Обработка текстовой информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Конспект урока информатики в 5 классе по теме "Обработка текстовой информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по информатике в 5 классе

Тема урока: Обработка текстовой информации.

Цели урока:

Образовательные: познакомиться с пользовательским интерфейсом текстового редактора WordPad;, научить самостоятельно работать с текстовым редактором WordPad.

Развивающие: развитие компьютерной грамотности, формирование навыков индивидуальной работы за компьютером в текстовом редакторе WordPad.

Воспитательные: воспитание культуры общения на занятии и в повседневной жизни, навыков контроля и самоконтроля, умения самостоятельно работать и размышлять.

Задачи урока:

актуализация знаний по теме «Обработка информации»;

формирование навыков индивидуальной работы за компьютером в текстовом редакторе WordPad.

Тип урока: изучение нового материала

Продолжительность:  45 мин

Форма проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. проектор;
  2. презентация PowerPoint;
  3. компьютеры;
  4. карточки.

План урока

  1. Оргмомент (2 минуты)
  2. Постановка проблемной ситуации, введение в тему (3 минут)
  3. Постановка цели  урока (2 минуты)
  4. Изучение  нового материала. (15 минут)
  5. Физкультминутка (1 минута)
  6. Практическая  работа (10 минут)
  7. Физкультминутка для глаз (1 минута)
  8. Домашнее задание.(5 минут)
  9.  Рефлексия (3 минут).
  10. Подведение итогов  урока.(3 минуты)

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята, доброго всем утра, проверка отсутствующих на уроке (Слайд 1)

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке!
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием учитесь!

Итак, начнем сегодняшний урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Постановка проблемной ситуации, введение в тему

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами  превратимся в редакторов школьной газеты!

Но у настоящего редактора должны быть тексты статей и заметок, подготовленные журналистами!? Журналист, который готовил материал для нас, работал всю ночь и очень устал, поэтому выполняя свое задание, он кое-что напутал, мы с вами поможем исправить статью и спасти выпуск газеты.


До выпуска газеты осталось очень мало времени, нужно как можно быстрее помочь редактору, для этого вам нужно выполнить несколько заданий, с помощью программы Калькулятор, с которой мы познакомились на прошлом уроке.


Прежде чем приступить к выполнению заданий вспомним правила ТБ при работе за компьютерами (Слайд 2)



Журналист должен был подготовить пословицы и поговорки о труде и дружбе, но посмотрите, что у него получилось – все слова перепутались местами, а пословицы и поговорки перемешались. (Слайд 3)









Учащиеся перечисляют правила ТБ и поведения в кабинете информатики

Выполняют индивидуальные задания по карточкам в программе Калькулятор.

В зависимости от первого ответа, полученного при выполнении Задания 1, учащиеся делятся на три группы.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Логические УУД (построение логической цепи)

Постановка цели  урока

Скажите, поможет ли Калькулятор редактору газеты в таком случае?

Правильно -  нет. И я думаю, что вы догадались,  что тема нашего урока

  «Обработка текстовой информации».

А какие цели вы для себя поставите на сегодняшний урок?



Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Изучение  нового материала

Итак, существуют специальные программы для обработки текстовой информации.

В зависимости от возможностей таких программ их можно разделить на две группы (Слайд 5).

Текстовые редакторы – программы, предназначенные для создания простых сообщений и текстов.


Текстовый редактор Блокнот помогает создавать небольшие тексты, состоящие из букв, знаков препинания и специальных символов, которые можно вводить с помощью клавиатуры (Слайд 6).


Текстовые процессоры – мощные программы для работы с текстами, позволяющие изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.


Текстовый процессор WordPad помогает создавать и оформлять рассказы, доклады, статьи для школьной газеты, содержащие надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии (Слайд 7).


Обе эти программы относятся к стандартным приложениям Windows, а значит каким образом можно их запустить?


Запуск программы WordPad: Пуск → Программы → Стандартные → WordPad. (Слайд 8.)


Окно текстового процессора WordPad (Слайд 9)


Этапы подготовки документа на компьютере

○ Ввод (набор) текста.

○ Редактирование.

○ Форматирование.

○ Печать. (Слайд 10)

Ввод текста

○ С помощью клавиатуры.

○ Роль бумаги – экран.

○ Курсор – мигающая вертикальная черта, указывает место для ввода очередного символа текста.

Как и при обычном письме на бумаге при вводе текста следует соблюдать определенные правила, с которыми вы познакомитесь, прочитав карточки, лежащие на ваших столах (Слайд 11)

Правила ввода текста

  1. Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
  2. Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
  3. Ошибку, допущенную при вводе текста, можно исправить. Ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удаляйте клавишей Delete, а слева от курсора – клавишей Backspase.
  4. При наборе текста на компьютере вам не нужно следить за концом строки: как только он будет достигать, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
  5. Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.




Записывают определения в тетрадь.



Сравнивают окна программ Блокнот и WordPad









- Так же как и Калькулятор: Пуск → Программы → Стандартные →…




Изучают основные элементы окна программы WordPad


Записывают этапы  в тетрадь









Работа с карточками, последующие ответы на вопросы по прочитанному.

Устная работа в  форме диалога.



Познавательные УУД (работа с информацией)





Коммуникативные (умение выражать мысли)





















Познавательные УУД (работа с информацией)

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Ну а теперь, после того как вы познакомились с программными средствами, этапами и правилами создания текстов на компьютере, давайте вернемся к нашей задаче – как же помочь редактору с «испорченными» пословицами и поговорками.

На ваших столах лежат конверты со словами, ответы которые вы получили при выполнении задания в Калькуляторе – это номера пословиц и поговорок, которые вам необходимо восстановить.




Выбирают слова из предложенных и собирают пословицы и поговорки на магнитной доске (работа в группах)



Логические УУД (анализ)

Коммуникативные УУД  (умение выражать мысли, слушать, вести диалог, работать в группе)

Физкультминутка  «Танцуйте сидя» (Сдайд 12)

 Упражнение 1:
Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.
Упражнение 2:
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
Выполнить по три раза.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!

Выполняют  упражнения  для  двигательного аппарата.

Коммуникативные (умение слушать и слышать)

Личностные (самоорганизация)

Регулятивные (саморегуляция)

Практическая работа, закрепление материала (Слайд 13)

А теперь вам необходимо оформить составленные вашей группой пословицы и поговорки с помощью текстового процессора WordPad.

Настрой на дальнейшую  работу, возвращение к уроку.

Самостоятельно загружают программу WordPad и вводят пословицы и поговорки.

После выполнения показывают работу учителю

Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)) Общеучебные

Физкультминутка для глаз (Слайд 14)

Домашнее задание

-Прежде, чем  приступить к дальнейшей  работе, достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 15)

Прочитать  § 2.9 (с.88-90),

В рабочей тетради выполнить  №38, 39 (с.74), №33 (с.31)

Коммуникативные (умение слушать и слышать)

Личностные (самоорганизация)

Рефлексия (слайд 16)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / хуже
понятен / не понятен
легким / трудным

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе  класса. Внутренне ставят себе отметку.

Общеучебные

Регулятивные (оценка)

Личностные (степень правдивости  при рефлексии)

Подведение  итогов  урока

Оценить практическую  работу

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору  карточек на следующем уроке.


Регулятивные (оценка)

Литература: 1) Босова Л. Информатика 5 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория  базовых  знаний, 2005

 2) пословицы и поговорки - http://www.trepsy.net/adage/

Задание 1.

1 группа

Используя стандартное приложение Калькулятор, найди значение выражений. Не забудьте о правильной последовательности действий. Результаты запишите в тетрадь:

  1. (333 + 167) - 233 =
  2. 44 - (63 : 9) - 5 • 6 =
  3. 16 • 28 : 14 : 8 =
  4. (196 : 28) • 5 - (38 - 17) =
  5. 13 • (49 : ( 13 - 6)) - 88 =

2 группа

Используя стандартное приложение Калькулятор, найди значение выражений. Не забудьте о правильной последовательности действий. Результаты запишите в тетрадь:

  1.  (352 + 128) - 452 =
  2. ( 159 : 3 - 28) : (13 - 8) =
  3. (258 - 114) : (144 : 12) =
  4. (20 - 48 : 6) : 2 =
  5. 38 : (11 • 2 - 3) =

3 группа

Используя стандартное приложение Калькулятор, найди значение выражений. Не забудьте о правильной последовательности действий. Результаты запишите в тетрадь:

  1.  (368 + 139) - 498 =
  2. (21 - 52 : 4) • 2 =
  3. (124 - 36) : (4 • 22) =
  4. (234 : 3 - 34) : (35 - 31) =
  5. 84 • 14 : 21 : 8+2 =

Задание 2

Из предложенного набора слов члены каждой группы выбирают слова, входящие в пословицы, номера которых определены оставшимися ответами из задания 1.


худой дереву с рук не долой зимою мир лучше колесо больше скрипит долго помнится а хорошее мужик колесо скоро забудется дерево каша в сук словом растет дело коли сам истец судья телеге стоит грязь сало глядит отстала гром не грянет потер гроза бьет по высокому гроша рублем гречневая матушка доброй наша хлебец ржаной отец ссоры наш пятое родной грамоте худое учиться всегда пригодится грамота второй язык готовь летом товар телегу пчела жалит жалом человек сытый голодному сани товарищ перекрестится


Пословицы и поговорки

  1. Худой товар с рук долой
  2. Гроза бьет по высокому дереву
  3. Худой мир лучше доброй ссоры
  4. Грамота - второй язык
  5. Худое колесо больше скрипит
  6. Сытый голодному не товарищ
  7. Грязь не сало потер - отстала
  8. Худое долго помнится, а хорошее скоро забудется
  9. Пятое колесо в телеге
  10. Худое дерево в сук растет
  11. Худое дело, коли сам истец судья
  12. Гроша не стоит, а глядит рублем
  13. Гром не грянет - мужик не перекрестится
  14. Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной
  15. Пчела жалит жалом, а человек - словом
  16. Грамоте учиться - всегда пригодится
  17. Готовь летом сани, а зимою телегу

Задание 3 (индивидуальная работа за компьютерами)

С помощью редактора WordPad учащиеся оформляют результаты групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"

Тест для учащихся 9 класса по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" УМК Угринович...

Кроссворд по теме: "Обработка текстовой информации"

кроссворд по теме: "Обработка текстовой инфорации"...

Практические работы по теме "Обработка текстовой информации", 5 класс

Цикл практических работ разработан для закрепления навыков работы в текстовом редакторе при изучении главы "Обработка текстовой информации" по учебнику Л.Босовой, 5 класс....

Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.

План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении  в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...

Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации

Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...