустимы все шесть операций сравнения: =, <=,>=,<,>,<>.

Слайд 5

Стандартные символьные функции. В Паскале имеются стандартные символьные функции: CHR ( N ) – возвращает в программу символ с кодом N , ORD ( S ) – возвращает код символа S , PRED ( S ) –возвращает предыдущий символ SUCC ( S ) – возвращает следующий символ ПРИМЕРЫ: CHR (128) = Б ORD (‘:’) = 58 PRED(‘ Б ’) = А SUCC(‘ Г ’) = Д

Слайд 6

Каждый символ имеет свой уникальный двоичный код. Коды всех символов сведены в таблицу. Первая половина таблицы стала международным стандартом, который называется ASCII – American Standard Code Information Interchange ( читается « аски код») в ней кроме прочего содержится латинский алфавит, вторая имеет разные варианты для разных языков. Кириллица (русский алфавит) имеет несколько стандартов. В Паскале используется стандарт КОИ-8.

Слайд 7

ПРИМЕР использования переменной символьного типа. Составить программу, по которой компьютер многократно вычисляет сумму А+В при различных значениях А и В. в конце каждого этапа появляется запрос о продолжении или прекращении вычислений: «Завершить программу?(Д/Н)». Var A , B : real ; C : char; Begin repeat Write(‘ Введите два числа ‘); Readln ( a,b ); Writeln ( a + b :0:2); Writeln (‘Завершить программу?(Д/Н)’); Readln (с); Until с=’Д’; {программа завершит работу если будет введено Д} Readln End .

Слайд 8

Тренировочные задания. 1 . Что вернет функция CHR ( ORD ( X ))? 2. Определить значения следующих функций: CHR(68) ORD(‘d’) PRED(1) SUCC(‘ Я ’) 3. Составить программу, по которой компьютер находит произведение нечетных чисел, начиная с единицы, и до тех пор, пока на вопрос, задаваемый после каждого шага вычислений: «Продолжить вычисления? (Д/Н)», отвечают ‘Д’.

Слайд 9

Для обработки более крупных текстовых единиц - строк введен тип данных, который называется STRING (строка). Значениями этого типа являются строки любых символов длиной до 255. Переменные строки должны быть описаны предложением: VAR имя: STRING Строки можно присваивать, сравнивать, вводить, выводить и соединять. Соединение обозначается знаком "+". Вот примеры некоторых операций сравнения над строками: 'стол'<= 'столик ' true 'ABC' <'ADBA' true '12' <'2' true 'пар'+ 'о' +'воз' 'паровоз'

Слайд 10

Среди всевозможных значений строк есть пустая строка. Она изображается двумя апострофами (одинарными кавычками), между которыми ничего нет. Чтобы ввести этот символ в состав строки, надо повторить его дважды. Например, оператор write ( ' об''явление ') выведет на экран: об'явление . Программисту доступны отдельные символы строковой переменной, для этого кроме имени переменной надо указать порядковый номер символа в строке. Например, если описана переменная X:STRING, то X[1] - это первый символ строки, X[2] - второй и т.д. У X[0] особая роль - хранить длину строки. Значением X[0] является символ, код которого равен количеству символов в строке. Но для определения длины строковой переменной обычно используется функция LENGTH(строковая переменная). Например, если N:=LENGTH(x); - N присвоится значение равное числу символов в строке.

Слайд 11

При описании строковой переменной мы можем ограничить длину строки, указав ее максимально возможный размер, тогда в строке будет храниться только указанное число символов. Var a,b:string [4]; begin write(' введите слово '); readln (a); write(a); readln end. Если при выполнении этой программы ввести слово КУКУРУЗА, то программа выведет КУКУ .

Слайд 12

ЗАПОМНИТЕ . Если при выполнении программы необходимо ввести значение для нескольких строковых переменных, для каждой из них должен быть указан свой оператор ввода READLN. Например , Var a,b,c:string ; begin readln (a); readln (b); readln (c); write( a+b+c ); readln end. Проверьте, что произойдет, если записать READLN( a,b,c ); или READ( a,b,c ).

Слайд 13

Пример 1. Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину. Var a,b:string ; begin readln (a); readln (b); if length(a)>length(b) then write(a) else write(b); readln end.

Слайд 14

Пример 2. Даны два слова. Составить программу определяющую верно ли, что первое слово начинается на ту же букву, которой оканчивается второе слово. Var x,y:byte ; a,b:string ; begin readln (a); readln (b); x:=length(b); {определяем длину слова b, чтобы узнать номер последнего символа} if a[1]=b[x] then write ('верно') else write ('неверно'); readln end .

Слайд 15

Тренировочные задания. 1. Дано название города. Определить, четно или не четно количество символов в нем. 2. Дано слово. Вывести на экран его третий символ и дважды его последний символ. 3. Дано слово. Верно ли, что оно начинается и оканчивается на одну и ту же букву? 4. Дано слово. Получить и вывести на экран буквосочетание, состоящее из его третьего и последнего символа. 5. Составить программу, которая запрашивает название футбольной команды и повторяет его на экране со словами: "Это чемпион!".

Слайд 16

Для работы со строковыми переменными в Паскале существует набор стандартных процедур и функций. Их применение упрощает решение задач. Хочу напомнить что результат выполнения функции должен быть запомнен в переменной соответствующего типа, если конечно она, функция, не является элементом выражения. Функция копирования строки или ее части. S:=COPY( строка , позиция , N); Функция копирования называется также "вырезкой". Результатом выполнения функции будет часть строки начиная с указанной позиции длиной N.

Слайд 17

Пример: Дано предложение. Определить порядковый номер первой встреченной буквы 'к'. Если такой буквы нет, сообщить об этом. Var x: integer; a: string; begin write(' Введите предложение '); readln (a); x:=pos(' к ',a); if x=0 then writeln (' Такой буквы нет ') else writeln (x); readln end.

Слайд 18

Процедура удаления части строки DELETE( строка , начальный номер , количество символов ) Удаляет из исходной строки указанное количество символов. Пример : Дано слово, состоящее из четного числа букв. Вывести на экран его первую половину. Var i,x:byte ; a,p:string ; begin repeat write ('Введите слово из четного числа букв'); readln (a); x:=length(a); {определяем длину слова} until (x mod 2 = 0); x:= x div 2; {применяем целочисленное деление} delete (a,x+1,x); write (а); readln end .

Слайд 19

Процедура вставки подстроки в строку INSERT( строка1 , строка2 , позиция ); Строка1 вставляется в строку2 начиная с указанной позиции . Тренировочные задания. 1. Дано предложение. Определить число вхождений в него некоторого символа. 2. Дано предложение. Заменить в нем все вхождения буквосочетания "ах" на "ух". 3. Дано слово. Проверить, является ли оно "перевертышем", т.е. читается одинаково как с начала, так и с конца. 4. Дано слово: a. удалить из него первую из букв "о", если такая буква есть; b. удалить из него последнюю из букв "т", если такая буква есть. 5. Дано предложение. Удалить из него все буквы "с".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паскаль. Типы данных.

Паскаль. Типы данных....

Строковый и символьный типы данных - урок по программированию в 11 классе (PASCAL)

Подробная презентация,содержащая весь необходимый материал по теме "Строковый и символьный типы данных" - урок по программированию в 11 классе (PASCAL)...

Задачи для зачета по теме "Строковый тип данных в Паскале"

В материале имеются 14 задач по теме "Строковый тип данных в Паскале", которые предназначены для подготовки к контрольной работе  или могут использоваться для проведения зачета по теме в 10 класс...

Символьный и строковый типы данных

Основные функции для работы с символами и строками...

Символьный, строковый и логический типы данных

В файле представлена презентация к уроку по теме: «Символьный, строковый и логический типы данных»...

Конспект практического урока информатики "СИМВОЛЬНЫЕ И СТРОКОВЫЕ ФУНКЦИИ В ПАСКАЛЬ"

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6  СИМВОЛЬНЫЕ И СТРОКОВЫЕ ФУНКЦИИ CHR(X) -(си эйч а) - ПРИСВАИВАЕТ СИМВОЛ соответствующий коду X....

Символьный строковый типы данных

Презентация по теме "Символьный строковый типы данных"...